Категории граждан | Численность граждан, получивших услугу | 2019 год к 2018 году | |
2018 г. | 2019 г. | ||
чел. | чел. | % | |
Безработные граждане, получившие государственные услуги по социальной адаптации, из них: | |||
женщины | 91,7 | ||
граждане в возрасте 16-29 лет | |||
инвалиды | |||
уволенные с военной службы | |||
освобожденные из учреждений исполнения наказаний в виде лишения свободы | |||
стремящиеся возобновить трудовую деятельность после длительного (более года) перерыва |
1.7.3. Примеры наиболее эффективных форм работы при оказании государственной услуги.
Наиболее эффективной формой работы при оказании государственной услуги по социальной адаптации в 2019 году была групповая форма проведения занятий. Группы сопровождались оказанием психологической поддержкой.
Главной целью при работе с безработными гражданами в группах по социальной адаптации являлось формирование у них активной жизненной позиции, мотивации к трудовой деятельности, психологической готовности к активному поиску работы, не смотря на трудности с трудоустройством, по интересующим их профессиям в условиях нашего района и города.
Занятия по предоставлению государственных услуг по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда предусматривают занятия по обучению технологии поиска работы, релаксационные тренинги, психокоррекционные занятия, деловые игры:
изучение ситуации и планирование вариантов трудоустройства:
анализ ваших профессиональных возможностей, умений и навыков,
личных качеств, сильных и слабых сторон;
построение иерархии целей;
|
планирование действий;
овладение навыками самостоятельного поиска работы:
приемов самопрезентации;
методов бесконтактного общения с работодателями (поисковое письмо, резюме, автобиография, рекомендательные письма, анкеты);
стиля ведения телефонных переговоров при устройстве на работу;
практики собеседования с работодателем.
составление портрета конкурентоспособного специалиста, формулы профессионального успеха;
психологическая подготовка к решению проблем трудоустройства;
умение грамотно оформить документы, необходимые при трудоустройстве.
1.7.4. Предложения по совершенствованию деятельности по направлению – издание информационных материалов (буклетов).
1.8. Психологическая поддержка безработных граждан
1.8.1. Динамика оказания государственной услуги по сравнению с 2018 годом.
В отчетном периоде государственные услуги по психологической поддержке оказывались в соответствии с требованиями Административного регламента предоставления государственной услуги по психологической поддержке безработных граждан.
В 2019 года проводилась работа по предоставлению государственной услуги по психологической поддержке безработных граждан в рамках программы социальной адаптации безработных граждан на рынке труда. Результатом работы ставились задачи по оптимизации психологического состояния вследствие потери работы, повышение самооценки, повышение мотивации к самостоятельному поиску работы и профессиональному обучению с целью повышения их конкурентоспособности на рынке труда.
Государственной программой «Содействие занятости населения Псковской области» предусматривалось участие в программах социальной адаптации 20 безработных граждан. Фактически за отчетный период приняли участие в работе по данным программам 25 безработных граждан, что составляет 166% от численности 2018 года (15 человек). Выполнение контрольного показателя на 2019 год, по данному виду услуг, составляет 125%.
|
1.8.2. Учет особенностей различных категорий граждан при оказании государственной услуги.
Из 25 человек, получившим услугу, 9 человек из числа молодежи 16-29 лет (в 2018 году – 2 чел.), 11 женщинам (в 2018 году – 12 чел.), 14 человек из числа жителей сельской местности (в 2018 году – 9 человек). Представленные категории являются самыми слабозащищенными на рынке труда района, так как
из-за возраста, опыта работы, места жительства им действительно трудно устроиться на работу.
1.8.3. Примеры наиболее эффективных форм работы при оказании государственной услуги.
В психологической поддержке главное внимание уделялось состоянию человека: в мотивационном как повышение активности человека, актуализация потребности в работе, в самопознании и саморазвитии; в когнитивном как повышение самооценки, коррекция представлений человека о самом себе; в эмоциональном как коррекция текущего состояния клиента и формирование умений саморегуляции; в поведенческом как формирование эффективных умений и навыков.
В соответствии с таким подходом выполнялись основные задачи психологической поддержки:
коррекция психического состояния безработных снятие эмоционального напряжения;
|
социально психологическая адаптация граждан (переоценка жизненной ситуации и формирование у клиентов позитивной жизненной перспективы);
обучение умениям и навыкам эффективного поведения на рынке труда.
Как уже отмечалось, психологическая поддержка безработных, обучающихся на занятиях социальной адаптации, проводится, главным образом, с помощью приемов и методов социально психологического тренинга, направленных на снятие тревоги и напряженности, осознание своих потенциальных возможностей, овладение умениями и навыками, необходимыми для обеспечения трудоустройства.
В процессе занятий использовались разнообразные психологические приемы и методы работы: ролевые игры, психотехнические игры и упражнения, методы "мозгового штурма" и направленной дискуссии. Отрабатывались умения и навыки общения с "работодателем " по телефону и лично (на собеседовании), знакомили клиентов с информацией о положении на рынке труда, методикой оптимального поиска работы.
1.8.4. Предложения по совершенствованию деятельности по направлению - издание информационных материалов (буклетов).
1.9. Содействие самозанятости безработных граждан
1.9.1 Единовременная финансовая помощь по направлению (Приложение №5).
1.9.2. Динамика оказания государственной услуги по сравнению с 2018 годом. Структура состава безработных граждан, получивших услуги по содействию самозанятости в отчетном периоде.
Государственные услуги по содействию самозанятости получили 6 чел.
2 безработных гражданина в отчетном периоде зарегистрировали индивидуальное предпринимательство (2018 год – 1чел.), которые получили финансовую помощь.
Было открыто предпринимательство в сфере торговли и в сфере организация похорон и предоставление связанных с ними услуг
Был организован обучающий семинар "Предпринимательство - алгоритм открытия". В нем приняло участие 4 безработных (из них 1 родитель, имеющий несовершеннолетних детей), которых интересовал вопрос открытия собственного дела: порядок открытия, основы налогового законодательства, составление бизнес-плана, как начать свое дело, как состояться в рыночных условиях и др.
Общий объем финансовых средств по данному мероприятию составил 161600 рублей.
1.9.3. Примеры положительного опыта. Основные направления развития бизнеса.
В соответствии с Постановлением Новоржевского района от 12.04.2012 года были определены виды деятельности, которым нужно отдавать предпочтение по вопросам открытия собственного дела:
· производство (строительные материалы, деревообработка);
· крестьянское хозяйство;
· народные промыслы;
· бытовые услуги;
· выездная и стационарная торговля.
1.9.4.Участие органов службы занятости населения в региональных программах развития предпринимательства. Комплексная система содействия развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан.
Предоставление Отделением занятости государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан осуществлялось в соответствии с требованиями Административного регламента предоставления государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан, утвержденного Государственным комитетом по труду и занятости населения от 26.11.2014 года №143 с изменениями от 25.07.2016 №89. Данная услуга оказывалась безработным в условиях высокой напряженности на рынке труда района, недостатка возможностей для постоянного трудоустройства
1.9.5.Предложения по совершенствованию деятельности по направлению
Крайнюю тревогу вызывает ухудшение условий жизни на селе, рост безработицы и связанный с этим отток сельских жителей в города, разрушение социальной инфраструктуры сельской местности. Если сравнивать развитие малого бизнеса в городе и на селе, то районы больше нуждаются и в лоббировании этой темы и в финансовой помощи.
Подводя итоги по реализации программы самозанятости в Новоржевском районе, можно сделать вывод, что данная программа является нужной людям, которые остаются без работы и имеют желание организовать собственное дело.
1.10. Содействие безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости
1.10.1 Организация деятельности по направлению.
Предложения о содействие переезду в другую местность с целью трудоустройства особо не востребованы безработными гражданами района. В 2019 году специалисты службы занятости района вели информационную работу об имеющихся возможностях переезда для трудоустройства в другую местность, как своего региона, так и других регионов. Однако, ни одно из предложений сотрудников Отделения занятости о трудоустройстве в других районах области и за её пределами, где есть и работа, и жильё не привлекло не имеющих работы граждан. Причины отказов: наличие личное подсобное хозяйство, которое для многих клиентов является неформальной формой занятости, а также не привлекательные условия переезда, размер заработной платы.
1.10.2. Динамика оказания государственной услуги по сравнению с 2018 годом. Структура состава безработных граждан, получивших государственную услугу.
Информация о вакансиях с предоставлением жилья постоянно обновляется и предоставляется клиентам службы занятости на информационных стендах, на страницах информационного киоска, проводятся консультации.
В 2019 году данная услуга не была оказана в связи с отсутствием граждан, желающих осуществить переезд.
1.10.3. Опыта переселения в другую местность не имеем.
1.11.Организация сопровождения при содействии занятости инвалидов.
1.11.1.Данная услуга не была оказана, в связи с отсутствием вакансий, подходящих для граждан данной категории, состоящих на учете в Отделении.
1.12. Профилирование безработных граждан
1.12.1. Проведение мероприятий по внедрению эффективных механизмов профилирования безработных, оптимизация мер по оказанию содействия в трудоустройстве применительно к каждой профильной группе.
В настоящее время, когда продолжительность периода безработицы имеет тенденцию к увеличению, а качество и количество вакансий на местном рынке труда оставляют желать лучшего, служба занятости испытывают сложности при трудоустройстве отдельных категорий безработных граждан. В этой связи все более актуальной становится задача построения индивидуальной работы с каждым безработным гражданином с учетом его профессиональной востребованности на рынке труда и степени мотивации к трудовой деятельности.
В 2019 году продолжалась проводиться работа по проведению специальных мероприятий по профилированию (распределению безработных граждан на группы в соответствии с риском длительной безработицы, который оценивается на основании индивидуальных характеристик безработного, отражающих потенциал трудоустройства и мотивацию к трудоустройству, с последующим определением оптимального, с точки зрения повышения потенциала трудоустройства, набора активных программ занятости для тех групп, помощь которым со стороны службы занятости является экономически эффективной.
Профилирование осуществлялось при признании безработных граждан специалистами отдела трудоустройства и на занятиях по программе социальной адаптации безработных граждан на рынке труда. Данный вид услуги получили 191 человек, с учетом состоящих на учете на 01.01.2019 года, что позволяет, в последующей работе с данными гражданами проводить более детальную работу по подбору сферы деятельности, профессионального обучения.
Клиенты первой группы имеют высокую мотивацию к трудоустройству и высокий потенциал трудоустройства. В работе с гражданами, имеющими высокий потенциал трудоустройства, ставилась задача на сокращение периода поиска работы.
К ним отнесены 62 человека (32%), им были оказаны услуги по профориентации - 41 чел., временное трудоустройство в рамках программы испытывающих трудности в поиске работы – 1 чел., приняли участие в ярмарках вакансии – 14 чел., 12 чел принял участие в программе социальной адаптации и получил психологическую поддержку, 23 человека трудоустроены, 6 приняли участие в общественных работах, прошли профобучение – 12 чел, 2 чел.- организовали собственное дело.
Ко второй группе относятся безработные граждане, у которых достаточно высокий уровень мотивации к трудоустройству, но есть объективные причины, затрудняющие их трудоустройство в короткие сроки: завышенные требования к желаемой работе или профессиональные проблемы: невостребованная профессия, да и с низкой квалификацией в придачу. В работе с данной категорией ставится вопрос о правильном соотнесении себя с теми возможностями, которые предъявляет рынок труда. 32 гражданина отнесены к данной группе (17%): 14 человек трудоустроено, 18 человека получили профориентационные услуги по вопросам выбора сферы деятельности, возможностях трудоустройства, профессионального обучения, 7 человек получили услуги по социальной адаптации и 7 по психологической поддержке для более уверенного поведения на рынке труда, с учетом особенностей личности клиента, его потенциала, 7 человек прошли профобучение, 3 человек приняли участи в общественных работах, 1 – во временном трудоустройстве испытывающих трудности в поиску работы, приняли участие в ярмарках вакансий - 1 человек.
Клиенты третьей группы характеризуются низким (средним) уровнем мотивации и различным потенциалом трудоустройства, т.е. имеют тенденцию к длительной безработице, к ним отнеслось 34 безработных гражданина (18%). За период работы с клиентами 7 человек были трудоустроены, 21 человек получили гос. услуги по профессиональной ориентации, 0 человек участвовали в общественных работах, 1 чел. – приняли участие во временном трудоустройстве испытывающих трудности в поиске работы 2 человека принимали участие на занятиях по социальной адаптации, и получили психологическую поддержку, 1 человек приняли участие в ярмарке вакансий, 2 человек приступили к профессиональному обучению.
Клиенты четвертой группы граждане, с низкой мотивацией к труду и низким потенциалом трудоустройства (длительно не работающие и утратившие частично или полностью свой профессиональный навык, безработные граждане,
в приеме которых не заинтересован работодатель (инвалиды, граждане предпенсионного возраста и т.д.), не готовые приступить к работе в ближайшее время. Продолжительность безработицы свыше шести месяцев. Безработные граждане этой профильной группы испытывают значительные затруднения при трудоустройстве. Зачастую у них низкая квалификация, отсутствует стажа работы по специальности (профессии), неадекватная самооценка. Они не обладают навыком самопрезентации и сталкиваются со сложностями в процессе поиска работы. К ним отнесены 63 клиентов (33%). За период работы с клиентами 26 чел. трудоустроены, 5 человек приступил к профобучению, 27 человека получили услуги по профессиональной ориентации, 3 чел. приняли участие в общественных работах, 6 человек приняли участи в ярмарке вакансий.
Мероприятия | Профильная группа (участие в мероприятиях, % от всех участников группы) | |||
Профессиональная ориентация в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения получили | ||||
Профессиональное обучение, дополнительное профессиональное образование | ||||
Психологическая поддержка | ||||
Социальная адаптация на рынке труда | ||||
Участие в общественных работах | ||||
Организация собственного дела | ||||
Трудоустройство |
1.12.2. Доля зарегистрированных безработных граждан, охваченных мероприятиями по профилированию, в общей численности зарегистрированных в отчетном периоде безработных граждан
В отчетном периоде прошли профилирование 145 безработный гражданин, что составляет 100% от общего числа зарегистрированных безработных граждан.
1.12.3.Примеры положительного опыта. Влияние профилирования на увеличение эффективности работы службы занятости.
Мероприятия активной политики занятости подбирались с учетом индивидуальных особенностей безработных граждан и, соответственно, более эффективно решались проблемы занятости. В 2019 году среди прошедших профилирование доля граждан трудоустроенных на постоянную и временную работу, организовавших собственное дело, принявших участие в общественных работах и получивших услугу по профессиональному обучению составила 58%.
Раздел 2 Обеспечение качества и эффективности взаимодействия государственного казенного учреждения Псковской области «Областной центр занятости населения» с гражданами и работодателями на основе принципа клиентоориентрованости.
§ В 2019 году специалистами Отделения велась активная работа с работодателями и гражданами, обратившимися в целях поиска работы (работников) на основе принципа клиентоориентированности. А именно, обратившимся в Отделение предоставлялся полный набор государственных услуг: информирование о положении на рынке труда; содействие в поиске подходящей работы (работников); организация профессиональной ориентации в целях выбора (или смены) сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования; организация и проведение специальных мероприятий по профилированию; социальная адаптация на рынке труда.
С целью полноты, достоверности и актуальности информации о вакансиях в Отделении проводится индивидуальная работа с работодателями по вопросу соблюдения законодательства о занятости.
Для активизации работы с работодателями по привлечению вакансий специалисты службы занятости используют метод информирования, личных встреч, а так же газету, общественную трибуну на совещаниях, интернет ресурсы, обращая внимание на взаимовыгодность и заинтересованность каждой из сторон.
Отделением занятости были разработаны мероприятия по привлечению вакансий в службу занятости, которые включали такие направления деятельности как:
- поиск партнеров на рынке труда через обзвон предприятий и организаций и переписка с ними;
- посещение предприятий и организаций сотрудниками Отделения с целью привлечения к сотрудничеству и оказания методической и практической помощи при подготовке документов на подачу заявок по вакантным местам и регистрации на Портале «Работа в России»;
- размещение информации об услугах службы занятости, оказываемых работодателям, в СМИ, в местах, где постоянно бывают работодатели, в силу объективных обстоятельств, на официальных сайтах муниципальных образований Новоржевского района и социальных сетях;
- разъяснительная работа среди работодателей, в том числе участие в совещаниях и семинарах районного уровня, заседаниях Координационного совета и межведомственных комиссий, о выполнении требований статьи 25 «Закона о занятости населения в РФ», «О порядке квотировании рабочих мест», о работе с информационным порталом Роструда «Работа в России»;
- рассылка писем на предприятия и в организации с предложениями своевременно и регулярно подавать заявки на имеющиеся вакансии для социально не защищенных категорий граждан;
- привлечение работодателей к участию в ярмарках вакансий и
специализированных мини-ярмарках и др.
Отделение занятости приложило максимум усилий для сбора вакансий, регистрации работодателей на Портале «Работа в России», проанализировала возможности рынка труда, провело 3 ярмарки вакансий, активизировала профориентационную и информационную работу, участвовала в совещаниях и семинарах различного уровня, проводимых в муниципальном образований по соответствующим вопросам.
Всего в течение отчетного периода заявлено 310 вакансий, выдано 366 направлений на трудоустройство.
Для оказания государственных услуг населению и работодателям в сфере содействия занятости, применяется мобильный офис. Возможности мобильных офисов позволяют оказывать широкий спектр услуг не только зарегистрированным в центрах занятости населения безработных гражданам, но и незанятому населению в отдаленных сельских территориях.
Функции Мобильного офисов центра занятости населения
1. Оказание государственной услуги по информированию о положении на рынке труда в Российской Федерации, правах и гарантиях в области занятости населения;
2. Оказание государственных услуг по профессиональной ориентации в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения;
3. Оказание государственных услуг по содействию гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников. Прием сведений о потребности в работниках, наличии свободных рабочих мест;
4. Проведение предувольнительных консультаций в случаях массового высвобождения, ликвидации организаций либо прекращения деятельности индивидуальными предпринимателями, сокращения численности или штата работников организаций;
5. Проведение мониторинговых исследований, необходимых для повышения эффективности работы центра занятости населения Новоржевского района;
6. Ознакомление граждан с буклетной продукцией центра занятости.
Мобильный центр занятости населения ФИАТ ДУКАТО в ГКУ ПО «ЦЗН Новоржевского района» в 2019 году использовался также для:
- перерегистрации безработных граждан;
- проверки деятельности предпринимателей;
- для выезда в сельские школы для оказания государственных услуг;
- для оказания государственных услуг работодателям;
- для информирования населения в сельской местности.
Использование в работе возможности мобильного офиса, Отделения занятости населения существенно расширяет возможности информирования и консультирования населения по вопросам занятости, повышает уровень доступности получения государственных услуг как и гражданами, так и работодателями.
Раздел 3. Реализация превентивных мер по повышению уровня трудоустройства граждан.
В целях повышения уровня трудоустройства граждан, испытывающих трудности в поиске работы, включая инвалидов органы службы занятости населения реализуют превентивные меры, включающие в себя:
- повышение уровня информированности населения и работодателей о положении на рынке труда в Новоржевском районе;
- организацию и проведение ярмарок и учебных рабочих мест, мини-ярмарок, специализированных ярмарок в целях сокращения времени поиска работы (в 2019 году специалистами Отделения было организовано 3 ярмарки вакансий, в результате которых было трудоустроено на временные работы 30 человек и 1 человек на постоянную работу;
- организацию временного трудоустройства граждан, испытывающих трудности в поиске работы, что позволяет сохранить у безработных граждан мотивацию к трудовой деятельности и обеспечить им материальную поддержку в виде временного заработка (в 2019 году трудоустроено 4 человека 2 гражданина предпенсионного возраста, 1 одинокий родитель и 1 многодетный родитель.);
- трудоустройство инвалидов на оборудованные рабочие места и на квотируемые рабочие места.
Во исполнение приказов Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации н, н и н служба занятости населения тесно сотрудничает с государственными учреждениями медико-социальной экспертизы по реализации индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида (ИПРА).
В целях организации работы по содействию занятости инвалидов в органы службы занятости поступают (через комплекс автоматизации исполнения ИПРА «Витрина») выписки из ИПРА, выдаваемые федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы (МСЭ). Для каждого гражданина, имеющего инвалидность, разрабатываются планы индивидуальных мероприятий в соответствии с рекомендациями ИПРА.
В комплексе «Витрина» в 2018 году была информация о 29 инвалидах трудоспособного возраста, в числе которых 2 инвалидамолодого возраста, в т.ч. 1 студент. Со всеми инвалидами была проведена разъяснительная работа по вопросу получения государственных услуг, особенностям действующего законодательства при трудоустройства, имеющихся вакансиях и возможностях трудоустройства и профессионального обучения. Данная работа была организована путем проведения личных встреч при посещении на дому, приглашением в Отделения занятости и информированием, обзвонами по телефону, а также направлением информационных писем.
В соответствии с рекомендациями бюро МСЭ, зафиксированным в ИПРА, службе занятости было необходимо оказать инвалидам следующие услуги:
- подбор подходящего места работы – 29 чел.;
- профессиональная ориентация – 25 чел.;
Обратилось в службу занятости в целях поиска подходящей работы 9 чел., 9 получили услуги по профессиональной ориентации.
Из 29, чел. – умер, 1 учится в учреждении профессионального образования; работают – 6 человек,
В Новоржевском районе по данным Пенсионного фонда на 31.12.2019 года проживает 193 инвалида трудоспособного возраста, работают 26 инвалида, в том числе 12 инвалидов молодого возраста, обучаются 1инвалид.
На конец отчетного года на учете в качестве безработного состоял 1 чел.
Несмотря на большую работу, проделанную Отделением занятости, эффективность работы по трудоустройству инвалидов в отчетном году продолжает оставаться невысокой.
Основными проблемами в трудоустройстве инвалидов были следующие:
- нежелание значительной части инвалидов трудоустраиваться в связи с потерей федеральной доплаты к пенсии;
- невозможность части инвалидов работать по состоянию здоровья, в связи с прохождением лечения;
- отсутствие вакансий в сельской местности, где проживает значительная часть инвалидов;
- отсутствие транспортной доступности до имеющихся рабочих мест;
- отсутствие соответствующей квалификации;
- невысокие заработные платы по имеющимся вакансиям.