Дети. Награда и наказание




 

 

 

 

 

«Сердце матери – это бездна, в глубине которой всегда найдется прощение».

О. Бальзак

 

«Один отец значит больше, чем сто учителей».

Д. Герберт

 

 

«Родные – все, кто силой духа схож».

Ф. Шиллер

 

«Путана всегда рыскала в поиске крови детей, и с этим желанием она пришла убить Кришну; но из‑за того, что она предложила свою грудь Верховному Господу, она достигла высочайшего совершенства. Что же тогда говорить о тех, кто имел естественную материнскую любовь и преданность к Кришне, и кто предлагал Ему свою грудь и разные дорогие подарки, как мать предлагает что‑либо ребенку?»

Шримад‑Бхагаватам 10.6.35‑36

 

Жену или мужа мы выбираем себе таких, каких хотим или каких любим. Но детей нам приходится любить такими, какие они к нам приходят. Детей и родителей не выбирают. Дети могут быть хорошими или плохими, но родители любят их и принимают в любом качестве. В этом особое положение родителей – любить ребенка, даже если он не отвечает взаимностью. Такая любовь чище супружеской, потому что не требует ничего взамен, она бескорыстна и чиста. Многие родители, особенно матери, ведут себя как святые. Их поведение трогает сердце, ведь ради ребенка мать легко может пожертвовать своей жизнью.

Зимой в уральской глуши одна молодая мама с ребенком на руках ждала автобус на остановке у леса, как вдруг появились волки. Чтобы спасти ребенка от стаи, женщина забросила его на крышу бетонного навеса остановки, а сама погибла. Через несколько минут подъехал автобус, и люди увидели трагедию – растерзанное тело женщины и плачущего ребенка наверху.

Мать беспокоится о своем ребенке, даже когда совсем больна или состарится. Она думает о нем практически непрерывно, когда он в чем‑то нуждается, и переживает его боль, как свою собственную. Такова глубокая привязанность между родителями и детьми, поэтому многие великие преданные, такие как Васудева и Деваки, матушка Яшода и Нанда махарадж, Кардама Муни и Девахути, совершали суровые аскезы, чтобы удостоиться чести иметь Верховного Господа своим сыном. В этом случае человек достигает состояния йоги, не прилагая никаких искусственных усилий, и связь с Богом становится полной.

У обычных людей рождаются обычные дети. Яблоко от яблони далеко не падает. Дети воплощают и грехи и добродетели родителей. Если у супругов небольшой запас благочестия, то им трудно долго любить даже друг друга. Любовь без благочестия чрезвычайно капризна и нетерпелива. Если в такую семейную атмосферу приходит новорожденный, то вместо большой радости он может вызвать чувство страха. Столько хлопот день за днем с утра до ночи и с ночи до утра! Ради чего?

Какой он будет, неизвестно... Страх и беспокойство за ребенка иногда люди принимают за любовь, но на самом деле ребенку не нужны наши страхи и беспокойство за него. Он ждет радости и понимания, он желает быть счастливым прямо сейчас. Тем не менее, заботясь о младенце и служа ему, родители накапливают некоторое благочестие и становятся добрее. Так, постепенно в процессе служения и заботы взращивается любовь. Затем малыш подрастает, его активность и потребности растут, поэтому родителям приходится прилагать еще больше усилий и внимания, чтобы воспитывать его. Позже у ребенка появляются друзья, которых он полюбит, и родителям придется тоже полюбить их. Потом молодой человек приведет в дом невесту. Может быть, она не всем придется по вкусу, но ее тоже придется принять, уже как родственницу. Вот уже и внуки. Как быстро время летит! Семья имеет тенденцию расширяться. Внуки также вырастут, а потом появятся и правнуки, и праправнуки... Если человеку 120 лет, то для него все люди, как дети, он на всех смотрит одинаково. Брахма – наш изначальный прародитель. Для него нет разницы между демонами и полубогами, все они его дети. И, в конце концов, мы все дети одного Бога. Он – источник всего.

Если же родители воспитывают ребенка, держа его в узких рамках своей семьи, независимо от общества людей, тогда ребенок почувствует себя отрезанным от мира, и у него разовьется подозрительность и непонимание окружающих. Человек должен учиться науке взаимоотношений и понимать человеческую природу. Какой бы ни был человек, у каждого можно пробудить в сердце добродетель. В этом и заключается искусство общения. Дхритараштра любил своего злонамеренного сына Дурьедхану, но не смог эту любовь распространить даже на других членов семьи. Под давлением привязанности к сыну он вынужден был преследовать Пандавов. В результате долгой и сложной политики Дхритараштра разрушил царство и потерял всю свою семью. Поэтому преданные Кришны должны быть осторожны в любви к своим детям. Нужно помнить, что любой ребенок должен быть полезен обществу, поэтому воспитание сводится к тому, чтобы дети привыкали делать добро другим даже в ущерб себе. Но материальная природа родителей такова, что они хотят, чтобы их дети жили для себя. Такие семьи разрушают общество, нанося непоправимый вред.

 

«Воспитывая в себе любовь к детям, кобра не становится менее ядовитой».

Авессалом Подводный

 

В этом заключается эгоизм родителей – любить свою семью в ущерб другим. В грихастха‑ашраме преданные хорошо помнят, что живут в одной большой семье Кришны. Чтобы Кришна был доволен, преданные никогда не вредят друг другу. В каждой семье люди могут жить мирно в сознании Кришны и научить этому своих детей. Другой науки воспитания не существует. Только тот, кто имеет любовь к Богу, может дать ее другим. Поэтому главное, что делает человека достойным иметь своих детей – это искренняя преданность Богу.

Конечно, чтобы иметь хороших мужа или жену, хороших детей, необходимо иметь заслуги в прошлом. Сунити, мать Дхрувы махараджа, сказала сыну, что не способна защитить его от мачехи, второй жены царя, потому что не является его любимой женой. Сунити призналась, что это случилось потому, что в прошлых жизнях она не совершала преданного служения Кришне. Теперь она сказала Дхруве, что если он обратится к Богу, тогда Бог Сам защитит его. Царица поступила правильно, указав сыну верный путь, благодаря которому Дхрува достиг совершенства жизни, в свое время она была сполна вознаграждена. Иметь такого преданного Богу сына – величайшая награда.

С другой стороны, отец царя Вены при всем своем благочестии и великих заслугах не смог воспитать в своем кровожадном сыне привязанности к Кришне. В конце концов, он удалился в лес и достиг совершенства сам, а Вена погиб от проклятия брахманов. Но из мертвого тела Вены брахманы сотворили нечто удивительное – пахтая его тело, им удалось отделить грех от добродетели, которые сочетались в царе. Но, когда грех отделился, то появился черный, маленький и уродливый человек, который был слаб разумом и готов был служить каждому. Таков грех без поддержки добродетели – это порочность и слабость. Но затем, когда отделилась добродетель, то появился великий царь Притху сразу же со своей супругой. Он был настолько чист и возвышен, что ему даже не пришлось искать себе жену – они появились одновременно.

 

 

 

Часть 2

 

В век Кали

 

 

 

«Бхишмадева, лучший из восьми Васу, встретил и приветствовал всех собравшихся там великих могущественных риши, ибо в совершенстве знал, как применять все религиозные принципы согласно времени и месту».

КОММЕНТАРИЙ: Знатокам религии хорошо известно, как применять ее принципы в соответствии с местом и временем. Все великие ачарьи (проповедники религии и реформаторы мира) исполняли свою миссию, приспосабливая религиозные принципы к определенному месту и времени. В различных частях света разные климатические и иные условия, и тот, кто, исполняя свой долг, проповедует послание Господа, должен уметь делать это в соответствии с конкретным местом и временем.

Шримад‑Бхагаватам 1.9.9

 

Самое важное в грихастха‑ашраме – применять трансцендентное знание согласно месту, времени и обстоятельствам. Обстоятельства, окружающие нас, далеко не ведические. Гуна добродетели в век Кали на практике почти отсутствует, хотя на уровне ума каждый человек чувствует себя мудрым. В жизни мы сталкиваемся очень близко с гунами страсти и невежества, которые специфически влияют на духовную практику. Мы привносим в чистый процесс бхакти все недостатки, присущие Кали‑юге, поэтому, прежде всего, настоящая духовная жизнь снимет с нас покрывало иллюзии и покажет нам самих себя без всяких прикрас. Мы увидим, что на самом деле больше являемся представителями Кали, нежели чем представителями Бога. И потом много лет уйдет на то, чтобы искоренить в себе низменные привычки и наклонности, которые мы долгое время тщательно скрывали даже от самих себя. Облекая все дурное в хорошие одежды, мы гордились собственными пороками. Так мы делали все свои дела, в том числе и создавали семьи. Духовный учитель и шастры открыли нам глаза. В непроглядной тьме Кали у нас есть факел знания, который открывает истинное лицо Кали‑юги:

 

«Мужчины и женщины будут жить вместе только вследствие поверхностного привлечения, и успех в делах будет базироваться на обмане. Женственность и мужественность будут расцениваться только согласно сексуальному искусству, и признаком мудрости человека станет только священный шнур.

Духовное положение личности будет устанавливаться только согласно внешним признакам, и на той же самой основе люди будут переходить из одного духовного уклада в другой. Достоинства человека будут серьезно подвергаться сомнению, если он не зарабатывает достаточных средств к существованию. И тот, кто очень ловок в жонглировании словами, будет считаться сведущим ученым.

Человек будет расцениваться как нечестивый, если он не имеет денег, а лицемерие будет восприниматься как достоинство. Брак будет заключаться просто при помощи устного соглашения, и человек будет думать, что он достоин появиться на публике, если он всего лишь принял омовение и нарядился».

Шримад‑Бхагаватам 12.2.3‑5

 

В век Кали человек, даже изучивший священные писания, не сможет достичь освобождения, потому что, не имея чистого интеллекта, он не поймет, как применять Веды на практике. Знание, невоплощенное в жизни, развивает великую гордыню и самолюбие, вследствие чего человек начнет анализировать и критиковать священные писания, как если бы они были написаны обычными людьми. И, таким образом, найдя «недостатки» и «разоблачив» противоречивые утверждения Вед, человек не сможет понять их главного вывода – свои взаимоотношения с Кришной. Поэтому в этот век Кали большие ученые, даже изучившие Веды, не приходят к преданному служению Кришне, а всего лишь защищают ученые степени ради наград и славы. Но если бы они, как ученые, применили на практике хотя бы одно или два духовных наставления, то их жизнь и жизнь многих людей намного изменилась бы к лучшему. Но, не имея духовной силы, исходящей из парампары, они не могут практиковать такие вещи, как отказ от ложного эго, принятие духовного учителя, скромность и контроль чувств. И поскольку им трудно идти прямым ведическим путем развития, то они заняты тем, что открывают множество обходных и ложных путей, опираясь на греховные желания и потребности людей. Говоря кратко, путь, который поддерживается современной наукой – это не разоблачение греховной деятельности и не отказ от нее, а борьба с ее неотвратимыми последствиями. Сейчас этот образ жизни вошел в каждую семью и каждого современного человека. Конечно, таким путем невозможно избавиться от страданий ни в одной семье.

Однажды я попал на лекцию одной образованной женщины, которая рассказывала нам, насколько опасна для употребления рыба. Аудитория так была напугана глистами и ботулизмом, что некоторые слушатели начали говорить вслух: «Зачем вообще эта рыба нужна»? На что ученая ответила, что хорошо приготовленная рыба очень вкусна и полезна, поэтому нам просто нужно предпринять все меры предосторожности, чтобы мы могли безбоязненно ее кушать. Она предлагала компромисс, или обходной путь в жизни. Прямой же путь заключается в том, что человек вообще не нуждается в рыбе, а значит, и в науке, описывающей ее применение.

Итак, постепенно материалистичная наука завела человечество в тупик. Те вещи, в которых никто не нуждается, но более того, от которых получают серьезный вред, занимают в развитии экономики ключевую роль. Например, производство спиртных напитков, бойни и мясокомбинаты, игорные дома и продажа наркотиков, а также сексиндустрия. Все это, как ни странно, поддерживается современной наукой. Каким образом? Очень просто, при помощи той же самой концепции: можно и полезно грешить, при условии, что вы умеете избегать последствий. Верховного Свидетеля ваших грехов нет и быть не может. Значит, если никто не видел совершенного греха, то его просто не существует. А когда все грешат в тайне и знают об этом, то это тоже уже не грех, а законная, всеми признанная норма. Например, если муж и жена в основном используют секс только для наслаждения, то это греховно. Значит, будут последствия – незапланированные, нежеланные дети. Чтобы избежать такой неприятности, они используют противозачаточные средства. Это другой грех, который лишает достоинства мужчину и женщину и превращает обоих в секс‑машины. Секс становится важнее рождения хорошего ребенка, а этот принцип уже ставит под сомнение ценность брака. Если молоко можно купить на рынке, то зачем держать корову? Таким образом, современное образование семейных людей не является полным. Со стороны практичности и профессионализма оно может быть полезно, а со стороны чистоты и нравственности оно очень вредно.

Настоящая наука – это умение распознавать и избегать греха, потому что истинный ученый знает, что Верховный Свидетель существует. Но сейчас этой науке никто по‑настоящему не учит, поэтому процветают пьянство, незаконный секс, азартные игры и мясоедение. Люди надеются, что наука или политика сделает их счастливыми в будущем. Но именно в результате деятельности современной науки и политики в настоящем даже их любимые семьи стали источником страданий.

Примечание психолога:

Какова же семья в век Кали? Семейный институт практически отсутствует. На сегодняшний день только по данным официальной статистики разводится порядка 80 % семей в высокоразвитых странах. Если 20 лет тому назад в школах могли по пальцам перечесть всех детей, которые воспитываются в неполных семьях, их считали детьми из неблагополучных семей и на педсоветах учителям рекомендовали обратить внимание на них в силу их психологической травмированности и неуравновешенности, то сегодня больше половины детей в школах из таких семей. И уже никто не считает нужным обращать на них внимание, считая это нормой. Еще совсем недавно считалось неприличным, когда женщина говорила, что она во второй раз замужем, а теперь современная молодежь гордится количеством браков. В век Кали это считается признаком твоей востребованности и популярности. Уже выросло целое поколение из неполных семей, где мужчина и женщина не получили должного образования и не обучены тому, как проявлять терпение, уважение, смирение. Напротив, в семье они научились тому, как вести скандал, как упорствовать, противостоять, избегать, уходить, замыкаться, осуждать, обижаться... Весь этот опыт привносится ими в свою семью, где зачастую просто разворачивается накатанный сценарий. Мужчина, воспитанный в семье без отца, часто не может проявить свою волю, он излишне сентиментален или, напротив, эмоционально скован. Он часто попадает в зависимость от своей жены, становясь «подкаблучником», или, напротив, не доверяет жене, неосознанно проецируя на нее свои детские обиды. Женщины, выросшие в разведенных семьях, тоже очень настороженно относятся к мужчинам, вынашивая в себе идею «и без тебя проживу». Таким людям гораздо легче развестись, чем продолжать совместную жизнь. Статистика отмечает, что количество прожитых в браке лет с каждым годом стремительно сокращается, нередки случаи, когда супруги разводятся, прожив друг с другом всего лишь несколько месяцев, а то и дней. В Кали‑югу люди не намерены терпеть других, как не намерены изменяться сами.

Отдельного внимания заслуживает нежелание людей века Кали служить друг другу вместе с приходом в наш дом плодов научно‑технического прогресса в виде автоматов, микроволновок, посудомоечных машин. Наш дом покинуло желание совместного ведения хозяйства, а ведь именно совместная деятельность, совместное служение друг другу сближает. Наш дом оказался напичкан техникой, которая высвободила много времени, которое, как нам казалось, мы потратим на более возвышенные вещи, но высвобожденное время тратится все на те же претензии, скандалы, или сидение перед ТВ. Возможность хозяйки быстрее приготовить обед и убраться благодаря современной технике не вызвало большего желания приглашать в дом гостей, готовить для них. Напротив, все чаще практикуется «fast food», пища приготовленная на скорую руку в кулинарке, да и сами взаимоотношения стали походить на «fast food», быстрые, поверхностные отношения «всухомятку».

Одним словом, век Кали привнес в семейную жизнь гораздо больше взаимных претензий, упреков, накопления обид, желания свалить вину на другого, нежелания пойти навстречу. Семьи стали более обособленными, стало меньше глубокого контакта, больше желания наслаждаться за чужой счет, желания выжать из второй половины как можно больше для себя. Семья по принципу «мой дом – моя крепость» превратилась у многих в поле хронической битвы с редкими перемириями.

 

Так как неправильный образ жизни поддерживается авторитетом современной науки, то первое, что нужно сделать, – это оградить семью от греховной деятельности. Семья будет в полной безопасности физически и нравственно только тогда, когда люди научатся обходиться без незаконного секса, мясоедения, интоксикаций и азартных игр. Из всего перечисленного секс можно принять только ради зачатия желанных детей – таков идеал. Излишний секс – это лишний расход психической и физической энергии, что пагубно отражается на потомстве, поэтому поколение за поколением люди становятся нравственно слабее и слабее. Физическая сила и способность противостоять болезням тоже уменьшаются. Сексуальная энергия очень ценна и могущественна, ее не рекомендуется расходовать напрасно. Некоторые люди сознательно становятся монахами для обретения внутренней силы, с тем, чтобы ускорить и облегчить себе духовное развитие, но это идеал, до которого в век Кали, когда большинство людей посвятили свои самые ценные годы сексуальному наслаждению, очень далеко. Сейчас людей не остановить. Их красота, разум, культура и работа служат сексу, без него современная жизнь потеряет смысл. Можно смело сказать, что общество материалистов сошло с ума от чувственных наслаждений, как это было когда‑то в древнем Риме перед его падением. В век Кали нет другого пути к Богу, кроме воспевания Его Святого Имени. В Кали‑югу люди скованы материальными желаниями подобно тому, как зимой все сковано холодом. Холод вожделения проникает в самое сердце людей нынешнего века и убивает духовные и даже просто человеческие чувства. Поэтому сердце становится холодным, как лед. Но любой, кто просто воспевает Святое Имя, не размышляя о превратностях Кали‑юги, в свое время обязательно освободится от склонности грешить. Шри Чайтанья зовет нас: «Нет другого пути! Нет другого пути! Нет другого пути!» В этом суть всех Вед.

Итак, самое важное в век Кали – выделить самую суть Вед и применить ее в практической жизни. Так люди могут спастись от всего неблагоприятного и обрести в своем сердце чистую любовь к Богу. Тогда они создадут могущественные семьи, способные поддерживать мир в обществе.

Сейчас же реальность такова, что очень многие уже имеют неправильные семьи, которые они обрели до встречи с истинным знанием, полученным от духовного учителя. И часто члены такой семьи не поддерживают и даже не разделяют решительных духовных стремлений преданных, и поэтому возникают серьезные конфликты, ставящие семью под угрозу. Мы видим, как золотые стандарты Вед, чистая, безгрешная жизнь может оказаться разрушительной для семьи, построенной на греховном образе жизни. Такова реальность века Кали. Что же получается, что у большинства людей века Кали совершенно нет выбора? Мы не можем сейчас перенестись в другой век, не можем изменить сам век Кали. Поистине нельзя было бы назвать Бога сострадательным и всеблагим, не дай он лекарство в век Кали.

 

 

Слушание о Кришне – лекарство от влияния Кали‑юги

 

 

 

«По высшей воле Господа на таких людях лежит печать проклятия. Поскольку они отвернулись от нектарных повествований о деяниях Верховной Личности Бога, их сравнивают со свиньями, которые питаются испражнениями. Вместо того, чтобы слушать повествования о трансцендентных деяниях Господа, они слушают рассказы о порочной деятельности материалистов».

 

КОММЕНТАРИЙ. В мире нет человека, который не любил бы слушать истории из жизни других людей – политиков, богачей или вымышленных героев литературных произведений. Мир буквально наводнен бессмысленными романами, повестями и произведениями доморощенных философов. Материалисты зачитываются подобными произведениями, но, когда им в руки попадают книги, содержащие истинное знание: «Шримад‑Бхагаватам», Бхагавад‑гита, «Вишну Пурана» или другие священные писания, такие, как Библия и Коран, – они не вызывают у них никакого интереса. По воле Провидения на таких людях лежит клеймо проклятия. Их участь ничем не лучше участи свиньи. Свиньи больше всего на свете любят испражнения. Если предложить свинье какое‑нибудь вкусное блюдо, приготовленное из сгущенного молока и топленого масла, она отвернется от него и отправится на поиски отвратительных, зловонных испражнений, которые кажутся ей удивительно вкусными. Такое же проклятие тяготеет и над материалистами, которые находят вкус в рассказах об адской деятельности, но остаются равнодушными к трансцендентным деяниям Господа. Повествования о деяниях Господа – это чистейший нектар, а все остальные произведения, которые могут привлечь наше внимание, на самом деле – яд.

Шримад‑Бхагаватам 3.32.19

 

В наш век люди не любят слушать наставлений в свой адрес. Когда им говорят правду, это часто оскорбляет их чувства. Даже выслушав истину, они больше ценят свое мнение, потому что оно приятнее. Поэтому в семьях практически невозможно установить иерархию мира. Мужчина и женщина подчиняют друг друга при помощи сексуального влечения, опять же, потому что оно приятно, а позже, когда их чувства становятся неудовлетворенными, они переживают сильное раздражение, гнев и могут быстро расстаться из‑за проявившейся неприязни. Их любовь напоминает поведение хищника. Пока лев сытый, он мирный, но как только голоден, он становится крайне опасным. Поэтому супругам, чтобы сделать ум удовлетворенным, нужно научиться получать духовную пищу, говоря о природе Бога, Его аспектах, формах и играх. Об этом нужно регулярно и внимательно слушать. Без духовной практики, которая возвышает сознание над временем и пространством Кали‑юги, любая семейная жизнь обречена на поражение. Кому под силу на дырявой лодке камы переплыть океан пороков эпохи Кали? Только грихастхи, которые следуют наставлениям Вед, данными для нынешнего времени, могут рассчитывать на развитие и успех. В противном случае даже маленький, невинный поросенок греха вырастет в большую, грязную свинью прямо в нашем доме. К счастью, следовать духовной практике сейчас совсем не трудно, потому что нет никаких строгих правил для воспевания Харе Кришна маха‑мантры.

Земля наша, Бхуми, страдала из‑за чрезмерных войн и зла. Кришна пришел в то сложное время не для того чтобы, как обычный человек, разделить страдания со всеми, а для того чтобы наслаждаться Своей внутренней энергией со Своими возлюбленными преданными. Его преданные, живущие во Вриндаване, наслаждались вместе с Ним, невзирая на недовольство царя Камсы и происки демонов. Затем Он собрал все военные силы на поле Курукшетре, и Его преданные воины победили в сражении. Так Кришна восстановил дхарму и давшие трещину семейные традиции. Честь царицы Драупади была восстановлена.

Подобным образом, приняв имя Кришны, мы начнем ощущать трансцендентное счастье внутри себя независимо от окружения, потому что Кришна примет нас в Свою семью и распространит на каждого атмосферу Вриндавана. Демоны не смогут нанести вред тому, кто находится под защитой имени Кришны. Затем, когда Святое Имя распространится шире, мир разделится на людей божественных и на тех, кто против Личности Бога. Те люди, которые будут действовать по собственной прихоти, без поддержки свыше, нанесут себе непоправимый вред. Победит семья Кришны, потому что Он аджита, непобедимый.

На самом деле, любая семья принадлежит Богу, но в наш век людям это трудно понять, так как положение Бога занял человек. Как только мы уступим Кришне Его законное место, Он немедленно изгонит Кали‑югу из нашего дома, и мы будем жить в атмосфере Вайкунтхи, бесстрашия и счастья. В этом преимущество Кали‑юги – просто воспевая Харе Кришна, можно избавиться от всех дурных влияний эпохи, и, находясь дома, жить в атмосфере храма.

В храм все приходят как гости и слуги, поэтому чувствуют счастье, воспевая Харе Кришна, тогда как дома у каждого домохозяина проявляется чувство собственности, и он ведет себя как господин и хозяин своих близких. В этом причина конфликтов. Бхактивинода Тхакур писал: «Мой дом, мои жена, дети, я сам – все это Твое, мой Господь». Главное – это помнить, что мы слуги Бога, а не господа этого мира.

Семья, не принимающая авторитет священных писаний, скорее напоминает змеиную нору. Чтобы избежать несчастий, нужно каждый день слушать духовное послание Бхагавад‑гиты и «Шримад‑Бхагаватам» и вместе воспевать Святые Имена. Постепенно мы вспомним, кто мы на самом деле, и зачем живем вместе.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: