Вопросы:
1. Общественная жизнь страны. Политические партии и движения.
2. Аграрная реформа П.А. Столыпина: цель, задачи, результаты.
Рекомендуемая литература и источники:
Источники
1. Аграрные проекты. – М.: РОССПЭН, 2010. – 759 с.
2. Дневники и документы из личного архива Николая II: воспоминания и мемуары. – Минск: Харвест, 2003. – 365 с.
3. Правые партии. 1905 – 1917. Документы и материалы: в 2 т. Т.2. 1911 – 1917 гг. – М., 1998.
Литература
- Анфимов А.М. П.А. Столыпин и российское общество. – М., 2002.
- Баранов П., Поляков В., Элиасберг Н. Реформаторы и революционеры в истории России 2-й половины XIX - начала XX в. – СПб., 1992.
- Демин В.А. Государственная Дума России (1906 – 1917): механизм функционирования. – М., 1996.
- Дякин В.С. Деньги для сельского хозяйства. 1892-1914.гг.: Аграрный кредит в экономической политике царизма. – СПб., 1997.
- Егоров В.Г. Кооперативное движение в дореволюционной России (новый взгляд) //Вопросы истории. 2005. № 6.
- Зырянов П.Н. Петр Столыпин. Политический портрет. – М.: Высш. шк., 1992. – 157 с.
- История политических партий России. / Под ред. А. И. Зевелёва. – М., 1994.
- Миронов Б.Н. Социальная история в России. – М., 1999.
- Могилевский К.И. Идеи гражданского общества и правового государства в Столыпинской программе модернизации России. // Родина. 2008. № 8.
- Омельянчук И.В. Крестьянский вопрос в программах консервативно-монархических партий России (1905 – 1914 гг.) // Вопросы истории. 2006. № 7.
- Пантин Е.Г., Плимак И.К. Драма российских реформ и революций. – М., 2000.
- Политические партии России: история и современность. – М., 2000.
- Проскурякова Н. Столыпинская реформа: выход из кризиса // Отечественные записки. 2004. № 1.
- Россия в начале ХХ в.: Реформы и революция. В двух томах. / Под общей ред. Г.Н. Севостьянова. – М., 2002.
- Российская империя: стратегии стабилизации и опыты обновления / под ред. М.Д. Карпачева, М.Д. Долбилова, А.Ю. Минакова. – Воронеж: Изд-во Воронеж.ун-та, 2004. – 470 с.
- Российские реформаторы. XIX – начало XX в.: монография / сост. и отв. ред. А.П. Корелин; вступ. ст. А.Н. Сахарова. – М.: Междунар. отношения, 1995. – 317 с.
- Соловьёв К. Думская монархия: Общественный диалог на фоне реформы. // Родина. 2006. № 12. С. 10-13.
- Тюкавкин В. Г. Великорусское крестьянство и Столыпинская аграрная реформа. – М., 2001.
- Урилов И.Х. Судьбы российской социал-демократии. // Вопросы истории. 2006. № 3.
- Фёдорова Н. Неотъемлемое свойство: Проблема собственности в Столыпинской аграрной реформе. // Родина. 2007. № 1. С. 16-19.
- Черменский Е.Д. IV Государственная дума и свержение царизма в России. – М.: Мысль, 1976. – 318 с.
- Шацилло К. Ф. Николай II: реформы или революция. / История Отечества: люди, идеи, решения. – М., 1991.
Тема 5. Развитие культуры (1901 – 1917 гг.) (4 часа)
Вопросы:
- Социально-исторические условия развития культуры.
- Просвещение.
3. Особенности (не менее пяти) и историческое значение русской культуры этого периода.
Рекомендуемая литература:
1. Академия наук в истории культуры России XVIII-XX веков. – СПб.: Наука, 2010. – 706 с.
2. История и культура Отечества [Электронный ресурс]: учебное пособие/ – Электрон.текстовые данные. – М.: Академический Проект, 2007. – 752 c. – Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/36344. – ЭБС «IPRbooks», по паролю
3. Кондаков И.В. Культура России: учеб.пособие. – М.: Университет, 1999. – 356 с.
4. Сысоева Е.К. Московский университет и общеобразовательная школа в XVIII – XX в. // Вопросы истории. – 2008. № 6.
5. Федоров В.А. История России, 1861-1917 [Текст]: учебник для бакалавров: для студентов вузов, обучающихся по ист. специальности и ист. направлению. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2013. – 494 с.
6. Федосов И.А. Очерки русской культуры XIX века. Том 2. Власть и культура [Электронный ресурс]/ Федосов И.А., Долгих Е.В., Томсинов В.А. – Электрон.текстовые данные. – М.: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, 2000. – 480 c. – Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/13100. – ЭБС «IPRbooks», по паролю
7. Шульгин В.С., Кошман Л.В., Зезина М.Р. Культура России IX-XX вв. – М., 1996. Гл.10.
Тема 6. Февральская буржуазно-демократическая революция. Характер и особенности революции. Деятельность Временного правительства и Петросовета». (2 часа)
Вопросы:
1. Причины и движущие силы революции.
2. Характер и особенности революции.
Рекомендуемая литература и источники:
Источники
1. Государственный строй Российской империи накануне крушения: сб. законодат. актов / сост. О.И. Чистяков, Г.А. Кутьина. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1995. – 207 с.
2. Дневники и документы из личного архива Николая II: воспоминания и мемуары. – Минск: Харвест, 2003. – 365 с.
3. Особые журналы Совета министров Российской империи, 1909-1917 гг.: 1917 год. – М.: РОССПЭН, 2009. – 302 с.
4. Родзянко М.В.За кулисами царской власти. – М.: Панорама, 1991. – 46 с.
5. Российское законодательство Х-ХХ веков: в 9 т. Т. 9: Законодательство эпохи буржуазно-демократических революций / под общ.ред. О.И. Чистякова; отв. ред. О.И. Чистяков. – М.: Юрид. лит., 1994. – 351 с.
Литература
1. Аврех А. Я. Царизм накануне свержения. – М., 1989.
2. Власть и реформы. От самодержавной к советской России. / кол. мон. – СПб., 1996.
3. Гайда Ф.А. Февраль 1917 года: революция, власть, буржуазия.// Вопросы истории. 1996. № 3.
4. Ганелин Р.Ш. 25 февраля 1917 года в Петрограде. // Вопросы истории. – 1998. № 7.
5. Герасименко Г.А. Судьба демократической альтернативы в России 1917 года. // Вопросы истории. – 2005. – № 7.
6. Деникин А.И. Очерки русской смуты: [в 3 кн.]. Кн.1, т.1: Крушение власти и армии (февраль - сентябрь 1917 г.). – М.: Айрис-Пресс, 2006.
7. Нефедов С.А. История России. Факторный анализ. Том 2. От окончания Смуты до Февральской революции: монография / Нефедов С.А. – М.: ИД Территория будущего, 2010. – 688 c. – Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/7329 – ЭБС «IPRbooks», по паролю.
8. Пантин Е.Г., Плимак И.К. Драма российских реформ и революций. – М., 2000.
9. Поликарпов В.В. 22 – 23 февраля 1917 года в Петрограде. // Вопросы истории. – 2005. – № 10.
10. Пушкарева И.М. Февральская буржуазно-демократическая революция 1917 г. в России [Текст] / АН СССР, Отд-ние истории, Ин-т истории СССР; отв. ред. В.Я. Ларычев. – М.: Наука, 1982. – 318 с.
11. Россия. 1917 год: выбор исторического пути. – М., 1989.
12. Руднева С. Е. Временное правительство и конструирование Предпарламента. // Вопросы истории. – 2003. – № 2.
13. Старцев В.И. Революция и власть: Петроградский Совет и Временное правительство в марте – апреле 1917 г. [Текст]. – М.: Мысль, 1978. – 254 с.
14. Федоров В.А. История России, 1861-1917 [Текст]: учебник для бакалавров: для студентов вузов, обучающихся по ист. специальности и ист. направлению. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2013. – 494 с.
15. Харитонов В. Февральская революция в России: многомерный подход. //Вопросы истории. – 1993. – № 11-12.
16. Холяев С.В. Три Февраля 1917 года // Вопросы истории. – 2003. – № 7. – С. 26-38.
17. Чапкевич Е.И. Русская гвардия в Февральской революции. // Вопросы истории. – 2002. № 9.
18. Черменский Е.Д. IV Государственная дума и свержение царизма в России. – М.: Мысль, 1976. – 318 с.
2.29. Контрольная работа (10 баллов)
Оцениваемые компетенции: ОК-2, ОК-5, СК-1-2.
Контрольная работа (2 варианта) включает 6 блоков заданий различной степени сложности. Точные ответы на знание исторических терминов I блока оцениваются по 2 балла, всего 4 балла. Верные ответы на задания II блока оцениваются по 0,5 балла, всего 3 балла. Задание III и IV блоков – по 1 баллу. Логические задания V блока оцениваются по 2 балла каждое, всего – 4 балла. Задание VI блока – работа с аудиовизуальным источником – 2 балла. Всего за контрольную работу – 15 баллов.
Предложенная контрольная работа – система заданий, позволяющая провести процедуру измерения уровня знаний и умений студента, а также уровни сформированности компетенций.
Блок II – 6 заданий-вопросов, к каждому из которых прилагаются как верные, так и неверные ответы. Из них студент выбирает тот, который считает верным для данного вопроса. При этом неверные ответы содержат такую ошибку, которую студент может допустить, имея определенные пробелы в знаниях. Иногда такие тесты называют избирательными. Предложенные задания – многовариантны (среди предлагаемых ответов приведено несколько неверных и единственный верный ответ).
В задании перекрестного выбора (III блок) требуется установить соответствие между элементами множества ответов.
Задание IV блока направлено на его «завершение», в нём приведены предложения с пропусками слов.
Задания V бока выявляют умение логически мыслить и объяснять сделанный выбор.
Задание VI блока проверяют навыки работы с аудиовизуальным источником, знания на основе данного исторического источника.
В целях объективности при проведении контрольной работы, студенту запрещается пользоваться учебной и дополнительной литературой.
Пороговый (базовый) уровень – частичное выполнение всех заданий контрольной работы.
Повышенный (продвинутый) уровень – выполнены задания из каждого блока, допущены неточности в I блоке и не больше двух ошибок во II блоке.
Высокий (превосходный) уровень – контрольная работа выполнена полностью или без одного задания из II блока.