Тема 4. Политическое развитие России (1907 – 1914 гг.) Реформы П.А. Столыпина (2 часа)




Вопросы:

1. Общественная жизнь страны. Политические партии и движения.

2. Аграрная реформа П.А. Столыпина: цель, задачи, результаты.

Рекомендуемая литература и источники:

Источники

1. Аграрные проекты. – М.: РОССПЭН, 2010. – 759 с.

2. Дневники и документы из личного архива Николая II: воспоминания и мемуары. – Минск: Харвест, 2003. – 365 с.

3. Правые партии. 1905 – 1917. Документы и материалы: в 2 т. Т.2. 1911 – 1917 гг. – М., 1998.

Литература

  1. Анфимов А.М. П.А. Столыпин и российское общество. – М., 2002.
  2. Баранов П., Поляков В., Элиасберг Н. Реформаторы и революционеры в истории России 2-й половины XIX - начала XX в. – СПб., 1992.
  3. Демин В.А. Государственная Дума России (1906 – 1917): механизм функционирования. – М., 1996.
  4. Дякин В.С. Деньги для сельского хозяйства. 1892-1914.гг.: Аграрный кредит в экономической политике царизма. – СПб., 1997.
  5. Егоров В.Г. Кооперативное движение в дореволюционной России (новый взгляд) //Вопросы истории. 2005. № 6.
  6. Зырянов П.Н. Петр Столыпин. Политический портрет. – М.: Высш. шк., 1992. – 157 с.
  7. История политических партий России. / Под ред. А. И. Зевелёва. – М., 1994.
  8. Миронов Б.Н. Социальная история в России. – М., 1999.
  9. Могилевский К.И. Идеи гражданского общества и правового государства в Столыпинской программе модернизации России. // Родина. 2008. № 8.
  10. Омельянчук И.В. Крестьянский вопрос в программах консервативно-монархических партий России (1905 – 1914 гг.) // Вопросы истории. 2006. № 7.
  11. Пантин Е.Г., Плимак И.К. Драма российских реформ и революций. – М., 2000.
  12. Политические партии России: история и современность. – М., 2000.
  13. Проскурякова Н. Столыпинская реформа: выход из кризиса // Отечественные записки. 2004. № 1.
  14. Россия в начале ХХ в.: Реформы и революция. В двух томах. / Под общей ред. Г.Н. Севостьянова. – М., 2002.
  15. Российская империя: стратегии стабилизации и опыты обновления / под ред. М.Д. Карпачева, М.Д. Долбилова, А.Ю. Минакова. – Воронеж: Изд-во Воронеж.ун-та, 2004. – 470 с.
  16. Российские реформаторы. XIX – начало XX в.: монография / сост. и отв. ред. А.П. Корелин; вступ. ст. А.Н. Сахарова. – М.: Междунар. отношения, 1995. – 317 с.
  17. Соловьёв К. Думская монархия: Общественный диалог на фоне реформы. // Родина. 2006. № 12. С. 10-13.
  18. Тюкавкин В. Г. Великорусское крестьянство и Столыпинская аграрная реформа. – М., 2001.
  19. Урилов И.Х. Судьбы российской социал-демократии. // Вопросы истории. 2006. № 3.
  20. Фёдорова Н. Неотъемлемое свойство: Проблема собственности в Столыпинской аграрной реформе. // Родина. 2007. № 1. С. 16-19.
  21. Черменский Е.Д. IV Государственная дума и свержение царизма в России. – М.: Мысль, 1976. – 318 с.
  22. Шацилло К. Ф. Николай II: реформы или революция. / История Отечества: люди, идеи, решения. – М., 1991.

Тема 5. Развитие культуры (1901 – 1917 гг.) (4 часа)

Вопросы:

  1. Социально-исторические условия развития культуры.
  2. Просвещение.

3. Особенности (не менее пяти) и историческое значение русской культуры этого периода.

Рекомендуемая литература:

1. Академия наук в истории культуры России XVIII-XX веков. – СПб.: Наука, 2010. – 706 с.

2. История и культура Отечества [Электронный ресурс]: учебное пособие/ – Электрон.текстовые данные. – М.: Академический Проект, 2007. – 752 c. – Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/36344. – ЭБС «IPRbooks», по паролю

3. Кондаков И.В. Культура России: учеб.пособие. – М.: Университет, 1999. – 356 с.

4. Сысоева Е.К. Московский университет и общеобразовательная школа в XVIII – XX в. // Вопросы истории. – 2008. № 6.

5. Федоров В.А. История России, 1861-1917 [Текст]: учебник для бакалавров: для студентов вузов, обучающихся по ист. специальности и ист. направлению. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2013. – 494 с.

6. Федосов И.А. Очерки русской культуры XIX века. Том 2. Власть и культура [Электронный ресурс]/ Федосов И.А., Долгих Е.В., Томсинов В.А. – Электрон.текстовые данные. – М.: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, 2000. – 480 c. – Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/13100. – ЭБС «IPRbooks», по паролю

7. Шульгин В.С., Кошман Л.В., Зезина М.Р. Культура России IX-XX вв. – М., 1996. Гл.10.

Тема 6. Февральская буржуазно-демократическая революция. Характер и особенности революции. Деятельность Временного правительства и Петросовета». (2 часа)

Вопросы:

1. Причины и движущие силы революции.

2. Характер и особенности революции.

Рекомендуемая литература и источники:

Источники

1. Государственный строй Российской империи накануне крушения: сб. законодат. актов / сост. О.И. Чистяков, Г.А. Кутьина. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1995. – 207 с.

2. Дневники и документы из личного архива Николая II: воспоминания и мемуары. – Минск: Харвест, 2003. – 365 с.

3. Особые журналы Совета министров Российской империи, 1909-1917 гг.: 1917 год. – М.: РОССПЭН, 2009. – 302 с.

4. Родзянко М.В.За кулисами царской власти. – М.: Панорама, 1991. – 46 с.

5. Российское законодательство Х-ХХ веков: в 9 т. Т. 9: Законодательство эпохи буржуазно-демократических революций / под общ.ред. О.И. Чистякова; отв. ред. О.И. Чистяков. – М.: Юрид. лит., 1994. – 351 с.

Литература

1. Аврех А. Я. Царизм накануне свержения. – М., 1989.

2. Власть и реформы. От самодержавной к советской России. / кол. мон. – СПб., 1996.

3. Гайда Ф.А. Февраль 1917 года: революция, власть, буржуазия.// Вопросы истории. 1996. № 3.

4. Ганелин Р.Ш. 25 февраля 1917 года в Петрограде. // Вопросы истории. – 1998. № 7.

5. Герасименко Г.А. Судьба демократической альтернативы в России 1917 года. // Вопросы истории. – 2005. – № 7.

6. Деникин А.И. Очерки русской смуты: [в 3 кн.]. Кн.1, т.1: Крушение власти и армии (февраль - сентябрь 1917 г.). – М.: Айрис-Пресс, 2006.

7. Нефедов С.А. История России. Факторный анализ. Том 2. От окончания Смуты до Февральской революции: монография / Нефедов С.А. – М.: ИД Территория будущего, 2010. – 688 c. – Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/7329 – ЭБС «IPRbooks», по паролю.

8. Пантин Е.Г., Плимак И.К. Драма российских реформ и революций. – М., 2000.

9. Поликарпов В.В. 22 – 23 февраля 1917 года в Петрограде. // Вопросы истории. – 2005. – № 10.

10. Пушкарева И.М. Февральская буржуазно-демократическая революция 1917 г. в России [Текст] / АН СССР, Отд-ние истории, Ин-т истории СССР; отв. ред. В.Я. Ларычев. – М.: Наука, 1982. – 318 с.

11. Россия. 1917 год: выбор исторического пути. – М., 1989.

12. Руднева С. Е. Временное правительство и конструирование Предпарламента. // Вопросы истории. – 2003. – № 2.

13. Старцев В.И. Революция и власть: Петроградский Совет и Временное правительство в марте – апреле 1917 г. [Текст]. – М.: Мысль, 1978. – 254 с.

14. Федоров В.А. История России, 1861-1917 [Текст]: учебник для бакалавров: для студентов вузов, обучающихся по ист. специальности и ист. направлению. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2013. – 494 с.

15. Харитонов В. Февральская революция в России: многомерный подход. //Вопросы истории. – 1993. – № 11-12.

16. Холяев С.В. Три Февраля 1917 года // Вопросы истории. – 2003. – № 7. – С. 26-38.

17. Чапкевич Е.И. Русская гвардия в Февральской революции. // Вопросы истории. – 2002. № 9.

18. Черменский Е.Д. IV Государственная дума и свержение царизма в России. – М.: Мысль, 1976. – 318 с.

2.29. Контрольная работа (10 баллов)

Оцениваемые компетенции: ОК-2, ОК-5, СК-1-2.

Контрольная работа (2 варианта) включает 6 блоков заданий различной степени сложности. Точные ответы на знание исторических терминов I блока оцениваются по 2 балла, всего 4 балла. Верные ответы на задания II блока оцениваются по 0,5 балла, всего 3 балла. Задание III и IV блоков – по 1 баллу. Логические задания V блока оцениваются по 2 балла каждое, всего – 4 балла. Задание VI блока – работа с аудиовизуальным источником – 2 балла. Всего за контрольную работу – 15 баллов.

Предложенная контрольная работа – система заданий, позволяющая провести процедуру измерения уровня знаний и умений студента, а также уровни сформированности компетенций.

Блок II – 6 заданий-вопросов, к каждому из которых прилагаются как верные, так и неверные ответы. Из них студент выбирает тот, который считает верным для данного вопроса. При этом неверные ответы содержат такую ошибку, которую студент может допустить, имея определенные пробелы в знаниях. Иногда такие тесты называют избирательными. Предложенные задания – многовариантны (среди предлагаемых ответов приведено несколько неверных и единственный верный ответ).

В задании перекрестного выбора (III блок) требуется установить соответствие между элементами множества ответов.

Задание IV блока направлено на его «завершение», в нём приведены предложения с пропусками слов.

Задания V бока выявляют умение логически мыслить и объяснять сделанный выбор.

Задание VI блока проверяют навыки работы с аудиовизуальным источником, знания на основе данного исторического источника.

В целях объективности при проведении контрольной работы, студенту запрещается пользоваться учебной и дополнительной литературой.

Пороговый (базовый) уровень – частичное выполнение всех заданий контрольной работы.

Повышенный (продвинутый) уровень – выполнены задания из каждого блока, допущены неточности в I блоке и не больше двух ошибок во II блоке.

Высокий (превосходный) уровень – контрольная работа выполнена полностью или без одного задания из II блока.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: