Методические рекомендации по подготовке к практическому занятию




При подготовке развернутого ответа на вопрос следует ознакомиться со списком основной учебной литературы, а также с комплексом разнообразной справочной, энциклопедической и библиографической литературы, содержащей те или иные сведения по интересующему вопросу.

На следующем этапе при подготовке к вопросу целесообразно переходить к изучению дополнительной научной литературы по теме данного семинара. В ходе изучения необходимо делать выписки из источников и литературы: фиксируется все, что представляет интерес в связи с изучаемой проблемой.

Выступление по вопросу должно быть кратким, важно четко сформулировать его основную проблематику, причем в такой форме, чтобы вызвать интерес слушателей и завоевать их внимание.

Устные выступления способствуют формированию лекторских навыков, развитию умения отстаивать свою точку зрения.

Первостепенное внимание при подготовке к раскрытию вопроса практического занятия следует уделить логике изложения и четкости формулировок. Следует избегать сложных громоздких фраз, но при этом при ответе обязательно использовать термины и понятия, предложенные в планах практических занятий.

Выступление на семинарском занятии не должно быть перегружено цитатами, цифрами, таблицами (не более 8 минут).

Эмоциональность выступления достигается умелым использованием запоминающихся фактов, наглядных примеров.

Выступление должно завершаться выводами по раскрываемому вопросу.

2) Критерии оценки развернутого ответа по вопросу практического занятия (5 баллов).

Пороговый (базовый) уровень – 1-3 балла: свободное владение основными историческими понятиями и терминами, фактологическим материалом и биографическими сведениями исторической личности в контексте вопроса; цитирование и частичный анализ исторического источника, монографической литературы; показано умение лаконично обобщить материал.

Повышенный (продвинутый) уровень – 4 балла: на основе широкого круга источников и литературы демонстрируются глубокие и систематизированные знания по исследуемому вопросу, при этом дается их критический анализ и сопоставление фактов по истории России с основными событиями и явлениями всемирной истории; используются современные источники информации (прежде всего, электронные ресурсы) для построения библиографического среза исследуемого вопроса.

Высокий (превосходный) уровень – 5 баллов: в ходе ответа демонстрируется знание и грамотно используются как общенаучные принципы и методы, так и специально-исторические;критически воспринимаются исторические сведения с учетом различных факторов; грамотно формулируется и аргументировано отстаивается собственный взгляд на вопрос.

3) Планы практических занятий (вопросы, требующие развернутого ответа)

Тема 1: Законотворческая деятельность по подготовке и реализации аграрной реформы 1861 г. (2 часа)

Вопросы:

  1. «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости»:

а) личное освобождение;

б) крестьянские наделы и повинности;

в) выкупная операция;

г) организация крестьянского самоуправления.

3. Историческое значение реформы 1861 г.:

  • почему несмотря противоречивость крестьянской реформы 1861 г., она (реформа) приобрела цивилизационный характер?
  • почему крестьянская реформа 1861 г. сделала последующие преобразования необратимым процессом?

Дополнительная литература и источники:

Источники

  1. Аграрные проекты. – М.: РОССПЭН, 2010. – 759 с.
  2. Архив исторических и практических сведений, относящихся до России. 1860-1861 [Текст]: [журнал]. Кн. 1 / ред.-сост. и авт. коммент. Н.В. Калачов. – СПб.: Тип. 2-го Отделения Собственной Его Имп. Величества Канцелярии, 1860. – 274 с.
  3. Архив исторических и практических сведений, относящихся до России. 1860-1861 [Текст]: [журнал]. Кн. 3 / ред.-сост. и авт. коммент. Н.В. Калачов. – СПб.: Тип. 2-го Отделения Собственной Его Имп. Величества Канцелярии, 1862. – 467 с.
  4. Архив исторических и практических сведений, относящихся до России. 1860-1861 [Текст]: [журнал]. Кн. 4 / ред.-сост. и авт. коммент. Н.В. Калачов. – СПб.: Тип. 2-го Отделения Собственной Его Имп. Величества Канцелярии, 1862. – 394 с.
  5. Архив исторических и практических сведений, относящихся до России. 1860-1861 [Текст]: [журнал]. Кн. 5 / ред.-сост. и авт. коммент. Н.В. Калачов. – СПб.: Тип. Ю.А. Бокрама, 1863. – 394 с.
  6. Архив исторических и практических сведений, относящихся до России. 1860-1861 [Текст]: [журнал]. Кн. 6 / ред.-сост. и авт. коммент. Н.В. Калачов. – М.: Университетская тип. (Катков и К°), 1869. – 398 с.
  7. Джаншиев Г.А. Эпоха великих реформ. Т. 1. Сост. сер. В.В.Анашвили, А.Л.Погорельский; науч. совет В.Л.Глазычев и др. – М.: Изд. дом «Территория будущего», 2008. – 654 с.
  8. Конституционные проекты в России XVIII – начала XX в. – М.: РОССПЭН, 2010. – 638 с.
  9. Милюков П.Н. Воспоминания [Текст]: [в 2 т.]. Т. 1: (1859-1917) / [сост. и авт. вст. ст. М.Г. Вандалковская; коммент. и указ.А.Н. Шаханова]. – М.: Современник, 1990. – 445 с.
  10. Российское законодательство Х-ХХ веков: в 9 т. ТТ. 7. / под общ.ред. О.И. Чистякова; отв. ред. О.И. Чистяков. – М.: Юрид. лит., 1989. – 351 с.
  11. Хрестоматия по отечественной истории (1914-1945 гг.) / сост.: Э.М. Щагин [и др.]; Под ред. А.Ф. Киселева, Э.М. Щагина. – М.: Владос, 1996. – 894 с.

Литература

  1. Бородин А. П. Объединённое дворянство и аграрная реформа. // Вопросы истории. 1993. № 9.
  2. Власть и общественное движение в России имперского периода [Текст]: [коллектив.моногр.] / редкол.: М. Д. Карпачев (отв. ред.), М.Д. Долбилов, А.Ю. Минаков, Г.Н. Мокшин. – Воронеж: Воронеж.гос. ун-т, 2005. – 372 с.
  3. Зайончковский П.А. Отмена крепостного права в России. – М., 1968.
  4. Зайончковский П.А. Проведение в жизнь крестьянской реформы 1861 г. – М., 1959.
  5. Захарова Л.Г. Александр II. // Вопросы истории. 1992. № 6-7.
  6. Захарова Л.Г. Самодержавие и отмена крепостного права в России. 1856-1861 гг. – М., 1984.
  7. Зырянов П.Н. Крестьянская община Европейской России. – М., 1993.

8. Иванюков И.И. Падение крепостного права в России [Текст]. – СПб.: Изд. А.И. Мамонтова: Тип. А.А. Краевского, 1882. – 404 с.

9. История России в XIX веке. Эпоха реформ: [В 4 т.]. [Т. 1] / [Авт.: М.Н. Покровский, Н.М. Никольский, И.М. Бороздин, В.М. Фриче [и др.]; Рук.кол. М.Н. Покровский]. – М.: Центрполиграф, 2001. – 522 с.

  1. Клейн Б. С. Россия между реформой и диктатурой (1861 – 1920 гг.) // Вопросы истории. 1991. № 9-10.
  2. Копица М.Н. Аграрная реформа в удельной и государственной деревне // Преподавание истории в школе. 2011. № 1. С. 10-12.
  3. Литвак Б. Г. Переворот 1861 года в России: почему не реализовалась реформаторская альтернатива. – М., 1991.
  4. Лященко Л. М. Царь-освободитель: жизнь и деяния Александра II. – М., 1999.

14. Нефедов С.А. О причинах демографической стагнации в России накануне отмены крепостного права // Вопросы истории. – 2010. № 8.

15. Нечкина М.В. Встреча двух поколений [Текст]: из истории рус.революц. движения конца 50-х нач. 60-х г.: сб. ст. / АН СССР, Отд-ние истории. – М.: Наука, 1980. – 565 с.

16. Пантин Е.Г., Плимак И.К. Драма российских реформ и революций. – М., 2000.

17. Соловьев Я.В. Реформы 1860-1870-х годов и император Александр II в оценках историков // Преподавание истории в школе. 2011. № 1. С. 3-9.

  1. Хок С. Банковский кризис, крестьянская реформа и выкупная операция в России. 1857-1861 // Великие реформы в России. 1856-1874. – М., 1992. С. 95-105.
  2. Христофоров И.А. Между частным и казенным: крестьянская реформа в государственной деревне, либеральная доктрина и споры о собственности // Российская история. 2011. № 2. С. 93-109.
  3. Чернуха В. Г. Внутренняя политика царизма с середины 50-х до начала 80-х гг. XIX в. – М., 1986.
  4. Чернуха В.Г. Крестьянский вопрос в правительственной политике России (60-70 годы XIX в.) / АН СССР, Ин-т истории СССР, Ленингр. отд-ние, отв. ред. С.Н. Валк. – Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1972. – 224 с.
  5. Эйдельман Н. Я. «Революция сверху» в России. – М., 1989.

Справочные материалы

1. Государственные деятели России XIX – начала XX в.: биогр. справ. / сост. И.И. Линьков, В.А. Никитин, О.А. Ходенков. – М.: МГУ, 1995. – 208 с.

2. Государственность России: слов.-справ. Кн. 6: Документация государственных и церковных учреждений, сословных органов, органов местного управления и частноправовые акты. Конец XV века - февраль 1917 года. В 2 ч. Ч.1: А-Л. – М.: Наука, 2009. – 357 с.; Ч. 2: М-Я. – М.: Наука, 2009. – 395 с.

3. Экономическая история России с древнейших времен до 1917 г. [Текст]: энциклопедия: в 2 т. Т. 1: А-М / Рос.акад. наук, Науч. совет по пробл. рос. и мировой экон. истории; редкол.: А.И. Аксенов, Л.М. Епифанова, Ю.А. Петров (рук. проекта, отв. ред.) [и др.]; науч. ред. Л.М. Епифанова, Б.Ю. Иванов, А.А. Комзолова. – М.: РОССПЭН, 2008. – 1469 с.

4. Экономическая история России с древнейших времен до 1917 г.: энциклопедия: в 2 т. Т. 2: Н – Я. / Редкол. А.И. Аксенов, Л.М. Епифанова, Ю.А. Петров. – М.: РОССПЭН, 2009. – 1286 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: