СЛОВО ОБ АДАМЕ И ЕВЕ, ОТ НАЧАЛА И ДО КОНЦА[if !supportFootnotes][44][endif]




Публикуемый здесь текст «Подвиги Федора Тирона» является развитием апокрифического мотива змееборчества из «Мучения Федора Тирона», проложный вариант которого восходит к греческому менологию (т.е. сборнику житий святых по порядку месяцеслова). Древнейший из известных на Руси вариантов, который содержит апокрифический рассказ о христиан­ском мученике, с этим мотивом входит в состав «Пролога» из Софийского собрания № 1324 (XII-XIII вв.). В проложном варианте «Мучение» включается под названием «Страсть святого и великого мученика Федора Тирона». Здесь повествуется о том, как под впечатлением гонений на христиан Федор решает обратиться в христианскую веру и сжигает языческий храм, за что его самого предают огню. Змееборческий же мотив лишь только намечен и не развит. В христианской церкви Федор Тирон прославлен за то, что он сжег капище Кибеллы, за что был сожжен на костре в Амасии в 306 г. Апокрифический, полуфольклорный мотив змее­борчества перекликается с антиязыческой деятельностью святого воина.

Минейный вариант жития Федора Тирона помещается в рукописные сборники под названием «Мучение Феодора Тирона, ему же память творим в первую субботу поста», где чтение приурочено к 17 февраля. Содержание рассказа следующее: за отказ поклониться языческим богам он претер­певает мучения, хранимый в смертных истязаниях ангелом. После гибели в огне его хоронит христианка Евсевия. Под этим же именем в текстах, описывающих змееборческие подвиги Федора, фигурирует его жена. И в то же время в апокрифическом варианте змееборческой легенды («Чудо бывшее святого Федора Тирона, како выведе матерь от змея») лишь скороговоркой говорится о мученической кончине воина (подробнее см.: Словарь книжников и книжности Древней Руси. XI—первая половина XIV в. Л., 1987. С. 273).

В русском духовном стихе апокриф переработан, а его сюжет преобра­зуется в сказочно-былинное повествование на христианскую тему. Герой предстает здесь как «Млад человек Федор Тиринов». Находясь на службе у греческого царя Костянтина Сациловича, он выступает

«Супротив царя иудейского,

Супротив силы его жидовская.

Он и Бился, разбился двенадцать суточек,

Со добра коня не слезаюни.

Затопляет его Кровь жидовская

По колена и по пояс...»

Чтобы от кровавого потопа

«Он ударил во мать во сыру землю

Своим вострым копьем булатным.

И взговорит таково слово:

«Ой ты ecu, мать сыра земля!

Расступися на четыре стороны

И пожри ты Кровь жидовскую,

И очисти путь-дорогу

Ко граду Иерусалиму»...»

Затем мать его—Феодорина Никитишна—повела поить коня «на сине море», откуда унес ее 12-ти главый змей к змеенышам своим на съедение «во пещеры белокаменные». Федор, переправившись через море «яко по суху», перебил змеенышей, которые сосали «ее груди белые». Затем он «посадил мать на голову на темячко» и отправился в обратный путь. На­летевшему в догонку

«Змею огненному головы отбил

И змея огненного в море погрузил»

(Цит. по: Голубиная книга: Русские народные духовные стихи IX-XIX века. М., 1991. С. 85-90).

По другому варианту того же стиха, героя захлестывала кровь убитого змея, которую так же поглотила земля после заговора и удара копьем. Подвиг воина здесь сводится к тому, что он не просто мать свою спас, но «очищал землю Святорусскую» (см.: Стихи духовные. М., 1991. С. 93).

В исследовательской литературе отмечается, что в древнерусскую эпо­ху имело место смешение Федора Тирона с тезкой Федором Стратилатом, которого роднит с апокрифическим героем не только имя, но и некоторые житийные подробности. Во-первых, оба они змееборцы, во-вторых, оба по­страдали от гонителя христиан императора Ликиния. Кроме того, Стратилат, как и Тирон, понуждаемый поклониться идолам, разрушает их, обрекая себя на мучения. Наконец, в обоих житийных рассказах фигурирует хрис­тианка Евсевия—в рассказе о Тироне как его мать, в повествовании о Стратилате—как помощница, предупреждающая об опасной встрече со змеем. Правда, при совпадении некоторых деталей рассказа, их содержательная на­полненность значительно отличается друг от друга. Так, Федор Тирон по­беждает подземного змея копьем. Противник Федора Стратилата—огром­ный змей, от поступи которого дрожит земля, попирается конем воина.

Надо сказать, что змееборческий мотив «Мучения Федора Стратилата» соответствует так называемой полной редакции «Мучения», имеющей про­тограф, тогда как наиболее распространенная краткая редакция памятника этого мотива не содержит (см.: Словарь... С. 268-271).

А.Н. Веселовский относит героев-змееборцев к «народным святым восточного христианства», указывая на то, что их культ и связанные с культом легенды распространены были в Эвхаите близ Амадеи, где оба тезоименных воина-мученика были погребены (см.: Веселовский А.Н. Ра­зыскания в области русских духовных стихов // СОРЯС. Т. 21. № 2. С. 50).

О.В. Творогов, вслед за А.И. Анисимовой, указывает, что в иконогра­фии, в отличие от житийных легенд, тезоименные воины мученики не сме­шиваются (см.: Новгородская икона св. Федора Стратилата. М., 1916. С 21; Словарь... С. 27; Лазарев В.Н. Страницы истории Новгородской живописи. Двусторонние таблетки из Собора св. Софии в Новгороде. М., 1977. № XVIII).

Наиболее выразительна иконография на апокрифический сюжет о Федоре Тироне—икона XVI в. «Чудо Федора Тирона» (см.: Алпатов М.В. Древнерусская иконопись. М., 1984. 194). Барельефную версию на сюжет апокрифа дает новгородский Людогощенский крест 1359 г. В разных изображениях Б.А. Рыбаков не без основания усматривает отражение двоеверного культа земли, наряду с которым исследователь называет общую апокрифической легенде и изображению тему борьбы со злом, включая и невзгоды от нашествий и пленений иноплеменниками (см.: Рыбаков Б.А. Стригольники. Русские гуманисты XIV столетия. М., 1993. С. 135-139; 147).

Память Федора Тирона отмечается 17 февраля и в первую седмицу Великого поста. В «Златоуст» включена статья «Сказание Нектория пат­риарха, что ради празднуем субботу 1й недели поста святого великому­ченика Федора Тирона». Здесь говорится о приказе императора Юстиниана продавать в канун поста оскверненную жертвенной кровью пищу. По совету Федора, патриарх Некторий раздает запасы пшеницы, чтобы люди не были вынуждены покупать оскверненную еду. В память данного события первая неделя поста стала называться Федоровской.

По народным поверьям св. Федора Тирона называют «колодезником», хотя дата почитания его приурочена к 8 июня—дню памяти Федора Стратилата—сроку, считавшемуся наилучшим для рытья колодцев. Полу­чается, что в простонародном понимании оба образа змееборцев сливаются (см.: Веселовский А.Н. Указ. соч. С. 7).

Согласно духовному стиху о Федоре Тироне, всякий, кто будет соблю­дать первую неделю Великого поста, «будет избавлен от смерти и убиения» (Голубиная книга. С. 91). На христианский смысл легенды здесь наклады­вается двоеверный вывод, где охранительное значение получит связь: выполнение от заповеди святого—избавление от мученической смерти, которую он претерпел. Апокриф о Федоре Тироне внесен в Индексы запрещенных к чтению книг, где он обозначен: «Федора Тирона еже о змие».

1 В подлиннике имя царя—ондулент. Восстанавливается по исправным спискам.

2 Бояря—древнерусская форма для обозначения высших приближенных к царю сановников.

3 Место, где погиб и погребен Федор, называется Амазия (Амасея) и Эвхаит.

4 Тирон— обозначает новобранец, что не соответствует апокрифической легенде о его высоком социальном положении.

5 О главном змее, змее—хозяине вод колодезных,—с которым будет сражаться Федор Тирон, в зачине почему-то не говорится.

6 Иносказательно о языческих жертвоприношениях.

В тексте «кита», что значит 'связка', 'пучок травы', 'пучок стеблей', 'плетение из ветвей', 'велок соломы' (см. Словарь русского языка XI-XVII вв. М., 1980. Т. 7. С. 141).

7Описание сарацин—врагов царя греческого—напоминает апокрифическую харак­теристику нагомудрецов. Помещение их в колодце, учитывая змеевую символику второго колодезного подвига святого воина, видимо, следует воспринимать как символическую ха­рактеристику языческого народа. В поздней переработке духовного стиха враги гре­ческого царя трансформируется в «силу жидовскую». Видимо, смысловая нагрузка образа воспринималась и трактовалась как внешняя иноверная угроза православной державе.

8 3мей выступает в функции могущественного держателя и властителя подземных вод, чем он соответствует архаическому мифическому Индрик-зверю, живущему в глу­бине земли в недрах гор и затворяющему жилы подземных вод (см.: Федотов Г. Стихи духовные. Русская народная вера по духовным стихам. М., 1991. С. 69). Видимо, Индрик-зверь соответствует персонажу славянской мифологии, помещаемому в водоемы в образе драконоподобного чудовища.

В тексте струг—видимо, измененная струга—'струя, течение' (см.: Срезневс­кий И.И. Словарь древнерусского языка. М., 1989. Т. 111. Ч. 17 С. 558).

9 Характерно, что колодец описан как источник, струящийся из глубин земли. До настоящего времени такого рода источники, связанные с карстовыми подземными жи­лами, считаются священными и почитаются как имеющие целительную силу. Двоеверность основы культа таких земных источников очевидна.

10 «Символика, маркирующая «языческую принадлежность» кладезя.

11 «Память Федора Тирона действительно празднуется в первую неделю Великого поста, что закреплено житийной легендой (см.: Словарь... С. 273).

12 Тезис христианской ангелологии, сформулированной в том числе и на основе апокрифических источников Епифанием Кипрским, и в «Житии Василия Нового». Ангел-хранитель Федора изображен на иконе «Чудо Федора Тирона» XVI в.

13 Видимо, речь идет о свадебном облачении. О том, что данный раздел апокрифа воспринимался как мотив женитьбы, свидетельствует изображение на Людогощенском кресте, где мать Федора помещена обнаженной в объятиях змея.

14 3десь напрашивается аналогия с античным мотивом змееголовой Медузы-Горгоны, от взгляда на которую каменели люди.

14а Этот момент изображен на иконе «Чудо Федора Тирона» (XVI в.)

15 Противоречит предшествующему утверждению, что намерению освободить мать препятствовали все змеи, в том числе и главный (ср.: коммент. 14).

16 Контаминация христианского и языческого значений образа, когда змей воспри­нимается и как олицетворение язычества и как представитель подземного адова царства.

17 Мотив, перекликающийся с архаическими представлениями об Индрик-звере, запирающем, как и побежденный змей, подземные воды.

18 После гибели змея движение подземных вод переходит в распоряжение Бога. Небесный посланник архангел Михаил в окружении водных потоков изображен на Людогощенском кресте 1359 г. Данный мотив апокрифа так же символизирует победу христианства над хтоническими языческими силами.

19 Видимо, эта апокрифическая мотивация послужила причиной наименования Федора «колодезником». С его покровительством в народных повериях связывается выведение подземных вод наружу.

20 В подлиннике «в пенти ирахлии». Испорчено при передаче наименования местности Эвхаита, где совершил свои подвиги и где был погребен святой воин-мученик.

21 Как и Федор Стратилат, Федор Тирон погиб от руки царя Ликиния,—так в древнерусских рукописях назван Диоклетиан, инициатор гонений на христиан. Атмосферу мученических расправ над последователями христианского вероучения и отразило Древнерусское житие тезоименных святых мучеников.

22 Апокриф, в отличие от жизнеописаний Федора Тирона, полностью опускает описание мученической кончины святого.

СЛОВО ОБ АДАМЕ И ЕВЕ, ОТ НАЧАЛА И ДО КОНЦА[if!supportFootnotes][44][endif]

 

Перед грехо[падением] был Адам в раю, и все имел, что хотел, и все подчинялось его воле1. И если не приказывал Адам тварям, то не смели [ни] звери, ни птицы, ни гады, ни ходить, ни лечь, ни съесть что-либо, пока Адам [не] укажет им и [не] позволит. Также и Ева. [имела такую власть].

И когда преступили заповедь Божью, изгнан был Адам из рая. И взял [с собой] Адам жену свою Еву, и пошел, и сел пред дверьми райскими около Эдема2. И увидел Адам сон, что родится [от него] Каин и Авель, и увидел, что убьет Каин Авеля, брата своего. И был [Адам] в скоби великой3. Тогда пришел архангел Михаил к Адаму [и сказал]: «Адам, не скорби и в сердце своем не думай о Плохом».

И жил Адам около Эдема 18 лет, и тогда родил Каина и Авеля, брата его.

И сказал Адам Еве (...) «И когда пройдет 14 лет, прольет неми­лосердно Каин4 кровь Авеля5, брата своего, как было сказано мне [об этом]. Пойдем и посмотрим». Вышли они и увидели Авеля, жестоко [убитого] рукой Каина. Сказал Господь Михаилу архангелу: «Скажи Адаму, чтобы не говорил сыну своему Каину о случившемся ничего, и чтобы не скорбил, и чтобы не думал в сердце своем, зачем Ева родила сына».

И потом Ева родила сына и дала имя ему Сиф6. [И] сказала Ева Адаму: «Я родила [сына] взамен Авеля, которого убил Каин. Иди, господин мой, и воздай хвалу Богу, и принесем жертву [Ему]». И родил Адам 30 сыновей и 30 дочерей, и жил Адам 930 лет, и заболел. И вскричал Адам голосом громким: «Соберитесь, чада мои, ко мне». И был испуган Адам весьма, ибо до сих пор не знал, что такое болезнь. И собрались дети его, и обступили [Адама] с трех сторон. И сказал сын его Сиф Адаму, отцу своему: «Отче, отче, что за болезнь у тебя?» И ответил Адам: «О чадо, сильна болезнь [эта], о дети мои». И сказал ему сын его [Сиф]: «Отче, когда вспоминаешь блаженство райское, потому и страдаешь». И [еще] сказал Сиф отцу своему: «Я пойду, отец, [и] принесу из рая [что-нибудь], чтобы утолить твою боль». И пошел он с матерью своею. И спросил Адам сына своего Сифа: «О чадо, как войдешь ты в рай»?» И ответил ему Сиф: «Отче, выйду на пустынное место, напротив рая7, и восплачу от [всего] сердца, и услышит нас Господь, и отпустит ангела, и утолит тебе боль твою».

И сказал Адам сыну своему: «Нет, чадо, нет, я боль сердечную, душевную имею». И спросил Сиф: «Почему, болит, отче? [И] как ты пришел [сюда] оказался здесь?» И ответил Адам: «Когда сотворил Господь меня и мать твою, [из-за нее умираем мы и в смерти пре­бывать будем], дал нам сад райский Бог8. Но из-за Евы лишились мы его. Когда приблизился час [пребывания в раю], поклонилась Ева и увидела, что принял враг [дьявол] ангельский образ и дал Еве плод от древа [познания], и преступила [Ева] заповедь Господа, которую нам дал (...) и [которая] гласит: Кто земному научит, [тот погибнет]». И сказал Адам сыну своему: «Стал дьявол как ангел светел. И пришел к змее9 [и] сказал: Ты мудра премного, дай Еве [плод] от древа этого съесть. И Ева съела [плод] от древа и дала его мне, и вкусили мы от древа, и потому осуждены, и болезни, и смерти подвластны. Тогда пришел Владыка, и поставили [ангелы] посреди рая престол Господень, и возвал [Бог] страшным голосом: Адам, Адам, где ты? Я ответил: Наг я, не могу выйти. И сказал Господь: Никогда ты так не скрывался от меня и [значит] нарушил [ты] заповедь мою. [За это] умножу на теле твоем раны, и сердцу твоему [пошлю] страдания. Первая язва—чрево болит, вторая—очи болят и глухота, и потом за этим последуют все [другие] болезни» 10.

Тогда сказал Адам сыновьям своим: «Велика, сильна болезнь моя, о чада мои». Тогда Ева с плачем сказала ему: «Господин, встань и передай мне болезнь свою. Оба будем старадать, ибо из-за меня претерпеваешь ты боль эту». И сказал Адам Еве: «Встань и с Сифом иди к раю, и восплачь, посыпая главу свою прахом [перстью]. Когда услышит Господь молитву вашу, и отдаст [ветвь] от древа маслины, и увижу [ее], ослабеет [тогда] моя боль».

И встав, Ева с сыном своим Сифом пошли к раю11. И увидела Ева зверя огромного по имени Кутур12. И погнался он за сыном ее Сифом, чтобы съесть [его]. И восплакала Ева голосом, говоря: «Горе мне, чадо мое сладчайшее, с этого времени до второго пришествия Христова будут меня проклинать все. Ибо из-за меня умножилось зло». И закри­чала она зверю голосом громким: «О зверь, не боишься ли Божьего образа, что намереваешься съесть его? И как ты [осмеливаешься] пасть свою раскрыть на человека и обнажить зубы свои на него? Не помнишь ли, как тебя держала рукою своею?» Тогда зверь ей сказал: «О Ева, теперь не имеешь власти повелевать нами. В тебе причина, как осмелилась ты открыть уста свои и вкусить от древа, чего не повелел [делать] Господь. За это я и убить тебя хочу и чадо твое пожрать». На это Ева не отвечала ничего. Тогда Сиф сказал зверю: «Закрой пасть свою до Суда [Страшного], ибо образ Божий уничтожить хочешь. И в логове своем да пребудешь вовеки». И так свершилось. И пришел Сиф с матерью своею к раю, плача и рыдая сильно, [обращаясь] к Богу, посыпая перстью головы. И послал Господь Бог архангела Михаила, и сказал [Михаил] Сифу: «Человек Божий, вернись к отцу своему».

И понял Адам, что приблизился день его смерти, и нет [ему] лекарства уврачевания. И дал Сифу ангел Господень три ветки—певги сосны, кедра и кипариса13. И взял Сиф три ветки, и принес к отцу своему, и увидел [их] и обрадован был Адам весьма, взял он ветви у сына своего и сплел венец себе, и возложил [его] себе на главу, и призвал детей своих и весь род свой. И сказал им Адам: «Наставляю вас, чада мои, [и расскажу], как прельстил нас враг [дьявол] и [как] вас соблазнят жены ваши вопреки закону вашему».

«И Адам владел восточной и северной сторонами рая, а я [Ева] охраняла западную сторону и южную14. Адам властвовал над зверьми мужского пола, а я, Ева, властвовала над зверьми женского пола15. (...)

Послал дьявол змею ко мне, к Еве. И пришел—светлый весьма, поющий песнь ангельскую, как ангел. И сказал мне [дьявол]: Все ли прекрасны [плоды] вкушаете? И ответила я: От одного древа запретил нам Господь есть, которое посреди рая. И сказал дьявол: Премного сожалею о вас, ибо не понимаете ничего. Говорю вам, что древо это—блаженнее всех [других] древес. Если отведаете [плодов] от древа того, как боги будете и светлы будете как ангелы.

Когда съели мы [плод] от древа того, открылись очи наши, и увидели, что наги мы, и восплакались [о том], что сделал дьявол. Дьявол же невидим стал. Я же листья взяла, дабы закрыть наготу мою16. Поскольку разделен был рай: Адаму половина и мне половина, все деревья листву сбросили, а смоковница листья не сбросила. И взяла я листья ее и препоясалась, и зашла под древо, от которого съела [плод], и воззвала голосом громким: Адам, Адам, иди ко мне! Где ты! Скажу тебе [нечто] удивительное. Отверзла я уста мои, и дьявол говорил во мне: О древо, о разум! Так и ты [Адам] съешь [плод]. И съел Адам, и открылись его очи, и увидел он наготу мою и свою. И сказал Адам: О жена, что сделала ты мне и себе? Зачем удалились мы от милости Божьей?

Тогда услышала голос архангела Михаила, призывающего ангелов, и сказал им [Михаил]: Так говорит Господь: сойдем в рай11, услышим глас Господень и суд [его], где согрешил Адам и как судить его. Сошел Господь на херувиме и [с ним] множество ангелов, поющих несмол­каемую песнь и славящих Бога непрестанно. И поставлен был посреди рая престол Господень. Древа Адама цвели цветами большими, а на моей стороне [рая] увяли и были [как бы] опалены [огнем]. И позвал Господь Адама. Адам ответил: Господи, голос твой услышал я и боялся [выйти], ибо наг я. И спросил Господь Бог: Кто тебе сказал, что наг ты, если бы не съел ты [плод] от древа, [от] которого запретил и заповедал не есть?18

И взяли нас ангелы свирепые и гнали нас из-за этого, и отлучили нас от рая. И мы, взмолившись, говорили ангелам: Помолитесь Богу [о нас]. И сказал Адам: Помилуй меня, Владыко, ибо согрешил я.

Помилуй меня Господи. Отпустил [Бог] ангелов, провожающих Адама из рая. И сказал Адам: Господи, помилуй меня и дай мне какое-нибудь жилище, чтобы я там жил. Вывели нас ангелы из рая и закрыли рай ангелы от нас. Тогда Адам закричал: Помилуй меня, Владыко! Дай мне благоухание [райское вкусить], когда буду творить жертву Богу и принесу кадило. Ангел Иоиль19 [тоже] молил, непрестанно говоря: Помилуй, Владыко, первое творение свое. И сказали все ангелы, тоже говоря Богу об Адаме: Помилуй, Владыко, первое создание твое. И сказал Господь ангелам своим: Правильно, [что] так Адам страдает, ибо неправедно [он поступил]. Ангелы непрестанно говорили: Праведен суд Твой, Владыко, воистину праведен. Тогда Господь отдал ему [Адаму] благовония—фимиам, и ладан, и ливан.

И сели мы пред дверьми райскими. Адам приник к земле лицом, плача, сожалея [о рае] и рыдая. И жили мы семь дней, не вкушая никакой пищи. И очень проголодалась я, Ева, и вскричала громким голосом: Помилуй нас, Творец, Господи, [ибо] из-за меня Адам это терпит. И сказала я Адаму: Господин мой, давай поищем и построим жилище себе, ибо изнемогла я и душа моя уходит из меня. Тогда Адам сказал: Восстает сердце мое, чтобы предать тебя смерти; но боюсь Бога, ибо образ твой создал Господь и потому что каешься ты и взываешь к Богу. Потому не отстраняется сердце мое от тебя. И встав, Адам обошел всю землю и не нашел ничего для себя съе­добного, только волчцы и траву полевую. И снова вернулись мы к дверям райским [и] возопили, молясь: Помилуй, Владыко, творение твое и подай нам пищу. И непрестанно молились мы 54 дня. В это время слышали мы, [как] архангелы Михаил и Иоиль молились за нас. И повелел Господь Иоилю, и взял он седьмую часть рая, и отдал нам20. Тогда сказал Господь: Тернии и волчец возрастут от [труда] рук твоих, в поте лица своего будешь добывать [пищу]. И пусть смот­рит на тебя жена твоя и трепещет.

И сказал архангел Иоиль: Так говорит Господь Адаму: «Жену твою создал тебе [не для того, чтобы] повелевал [ею], но дал [ее] тебе, чтобы была послушна». И снова ангел Иоиль поведал, повелел Адаму взять скот и всяким вещам [дать?] имена. И так взял он волов и (...) чтобы построить себе жилище».

Тогда дьявол пришел, и встал, и не дал Адаму пахать землю21. И сказал дьявол Адаму: «Моя земля, а Божьи небеса [и] рай. Если хочешь моим быть, мне [будешь] принадлежать и пахать землю. (...) если же хочешь Божьим быть, Богу принадлежать, то иди в рай». И ответил Адам: «Господни суть небеса, и земля, и вся вселенная». Дьявол ответил: «Не дам тебе землю пахать, если не дашь сейчас рукописание, что ты—мой». Адам сказал: «Кто господин земли, тому [принадлежу] я и чада мои». Тогда возрадовался дьявол. Адам же, знал, что снизойдет Господь на землю и воплотится в человека и покорит дьявола.

Дьявол же обрадовался очень и сказал: «Так [и] напиши мне». И на спине написал грамоту эту и сказал: «Чья земля, тому и я, и дети мои [принадлежат]». И дьявол взял грамоту и власть Адама.

Ева сказала: «Встань, господин мой, и помолимся Богу об этом [грехе], чтобы спас нас Господь. Ибо страдание это получил (...) из-за меня». Потом сказал [Адам]: «О Ева, поскольку каешься ты в зле [грехе] своем, сердце мое внимает тебе, ибо Господь создал тебя из ребра моего. Будем поститься 40 дней, чтобы умилосердился Господь к нам и дал нам разум и жизнь». И сказала Ева: «Ты постись 44 дня». И сказал Адам Еве: «Иди к реке Тигр и возьми камень большой, и войди в воду, и подложи [камень] под ноги свои, и [оденься] водой, как одеждой, до шеи своей, и моли Бога в сердце своем, и да не ис­торгнется слово из уст наших». И сказала Ева: «Господин [мой], господин, буду я взывать к Богу всем сердцем моим»22.

И пришел Адам к Иордану, и погрузился в воду весь [целиком], моля Бога и воссылая молитвы. И тут спустились ангелы и все звери, и скот, все пернатые, и встали, как стена, около Адама, молясь и плача об Адаме к Христу. И пришел дьявол к Еве в ангельском светлом образе, слезы поливая обильно на землю. И пришел он на берег реки, и сказал Еве: «Выйди, Ева, из воды, [ибо] услышал Господь молитву твою. И нас, ангелов, молящих о вас, услышал Господь молитву. И послал Господь меня к тебе, чтобы вышла ты из воды». Ева же поняла, что это дьявол, и ничего не отвечала. Когда же Адам шел от Иордана, и обнаружил след дьявола, то испугался, что прельстил он Еву вторично. Когда [Адам] увидел Еву, в воде стоящую, возрадовался, вывел ее из воды и взял [ее с собой].

Тогда сказал Адам Еве: «Встань, помолись Богу, прежде чем пре­дам душу мою Богу». Тогда Ева, выйдя [из воды], помолилась Богу и сказала: «Господи, согрешила я пред тобой и ангелами твоими, и сера­фимами шестикрылыми, согрешила пред страшным твоим престолом. Согрешила [пред] тобой, Господи. Согрешила я, ибо любой грех—из-за меня». И пришел ангел Господень к Еве и сказал: «Встань, Ева. Адам вышел из телесной [оболочки] своей и дух его предстал пред Господом». И пришла Ева к телу Адама, и увидела кадильницу златую, и три светильника горящие, и святых ангелов, держащих их [светильники]. И восходило благоухание до небес. И когда собрались ангелы, поклонились они телу [Адама], говоря: «Святая святых, Владыко, прости создание свое, ибо от Твоих рук [сотворено]».

Ева же видела великие чудеса, стояла пред Богом и плакала [со] страхом великим, и призвала сына своего Сифа, и сказала ему: «Встань с ложа своего и иди [сюда], чтобы увидеть чудо не виданное никогда». И встав, Сиф пришел, и сказала ему [Ева]: «Посмотри, чадо мое, на Бога». И посмотрев, увидел [Сиф] воинство ангельское, пред престолом стоящее и модящееся, говоря: «Помилуй, Владыко, творение Свое». И Сиф сказал матери своей: «Посмотри, как луна и солнце поклоняются престолу, молясь за отца моего Адама». И сказала Ева: «Где есть свет им. (...)

И сказал Сиф матери своей: «Когда встал архангел Михаил мо­литься, умолкли все ангельские силы пред Господом»23.

И снова кричали: «Благословенна слава Господня, помиловавшая творение свое—Адама». Тогда пришли ангелы, и херувимы и серафимы, и взяли Адама, и понесли на гору Сиблато24, и прославили его там, и обмыли его трижды. И в третий час Господь, сидящий на пре­столе, простер руку и принял Адама, и отдал его архангелу Михаилу, и сказал ему: «Неси тело его в рай, а дух его да прибывает на третьем небе. Тело его [пусть] здесь пребывает до воскресения Моего». Тогда архангел взял Адама и понес его, куда велел ему Господь. И снова Христос сказал архангелу: «Войди в рай, возьми порфиру и плащаницу и покрой [ими] тело Адама, и возьми масло и также возлей его [на Адама] и тело Авеля принеси и сохрани [его]». И позвал Господь Адама и сказал: «Адам, Адам, где ты?» Тело же Адама отвечало: «Вот я, Господи». Господь сказал: «Так сказал Я тебе [ты—персть] от земли и ты [и] снова в ту же землю пойдешь, [и] вновь во время воскресения [из мертвых] воскреснешь со всем родом человеческим». И перекрестил гроб его [Адама] с четырех сторон, и положил его в гроб, и возлил масло, и сказал: «Твое от тебя тебе [возвращается]». Ева же после [смерти] Адама шесть дней молилась, плача [и] говоря: «Господи Боже, так как меня создал Ты от ребра Адамова, так [пусть] к нему присоединюсь». И, сказав: «Боже, прими душу мою», предала ее Гос­поду. И пришел архангел Михаил и научил Сифа, как похоронить мать свою. И пришли три ангела, и взяли тело Евы, и похоронили ее там, где лежит тело Адама и Авеля, сына их. И архангел сказал: «Так погребайте всякого человека умершего, до дня воскресения»25. И вновь сказал ему [о] 3 дне, и 9, и 20, и 40 дне26, и все по порядку. Как ангелы радуемся с праведными душами. Поэтому архангел Иоиль прославил Бога, сказав: «Свят, свят, свят, аллилуйя, свят Господь наполня небо и землю славой своей».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: