О Соломоне и Китоврасе. Суды Соломоновы




Цикл апокрифов о царе Соломоне, популярнейшим герое ветхозавет­ной истории, известном своей необыкновенной мудростью (см.: 3 Цар. 4, 29-30), представляет особый интерес, являя собой один из наиболее ярких образцов международных, «кочующих» сюжетов, оказавших заметное влияние как на восточнославянскую, так и на западноевропейскую литературу. История проникновения апокрифов о Соломоне в древне­русскую литературу явилась предметом исследования выдающегося компаративиста XIX в. А.Н. Веселовского, по предположениям которого индийские сказания о царе Викрамадитье в их монгольском варианте (цикл рассказов об Арджи-Борджи) со следами влияния буддийских и иранских верований легли в основу талмудических апокрифов о Соломоне. Через мусульманскую литературу легенда о Соломоне приходит в Западную Европу, а через Византию—в славянские страны. Эти две традиции, западноевропейская и славянская, сначала развивались изолированно, но начиная с XVI-XVII вв. западноевропейские народные обработки повестей о царе Соломоне в духе фаблио проникают в Россию и наслаиваются на древнейшую византийскую основу сказаний.

В южнославянских странах цикл о Соломоне считался отреченным: в Погодинском «Номоканоне» среди запрещенных книг были названы «О Соломоне-царе и о Китоврасе басни и кощуны». Тем не менее в XV в. повести о Соломоне и Китоврасе и суды Соломона входили в состав «Палеи Толковой», которая представляла собой сокращенный пересказ событий ветхозаветной истории и включала много апокрифического материала. Есть основание полагать, что апокрифы были известны на Руси значи­тельно раньше—к XI-XII вв.: Китоврас изображен на стенах Георгиевского собора в Юрьеве-Польском (XIII в.) и на «Золотых» Васильевских вратах Софии Новгородской (XIV в.).

Сюжеты апокрифического цикла о Соломоне нашли отражение не только в письменной, но и в устной традиции: в былинах и сказках. (Подробнее см: Веселовский А.Н. Славянские сказания о Соломоне и Китоврасе и западные легенды о Морольфе и Мерлине // Веселовский А.Н. Собр. соч. Т. 8. Вып. 1. Пг., 1921).

О Соломоне и Китоврасе

1 Китоврас— демоническое существо. Происхождение этого образа А.Н. Весе­ловский связывал с духами Гандаврой и Марой в индийской мифологии, олицетворяющими силы зла. В талмудических сказаниях место Китовраса занимал Асмодей (губитель, разрушитель; см.: Тов. 3, 8, 17). Имя Китоврас (искаж. греч. «кентавр») указывает на несохранившийся византийский текст, с которого был сделан перевод. В славянской версии апокрифа Китоврас отчасти утрачивает черты носителя злого начала и превращается в мудрого собеседника Соломона, состязающегося с ним в отгадывании загадок.

2 Ср.: Прит. 20, 1.

3 Речь идет о строительстве храма Премудрости в Иерусалиме, во время которого нельзя было использовать никаких инструментов (3 Цар. 6, 7).

4 Ногот— мифическая птица. А.Н.Веселовский возводит этот образ к птице Симург в иранском мифоло-гическом эпосе. Возможно, именно этот образ оказал влияние на формирование образа Страфил-птицы в духовном стихе о Голубиной книге, которая обладает способностью разрезать самые твердые предметы (ср. с апокрифом «о Соломоне и Китоврасе»): «Роняет перья, которые крепче стали и булату, И режут ими кости и камни» (Бессонов П.А. Калики перехожие: Сборник стихов и исследований. М., 1861. с. 338). Образ гигантской птицы, держащей «белый свет под правым крылом» и возвещающей рассвет (ср. с солнечными птицами в «Книге Еноха» и «куром» в апокрифе «О всей твари»), безусловно, имеет не только книжное происхождение—существовало «встречное движение»—со стороны народного мифопоэтического сознания (в языческой космогонии, как правило, образ птицы имеет первостепенное значение; см.: Мелетинский Е.М. Палеоазиатский мифологический эпос. Цикл ворона. М., 1979).

5 Имеется в виду камень шамир (алмаз).

6 В списке выпущен рассказ о странствиях царя Соломона в чужих землях и о чудесном возвращении перстня, который был найден в пойманной рыбе.

7 Рассказ о двухголовом муже имеет талмудическое происхождение (пересказ талмудической легенды см.: Веселовский А.Н. Указ. соч. С. 85).

Суды Соломоновы

1 Сюжет первого суда о трех ларцах был весьма популярен в западноевропейской литературе, он получил отражение в сборнике средневековых новелл «Римские деяния» (см.: Средневековые латинские новеллы XIII в. Л., 1980. С. 265-266), в комедии Шекспира «Венецианский купец».

2 Источником сюжета второго суда Соломона А.Н. Веселовский считал рассказ из турецкого эпоса «Тути-намэ».

3 Мотив спора о наследстве отражен в «Римских деяниях» в несколько видоизме­ненном виде: Соломон приказывает стрелять в труп отца из лука (см.: Средневековые латинские новеллы. С. 34—35).

4 Тема женской злобы—одна из популярнейших как в западноевропейской, так и в древнерусской литературе, например в «Молении Даниила Заточника» (Зарубин Н.Н. «Слово» Даниила Заточника по редакциям XII и XIII вв. и их переделкам. Л., 1932).

5 Это единственный сюжет, который имеет своим источником Писание (3 Цар. 3, 16-28).

6 Дарий— царь Персии (522-486 до н.э.), при котором велись греко-персидские войны. Известен могуществом и военной силой.

7 Мотив противоборства Правды и Кривды имеет чрезвычайно широкое распро­странение в русском фольклоре и в письменной традиции. Загадка о щите, на который села сова, вошла в состав «Беседы трех святителей» (см.: Мочульский В.Н. Следы народной Библии в славянской и древнерусской письменности. Одесса, 1893. С. 168). О Правде, которая улетела на небеса, упоминается в «Повести о псковском взятии» (XVI в.). В духовном стихе о Голубиной книге образы Правды и Кривды получают значение двух противоборствующих космических сил, т.е. развивается космологическая концепция, основанная на дуализме:

Правда Кривду переложила.

Как Правда пошла по поднебесью,

А Кривда осталась на сырой земле.

(Цит. по: Бессонов П.А. Указ. соч. С. 278)

Характерно, что в народной традиции этот мотив получил выраженное социальное звучание: земля, которая рассматривается как царство Кривды, исполнена беззаконий, «неправых судов», вражды. Завершение конфликта Правды и Кривды в духовных стихах связано со Страшным судом, который понимается (что традиционно для средневековой народной утопии, и западноевропейской, и русской) как торжество справедливости (см.: Клибанов А.Н. Народная социальная утопия в России. М., 1977. С. 29). Таким образом, в устной традиции книжный по происхождению мотив развивается и наполняется новым содержанием, что указывает на активность народного сознания в обращении с заимствованным материалом. Наконец, А.Н. Веселовский усматривает возможность влияния апокрифа на народные сказки о неравном дележе, хотя в данном случае могло иметь место и самозарождение сюжета.

[БЕСЕДА ТРЕХ СВЯТИТЕЛЕЙ][if!supportFootnotes][48][endif]

ВОПРОСЫИ ОТВЕТЫГРИГОРИЯ, ВАСИЛИЯ, ИВАНА [ИОАННА] БОГОСЛОВА1

1. Вопрос: Что значат ясли2, где лежал Господь? Ответ: Ясли—это люди, ради их [людей] Господь сошел и возродился верою.

2. Василий сказал: Что было известно о волхвах, которые дары принесли Богу? От[вет]: [Ио]анн сказал: Ваамелхевур и Валтасар3.

3. Какое чудо сотворил Христос прежде [всего] на земле? От[вет]: Когда родился Христос, [то Он] бабе Саломии4 сухую руку исцелил.

4. Григорий сказал: Сколько лет было Господу, [когда Он] пришел в Египет? Василий сказал: 12-ти месяцев5.

5. Иван [Иоанн] сказал: В чьем дому был Господь, когда пришел в Египет? Григорий сказал: В доме Фелона6.

6. Вопрос: Сколько детей убил Ирод? Ответ: 14 тысяч7.

7. Вопрос: Кто от моря сеял мир? Ответ: Очищение народов.

8. Что значит сеяние? От[вет]: Крещение [в] Иордане.

9. Вопрос: Чем крестились земля и Адам? От[вет]: Пришествием Христовым. [Крещение] и в Иордане, и в море, и кровью Христовой. Ибо три есть крещения: первое—водою, второе—кровью, третье—слезное. Это последнее есть большее8.

10. Вопрос: Чем иудеи крестятся? От[вет]: Обрезанием. От Авраама начали9.

11. В[опрос]: Какое предзнаменование у рыбаков сотворил Креститель? От[вет]: Исцелил прокаженного Иозию10.

12. В[опрос]: Сколько из рыбаков было апостолов? От[вет]: четыре -Петр, Андрей, Иаков, Иоан[н]».

13. В[опрос]: Что значит два чуда морских? От[вет]: [На] земле пятью хлебами благословленными [насыщение] пяти тысяч человек, а вто­рое чудо—[насыщение пяти тысяч человек] двумя рыбами, и [набрали] 12 коробов оставшихся кусков12.

14. Василий сказал: Что значит: человек имел 10 колосьев и один из них упал, [человек] зажег же свечу и нашел его? Григорий сказал: [Это значит] девять чинов ангелов, а десятый упал—Адам, а [тот], который зажег свечу,—это вошедший на крест и сжегший на кресте плотское; крест—это свеча13.

15. Что значит Иоан[н]14.—Пришествие Христово. Это первое известие о Христе, Мессии иудейском.

16. В[опрос]: Во имя кого было спасение? От[вет]: Во имя евреев и во имя креста Христова15.

17. В[опрос]: Сколько раз Христос говорил о Иерусалиме и что говорил Христос? От[вет]: О евреях—оставят сыновья их закон мой [Христа] и не будут поступать по моим [Христа] заповедям16.

18. Кто рожденник небесный? От[вет]: Христос17.

19. В[опрос]: Когда он учил. [Ответ]: Когда проповедовал евреям.

20. В[опрос]: Откуда миро, им же помазала Мария ноги Господа? От[вет]: Когда родился Господь, [его искупали]; от воды, [в кото­рой его искупали], повитуха взяла часть и налила в сосуд и зарыла в той же пещере. Когда соблаговолил Христос после 33 лет в сокровенном месте явиться, и святость [его] открылась. [То] место наполнилось миром благовонным, [так что] все были удивлены. Искавшая [Христа] Мария нашла его [миро], не зная, что [это] такое. И когда вошел Господь в дом Симона-прокаженного, [Мария] помазала голову Господу от того [мира].

21. В[опрос]: Какая Мария помазала Господа миром, слезами омыла ноги его? От[вет]: Сестра Лазаря—Мария-блудница18.

22. Сколько мироносиц? От[вет]: первая—фа[ри]сеева, вторая Марта, третья—Мария, сестра Лазаря, и другие с ними19.

23. Василий сказал: Что значит дина20, [у кого была] вечерняя трапеза? От[вет]: Иаков—брат Господа по плоти.

24. Григорий сказал: Кто солгал—[тот] спасся, и кто истину сказал —[тот] погиб. От[вет]: Петр сказал: Не знаю человека того— [и] спасся, а Иуда, предавший Господа, погиб, ибо сказал: Кого я целую, того возьмите21.

25. Василий сказал: Дерево, на нем же Иуда повесился, как [оно] назы­вается? Григорий сказал: Миринихи22.

26. Григорий сказал: Рабыня, которая сказала [Петру, что он был с Иисусом Назарянином, но] Петр отрекся. Что о ней известно? Василий сказал: [Ее зовут] Балила23, что значит «расколоть» [рассечь, нарушить единство, целостность чего-либо].

27. Григорий сказал: Пронзил[и] Господа копьем. Кто [об этом] слышал? Василий сказал: Логин24.

28. Василий сказал: Распятые с Крестом [Христом]. Что о них слышно или что известно об их именах? Иоан[н] сказал: Который справа25, [попал] в рай26—это значит, [что здесь сказалась неизреченная] сила [Христа], а который слева, [как свидетельствуют, он не раскаялся]27, [о нем] известно, [что] ушел в землю [погребен в земле].

29. Иоанн сказал: Кто снял [с креста] тело Господа и схоронил его? Что о нем известно? Григорий сказал: [Его зовут] Иосиф, который из Аримафеи28.

30. Григорий сказал: Когда отвалили камень, [то увидели] двух анге­лов29. Как их имена? Василий сказал: Одному—Азаил30, что значит «праведный Бог», а другому—Калуил31, что значит «крепкий Бог».

31 В[опрос]: За какой грех лежал человек при Овчьей купели32 38 лет. [Ответ]: Поскольку [он] хотел оскорбить [ударить] Господа на посвящении [жертвоприношении] по власти жреца, не веруя в Святую Троицу33.

32. В[опрос]: Что значит растение болотное, цвет морской, честь скотская, кровь дерева, убили мужа праведного? От[вет]: Растение болотное—трость, цвет—морская губа, а честь скотская—желчь, а кровь дерева—уксус34, ибо все это дали Крестителю на распятии.

33. В[опрос]: Сколько лет был Креститель35 в миру [на земле]? О[вет]: 34 года.

34. В[опрос]: Кто искупил грехи Адама36? О[твет]: Христос воскрес из мертвых.

35. В [опрос]: В какой день взошел Иисус на небо? О[твет]: В 40-й день37.

36. В[опрос]: Откуда взошел Иисус на небо? О[твет]: От горы Масличной, ибо там Моисей скрижали сделал38.

37. В[опрос]: На каком месте Моисей совершил Пасху, убил ягненка и [его] кровью евреям пороги окропил39, где же [на том же месте] и дъявол был посрамлен [Иисусом Христом]? О[твет]: На горе Елеонской.

38. Григорий сказал: Какой человек [был] на земле пророком полчет­вертого (три года и шесть месяцев)? Василий сказал: Илия при Иезавели три года и шесть месяцев не увлажнял землю [т.е. лишил землю дождя]40.

39. Григорий сказал: Кто, смерти не испытав [не умер], и в смерть проник [был взят на небо]? Василий сказал: Илья при Иеза­вели41.

40. В[опрос]: Где находился Илья? О[твет]: На горе Фаворской42.

41. Кто больше всех живет? О[твет]: Илья и Енох43.

42. Какой пророк женщины устрашился? О[твет]: Илья [устрашился] Иезавели44.

43. В[опрос]: Сколько же [лет] лежало дерево, выращенное [на живот­ворящий] Крест Христов. О[твет]: Лежало семь лет.

44. Кто сделал Крест Господень, как его имя? О[твет]: [А]мбриянос слышал об этом и Алтас.

45. В[опрос]: Кто обрек Господа [на] крест? О[твет]: Иуда, который пошел по пути Закхееву, [а крест нес Симон], называвемый Киринеин45.

46. В[опрос]: Что значит: долго искали—не нашли, и его же никто не мог определить; но показала [установила] мертвая девица. [Ответ]: Распят был Бог с двумя разбойниками на трех крестах. Потом эти три креста взяли иудеи, похоронили на Голгофе. Пришла святая Елена, искала крест Господа, и нашла три креста, и взяла их, и не знала, какой [из них] крест Господа. И нашла [Елена] мертвую [девицу], положила два креста на нее, и ничего не случилось. Когда же положила крест Господа на нее [девицу], точас воскресла мертвая девица, и села, и сказала:» Слава тебе, Честный Животво­рящий Крест»46.

47. В[опрос]: Сколько творений создал Бог? О[твет]: Три. Первое—ангелов; второе—землю, третье—человека47.

48. В[опрос]: Сколько естеств [субстанций] на небесах и на земле? О[твет]: Бог и человек48.

49. Вопрос: Что на земле трудом сначала создано? О[твет]: Виноград, ибо [людей] питает виноград и Еву змей соблазнил виноградом49.

50. Григорий сказал: Какое ремесло на земле [было] первым? Василий сказал: Никто не шил; Адам, сшив листвие смоковное, [сделал] себе одеяние50.

51. В[опрос]: Почему море соленое? О[твет]: Потому что Бог плюнул в море, и как же Господь есть сладость, так и дела его51.

52. В[опрос]: Сколько [дней] имеет месяц? О[твет]: 30 дней.

53. В[опрос]: Из скольких частей состоит мир? От[вет]: Из четырех столпов, облаков и земли, а четыре стихии: первая— нед, имеет влта, вторая же—огонь, третья— глет, четвертая же— воздух. И составил Бог, как говорится52.

54. В[опрос]: Кто раньше Бога объявлен на Земле? О[твет]: Дьявол [объявлен на Земле] в образе змея53.

55. Какие [слова] принадлежали дьяволу, [с которыми он обратился к] Еве? О[твет]: Не сказал ли [дьявол] Еве и Адаму:» Что вам Бог сказал [разрешил] есть в раю этом?»

56. В[опрос]: Что есть дьявол? О[твет]: Анастасия. Дьявол был Божий ангел, [но] отпал [от Бога] за нарушение долга [повиновения Богу], ибо сказал: «Поставлю престол мой на облаках и буду подобен Вышнему [Богу]», и [был дьявол] свержен с небес на четыре дня раньше создания Адама, и [дьявол] есть вечный мученик54.

57. В[опрос]: Сколько рек вытекает из рая? О[твет]: четыре [реки] -Гион, Фисон, Тигр, Е(в)фрат55.

58. В[опрос]: Из чего сотворен был Адам? О[твет]: Подобает же знать, как Отец и Всемогущий Бог создал своею рукою [сотворил] Адама, взяв горсть земли Мадиамской, [Бог взял] в центре [Мадиамской] земли56.

59. В[опрос]: Из какой земли есть Адам? О[твет]: Из Григот и Гибибн, и из Кракин, и из Тесант, из тех земель [создан] Адам57. И так сотворил [Бог] тело его [Адама] из восьми частей, четырех составов. Часть первая—от стен земляных, это есть хуже всех частей; вторая—от моря, это есть кровь и мудрость; третья—от солнца, это есть красота и очи ему [Адаму]; четвертая—от облаков небесных, это есть мысль и легкость; пятая—от ветра, который воздух, это есть дыхание и зависть; шестая—от камня, который есть утверждение; седьмая—от света этого мира, который сотворен плотским [телесным], то есть умиление и кротость; восьмая часть—от Духа Святого во всем предназначение человеков к добродетели, приводящей к спасению,—это есть первая часть. Как сотворил Бог Адама, и не было имени ему [Адаму]. И призвал [Бог] ангелов четырех к себе: Михаила, Гавриила, Уриила, Рафаила. И сказал [Бог] им: «Идите и найдите имя ему [человеку]». Михаил же пошел на восток и увидел звезду, имя ей Анафос. И взял [Михаил] от нее [звезды] букву аз, и принес, и сказал Богу. Гаврил же пошел на запад и [там] увидел звезду Дисис, имя ей [звезде]. И взял [Гаврил] от нее букву добро, и принес [сказал] Богу. Рафаил же пошел на север и увидел звезду, имя ей [звезде] Аратус. И взял [Рефаил] от нее букву аз, и принес [сказал] Богу. Урил же пошел на юг и увидел звезду, имя ей Семьбрис. И взял [Урил] от нее букву мыслете, и принес [сказал] Богу. И повелел Бог Урилу: «Прочитай их». Урил же сказал ему: «[Человек] называется [Именем] Адам»58.

60. В[опрос]: Сколько лет было Адаму, когда Ева была создана? О[твет]: Юношею [был Адам] 30-летнего возраста, и Ева девицею 30-летнею59.

61. В[опрос]: Какого [размера] была голова Адама? О[твет]: [Такого размера, чтобы] 30 людям [можно было] влезть в нее60.

62. В[опрос]: Когда создал Бог Адама? О[твет]: Месяца марта 25-го в день, называемый пятница, в час дня шестой.

63. В[опрос]: Сколько же был Адам в раю? О[твет]: От шестого часа до девятого61.

64. В[опрос]: Где поселился Адам, когда [он] был изгнан из рая? О[твет]: В земле Мадиамской, в центре [этой] земли62.

65. В[опрос]: Что значит: отец мой родил меня из чрева матери моей? О[твет]: И [э]то значит: отец—Бог, а сын—Адам, и это значит: мать—земля, а сыном моей матери [называют] Еву [как созданную из ребра сына Земли Адама]63.

66. В[опрос]: Кто взял родную свою дочь в жены? О[твет]: Взял Адам [в жены] Еву.

67. В[опрос]: [Что значит] мертвый носит живого? О[твет]: Тело [носит] душу. Рассказывается: после 30 лет изгнания Адама из рая зачала Ева и родила Каина и дочь Каламану. И потом же опять [через] 30 лет зачала и родила Авеля и сестру ему Девору64. И по прошествии 100 лет убил Каин Авеля, брата своего, и принял [Каин] от Бога семь наказаний.

68. В[опрос]: Что значит семь наказаний Каину? О[твет]: Первое -Бога прогневал; второе—отца оскорбил; третье—мать без сына оставил; четвертое—брата убил; пятое—кровь пролил; шестое -землю осквернил; седьмое—[ад обновил]. Потом же прожил Адам (...)65 лет в печали по Авелю, сыну своему, и родил Сита (Сифа). И когда Адам не ослушался Творца своего, живя в раю, [то] видел небеса всегда открытыми с ангелами, воспевающими и славящими Бога непрестанно. И от Адама была Ева. После ослушания же [Бога] и после изгнания из рая поселился Адам на острове, называемом Афулий. И жил Адам (...) лет, и умер месяца сентября25-го дня в месте Афули[и]. Здесь же погребены Авраам и Исаак. И принесли Иакова из Египта [и похоронили] в церкви в пещере обширной, и здесь [они] почивают. И тело Адама взяли ангелы, и понесли, и погребли его в центре земли, в Иерусалиме, на [том] месте, где же Бога распяли66.

69. В[опрос]: Кто родил гигантов? О[ответ]: Внук Адама67. Потом же человеки разгневали Бога беззаконием [неправедными делами], [Бог] наслал на землю потоп, от Адама [прошло] 3242 года, Ноевой жизни было 600 лет, и [Бог] устроил [так, что] вода на земле [была] десять месяцев.

70. В[опрос]: Когда замолчали звери и гады, источники водные [иссяк­ли] и пение Христа [прекратилось]? О[твет]: Когда Адам покинул рай.

71. Bfonpoc]: Когда весь мир возрадовался? О[твет]: Когда Ной покинул ковчег; умер же Ной, прожив 480 лет[if!supportFootnotes][49][endif]. И сыновья его начали строить башню до неба в земле Севар. И оттуда рассеял Бог народы по всей Вселенной после потопа [через] 80 и 9 [лет]. Создание же башни было в лето {...). Создан ж был Вавилон, город великий, в лето {...), и воцарился в нем и не умрет первый из племени Сима Неврот, был же первый царь на земле68. И от него пошли цари, и создали оружие, и корабли пустили в море, и начались войны.

72. Bfonpoc]: Что. есть небеса, как сказал же пророк: «Небеса свиде­тельствуют о славе Божьей». О[ответ]: первое небо—Сит, второе—Енос, третье—Енох, четвертое—Ной, пятое—Авраам, шестое -Исаак, седьмое—Иаков, на семь небес, на каждом [из] них есть ангелов 12 десятков тысяч69.

73. В[опрос]: Сколько родилось человек по предсказанию? О[твет]: Семь [человек]. Первый—Сим, второй—Енох, третий—Исаак, четвертый—Самсон, пятый—Самуил, шестой—Богородица, седь­мой—Иоанн.

74. В[опрос]: Кто показал человека [открылся] на 40-й день? О[твет]: Иосиф [открылся братьям] в Египте.

75. В[опрос]: Кто спал 76 лет? О[ответ]: Авимелех70.

76. Григорий сказал: Кто дважды умер [и] воскрес? Василий сказал: Лазарь.

77. Bfonpoc]: Кто нерожденный умрет и после рождения состарится и опять в утробу матери войдет? О[твет]: Адам из земли был создан и опять в землю возвратился.

78. Григорий сказал: Скажи мне десять слов Евангелия. Василий сказал: первое—В начале было Слово; второе—И Слово было Бог; третье—И Бог было Слово; четвертое—И так было в начале у Бога; пятое—Все тем было [создано]; шестое—Без него ничего же не было, которое было [создано]; седьмое—В том жизнь была; восьмое—И жизнь была свет человекам; девятое—И свет во тьме светится; десятое—И тьма его не подчинит.

79. Василий сказал: Отец и Сын и Святой Дух, [то], каким образом славится Отец? Григорий сказал: Один Отец всемогущий и Бог Вседержитель безначален, неразделен, нерожден, бессмертен и не перестанет быть—Господь Саваоф Неразделим, Вечный, Неви­димый. И еще Василий сказал: Каким именем славится Отец и Сын и Святой Дух? Григорий сказал: Один Свят—Слово Божие, Солнце праведное, Свет животворящий [дающий жизнь], Истинный путь, Дверь, Исцелитель, Камень, Цветок, Пастырь [пастух] овцам, Хлеб, Благовонная мазь обновляющая, Свет святых, Великого Света ангел, Червь, Наставник, Спаситель, Отец, И[и]сус Христос, Бог, Царь, Премудрость и Сила, Источник милостыни, Лев и пла­мень львов, Светлый облак, Начальник силам. Иоан[н] сказал: Ка­ким именем славится Святой великий Господь [Дух]? Ответ: Мно­гим дням начальник, Скоро делающий добро, Мудр, Не имеющий [над собой] власти, Любящий добро, Негневен, Благодетельный, Человеколюбец, Охранитель, Крепкий, Удостоверяющий [что-ли­бо], Крепкий, Твердый, Безначальный, Всемогущий, Посещающий всех, Разумная чистота, Бесплотный, Неразлучный с силой Божьей71?

80. Григорий сказал: Кто двое борются? О[твет]: Жизнь со смертью.

81. Григорий сказал: Кто двое враги? Ответ: Ночь с днем72.

82. Григорий сказал: Какой праведник не говорил девять месяцев и восемь дней? Василий сказал: Захария, увидев [чудесное] видение73.'

83. Григорий сказал: Ради кого, увидев [чудесное], спасен город от смерти? Василий сказал: Сигор—город, когда Лот убежал из Содома и вошел в Сигор74.

84. Григорий сказал: Чей голос был от востока до запада? Василий сказал: [Голос был от востока до запада], когда Ева родила Каина; тогда четвертая часть мира умрет, когда Каин убьет Авеля75.

85. В[опрос]: Кто из пророков был пойман живым и сидящим, а гроб его ходил? О[твет]: Иона в чреве кита76.

86. В[опрос]: Кто не поверил и его тело стало столбом соляным? О(ответ): Жена Лота77.

87. В[опрос]: Какой вол корову родил? О[твет]: У Адама взял Бог ребро и создал ему [Адаму] жену.

88. В[опрос]: Что значит: шесть стояли, а две говорили, пять обличали, 12 удивлялись78. О[ответ]: Господь встретил самарянку на колодце и просил у нее напиться воды. Час же был шестой и которые две говорили—[это] Господь с женщиной, а что пять обличали, [то] обличил же ее Господь, хорошо говоря: «Как, не имея мужа, пять же мужей имела ты, а его же имеешь, не есть [он] тебе мужем, а что 12—[это] апостолы».

89. В[опрос]: Что значит: один имеет много, а другой совсем ничего [не имеет] и дает этот нищий много богатому? О[твет]: Нищий—Иоан[н], а богатый—Христос. И пришел Христос к Иоан[н]у, обладая всем небесным и земным, и принял от Иоан[н]а крещение. Его же не имел Иоан[н]79.

90. В[опрос]: Что значит пять земель и два чуда морские, 12 [коробов]. О[твет]: Пять земель есть пять хлебов, которые благословил Бог, а которые пять тысяч насытившихся человек—это кроме женщин и детей, а что 12 коробов—оставшихся кусков80.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: