Д/зготавливаться в асептическом блоке со шлюзом. Концентрированные растворы, полуфабрикаты, внутриаптечная заготовка и др. ЛФ д/изгот-ся в помещении аптечного изготовления ЛФ или в асептическом блоке в случаях, предусмотренных НАП.
Обеззараживание воздуха в асептическом блоке осуществляется при помощи бактерицидных облучателей, располагаемых на высоте 2,0–2,2 м от пола. Бактерицидные облучатели д/включаться после проведения в помещениях асептического блока текущей уборки и дезинфекции на 25–30 минут, генеральной уборки– на 2 часа. Количество и мощность бактерицидных облучателей д/соотв-ть объему помещения.
Выключатель неэкранированных ламп бактерицидных облучателей должен находиться перед входом в помещение и быть сблокированным со световым табло «Не входить». Вход в помещение, где включены неэкранированные лампы бактерицидных облучателей, разрешается только через 15 минут после их отключения. В присутствии работников м/эксплуатироваться только экранированные лампы бактерицидных облучателей.
Над каждым включателем бактерицидных облучателей должна быть надпись «Бактерицидный облучатель». Учет времени работы бактерицидных облучателей и длительности облучения д/документироваться. На каждый бактерицидный облучатель д/б заведен журнал (карта) регистрации и учета времени работы бактерицидного облучателя.
Требования к обработке и дезинфекции (стерилизации) аптечной посуды, средств малой механизации и вспом. материалов
Аптечная посуда (новая и бывшая в употреблении в инфекционных отделениях ОЗ, а также поступающая в аптеки от населения), пробки и алюминиевые колпачки д/обрабатываться и дезинфицироваться согласно приложению 2 к настоящим Санитарным нормам и правилам.
|
Вымытая посуда стерилизуется с соблюдением режима стерилизации в соответствии с приложением 1 к Санитарным нормам и правилам, укупоривается и хранится в плотно закрывающихся шкафах, при этом аптечная посуда после снижения температуры в стерилизаторе до 60–70 °С вынимается и сразу закрывается стерильными пробками.
Вспом. материалы, мелкий аптечный инвентарь хранятся до использования в той упаковке или в биксах, в которых они стерилизовались, в условиях, исключающих их загрязнение.
Срок хранения стерильной посуды (баллонов), используемой для изготовления и расфасовки лекарственных форм в асептических условиях, не более 24 часов, нестерильных лекарственных форм – не более 3 суток.
Баллоны большой емкости (20 л и более) после обработки д/стерилизоваться пропариванием острым паром в течение 30 минут. После чего баллоны закрываются стерильными пробками, фольгой или обвязываются стерильным пергаментом и хранятся не более 24 часов в условиях, исключающих их загрязнение.
Для контроля режимов стерилизации д/исп-ся специально предназначенные для этих целей химические индикаторы различных типов, термовременные индикаторы или бактериологические тесты.
Штангласы для хранения фармацевтических субстанций и вспомогательных веществ перед заполнением должны стерилизоваться.
Средства малой механизации д/б изготовлены из материалов, допускающих проведение дезинфекции или стерилизации согласно прилагаемой к ним инструкции по использованию (эксплуатации). Хранение средств малой механизации должно быть организовано в условиях, исключающих их загрязнение.
|
Вспом. материалы (вата, марля, пергаментная и фильтровальная бумага и другие материалы) должны укладываться в готовом к применению виде в биксы и подвергаться.
Срок хранения вспом. материалов после стерилизации – не более 3 суток. Забор материала из бикса должен производиться стерильным пинцетом, после каждого забора бикс должен плотно закрываться. Вспомогательные материалы из вскрытого бикса используются в течение одной рабочей смены.
Полиэтиленовые пробки и пластмассовые навинчив. пробки (крышки) /стерилизоваться.
В начале каждой смены весы, шпатели, ножницы и другой мелкий аптечный инвентарь должны обрабатываться 3%-м раствором перекиси водорода или другим средством дезинфекции.
После каждого взвешивания или отмеривания лекарственного средства из штангласа горлышко и пробка штангласа, а также ручные весы необходимо протереть одноразовой стерильной салфеткой.
Упаковка, маркировка ЛС
Упаковка ЛС, изготовленных в аптеках первой категории, в т. ч. фасованных, осуществляется с использованием материалов и тары, соответствующих требованиям фармакопейных статей.
Оформление ЛС, изготовленных в аптеках первой категории по рецептам врачей, требованиям (заявкам) ОЗ, в качестве внутриаптечной заготовки, а также нанесение цен на готовые ЛС, фасованные в аптеках, осуществляется в соотв. с Инструкцией по оформлению ЛС, изготовленных и фасованных в аптеках, и готовых ЛС и фарм. субстанций, фасованных в аптеках и на аптечных складах, утвержденной постановлением МЗ РБ от 4 октября 2006г. №81.
|
На штангласах с ЛС, находящихся в помещениях хранения ЛС, д/б указаны:
- название (международное непатентованное) ЛС на латинском языке;
- номер серии (партии) и дата выпуска ЛС, определенные его производителем;
- номер протокола испытаний ЛС, выданного испытательной лабораторией;
- срок годности лекарственного средства;
- дата заполнения и подпись лица, заполнившего штанглас.
На штангласах с ЛС списка «А» дополнительно д/б указаны высшие разовые и суточные дозы, а при их отсутствии - средние терапевтические дозы.
Надписи на штангласах д/б черного цвета на белом фоне, а на штангласах с ЛС списка «А» - белого цвета на черном фоне.
На штангласах с ЛС, находящихся в помещениях аптечного изготовления ЛС, д/б указаны дата заполнения, подписи лиц, заполнившего штанглас и осуществившего контроль качества этого ЛС.
Перед реализацией ЛС производится нанесение цен на вторичную индивидуальную упаковку, в случае ее отсутствия - на первичную индивидуальную упаковку.
В помещениях (зонах) хранения разрешается нанесение цены на групповую невскрытую упаковку лекарственных средств.
На ЛС, расположенные в витринах аптеки, наносится цена более крупным шрифтом.
Порядок выписки рецептов врача и реализации из аптек ЛС и перевязочных материалов, выдаваемых на льготных условиях и бесплатно. Учет и документальное оформление льготного и бесплатного отпуска ЛС и перевязочного материала.
Законом РБ от 14 июня 2007 г. № 239-З «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях...» определены отдельные категории граждан, имеющих право бесплатного или льготного приобретения лекарственных средств, а также перевязочных материалов.
Постановлением СовМин РБ № 1650 от 30.11.2007 г. определен перечень заболеваний, дающих право гражданам на бесплатное обеспечение ЛС, выдаваемыми по рецептам врачей в пределах перечня основных ЛС при амбулаторном лечении. Этим же документом определен порядок бесплатного и льготного обеспечения ЛС и перевязочными материалами отдельных категорий граждан.
В соотв. с приказом МЗ РБ № 198 от 14.03.2008 г. «Об организации обеспечения ЛС и перевязочными материалами отдельных категорий граждан при амбулаторном лечении» гражданам, имеющим право на получение ЛС и перевязочных материалов на льготных условиях или бесплатно в ОЗ выдают карты учета льготного отпуска ЛС и перевязочных материалов с отметкой о выдаче в мед. карте.
ЛС гражданам выписываются бесплатно и на льготных условиях в пределах перечня основных ЛС врачами гос. ОЗ, финансируемых из бюджета, осуществляющими амбулаторное лечение, и расположенных по месту жительства или месту пребывания, работы, службы, учебы этих граждан по предъявлении ими документа, подтверждающего право на получение соответствующей льготы.
ЛС и перевязочные материалы, выдаваемые бесплатно либо со скидкой 90 или 50 процентов от их стоимости, выписываются на специальном бланке рецепта врача (голубого цвета), который является бланком документа с определенной степенью защиты, печатается типографским способом, имеет типографские серию и номер. Назначение заносится в мед. карту амбулаторного больного и карту учета льготного отпуска ЛС и перевязочных материалов.
Бланк рецепта состоит из двух частей: отрывного корешка и рецепта врача.
При выписывании ЛС, содержащих наркотические средства, к рецепту врача дополнительно оформляется рецепт врача для выписывания наркотических средств.
Бесплатное и льготное обеспечение ЛС и перевязочными материалами производится аптеками, располож. в пределах административно-территориальных единиц, на территории которых находятся ОЗ, врачи которых выписали рецепт.
Обеспечение ЛС и перевязочными материалами производится в аптеке на основании предоставляемого гражданином рецепта врача и предъявления им докумена, подтвержд. право на получение соотв. льготы, если иное не предусмотрено законодательством РБ. При этом рецепт врача остается в аптеке.
При обеспечении ЛС и перевязочными материалами в отрывном корешке фарм. работником аптеки указывается сумма к оплате ОЗ, врач которой выписал рецепт, ставится подпись лица, реализовавшего ЛС или перевязочный материал, указываются его фамилия и инициалы.
Гражданином, получающим в аптеке ЛС или перевязочный материал, в отрывном корешке ставится подпись, удостоверяющая получениеЛС или перевязочного материала, и указываются его Ф.И.О.
Для осуществления расчетов за реализованные аптеками гражданам по рецептам врачей ЛС и перевязочные материалы торгово-производственные республиканские унитарные предприятия «БелФармация», «Минская Фармация», «Фармация», республиканское унитарное предприятие «ЦЕНТРКУРОРТ» и государственное учреждение «Республиканский клинический медицинский центр» Управления делами Президента РБ заключают договоры на оплату указанных ЛС и перевязочных материалов с ОЗ, которые уполномочены на их заключение.
В соотв. с заключенными договорами ОЗ производят оплату за ЛС и перевязочные материалы, реализованные гражданам бесплатно или на льготных условиях, при представлении аптеками сводного реестра и счет-фактуры.
Сводные реестры составляются аптеками ежемесячно по каждой ОЗ отдельно в двух экземплярах. В реестре указывается наименование организации здравоохранения, вид льготного обеспечения (бесплатно или оплата 10%, 50% стоимости), количество отрывных корешков (штук), стоимость реализованных лекарственных средств и перевязочных материалов, сумма, оплаченная гражданином, сумма, подлежащая возмещению организации здравоохранения (указывается цифрой и прописью).
Оба экземпляра сводного реестра, заверенные подписью руководителя или уполномоченного им заместителя руководителя и бухгалтера аптеки, с приложенными к первому экземпляру отрывными корешками представляются со счет-фактурой на оплату в ОЗ. Бухгалтер ОЗ расписывается на втором экземпляре сводного реестра в получении его первого экземпляра и приложенных к нему документов и возвращает второй экземпляр в аптеку для осуществления контроля за суммами поступающих платежей за реализованные аптекой бесплатно и на льготных условиях ЛС и перевязочные материалы.
Порядок льготного обеспечения аптеками отдельных категорий граждан перевязочными материалами по рецептам врачей утвержденпост. МЗ РБ № 45 от 27.02.2008 г. Аптеки обеспечивают граждан перевязочными материалами со скидкой 90 % от их стоимости по утвержденному перечню:
1. Бинты марлевые медицинские нестерильные различных размеров.
2. Бинты марлевые медицинские стерильные различных размеров.
3. Вата медицинская нестерильная фасованная по 50, 100 и 250 граммов.
4. Пакет перевязочный стерильный индивидуальный.
5. Пакет перевязочный стерильный обыкновенный.
6. Салфетки марлевые медицинские стерильные различных размеров.
7. Повязки, материалы и средства перевязочные, стерильные и нестерильные, необходимые для оказания медицинской помощи пациентам, имеющим заболевание «Буллезный эпидермолиз».
____________________________________________________________________________
(наименование организации здравоохранения (аптеки)
СВОДНЫЙ РЕЕСТР
за ______________________ 200 ___ г.
отрывных корешков на бесплатное и льготное обеспечение граждан, указанных в частях первой и второй статьи 10 Закона Республики Беларусь от 14 июня 2007 года «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан», выписанных врачами
________________________________________________________________________________________________
(наименование организации здравоохранения)
Вид льготного обеспечения | Кол-во отрывных корешков, штук | Стоимостьреализованных ЛС иперевязочных материалов, рублей | Сумма, оплаченная гражданином, рублей | Сумма, подлежащая возмещению ОЗ, рублей |
Бесплатно | ||||
Оплата 10 процентов стоимости |
Всего
Сумма, подлежащая возмещению организацией здравоохранения,
рублей _______________________________________________________________________________
(прописью)
Руководитель (или уполномоченный
им заместитель руководителя) ____________ _______________________________
(подпись) (фамилия, инициалы)
Бухгалтер ____________ _______________________________
(подпись) (фамилия, инициалы)