Основные школы управления
Школа научного управления (рационалистическая школа) (1885—1920 гг.) связана с работами Фредерика Тейлора, Фрэнка и Лилиан Гилбрет, Генри Ганта, Г. Эмерсона, Г. Форда.
Методология школы:
- создатели школы считали, что используя наблюдение, замеры, логику и анализ, можно усовершенствовать многие операции ручного труда;
- первой фазой методологии были анализ содержания работы и определение её основных компонентов. Так, Гилбреты изучали операции используя кинокамеру в сочетании с микрохронометражом, фиксирующим интервалы до 1/200 секунды, чтобы определить время, необходимое на конкретное движение при выполнении работы.
Отношение к человеческому фактору:
- Систематическое стимулирование работников с целью их заинтересованности в росте производительности труда и объёмов производства;
- Введение перерывов в производстве, в том числе для отдыха;
- Установление выполнимых производственных норм, и дополнительные платежи тем, кто превосходил их;
- Признавалась важность отбора людей физически и интеллектуально соответствовавших выполняемой работе, обучение работников.
Отделение функций менеджмента от производственных:
- Выступали за отделение управленческих функций анализа и планирования от фактического выполнения работы;
- Определили деятельность по управлению как определённую специальность, которая необходима для успеха организации;
- Управление стало признаваться как отдельная область профессиональной деятельности, хотя представители школы занимались проблемами повышения эффективности труда на уровне ниже управленческого.
Административная (классическая) (1920—1950 гг.) связана с работами Анри Файоля (руководитель французской компании по добыче угля), Линдала Урвика (консультант по вопросам управления в Англии), Джеймса Муни (вице-президент компании Дженерал Моторс), А. Рейли, Л. Гьюлика, У. Ньюмана, Л. Аллена, М. Вебера.
|
Цель школы — создание универсальных принципов управления, следование которым приведёт организацию к успеху.
Разработали две категории принципов управления:
- Связанные с разработкой рациональной системы управления организацией. Файоль рассматривал управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций. Определяя основные функции бизнеса, как финансы, производство и маркетинг были уверены, что могут определить лучший способ разделения организации на группы и подгруппы.
- Связанные с построением структуры организации и управления работниками. Рациональная бюрократия Макса Вебера.
Особенности школы:
- Представители школы имели непосредственный опыт руководителей высшего звена в большом бизнесе;
- Исследования были направлены на повышение эффективности работы всей организации;
- Представители школы старались оценить деятельность организации с точки зрения широкой перспективы, определить общие характеристики и закономерности организаций.
Анри Файоль сформулировал 14 принципов управления (см. статью Анри Файоль).
Школа человеческих отношений (1930—1950 гг.) и поведенческие науки (1950 г. — настоящее время).
Представители школы человеческих отношений: Мэри Паркер Фоллет, Элтон Мэйо, Абрахам Маслоу. Представители более позднего (поведенческого) направления школы: К. Аджирис, Р. Лайкерт, Д. МакГрегор, Ф. Герцбер, Ч. Бернард и др.
|
Особенности школы человеческих отношений:
- Осознание человеческого фактора как основного элемента эффективной организации (в отличие от предыдущих школ);
- Эксперименты Э. Мэйо (хоторнские) открыли новое направление в теории управления. Чётко разработанные рабочие операции и хорошее вознаграждение не всегда ведут к росту производительности труда, в отличие от сил, возникающих в ходе взаимодействия между людьми;
- Более поздние исследования (А. Маслоу и др. психологов) позволили понять причины этого явления. Мотивами поступков людей являются не экономические силы, а различные потребности, которые могут быть лишь частично удовлетворены с помощью денег (общение, уважение, самовыражение).
Особенности развития взглядов на управление в поведенческих науках:
- Представители этого направления изучали различные аспекты социального взаимодействия, мотивации, характера власти, авторитета, лидерства, организационной структуры, коммуникаций, изменения содержания работы и качества трудовой жизни (КТЖ);
- Помощь работнику в осознании собственных возможностей на основе применения концепций поведенческих наук к построению и управлению организациями;
- Основная цель школы — повышение эффективности организации за счёт повышения эффективности использования её человеческих ресурсов;
- Главное — правильное применение науки о поведении всегда будет способствовать повышению эффективности и работника, и организации.
Школа науки управления (количественных методов) (1950 г. — настоящее время). Представители: Р. Акофф, Л. Фон Берталанфи, С. Бир, Ф. Гольдбергер, Д. Форсрестер, Р. Люс, Л. Клейн.
|
Особенности школы:
- Формирование школы связано с возникновением кибернетики и исследований операций. Первоначально исследование операций сводилось к разработке способов количественного анализа задачи как целостного без выделения её частей. По своей сути исследование операций — это применение методов научного исследования к операционным проблемам организации;
- После постановки проблемы группа специалистов по исследованию разрабатывает модель ситуации. Модель — форма представления реальности, упрощающая её, облегчающая понимание её сложностей (карта, глобус). После создания модели переменным задаются количественные характеристики (значения), что позволяет объективно сравнить и описать каждую переменную и отношения между ними;
- Ключевой характеристикой науки управления является замена словесных рассуждений моделями, символами и количественными значениями.
Компьютер позволил исследователям операций конструировать модели возрастающей сложности. Это модели встречающиеся в менеджменте: распределение ресурсов, управление запасами, массовое обслуживание, выбор стратегии развития и др.
Теория принятия решений — дальнейшее развитие идей школы управления.
Основные направления:
- Разработка методов математического моделирования процессов выработки и принятия решений в организациях;
- Создание алгоритмов выработки оптимальных решений с применением теории статистических решений, теории игр и др.;
- Разработка количественных прикладных и абстрактных моделей экономических явлений, в том числе моделей воспроизводства, моделей баланса затрат и выпуска, моделей прогнозирования научно-технического и экономического развития.