Самостоятельная работа студентов (СРС) – работа по определенному перечню тем, отведенных на самостоятельное изучение, обеспеченных учебно-методической литературой и рекомендациями, контролируемая в виде тестов, контрольных работ, коллоквиумов, рефератов и отчетов.
Студенты получают конкретные задания по разделам и темам изучаемого курса с указанием формы контроля.
Следуя методическим рекомендациям преподавателя, студенты самостоятельно выполняют задание, используя необходимую литературу: источники по данной проблеме, исследования отечественных и зарубежных историков, учебники и учебные пособия.
СРС предполагает различные формы контроля: рефераты, контрольные работы, коллоквиум, собеседование, обзор материалов периодики, составление таблиц.
Серьезное отношение студентов к СРС создает возможность не только усвоить изучаемый курс, получить навыки работы с научной литературой, но и повысить культуру мышления и умственного труда.
Календарно-тематический план СРС
№ СРС | Содержание заданий | Кол. часов | Срок сдачи | Форма контроля |
ЗАДАНИЯ СРС № 1 | 4 нед. | |||
1. Составьте таблицу № 1«Первобытное общество на территории Казахстана» (см. в конце заданий СРС) | Таблица | |||
2.В эпоху железа важную роль в судьбе Средней Азии и среднего Востока играли саки. Важнейшим источником по истории сакских племен являются археологические памятники. Заполните таблицу «Археологические памятники саков» (таблица №2 см. ниже) | Таблица | |||
3. В 1968 г. в Монголии был открыт эпиграфический памятник начального периода существования Тюркского каганата – стела с согдоязычной надписью и Бугута. На вершине памятника изображена волчья фигура, под брюхом которой лежал человек с обрубленными ногами и руками. Что знаменовал этот странный барельеф на Каганской стеле? С какой легендой связано происхождение тюрков? | Письменно | |||
4. Заполните таблицу «Государства XIII- первой половины XV вв.» (таблица №3 см. ниже) | Таблица | |||
ЗАДАНИЯ СРС № 2 | 7 нед. | |||
1. Одним из основных источников по истории образования Казахского ханства считается сочинение средневекового историка Мырзы (Мухаммада) Хайдара Дулата (1500-1551 гг.). Расскажите о нем и его труде | Письменно | |||
2. Составьте хронологическую таблицу «Ханы Казахского ханства ХV-ХVII вв..» (таблица №4 см. ниже) | Таблица | |||
3. Внимательно прочтите текст законов «Жеты жаргы» и ответьте письменно на следующие вопросы: а) с какой целью Тауке хан издал данные законы? б) на какие группы законов можно разделить данный документ в) какие виды преступлений и меры наказаний упоминаются в законах? г) чьи интересы выражали данные законы? | Письменно | |||
4. Составьте хронологическую таблицу по этапам присоединения Казахстана к России (таблица №5 см. ниже) | Таблица | |||
ЗАДАНИЯ СРС № 3 | 11 нед. | |||
1.В начале ХХ века население Казахстана стало еще более многонациональным. Укажите причины этого явления | Письменно | |||
2.В повышении политического сознания казахского народа в начале ХХ века определенную роль сыграли выборы в Государственную Думу. Как проходили выборы и кто был избран депутатом в І и во ІІ Государственные Думы? | Письменно | |||
3.Заполните таблицу «Казахстан в годы первой мировой войны» (таблица №6 см. ниже) | Таблица | |||
4.Заполните таблицу «Последствия присоединения Казахстана к России» (таблица №7 см. ниже) | Таблица | |||
5.Составьте сравнительную таблицу «Народно-освободительная борьба казахского народа в период колонизации» (таблица №8 см. ниже) | Таблица | |||
ЗАДАНИЯ СРС № 4 | 14 нед. | |||
1. Сравните политику военного коммунизма и НЭП (таблица №9 см. ниже) | Таблица | |||
2. Противоречия развития культуры Казахстана в 20-30х гг. ХХ в. | Эссе | |||
3. Голод 1932-1933 годов: трагедия казахского народа | Эссе | |||
4. Охарактеризуйте последствия освоения целинных земель в Казахстане (таблица №10 см. ниже) | Таблица | |||
5. Заполните таблицу «Международные организации, в которые входит РК» (таблица № 11 см. ниже) | Таблица | |||
Всего: |
Таблицы для заданий СРС
Таблица №1 «Первобытное общество на территории Казахстана»
Эпоха | Хронологические рамки | Археологические культуры | Хозяйство/орудия труда | Общественная организация | Достижения в культуре | Стоянки и памятники | |
Палео лит | Ранний | ||||||
Средний | |||||||
Поздний | |||||||
Мезолит | |||||||
Неолит | |||||||
Бронзовый век | |||||||
Вывод |
Таблица №2 «Археологические памятники саков»
Регион | Памятники | Особенности |
Центральный Казахстан | ||
Западный и Северный Казахстан | ||
Восточный Казахстан | ||
Семиречье и Южный Казахстан |
Таблица № 3 «Государства XIII- первой половины XV вв.»
Название | Хронология | Территория и столица | Основные политические даты | Особенности социально-экономического развития |
Улуг Улус (Золотая Орда) | ||||
Ак Орда | ||||
Могулистан | ||||
Ногайская Орда | ||||
Ханство Абулхаира | ||||
Государство эмира Тимура |
Таблица №4 «Ханы Казахского ханства ХV-ХVII вв.»
п/п | хан | годы правления | внутренняя политика | внешняя политика |
1. | ||||
Таблица № 5 «Этапы присоединения Казахстана к России»
п/п | дата | событие | результат |
1 этап | |||
Таблица № 6 «Казахстан в годы первой мировой войны»
Годы | Причины войны и государства, принимавшие в ней участие | Политическое развитие Казахстана в годы войны | Социально-экономическое развитие Казахстана | Последствия войны |
Таблица № 7 «Последствия присоединения Казахстана к России»
Положительные последствия | Отрицательные последствия |
Таблица № 8 «Народно-освободительная борьба казахского народа в период колонизации Казахстана»
Восстание | Годы | Повод, причины | Движущие силы | Особенности восстания |
Крестьян. война Е.И. Пугачева | ||||
Восстание С.Датова | ||||
Восстание И.Тайманова, М.Утемисова | ||||
Нац.-освободит. движение К.Касымова | ||||
Борьба присырдарьинских казахов под предводительством Ж. Нурмухамедова | ||||
Восстание казахов в Тургайской и Уральской обл. и на Мангышлаке. | ||||
Нац.-освободит. восст. 1916 г. |
Таблица № 9 «Сравните политику военного коммунизма и НЭП»
Военный коммунизм | Новая экономическая политика |
Вывод: |
Таблица № 10 «Последствия освоения целинных земель в Казахстане»
Экологические | Социально-экономические | Демографические |
Таблица № 11 «Международные организации, в которые входит РК»
Название организации | Дата вступления | Основные направления деятельности |
Глоссарий
Адат - обычное право казахов.
Аменгерство – пережиток группового брака, по которому вдова обязана выйти замуж за брата или ближайшего родственника умершего.
Баскак – сборщик дани в золотой Орде.
Беклербек – высшее должностное лицо в Золотой Орде ведавшее армией и дипломатическими отношениями.
Бий – в казахском обществе родоначальник, судья.
Буюрук – лицо, выполнявшее в тюркском обществе судебные функции.
Военная демократия – строй переходный от родоплеменных отношений к классовым.
Везир – руководитель дивана.
Гурхан – верховный правитель киданей.
Гуньмо – верховный правитель усуней.
Джабгу – верховный правитель огузов.
Джасак – свод Законов Чингис-хана.
Диван – Центральный орган исполнительной власти в Золотой Орде.
Десятичная система – система организации войска, в основе которой лежат деление на десятки, сотни, тысячи и тьмы (10 тысяч).
Жеты-Жаргы – свод законов Тауке-хана. Обычное право казахов в XVIII в.
Икта – право на сбор налогов.
Иктадар – держатель права икты.
Импичмент – особый порядок привлечения к ответственности и судебного рассмотрения дел о преступлениях высших должностных лиц.
Коммендация – защита сильным покровителем имущества более слабых.
Каган – верховный правитель тюрков.
Курултай – съезд феодальной знати, на которой решались важные государственные дела.
Патронимия – семейно-родственная группа.
Перестройка – система мер по реформированию экономических, политических и др. отношений в Советском обществе во второй половине 80-х годов.
Потестарные отношения – неполитические по характеру властеотношения кочевников.
Революционный комитет по управлению казахским краем (Казревком) – комитет, который проводил подготовительную работу по провозглашению казахской советской автономии.
Сойургал – право феодального пожалования земли за несение службы.
Суверенитет – независимость государства во внешних и верховенство во внутренних делах.
Тат – попавший в зависимость член тюркского общества.
Тоталитаризм – одна из форм авторитарного государства, характеризующаяся его полным (тотальным контролем над всеми сферами жизни общества).
Хакан – верховный правитель кимеков.
Шаньюй – верховный правитель хунну.