Общим для институтов национализации, реквизиции и конфискации является тот факт, что они – основания прекращения права собственности, причем без учета волевого фактора, то есть не по желанию собственника. Но, несмотря на некоторую схожесть, данные основания значительно отличаются.
Едва ли не общераспространенным является мнение о том, что реквизиция и конфискация представляют собой две разновидности национализации[67]:
1) реквизиция - это возмездная национализация;
2) конфискация - безвозмездная.
Такое представление о национализации основано лишь на сугубо национальных реалиях и не учитывает ни норм современного законодательства, ни иностранного опыта. Национализация четко отмежевывается от конфискации, по крайней мере, по признаку возмездности, ибо конфискация действительно представляет собой безвозмездное изъятие имущества из частной собственности в собственность государственную.
Об однозначном разграничении конфискации и национализации свидетельствуют также:
1) основание осуществления акта (в случае с национализацией - только закон, при конфискации - закон или решение суда);
2) поставленные цели соответственно макроэкономические стабилизационные и индивидуальные, карательные) (ст.243 ГК РФ);
3) в результате конфискации имущество попадает в государственную собственность очищенным от любых обременений, в частности залоговых (п.2 ст.354 ГК РФ; ему противоречит норма п.2 ст.41 Федерального закона от 16 июля 1998 г. №102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)"[68].
Часть 3 п. 2 ст. 235 Гражданского кодекса РФ определила национализацию как:
1) обращение в государственную собственность имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц;
|
2) производится на основании закона с возмещением стоимости этого имущества и других убытков в порядке, установленном статьей 306 ГК РФ.
Национализация осуществляется лишь в случаях, если обеспечить потребности Российской Федерации в стратегической продукции невозможно без проведения национализации. В то время как, реквизиция, согласно п.1 ст.242 ГК РФ, представляет собой возмездное изъятие имущества у собственника "в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер... в интересах общества по решению государственных органов в порядке и на условиях, установленных законом".
Национализация имеет совершенно иные цели - спасти государство и экономику страны в условиях неблагоприятной экономической ситуации (блокады, локаутов, забастовок, войн, кризисов и т.п.). Стихийные бедствия в данном случае в число причин не включаются.
Кроме того, п.3 ст.242 ГК РФ устанавливает, что "лицо, имущество которого реквизировано, вправе при прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми произведена реквизиция, требовать по суду возврата ему сохранившегося имущества". Ничего подобного в случае национализации быть не может, если иное не будет предусмотрено специальным законом. Но согласно закону "О реабилитации жертв политических репрессий"[69] от 18 октября 1991 года, в котором дается указание на тот факт, что имущество (в том числе жилые дома), национализированное (муниципализированное) либо подлежавшее национализации (муниципализации) в соответствии с законодательством, действовавшим на момент конфискации, изъятия, выхода имущества из владения иным путем, возврату, возмещению или компенсации не подлежит, так же включает в себя регрессивную норму: "Реабилитированным лицам возмещается стоимость конфискованного жилого дома..., имущество возвращают государственные и общественные организации, у которых оно находится, без возмещения износа имущества и взыскания расходов на его хранение..., при невозможности возврата реабилитированным лицам сохранившегося имущества возмещается его стоимость в соответствии с произведенной в установленном порядке оценкой... "
|
Согласно общему правилу, национализация не влечет обременения права государственной собственности на национализированное имущество какими-либо правами требования бывшего собственника. Наконец, правовое регулирование реквизиции и конфискации осуществляется в настоящее время специальным законом. Аналогичного закона о национализации пока нет.[70]
Сравнительная таблица
признаки | конфискация | реквизиция | национализация | изъятие участка (п.3ч.2ст.235ГКРФ) |
1. цель | карательная или восстановительная (изъятие незаконно полученного) | устранение чрезвычайных ситуаций и их последствий | -защита основ конституционного строя, -нравственности, здоровья, прав, законных интересов других лиц; -обеспечения обороны страны и безопасности государства; -стабилизация экономического положения | обеспечение государственных нужд |
2.основание реализации | решение суда или административного органа (санкция) | решение государственных исполнительных органов | решение законодательных органов | решение государственных исполнительных органов |
3.возмещение | безвозмездно | возмездно, после изъятия | возмездно, до изъятия | возмездно, до изъятия |
4.возможность возобновления права | возможное только при реабилитации. | есть, при обращении в суд, если цели реквизиции удовлетворены и имущество сохранилось | нет | нет |
5.переход обременений | нет | да | да | да |
6.оспаривание | возможно | возможно | невозможно оспаривание самого факта, но вопрос возмещения-возможно. | возможно |
7. направление перехода права собственности | государство | государство, субъект федерации, муниципальное образование | государство | государство, субъект федерации, муниципальное образование |
|
Заключение.
В российском законодательстве еще много не урегулированных вопросов, относящихся к толкованию определенных норм, коллизий и не проработанности процедур введения некоторых способов и механизмов принудительного прекращения частной собственности, в частности.
Приведение в соответствие случаев принудительного прекращения права собственности с ч.3 ст.35 Конституции, согласно которой "никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда", а так же исключение коллизий норм Гражданского права и Земельного законодательства требуют глубокой разработки и анализа сложившегося в стране положения.
Наиболее сложным остается проблема принятия законов, регулирующих процедуры национализации и реквизиции.
Что касается национализации, то в Гражданском кодексе не указаны её причины. Они определяются государственными интересами, не зависят от воли собственника имущества.
Национализация возможна только на основании специального закона с возмещением стоимости имущества и других убытков в порядке, установленном ст.306 ГК. Однако ссылка на ст.306 ГК не полностью соответствует положениям ст.35 Конституции Российской Федерации о том, что принудительное изъятие имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного его возмещения.
Поскольку положения Конституции имеют приоритет перед другими законами и непосредственное применение, нужно сделать вывод, что в случае принятия федерального закона о национализации определенного имущества в нем необходимо определить порядок предварительного и равноценного возмещения стоимости национализированного имущества. Те же вопросы относятся и к регулированию порядка реквизиции, так как пока единых требований нет.
Таким образом, институты реквизиции и национализация до сих пор остаются не полностью урегулированными, по причине чего наблюдаются частые нарушения прав собственников в сфере большой экономической выгоды, которые никак не компенсируются и восстанавливаются из-за отсутствия четких правовых норм.
Список использованной литературы.
1. Нормативные правовые акты:
· Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.//Российская газета. №137. 25.12.1993.;
· ФКЗ «О военном положении» от 30 января 2002 г., №1-ФКЗ//Российская газета. №21.02.02.2002.;
· ФКЗ «О чрезвычайном положении» от 30 мая 2001 г., №3-ФКЗ//Парламентская газета. №99.01.06.2001.;
· Гражданский Кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г., часть I//Собрание законодательства РФ. 2002. № 46;
· Земельный Кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г.//Собрание законодательства РФ. 2002. № 46;
· Гражданский Кодекс РСФСР от 1 октября 1964 г.//Свод законов РСФСР Т.4 10.11.1964. 354с.;
· ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 9 июля 1999 г., №160-ФЗ//Российская газета. №134. 14.07.1999.;
· ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» от 16 июля 1998 г., №102-ФЗ//Российская газета. №137. 22.07.1998.;
· Закон РФ от 18 октября 1991 г. №1761-I «О реабилитации жертв политических репрессий» (с изменениями от 26 июня, 22 декабря 1992 г., 3 сентября, 24 декабря 1993 г., 4 ноября 1995 г., 7 августа, 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 24 декабря 2002 г., 9 февраля, 23 октября, 23 декабря 2003 г., 22 августа 2004 г., 1 июля 2005 г.) //Ведомости СНД и ВС РСФСР. №44. 31.10.1991. 1428с.;
· Проект федерального закона №342362-3 «Об обращении имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, в собственность РФ (национализации)» //ИБ Консультант +: Российское законодательство;
· Письмо Правительства РФ от 23 мая 2003 г. №3430п-П5
«Официальный отзыв на проект федерального закона "Об обращении имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, в собственность Российской Федерации (национализации)", вносимый в Государственную Думу депутатом Государственной Думы Г.А.Томчиным» //Российские вести. №123. 10.06.2003.;
2. Научная литература:
· Амелина Н.Е. Спорные вопросы реквизиции и национализации//Адвокат. 2006. № 10. октябрь. 3-5с.;
· Белов В.А. Национализация в российском гражданском праве: история и современность//Законодательство. 2006. № 6. июнь. 1-3с.;
· Боголюбов С.А. Земельный участок: вопросы и ответы. М.: Юстицинформ, 2006. 35-40с., 65-70с.;
· Великовы и другие против Болгарии(Velikovi and Others v. Bulgaria)
(№43278/98 и др.)// ИБ Консультант +: Справочная информация;
· Евстегнеев В.А. Основания реквизиции.//Право и экономика. 2006. №8. август. 4-7с.;
· Ивлиев Д.В. И вновь о национализации.//эж-ЮРИСТ. 2003. №14. апрель. 2-5с.;
· Чаркин С.А. Принудительное прекращение права собственности.//Журнал российского права. 2006. № 8. август. 12-17с.;
· Суханов Е.А. Гражданское право Т.1. М.: Издательство БЕК, 2004. 254-260с.,287-290с.;
3. Материалы правоприменительной практики:
· Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 марта 2005г. № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства»//Российская газета. № 176. 13.04.2005.
[1] См.: Ивлиев Д.В. И вновь о национализации.//Эж-ЮРИСТ. 2003 №14. апрель. 2с.;
[2] Конституция РФ принята всенародным голосованием 12.12.1993//Российская газета. №237. 25.12.1993.
[3] См.: Амелина Н.Е. Спорные вопросы реквизиции и национализации.//Адвокат. 2006. №10. октябрь.2с.;
[4] ФЗ от 25 декабря 1999г. №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме
капитальных вложений»//Российская газета. №151. 14.01.2000. 23с.;
[5] ФЗ от 9 июля 1999г. №160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» (в ред. от 26.06.2007)//Собрание
законодательства РФ. №28 12.07.1999. 349с.
[6]ФЗ от 9 июля 1999г. №160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» (в ред. от 26.06.2007)//Собрание
законодательства РФ. №28 12.07.1999. 352с.;
[7]См.: Ивлиев Д.В. И вновь о национализации.//Эж-ЮРИСТ. 2003. №14. апрель. 12с.;
[8]См.: Суханов Е.А. Гражданское право Т.1. М.: Издательство БЕК, 2004. 254с.;
[9]См.: там же. 256с.;
[10]См.: там же. 256с.
[11]См.: Амелина Н.Е. Спорные вопросы реквизиции и национализации.//Адвокат. 2006. №10. октябрь.3с.;
[12]См.: Белов В.А. Национализация в российском гражданском праве: история и современность.
//Законодательство. 2006. №6. июнь.5с.;
[13] Декрет от 20 августа 1918г. «Об отмене права частной собственности на недвижимости в городах»//СУ
РСФСР. 1918. №62 674с.
[14]См.: Белов В.А. Национализация в российском гражданском праве: история и современность.//
Законодательство. 2006. №6. июнь.4с.;
[15] ФЗ от 8 января 1998 г. №10-ФЗ «О государственном регулировании развития авиации»//Российская
газета. №6. 14.01.1998.
[16] См.: Белов В.А. Национализация в российском гражданском праве: история и современность
//Законодательство. 2006. № 6. июнь. 3с.;
[17] См.: там же.
[18]ФЗ от 2 декабря 1990г. №395-1 «О банках и банковской деятельности» (в ред. от 08.04.2008)//Российская
газета. №30. 10.05.2008.;
[19]См.: Чаркин С.А. Принудительное прекращение права собственности.//Журнал российского права. 2006.
№8. август. 3с.
[20]Проект федерального закона №342362-3 «Об обращении имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, в собственность РФ (национализации)» //ИБ Консультант +: Российское законодательство;
[21]См.: там же.
[22]См.: Письмо Правительства РФ от 23 мая 2003 г. N 3430п-П5
«Официальный отзыв на проект федерального закона "Об обращении имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, в собственность Российской Федерации (национализации)", вносимый в Государственную Думу депутатом Государственной Думы Г.А.Томчиным».
[23] Суханов Е.А. Гражданское право Т.1. М.: Издательство БЕК, 2004. 260с.;
[24] См.; там же. 264с.;
[25] Гражданский Кодекс РСФСР от 1 октября 1964 г.//Свод законов РСФСР Т.4 10.11.1964. 354с.;
[26] Сводный закон от 28 марта 1927 г. «О реквизиции и конфискации имущества»//СУ РСФСР. 1927. №38. 248с.;
[27] Гражданский Кодекс РСФСР от 1 октября 1964 г.//Свод законов РСФСР Т.4 10.11.1964. 354с.;
[28] Закон от 6 марта 1990 г. №1305-1 «О собственности в СССР»//Свод законов СССР. Т.1. 441с.;
[29]Земельный Кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г.//Собрание законодательства РФ. 2002. № 46;
[30] ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 9 июля 1999 г., №160-ФЗ//Российская газета.
№134. 14.07.1999.;
[31] ФКЗ «О военном положении» от 30 января 2002 г., №1-ФКЗ//Российская газета. №21.02.02.2002.;
[32] ФЗ от 26 февраля 1997 №31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и о мобилизации в РФ»//Российская газета. №45. 05.03.1997.;
[33] ФКЗ «О чрезвычайном положении» от 30 мая 2001 г., №3-ФКЗ//Парламентская газета. №99.01.06.2001.;
[34] Декрет от 16 апреля 1920 г «О реквизициях и конфискациях»//СУ РСФСР. 1920. №12. 120с.;
[35] Декрет от 17 октября 1921 г «О порядке реквизиции и конфискации имущества частных лиц и общества»// СУ
РСФСР.1921. №21. 231с.;
[36]Сводный закон от 28 марта 1927 г. «О реквизиции и конфискации имущества»//СУ РСФСР. 1927. №38. 248с.;
[37]См.: Евстегнеев В.А. Основания реквизиции.//Право и экономика. 2006. №8. август 2006.
[38] Положение о военно-транспортной обязанности от 2 октября 1998г. №255-П//Российская газета. №32. 23.11.1998.;
[39] Приказ Минобороны России от 31 декабря 1999 г. №628//Российская газета. №44. 26.01.2000.;
[40] Декрет от 16 апреля 1920г. «О конфискациях и реквизициях»//СУ РСФСР. 1920. №29. 143с.;
[41] См.: Евстегнеев В.А. Основания реквизиции.//Право и экономика. 2006. №8. август 2006.4с.
[42] См.:Чаркин С.А. Принудительное прекращение права собственности.//Журнал российского права. 2006. № 8. август. 12с.;
[43] ФКЗ «О военном положении» от 30 января 2002 г., №1-ФКЗ//Российская газета. №21.02.02.2002.;
[44] См.: Чаркин С.А. Принудительное прекращение права собственности.//Журнал российского права. 2006. №8.
август
[45] ГК РСФСР от 11 ноября 1922 г.//СУ РСФСР. 1922. №71. 904с.;
[46] Закон Республики Татарстан от 19 июля 1994 г. №2180-XII «Об иностранных инвестициях в Республике
Татарстан»//Российское законодательство. 1994г. №32. 12.09.1994;
[47] Сводный закон от 28 марта 1927 г. «О реквизиции и конфискации имущества»//СУ РСФСР. 1927. №38. 248с.;
[48] Закон Республики Мордовия от 14 июня 1996 г. №24-З «Об иностранных инвестициях в Республике
Мордовия»//ИБ Консультант+:международное право.
[49] Закон Свердловской области от 22 ноября 1999 г. №31-ОЗ «О государственной казне Свердловской
области»// Свердловск-Вести. 1999. №34.;
[50] ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 9 июля 1999 г., №160-ФЗ//Российская газета.
№134. 14.07.1999.
[51] Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 марта 2005г. № 11 «О некоторых
вопросах, связанных с применением земельного законодательства»//Российская газета. № 176. 13.04.2005;
[52] См.: Суханов Е.А. Гражданское право Т.1. М.: Издательство БЕК, 2004. 257с.
[53] См.: Боголюбов С.А. Земельный участок: вопросы и ответы. М.: Юстицинформ, 2006. 39с.;
[54]См.: Амелина Н.Е. Спорные вопросы реквизиции и национализации.//Адвокат. 2006. №10. октябрь. 3с.;
[55] См.: там же. 4с.;
[56] См.: там же. 4с.
[57]См.: Евстегнеев В.А. Основания реквизиции.//Право и экономика. 2006. №8. август. 5с.;
[58] См.: там же. 6с.
[59]См.: Евстегнеев В.А. Основания реквизиции.//Право и экономика. 2006. №8. август. 6с.;
[60] ФКЗ «О чрезвычайном положении» от 30 мая 2001 г., №3-ФКЗ//Парламентская газета. №99.01.06.2001.
[61] Конституция РФ принята на внеочередной седьмой сессии ВС РСФСР девятого созыва 12 апреля 1978 г.//Свод законов РСФСР. 1988 г. Т. 1. 13с.;
[62] ФЗ от 21 декабря 1994 г № 68-ФЗ«О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»//Российская газета. №250. 24.12.1994.;
[63]ФЗ от 9 января 1996 г №3-ФЗ «О радиационной безопасности населения»// "Собрание законодательства РФ", 15.01.1996, N 3, ст. 141,
[64] ФЗ от 30 марта 1999 г №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»// "Собрание законодательства РФ", 05.04.1999, N 14, ст. 1650,
[65] ФЗ от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 г.// "Российская газета", N 145, 30.07.1997.
[66]См.: Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства»//ИБ Консультант+: Судебная практика
[67] Амелина Н.Е. Спорные вопросы реквизиции и национализации//Адвокат. 2006. № 10. октябрь.5с.;
[68]ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» от 16 июля 1998 г. №102-ФЗ// Российская газета. №137. 22.07.1998
[69] Закон РФ от 18 октября 1991 г. №1761-I «О реабилитации жертв политических репрессий» (с изменениями от 26 июня, 22 декабря 1992 г., 3 сентября, 24 декабря 1993 г., 4 ноября 1995 г., 7 августа, 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 24 декабря 2002 г., 9 февраля, 23 октября, 23 декабря 2003 г., 22 августа 2004 г., 1 июля 2005 г.) //Ведомости СНД и ВС РСФСР. №44. 31.10.1991. 1428с.;
[70] См.: Чаркин С.А. Принудительное прекращение права собственности.//Журнал российского права.
2006.№8. август