В ходе проведения исследования нами разработаны рекомендации с учетом того, что родители детей являются инвалидами по слуху.
Мы рекомендовали родителям Эммы А. следующее:
1. Ежедневно делайте вместе с ребенком артикуляционную гимнастику. (Упражнения в приложении 2.)
2. Приобщайте к воспитанию ребенка слышащих родственников.
приучайте ребенка к просмотру мультфильмов с четким произношением преимущественно русских.
- включать детские сказки, диски в определенное время. Ребенок должен слушать одну сказку в день, в определенное время, а потом пересказать содержание говорящему взрослому (с 5 лет), взрослому задавать вопросы и просить ребенка отвечать(с 3 лет).
3. Конструируйте вместе с ребенком.
4. Играйте в подвижные игры. (Приложение 2)
5. Купить игрушки, где есть звуковое сопровождение.
6.Посейщайте общественные мероприятия.
7.Обязательное посещение «Детской комнаты»
Для родителей Юли и Алины мы разработали следующие рекомендации:
Создать речевую среду:
- приучать ребенка к просмотру мультфильмов с четким произношением преимущественно русских.
- включать музыку, детские песни
- включать детские сказки, диски в определенное время. Ребенок должен
слушать одну сказку в день, в определенное время, а потом пересказать содержание говорящему взрослому (с 5 лет), взрослому задавать вопросы и просить ребенка отвечать(с 3 лет)
2. По возможности, привлечь говорящих знакомых, родственников, по дополнительным занятиям с детьми.
3. Купить игрушки, где есть звуковое сопровождение.
4. С ребенком раскрашивать картинки, следить и объяснять ребенку, чтобы он не вылезал за контуры.
5. Просить ребенка, чтобы он срисовывал цифры, буквы, писал свое имя.(-5-6лет)
- просить, чтобы рисовал круг, квадрат, треугольники.
6. Купить глину для лепки, пластилин. Заниматься с ребенком лепкой. Ребенок должен больше двигаться, бегать, делать зарядку. Приучайте ребенка каждый день выполнять зарядку по 10 минут утром и вечером. Вечером должна быть успокаивающей.
7.Откажитесь от липучек на одежде и обуви. Покупайте обувь на шнурках, одежду на пуговицах. Это будет полезно вдвойне для развития ребенка.
8.ребенок должен как можно больше заниматься конструированием, т.е. манипуляцией мелкими деталями(конструктор, пазл, мозаика)
9. Приучайте ребенка с садика рано вставать. Ставьте ему звуковой будильник, а себе вибрационный. Просыпайтесь вместе с ним и отправляйте в садик. После садика вам обязательно нужно с ребенком поиграть, можно раскрасить, можно лепить клеить.
- посещать общественные мероприятия
- вместе гулять на улице, в парках
- читать сказки (выразительно)
- вместе смотреть фильмы и обсуждать после просмотра
- играть в игры на развитие речи
- ежедневно делать артикуляционную гимнастику:
Стоит помнить о том, не надо перегружать ребенка: чрезмерная нагрузка или слишком большая трудность могут привести к нежелательному результату. Но и слишком легкие задания не воспитывают трудолюбия, не служат
развитию ребенка. Душевная теплота и ласка - необходимое условие хорошего настроения и успешной работы с любым ребенком. Ласковое, приветливое выражение лица особенно важно в общении с глухими, потому что, не воспринимая интонацию в речи, эти дети особенно чувствительны к мимике лица, к малейшему резкому движению, которое невольно может проявиться по отношению к непонимающему, а тем более заупрямившемуся глухому ребенку.
Так же как необходима похвала, поощрение, необходимо ребенка наказывать. Но будьте осмотрительны. Как часто, даже наказав ребенка, родители тут же жалеют его, а бывает хуже: один из родителей наказал, другой утешил.
Будьте строги, но не смешивайте строгость с деспотичностью, злостью. Необходимо так наказывать, чтобы ребенок мог исправить допущенное нарушение.
Если ваш ребёнок с хорошим слухом не будет разговаривать, то он начнёт отставать в психическом развитии. А когда пойдет в школу, то ему будет сложно обучаться.
Имеется много исследований, которые с большой убедительностью показали, что все психологические процессы у ребенка - восприятие, память, внимание, мыслительные операции, воображение - развиваются через речь.
Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок вырос веселым, умным и здоровым, то с ним необходимо заниматься. И вы можете это сделать.
ВЫВОДЫПО 2 ГЛАВЕ: особенность заключается в том, что в семье Эммы, где оба родителя являются инвалидами по слуху, речевое развитие ребенка приобрело грубую задержку речевого развития. В семье сестер Юли и Алины где, один из родителей является слабослышащим, имеют родственников с нормальным слухом, которые участвуют в воспитании детей, речевое развитие значительно выше, чем у ребенка, где нет подобной ситуации.
Так же социальное положение семьи, также влияет на развитие речи ребенка. Поскольку у Эммы семья не может себе позволить купить игрушки и различные предметы для развития ребенка, соответственно ребенок не смог полноценно манипулировать с ними. У Юли и Алины социальное положение в семьи, может позволить себе купить развивающие игрушки, принадлежности для развития детей.