Введение.
Хорошая речь важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ем высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтом; так важно заботится о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм русского языка.
Теория и практика логопедии располагает множеством работ по изучению особенностей речевого развития у детей дошкольного возраста. Теме достаточно широко была изучена, такими авторами как: О. В.Правдина, Н.С Жукова, Л.Н. Ефименкова, Т.Б. Филичева, М.Е. Хватцев и многие другие. Однако, материала по изучению сенсорной депривации ограничено. И единственные ученые, которые, изучили данную область специальной психологии, являются И. Лангмайер, 3. Матейчик. Несмотря на недостаточность информации, мы решили изучить данную проблему на детях дошкольного возраста, которые воспитываются в условиях сенсорной депривации.
Трудности воспитания и обучения детей, воспитывающихся в условиях сенсорной депривации с которыми глухие родители сталкиваются каждый день очень велики, и порой не возможны. Перед ними очень часто встает вопрос, как глухому родителю воспитывать слышащего ребенка. Проанализировав литературу, перед родителями встает другой вопрос, как выполнять большинство упражнений, игр?
Сталкиваясь с проблемой развития ребенка, трудность появляется в выполнении упражнений, игр. Так как любое выполнение заданий требует речевое сопровождение. Но родители, являясь инвалидами по слуху, не могут реализовать задачи, которые ставят перед собой. Таким образом, дети растут в
сложной психологической обстановке, которая в научной литературе получила название сенсорная депривация. Дети лишены различных стимулов, которые побудили бы к развитию речи и других высших психических функций. Не имея игрушек для развития из-за материальной составляющей в семье, это приводит к задержке речевого развития и к замедленному темпу развитию психических процессов. Если рассмотреть причины с биологической точки зрения, то их мы не обнаружим, так как ребенок рождается здоровым. И причин для нарушения речи не выявляются. Это связано с тем, что родители родились абсолютно здоровыми детьми, а слух теряют в раннем возрасте. Научный интерес, проявился в том, как происходит развитие речи дошкольников, в условиях сенсорной депривации.
Целесообразность выбранной нами темы курсовой работы обусловлена тем, что в литературе преимущественно мало исследований на тему особенностей развития речи воспитывающих в условиях сенсорной депривации.
Цель: выявить особенности развития речи у детей дошкольного возраста,
воспитывающихся в условиях сенсорной депривации.
Объект: развитие речи в норме и ее нарушения у детей дошкольного возраста.
Предмет: особенности развития речи детей, воспитывающиеся в условиях сенсорной депривации
Задачи:
1.Изучить специальную литературу по проблеме сенсорной депривации;
2. Подобрать диагностические методы, позволяющие наиболее полно выявить уровень речевого развития ребенка дошкольного возраста;
3.Выявить и описать особенности речевого развития дошкольников, воспитывающихся в условиях сенсорной депривации;
4.Разработать методические рекомендации для родителей и их детей, необходимых для улучшения речевого развития.
Гипотеза развитие речи детей, воспитывающихся в условиях сенсорной депривации, имеет свои особенности и во многом определяются характером социального и речевого окружения ребенка.
Методы исследования:
-анализ специальной литературы по проблемам сенсорной депривации и недоразвитию речи;
- психологический эксперимент;
- качественный анализ полученных данных
Практическая значимость использовать знания, в разработке практических рекомендаций для развития речи дошкольников, воспитывающихся в условиях сенсорной депривации.
Аннотация: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Во Введении отмечается актуальность изучаемой темы, формулируется I цель и задачи предстоящего исследования.
В первой главе «Теоретическое обоснование проблемы речевого развития дошкольников, воспитывающихся в условиях сенсорной депривации» работы полностью посвящено рассмотрению теоретических аспектов проблемы сенсорной депривации и недоразвития речи. В рамках первой главы рассматривается история депривации и ее развитие до нашего времени, онтогенез речевой деятельности и характеристика речевого недоразвития речи у дошкольников, воспитывающихся в условиях сенсорной депривации.
Вторая глава «Выявление особенностей речевого развития дошкольников, воспитывающихся в условиях сенсорной депривации» посвящена практическому анализу методики направленной на выявление уровня речевого развития дошкольников. В ней проводится анализ уровня речевого развития дошкольников, воспитывающихся в условиях сенсорной депривации.
В Заключении представлены выводы, полученные по результатам исследования.
При написании работы было использовано 23 источника.
Приложение содержит наглядно-дидактический материал.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫРЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ СЕНСОРНОЙ ДЕПРИВАЦИИ.