Характеристика речевого недоразвития дошкольников.




Речь имеет принципиальное значение для развития мышления и деятельности ребенка в целом, выступая и как стержень в развитии обобщения, и как его материальный носитель, и как высший регулятор поведения ребенка.

Таким образом, ввиду тесной взаимосвязи речи и мышления проблема речевого недоразвития у детей и разработка научно обоснованного содержания и методов коррекционной работы, направленных на его преодоление, имеет важное значение и является сложной общепедагогической, психологической и логопедической проблемой. Нарушения речевого развития наблюдаются при различных аномалиях: у детей, страдающих олигофренией; задержкой психического развития; с тяжелыми первичными нарушениями речи. В настоящее время достигнуты значительные успехи в решении проблемы речевого недоразвития.

Рассматривая дизонтогенез, авторы в своих работах выделяют несколько речевых нарушений: Общее недоразвитие речи, задержка речевого развития, фонетико-фонематическое недоразвитие речи.

Рассмотрим более подробно каждое нарушение.

В логопедии существует множество нарушений речи, но есть общие нарушения речи, которые характерны для каждого речевого нарушения. Рассмотрим самые распространенные нарушения:

Общее недоразвитие речи(ОНР) - - различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики). [10,с.513]

 

Впервые термин ОНР был введён в 50-60 годах 20 века основоположником дошкольной логопедии в России Р.Е. Левиной.[10,с. 513] Понятие общего недоразвития речи (ОНР) и в настоящее время активно используется для формирования логопедических групп детей при дошкольных учреждениях. Общее недоразвитие речи может наблюдаться при сложных формах детской речевой патологии: алалии, афазии (всегда), а также ринолалии, дизартрии (иногда). Несмотря на различную природу дефектов, у детей с ОНР имеются типичные проявления, указывающие на системные нарушения речевой деятельности:

-Более позднее начало речи: первые слова появляются к 3-4, а иногда и к 5 годам;

-Речь агграмматична и недостаточно фонетически оформлена;

- Экспрессивная речь отстаёт от импрессивной, т.е. ребёнок, понимая

обращенную к нему речь, не может сам правильно озвучить свои мысли;

- Речь детей с ОНР малопонятна.

Р.Е. Левина выделила три уровня речевого развития, которые отражают типичное состояние компонентов языка у детей с ОНР:

Первый уровень речевого развития характеризуется отсутствием речи (т.н. "безречевые дети"). Такие дети пользуются "лепетными" словами, звукоподражаниями, сопровождают "высказывания" мимикой и жестами. Например, "би-би" может означать самолет, самосвал, пароход.

Второй уровень речевого развития. Кроме жестов и "лепетных" слов появляются хотя и искаженные, но достаточно постоянные общеупотребительные слова. Например, "лябока" вместо "яблоко". Произносительные возможности детей значительно отстают от возрастной нормы. Нарушена слоговая структура. Например, наболее типично сокращение количества слогов: "тевики" вместо "снеговики".

Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Свободное общение затруднено. Дети этого уровня вступают в контакты с окружающими только в присутствии знакомых (родителей, воспитателей), вносящих соответствующие пояснения в их речь. Например, "мамой ездиля асьпак. а потом ходиля де летька, там звяна. потом асьпальки небили. потом посьли пак" вместо "С мамой ездила в зоопарк, А потом ходила, где клетка - там обезьяна. Потом в зоопарке не были. Потом пошли в парк".

У детей с четвертым уровнем речевого развития нет грубых нарушений звукопроизношения, а имеет место лишь недостаточно четкое различие звуков в речи. Эти дети допускают перестановки слогов и звуков, сокращения согласных при стечении, замены и пропуски слогов в речевом потоке. У них недостаточно внятная дикция, вялая артикуляция, «каша во рту».

Лексические ошибки проявляются в замене слов, близких по значению («Мальчик чистит метлой двор» - вместо «Мальчик подметает метлой двор»), в смешении признаков («большой дом» вместо «высокий дом»). В грамматическом оформлении речи детей данной категории отмечаются ошибки в употреблении существительных родительного и винительного падежей множественного числа («дети увидели Медведев, воронов»). Имеют место нарушения согласования прилагательных с существительными («Я раскрашиваю шарик красным фломастером и красным ручком»). Но все ошибки детей, которые можно отнести к 4 уровню речевого развития при ОНР, встречаются в незначительных количествах и носят непостоянный характер. Причем, если предложить детям сравнить верный и неверный ответы, то ими будет сделан правильный выбор.

Еще одно нарушение речи, которое характеризует недоразвитие речи задержка речевого развития.

 

Задержка речевого развития(ЗРР) - отставание речевого развития ребенка от возрастной нормы в возрасте до 4 лет.

Это проявляется в том, что дети позже начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна. Специальные исследования показали, что в наше время 25% четырехлетних детей страдают нарушением речевого развития.

В середине 70-х годов XX века дефицит речи наблюдался только у 4% детей того же возраста. Таким образом, за последние двадцать лет число речевых нарушений возросло более чем в 6 раз.

Возможные причины задержки речевого развития:

1) Неблагоприятное протекание беременности

2) различные психические травмы (переживание в связи с разлукой с близкими людьми, длительная психотравмирующая ситуация в семье).

3) Многие исследователи раннего детства указывают на задержки в речевом развитии ребенка, растущего в условиях госпитализма или значительную часть времени проводящего в детском учреждении, где большое внимание уделяют физическому уходу за детьми, где много игрушек и много обслуживающих ребенка говорящих взрослых, но ребенку недостает близких,

личностных контактов.

4) «Сверхзаботливость» о ребенке

5) Недостаток родительского внимания.

6) Постоянный просмотр телевизора детьми также может являться причиной задержки речевого развития

 

Речь - это не подражание чужим словам и не запоминание речевых штампов. Овладение речью в раннем возрасте происходит только в живом, непосредственном общении, когда малыш не только слушает чужие слова, но и отвечает другому человеку, когда он сам включен в диалог. Причем включен не только слухом и артикуляцией, но всеми своими действиями, мыслями и чувствами. Многие дети предпочитают молчать, а изъясняются криками или жестами...

Если в 3 года ребенок не отвечает на простейшие вопросы: «кто?», «где?», не строит фразу из 3-4х слов, путает понятия «верх»-«низ», не может выполнить последовательно две команды («Подними мишку и дай его мне!»). Это тревожные сигналы, которые должны насторожить родителей.

На ряду с такими нарушениями, как ОНР и ЗРР также выделяют фонетике —фонематическое нарушение речи.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи - нарушение процессов формирования произношения у детей с различными речевыми расстройствами из-за дефектов восприятия и произношения фонем.[10,с.500]

Дети с ФФНР - это дети с ринолалией, дизартрией, дислалией акустико-фонематической и артикуляторно-фонематической формы.

Уровень развития фонематического слуха детей влияет на овладение звуковым анализом. Степень недоразвития фонематического восприятия может быть различна

Вторичное недоразвитие фонематического восприятия наблюдается и при нарушениях речевых кинестезии, имеющих место при анатомических и двигательных дефектах органов речи. В этих случаях нарушается нормальное слухопроизносительное взаимодействие, которое является одним из важнейших механизмов развития произношения. Имеет значение и низкая познавательная

 

активность ребенка в период формирования речи, ослабленное произвольное внимание.

При первичном нарушении фонематического восприятия предпосылки к овладению звуковым анализом и уровень сформированности навыков звукового анализа ниже, чем при вторичном.

Без достаточной сформированности фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени - звукового анализа. Звуковой анализ - это операция мысленного разделения на составные элементы (фонемы) разных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов.

У детей с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся акустико-артикуляционными признаками.

Р.М.Боскис, Р.Е.Левина, Н.Х.Швачкин, Л.Ф.Чистович, А.Р.Лурия считают, что при нарушении артикуляции слышимого звука может в разной степени ухудшаться и его восприятие.

Характер нарушенного звукопроизношения у детей с ФФНР указывает на низкий уровень развития фонематического восприятия. Они испытывают трудности, когда им предлагают, внимательно слушая, поднимать руку в момент произнесения того или иного звука или слога. Такие же трудности возникают при повторении за логопедом слогов с парными звуками, при самостоятельном подборе слов, начинающихся на определённый звук, при выделении начального звука в слове, при подборе картинок на заданный звук.

В фонетико-фонематическом недоразвитии детей выявляется несколько состояний:

- трудности в анализе нарушенных в произношении звуков;

- при сформированной артикуляции неразличение звуков, относящихся к разным фонетическим группам;

 

 

- невозможность определить наличие и последовательность звуков в

слове.

 

Выводы по 1 главе:

Психическая депривация — это лишение или ограничение возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей. Одним фактором при возникновении психической депривации является недостаточное поступление стимулов - социальных, чувствительных, сенсорных. Предполагается, что другим фактором при возникновении психической депривации является прекращение связи уже создавшейся между ребенком и его социальной средой.

Выделяют три основных варианта психической депривации: эмоциональная (аффективная), сенсорная (стимульная), социальная (идентичности). По степени выраженности депривация может быть полной и частичной.

Онтогенез речи при нормальном развитии ребенка проходит следующие этапы: Крик, гуление лепет, слова, словосочетания, предложения, связный рассказ. Последовательность протекает в русле общих закономерностей и взаимообусловленности, что позволяет характеризовать процесс становления детской речи, в норме, как системный процесс.

Учитывая все многообразие речевых нарушений, самые распространенные и которые отмечаются практически у всех детей: ОНР, ФФПР, ЗРР.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: