Качественные методы диагностики эмоционального реагирования у лиц с нарушением адаптации




 

Социальный работник сталкивается с проблемами дезадаптации при работе со следующими категориями клиентов:

¾ безработные;

¾ наркозависимые (социальная дезадаптация таких больных проявляется в микросоциальной, семейной и трудовой сферах, имеется потребность в социальной опеке);

¾ алкозависимые;

¾ пенсионеры;

¾ мигранты;

¾ онкологические больные;

¾ люди с ограниченными возможностями;

¾ бывшие осуждённые, в т. ч. люди пожилого возраста;

¾ проживающие в сельской местности (адаптация известных технологий к современным социальным условиям);

¾ школьники [1, с. 252].

В деятельности социальной работы очень важным этапом является диагностика нарушения адаптации и диагностика эмоционального фона клиента. Качественные методы исследования - это методы, которые предполагают сбор информации в свободной форме; они фокусируются не на статистических измерениях, а опираются на понимание, объяснение и интерпретацию эмпирических данных, являются источником формирования гипотез и продуктивных идей. Задача методов качественных исследований - получить разведочные данные, а не количественное распределение мнений. В качественных методах для того, чтобы объяснить, интерпретировать понятия, используются не цифры, а слова. Другими словами, они отвечают не на вопрос «сколько», а на вопрос «что», «как» и «почему». Наиболее распространённым методом является наблюдение. Метод применяется, в основном, в большом коллективе, например, школьников, хотя применим к любой возрастной группе.

Наблюдения бывают сплошными, когда исследователя интересуют все особенности поведения, но чаще применяется выборочное, когда фиксируются только некоторые из них.

Использование метода наблюдения должно отвечать ряду требований. Это чётко поставленная цель, разработка схемы наблюдения (что видеть, как это фиксировать), систематичность наблюдения (в эпизодических наблюдениях можно выявить только случайные моменты, зависящие от сиюминутного состояния клиента и не показывающие закономерностей его развития), объективность наблюдения (описывается сам факт, а не его толкование наблюдателем) [24].

Использование метода наблюдения должно отвечать ряду требований. Это чётко поставленная цель, разработка схемы наблюдения (что видеть, как это фиксировать), систематичность наблюдения (в эпизодических наблюдениях можно выявить только случайные моменты, зависящие от сиюминутного состояния клиента и не показывающие закономерностей его развития), объективность наблюдения (описывается сам факт, а не его толкование наблюдателем).

В процессе первичного наблюдения регистрируются все исключительные случаи, т.е. такое поведение, которое так или иначе выделяет его из общей массы. Фиксируются резко выраженные эмоциональные реакции, характерные ответы и ошибки, темп работы, активность, отношение к успехам неудачам и т.д. [3, с. 28].

Путём наблюдения выделяются клиенты моторно-расторможенные, возбудимые, раздражительные, малоподвижные, эмоционально неустойчивые и с преобладанием определённого типа эмоций, социально смелые, легко вступающие в контакт, робкие, застенчивые и т.д. [15, с.25].

Более длительное наблюдение проходит чаще всего в учебных заведениях. При этом виде наблюдения рекомендуется проводить анализ выполнения учебных заданий: просмотр тетрадей, прослушивание ответов, а также учитывать динамику успеваемости. Результаты наблюдений оцениваются педагогом или психологом по семи шкалам в соответствии с показателями [3, с. 29]

Одним из качественных методов диагностики эмоционального реагирования является нестандартизированная беседа или интервью.

Метод нестандартизированной беседы - психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в ведении тематически направленного диалога между психологом и респондентом с целью получения сведений от последнего.

В психологической беседе происходит прямое взаимодействие психолога и респондента в форме устного обмена информацией. Метод беседы широко применяется в психотерапии. Его также используют в качестве самостоятельного метода в консультативной, политической, юридической психологии.

В процессе беседы психолог, будучи исследователем, направляет, скрытно или явно, разговор, в ходе которого задаёт опрашиваемому человеку вопросы.

Существует два вида беседы: управляемая и неуправляемая.

В ходе управляемой беседы психолог активно контролирует течение разговора, поддерживает ход беседы, устанавливает эмоциональный контакт. Неуправляемая беседа происходит при большей в сравнении с управляемой отдаче инициативы от психолога респонденту. В неуправляемой беседе основное внимание уделяется предоставлению респонденту возможности выговориться, при этом психолог не вмешивается или почти не вмешивается в ход самовыражения респондента.

В случае и управляемой, и неуправляемой беседы от психолога требуется наличие навыка вербальной и невербальной коммуникации. Любая беседа начинается с установления контакта между исследователем и респондентом, при этом исследователь выступает как наблюдатель, анализирующий внешние проявления психической деятельности респондента. Основываясь на наблюдении, психолог осуществляет экспресс-диагностику и корректирует выбранную стратегию проведения беседы. На начальных этапах беседы основной задачей рассматривается побуждение исследуемого субъекта к активному участию в диалоге.

Важнейшим навыком психолога в ситуации беседы является умение устанавливать и поддерживать раппорт, соблюдая при этом чистоту исследования, избегая нерелевантных (мешающих получению достоверного результата) вербальных и невербальных влияний на субъект, которые могут способствовать активному изменению его реакций. К разрушению раппорта с респондентом или же к оказанию побочных внушений на респондента могут привести неосторожные высказывания со стороны психолога, выполненные, например, в форме приказов, угроз, нравоучений, советов, обвинений, оценочных суждений касательно сказанного респондентом, успокоений и неуместных шуток.

Беседы различаются в зависимости от преследуемой психологической задачи. Выделяют следующие виды:

¾ Терапевтическая беседа.

¾ Экспериментальная беседа (с целью проверки экспериментальных гипотез).

¾ Автобиографическая беседа.

¾ Сбор субъективного анамнеза (сбор информации о личности субъекта).

¾ Сбор объективного анамнеза (сбор информации о знакомых субъекта).

¾ Телефонная беседа.

Интервью относят как и к методу беседы, так и к методу опроса.

Выделяют два стиля ведения беседы, причём в её ходе один может сменять другой в зависимости от контекста.

Рефлексивное слушание - стиль ведения беседы, в котором предполагается активное речевое взаимодействие психолога и респондента.

Рефлексивное слушание используется с целью осуществления точного контроля правильности восприятия полученной информации. Использование данного стиля ведения беседы может быть связано с личностными свойствами респондента (к примеру, низкий уровень развитости коммуникативных навыков), необходимостью установить то значение слова, которое имел в виду говорящий, культурными традициями (этикет общения в культурной среде, к которой принадлежат респондент и психолог).

Три основных приёма поддержания беседы и контроля получаемой информации:

¾ Выяснение (использование уточняющих вопросов).

¾ Перефразирование (формулировка высказанного респондентом своими словами).

¾ Словесное отражение психологом чувств респондента.

Нерефлексивное слушание - стиль ведения беседы, в котором используется лишь необходимый с точки зрения целесообразности минимум слов и техник невербальной коммуникации со стороны психолога.

Нерефлексивное слушание применяется в тех случаях, когда существует необходимость дать субъекту выговориться. Оно особенно полезно в ситуациях, где собеседник проявляет желание выразить свою точку зрения, обсудить волнующие его темы и где он испытывает трудности в выражении проблем, легко сбивается с мысли вмешательством психолога и ведёт себя закрепощённо в связи с разницей в социальном положении между психологом и респондентом [24].

 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: