Взаимосвязь эмоционального реагирования и нарушения адаптации




 

Выше уже было отмечено, что нарушение адаптации происходит в сложной взаимосвязи человека с окружающей средой. Дезадаптация нередко встречается в самом раннем возрасте. Характеризуется условиями чаще асоциальной и дезорганизованной семьи с постоянными противоречиями по своей направленности конфликтными отношениями. В таких семьях наблюдается привычное разрешение ссор через драки, конфликтно-возбудимые формы эмоционального реагирования с культивированием жестокости, агрессивности. Такие ситуации вызывают у ребенка пассивность, тоску и недовольство собой, чувство разочарованности в других. В дальнейшем это проявляется в виде поведении избегания, ощущения беспомощности, тревоге, страхе критического отношения к себе [7, с. 328].

Под жестокостью обычно понимают морально психологическую черту личности, которая проявляется в бесчеловечном, грубом, оскорбительном отношении к другим людям, причинении им боли и даже в посягательстве на их жизнь. Жестокие люди невыносимы в семье, тяжелы в трудовом коллективе. Жестокость - уродливое порождение инстинкта самосохранения, искаженного стремления к самоутверждению, недостатков воспитания, особенно в детские годы [7, с. 426].

Агрессивность - это готовность к поведению агрессивному. Ее уровни определяются как научением в процессе социализации, так и ориентацией на культурно-социальные нормы, важнейшие из коих - нормы социальной ответственности и нормы возмездия за акты агрессии. Важная роль принадлежит и ситуативным переменным [22].

Агрессия или агрессивное поведение - специфическая форма действий человека, характеризующихся демонстрацией превосходства в силе в силе или применением силы по отношению к другому человеку или к группе лиц, которым субъект стремиться причинить ущерб [5, с.25].

Согласно фрустрационной теории, агрессия - это не автоматически возникающее в недрах организма влечение, а следствие фрустрации, т. е. препятствий, возникающих на пути целенаправленных действий субъекта, или же ненаступление целевого состояния, к которому он стремился. По этой теории, агрессия всегда является следствием фрустрации, а фрустрация всегда ведет к агрессии, что впоследствии получило лишь частичное подтверждение. Так, инструментальная агрессия не является следствием фрустрации [22]. Фрустрация - это психическое состояние переживания неудачи, обусловленное невозможностью удовлетворения потребностей, возникающее при наличии реальных или мнимых непреодолимых препятствий на пути к некоей цели. Может рассматриваться как одна из форм психологического стресса. Проявляется в переживаниях разочарования, тревоги, раздражительности, наконец, отчаянии. Эффективность деятельности при этом существенно снижается. Уровень фрустрация зависит:

¾ от силы, интенсивности фрустратора - причины, вызывающей фрустрацию;

¾ от состояния функционального человека, попавшего в ситуацию фрустрационную;

¾ от сложившихся при становлении личности устойчивых форм эмоционального реагирования на жизненные трудности.

Фрустрация сопровождается гаммой в основном отрицательных эмоций: гневом, раздражением, чувством вины, пассивностью и пр. [21].

Гнев - чувство сильного возмущения, негодования. Понятие «гнев» синонимично понятиям «негодование», «возмущение», «злость» - это блокированная или неполная, а также лживая эмоция, которая ненатурально и сдавленно выражает страх. Многие выражают гнев, хотя на самом деле чувствуют обиду и боль. Это происходит потому, что гнев - более предсказуемая эмоция. Пассивность - это безынициативность, несамостоятельность, зависимость от инициативы извне, спонтанность. Сильно выраженную пассивность можно отнести к невротическим расстройствам личности, когда внутренний мир становится чрезвычайно запутанным. Наряду с пассивностью, эмоциональный фон дезадаптированного человека составляют следующие эмоции:

Тревога - это эмоциональное состояние острого внутреннего мучительного бессодержательного беспокойства, связываемого в сознании индивида с прогнозированием неудачи, опасности или же ожидания чего-то важного, значительного для человека в условиях неопределенности. Выраженная тревога проявляется как тягостное неопределенное ощущение «беспокойства», «дрожания», «кипения», «бурления» в различных частях тела, чаще в груди, и нередко сопровождается различными сомато-вегетативными расстройствами (тахикардией, потливостью, учащением мочеиспускания, кожным зудом и т. п.). У маленьких детей вследствие неразвитости речи тревога может быть установлена на основании своеобразного поведения: беспокойный взгляд, суетливость, напряженность, плач или отчаянный крик при изменении ситуации. Дети постарше выражают жалобы следующим образом: «как-то не по себе», «неспокойно», «внутренняя дрожь», «нет покоя» [6, с. 286].

Тоска определяется как душевная тревога, соединенная с грустью, как уныние [23]. Тоска - сильное душевное томление, за которым стоит желание (или влечение) к обладанию чем-либо (или кем-либо), подпитываемое воспоминаниями из прошлого или мечтами из будущего. В тоскливом состоянии внимание по минимуму сосредоточено на возможностях, которые есть сейчас, и сильно акцентировано на том, что было в прошлом или на том, что могло бы быть в будущем [21]. Этот феномен называют избеганием.

Поведенческие нарушения проявляются по-разному, в зависимости от возраста дезадаптированного субъекта. Например, у детей младшего возраста поведенческая дезадаптация обычно проявляется в форме «срыва тормозных механизмов регуляции поведения», что сопровождается «расторможенностью» (повышенная бессмысленная двигательная активность, эмоциональное перевозбуждение, перепады настроения, резкие переходы к плаксивой вялости, апатии, заторможенности. У старшеклассников и взрослых людей дезадаптация часто проявляется в форме депрессии. В учебной деятельности эмоциональная дезадаптация выражается в резком ухудшении концентрации внимания, в снижении функций памяти, затрудненности речи, страхе перед контрольными работами и вопросами учителя, т.е. познавательные процессы фактически блокированы отрицательными эмоциями [3, с. 25].

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что нарушению адаптации сопутствуют такие виды эмоционального реагирования, как фрустрация, агрессия, гнев, тревога, пассивность, тоска и др.

Каждая из этих эмоций имеет ряд специфических особенностей, проявляющихся по-разному у разных людей.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: