Методы психологического тестирования эмоциональной сферы у лиц с нарушением адаптации




 

Для диагностики эмоциональной сферы у лиц с нарушением адаптации мы предлагаем использовать следующие методики: тест Дэвида Бернса, методику самооценки эмоциональных состояний А. Уэссман и Д. Рикс, цветовой тест М. Люшера.

Дэвидом Бернсом был составлен тест для выявления наличия и степени выраженности депрессии. Особую ценность методика имеет при выявлении скрыто протекающей депрессии (представлена в приложении Б).

Немаловажным является определение эмоциональных состояний клиента. В рамках нашей работы мы рассмотрим методику самооценки эмоциональных состояний А. Уэссман и Д. Рикс.

Методика, разработанная американскими психологами А. Уэссманом и Д. Риксом применяется для самооценки эмоциональных состояний и степени бодрствования.

Измерение в этой методике производится в десятибалльной (стеновой) системе.

Данная методика эффективна, если необходимо выявить изменение эмоционального состояния человека на протяжении определенного периода времени.

Простота выполнения задания делают ее весьма оперативным инструментом. При этом можно как вычерчивать кривые изменения отдельных показателей, так и работать только с интегральным результатом.

К недостаткам вышеописанной методики можно отнести следующие:

¾ Утверждения, включенные в 1-3 разделы, описывают эмоциональное состояние человека лишь в диапазоне понятий «тревога/спокойствие» и «подъем/депрессия», не отражая выраженность других эмоций, таких, например, как гнев, обида, разочарование, гордость и др.

¾ Утверждения, составляющие 4 раздел, характеризуют в основном когнитивную сферу (убеждения человека, касающиеся его возможностей), а не сферу эмоций.

¾ Обращает внимание различие в системе оценок утверждений, составляющих четыре разных раздела методики. Так, повышение оценок, присваиваемых утверждениям 1 раздела, отражает повышение степени психической адаптации испытуемого, при этом самая высокая оценка по этому разделу указывает на наивысший уровень психической адаптации. Однако во 2 и 3 разделах наивысшие значения присваиваются таким утверждениям («Порыв, не знающий преград, жизненная сила выплескивается через край» и «Сильный подъем, восторженное веселье»), которые отражают уже не столько состояние психической адаптации, сколько патологическое гипоманиакальное состояние. В этой связи общая шкала, получаемая при суммировании оценок по всем четырем разделам, представляется нелинейной: то время как низкие значения интегрального показателя свидетельствуют о выраженной психической дезадаптации, высокие значения интегрального показателя не могут трактоваться столь однозначно. Иначе говоря, интегральный показатель данной методики более чувствителен к состоянию психической дезадаптации, чем к состоянию адаптации.

При обработке определяют следующие показатели:

И1 -»Спокойствие - тревожность» (индивидуальная самооценка - И1 - равняется номеру суждения, выбранного испытуемым из данной шкалы. Аналогично получаются индивидуальные значения по показателям И2-И4).

И2 - «Энергичность - усталость».

ИЗ - «Приподнятость - подавленность».

И4 - «Чувство уверенности в себе - чувство беспомощности».

И5 - Суммарная (по четырем шкалам) оценка состояния:


 

И5 = И1 + И2 + ИЗ + И4, где

 

И1, И2, ИЗ, И4 - индивидуальные значения по соответствующим шкалам.

Интерпретация представляется следующим образом:

Если сумма баллов от 26 до 40, то испытуемый высоко оценивает свое эмоциональное состояние, если от 15 до 25 баллов, то средняя оценка эмоционального состояния и низкая если от 4 до 14 баллов.

В общем виде эмоциональное состояние - характеристика эмоций человека, отражающая ее положение относительно объектов окружающей среды. Состояние может быть наблюдаемо как внешне, так и внутренне. Внутреннее состояние эмоций фиксируется сознанием субъекта на определенный момент времени тех ощущений благополучия (неблагополучия) как организма в целом, как и его частей. Внешне оценка состояния эмоций фиксируется высказываниями испытуемого по определенным признакам. Состояние человека выступает регулятивной функцией адаптации к окружающей среде или ситуации.

Шкала «Спокойствие-тревожность»

Выше 5-6 баллов

В опросе испытуемый показывает преобладание «Спокойствия»: выдержанность, сдержанность, терпеливость, степенность, благоразумность, уравновешенность, невозмутимость, терпимость.

-6 баллов

В самооценке испытуемый показывает средние показатели по шкале «Спокойствие-тревожность» без явного преобладание одного из полюсов.

-4 балла

По самооценке испытуемого прогнозируется задерганность, запуганность, закомплексованность, нерешительность, пугливость, нервность, неуверенность, напряженность, боязливость.

Шкала «Энергичность-усталость»

Выше 5-6 баллов

Испытуемый оценивает себя как личность: инициативный, деятельный, предприимчивый, одержимый, устремленный, активный, кипучий, пробивной, расторопный.

-6 баллов

В самооценке испытуемый показывает средние показатели по шкале «Энергичность-усталость» без явного преобладание одного из полюсов.

-4 балла

Испытуемый оценивает себя как: неинициативный, пассивный, инертный, безынициативный, вялый, апатичный, безразличный, медлительный.

Шкала «Приподнятость-подавленность»

Выше 5-6 баллов

Испытуемый оценивает себя как: кипучий, темпераментный, задорный, порывистый, энергичный, вольнолюбивый, раскрепощенный, живой, подвижный, бойкий.

-6 баллов

В самооценке испытуемый показывает средние показатели по шкале «Приподнятость-подавленность» без явного преобладание одного из полюсов.

-4 балла

Испытуемый оценивает себя как: застенчивый, робкий, нерешительный, несмелый, запуганный, стеснительный, угнетенный, оробелый, подавленный, задавленный.

Шкала «Уверенность в себе - чувство беспомощности»

выше 5-6 баллов

Испытуемый оценивает себя как: боец, закаленный, решительный, упорный, героический, работоспособный, сильный, волевой, твердый, бесстрашный, отважный, самостоятельный.

-6 баллов

В самооценке испытуемый показывает средние показатели по шкале «Уверенности-беспомощности» без явного преобладание одного из полюсов.

-4 балла

Оценивается: безответный, слабохарактерный, безгласный, несмелый, слабый, слабовольный, пришибленный.

Суммарная оценка состояния

Этот показатель отражает выраженность, степень эмоционального подъема/истощения испытуемого.

Для оценки эмоциональных состояний чаще всего применяют цветовой тест Люшера.

Цветовой тест Люшера - психологический тест, относящийся к проективным методикам и изобретенный доктором Максом Люшером. Цветовая диагностика Люшера позволяет измерить психофизиологическое состояние человека, его стрессоустойчивость, активность и коммуникативные способности. Тест Люшера позволяет определить причины психологического стресса, который может привести к появлению физиологических симптомов [25].

По мнению Люшера, восприятие цвета объективно и универсально, но цветовые предпочтения являются субъективными, и это различие позволяет объективно измерить субъективные состояния с помощью цветового теста.

Процедура проведения теста проходит по одному из двух возможных вариантов: краткому или полному. При применении краткого варианта используется набор (таблица) из восьми цветов: серого (условный номер - 0), тёмно-синего (1), сине-зелёного (2), красно-жёлтого (3), жёлто-красного (4), красно-синего или фиолетового (5), коричневого (6) и чёрного (7).

Полный вариант цветового теста Люшера («Клинический цветовой тест») состоит из восьми цветовых таблиц:

¾ «серого цвета»;

¾ «восьми цветов»;

¾ таблица 7 форм, соответствующих цветам (исключая чёрный);

¾ «четырёх основных цветов»;

¾ «синего цвета»;

¾ «зелёного цвета»;

¾ «красного цвета»;

¾ «жёлтого цвета»;

Таблица 8 цветов (повторный выбор).

Сама процедура тестирования состоит в упорядочивании цветов испытуемым по степени их субъективной приятности. Тестирование проводится при естественном освещении, однако недопустимо воздействие на таблицу цветов прямого солнечного света. Инструкция предусматривает просьбу отвлечься от ассоциаций, связанных с модой, традициями, общепринятыми вкусами и постараться выбирать цвета только исходя из своего личного отношения.

Поскольку выбор цвета основан на бессознательных процессах, он указывает на то, каков человек на самом деле, а не на то, каким он себя представляет или каким бы он хотел быть, как это часто случается при использовании опросных методов.

Результаты цветовой диагностики Люшера позволяют произвести индивидуальную оценку и дать профессиональные рекомендации о том, как можно избежать психологического стресса и физиологических симптомов, к которым он приводит. Кроме того, тест Люшера предоставляет дополнительную информацию для психотерапии.

Сторонники применения теста Люшера утверждают, что он позволяет провести быстрый и глубокий анализ личности на основе информации, полученной при простом ранжировании цветов [25].

При работе с клиентами очень важно знание и практическое применение методик выявления дезадаптации и особенностей эмоционального состояния клиентов. Для этого существует множество методик диагностики.


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Для социального работника первую очередь важно изучение эмоционального фона клиента, его индивидуальных особенностей и адаптационных способностей.

Существует множество интерпретаций понятия эмоций. Одно из самых распространенных определений является следующее: эмоции - это состояния, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов и выражаемые прежде всего в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения его актуальных потребностей.

Психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания смысла жизненного явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта.

Непременные компоненты жизнедеятельности, могучее средство активизации сенсорно-перцептивной деятельности личности.

Наибольший интерес для изучения нам представляет эмоциональное реагирование при нарушении адаптации, так как оно имеет целый спектр особенностей.

Адаптация наступает при достижении оптимального взаимоотношения между личностью и средой за счет конструктивного поведения.

Эмоциональное реагирование при нарушении адаптации имеет ряд специфических черт. К ним относят следующие эмоции: тоска, отчуждение, пассивность, страх, агрессия и др. Крайним негативным выражением эмоциональной реакции при дезадаптации является депрессия.

Социальный работник при работе с клиентами очень часто встречается с нарушением адаптации, так как этот процесс охватывает множество категорий людей. В практической деятельности социальной работы основным компонентом на начальной стадии является диагностика и выявление дезадаптации, после чего происходит детальное изучение эмоциональных реакций клиента. Существует множество методик для диагностики дезадаптации и эмоций.

Это позволяет сделать деятельность социального работника более компетентной, эффективной и толерантной по отношению к клиенту.

 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: