Права и обязанности беженцев в РФ.




 

Лицо, признанное беженцем, и прибывшие с ним члены его семьи имеют право на получение услуг переводчика и получение информации о своих правах и обязанностях, а также иной информации. Кроме того, лица, получившие статус беженца, имеют право на содействие в оформлении документов для въезда на территорию России в случае их нахождения вне ее пределов. В соответствии с Федеральным законом от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» устанавливается, что иностранные граждане могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из Российской Федерации при наличии российской визы по действительным документам, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

В случае необходимости сотрудники представительства Федеральной миграционной службы России при посольствах Российской Федерации за рубежом оказывают лицам, признанным в официальном порядке беженцами, необходимую помощь в оформлении документов для въезда в Российскую Федерацию.

Лицам, получившим статус беженца, оказывается содействие в обеспечении проезда и провоза багажа от центра временного размещения (места временного проживания) до нового места пребывания. Это право реализуется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 1998 г. N 485 «О порядке оказания содействия лицу, получившему свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу, и беженцу в обеспечении проезда и провоза багажа к месту пребывания». Беженцы имеют право на медицинскую и лекарственную помощь. Более широкое регулирование эта проблема получила в нормативных актах субъектов Федерации. Так, в региональной миграционной программе Краснодарского края на 1996 - 1997 гг., утвер­жденной Постановлением Законодательного Собрания Краснодарского края от 25 апреля 1996 г. № 295-П[2] существует специальный раздел, озаглавленный «Обеспечение санитарно - эпидемиологического благополучия вынужденных мигрантов». В связи с тем, что проблемы миграции оказывают существенное влияние на санитарно - эпидемиологическую обстановку в крае и сопровождаются повышением нагрузки на существующую лечебно - профилактическую сеть, а также в целях эффективного решения вопросов обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия вынужденных мигрантов, Программа предусматривает проведение целого комплекса мероприятий, в числе которых: организация и устройство при пунктах первичного приема и размещения мигрантов санитарных пропускников для проведения обязательные медицинских осмотров мигрантов; оказание медицинской помощи, обеспечение вынужденных мигрантов медицинским страховым полисом; определение порядка обеспечения нуждающихся мигрантов лекарственными препаратами.

Кроме того, в рамках Программы предусматривается проведение оценки, анализа и прогнозирования санитарно - эпидемиологической обстановки и состояния здоровья вынужденных мигрантов, а также местного населения, в том числе: оценка уровня загрязненности на территориях временного и постоянного размещения вынужденных мигрантов; оценка влияния заболеваемости прибывших вынужденных мигрантов на состояние здоровья жителей края.

Предупреждение возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний среди вынужденных мигрантов и населения края предполагает совершенствование контроля за выполнением мероприятий санитарно - эпидемиологической безопасности; выделение средств для обеспечения вынужденных мигрантов достаточным количеством вакцин, моющих и дезинфицирующих средств; организацию прививочной работы среди мигрантов.

Так, в соответствии с распоряжением главы администрации Ставропольского края от 24 марта 1993 г. N 145-Р «Об обеспечении иммунизации прибывших в край беженцев и вынужденных переселенцев» в целях разработки системы мер по санитарной охране территории края от заноса и распространения конвенционных и других особо опасных инфекций предусматривается своевременное выявление больных и обеспечение иммунизации прибывающих в край беженцев и вынужденных переселенцев. В связи с этим управлению здравоохранения администрации края поручено организовать принятие на учет прибывающих беженцев и вынужденных переселенцев в медицинских учреждениях по месту жительства, оказание медицинской помощи и проведение иммунизации, в первую очередь детей, согласно действующим директивным документам.

Для обеспечения решения этих задач главам администраций районов и городов края разрешено проводить регистрацию и выдачу удостоверений беженцам и вынужденным переселенцам только после принятия их на учет в территориальных медицинских учреждениях по месту предполагаемого проживания. Им также поручено представлять ежемесячно для сверки списки зарегистрированных беженцев и вынужденных переселенцев территориальным медицинским учреждениям по месту предполагаемого проживания.

Лица, признанные в официальном порядке беженцами, имеют также право на получение содействия в направлении их на профессиональное обучение или трудоустройство и работу по найму или предпринимательскую деятельность наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации. В Законе Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 20 апреля 1996 г. N 36-ФЗ)[3] подчеркивается, что государственная политика в области содействия занятости населения направлена на обеспечение социальной защиты в области занятости населения, проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы. К данной категории лиц этим Законом помимо прочих отнесены также беженцы, для которых предусматриваются дополнительные гарантии в сфере занятости.

В отношении трудоустройства беженцев российским законодательством предусматриваются отдельные изъятия, касающиеся их права заниматься определенными видами деятельности и занимать определенные должности. Так, например, в соответствии с российским законодательством беженцы, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства, не могут занимать выборные и другие должности в государственной и муниципальной службе, работать нотариусами, прокурорами, патентными поверенными, не могут быть членами экипажей воздушных или морских судов и т.д.

Лица, получившие статус беженца, имеют право на получение социальной помощи со стороны государства. По сравнению с вынужденными переселенцами объем их прав несколько ограничен в связи с тем, что они не являются гражданами Российской Федерации. Тем не менее в законодательстве Российской Федерации и ее субъектов для них предусмотрены определенные меры социальной помощи и поддержки. Так, в соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (в редакции Федерального закона от 30 декабря 1996 г. N 162-ФЗ)[4] беженцам так же, как и гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, проживающим на территории Российской Федерации, предоставляются следующие виды государственных пособий: пособие по беременности и родам; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка; ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; ежемесячное пособие на ребенка.

В случае признания иммигранта беженцем в Российской Федерации ФМС России и ее территориальные органы совместно с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации оказывают ему содействие в расселении и адаптации.

При расселении и адаптации учитываются особенности беженца (этнические, социально - психологические и другие), а также экономические возможности принимающих субъектов Российской Федерации.

Беженцу при расселении определяется место жительства и предоставляется жилое помещение из специального жилищного фонда, которым он может пользоваться только в период действия статуса беженца в Российской Федерации. При этом на семью выделяется лишь одно жилое помещение.

Помимо прав за беженцами закрепляется целый ряд обязанностей. Некоторые из этих обязанностей распространяются на них в силу их пребывания на территории России, пользования ее зашитой и покровительством. Так, обязанность соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство распространяется на всех граждан Российской Федерации, в том числе и вынужденных переселенцев, а также беженцев. Вместе с тем существуют и специфические обязанности, предусмотренные только для данной категории лиц.

Так, при перемене беженцем места пребывания он обязан сняться с учета в ФМС России или в соответствующем территориальном органе, к которому он был прикреплен, и в семидневный срок после переезда (исключая выходные и праздничные дни) встать на учет в территориальный орган ФМС России по новому месту жительства.

Постановка на учет ФМС России или ее территориальным органом является основанием для регистрации беженца в органах внутренних дел по месту его пребывания.

В случае необходимости для поездок беженца за пределы Российской Федерации ФМС России оформляет ему проездной документ беженца установленного образца. За выдачу проездного документа с беженца взимаются в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственная пошлина и оплата стоимости бланков в размерах, равных оплате при получении заграничного паспорта.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: