Управление финансами: сущность, объекты и субъекты управления. Органы управления и их функции. АСУ финансами




Содержание

 

1. Теоретическая часть………………………………………………………….3

1.1. Управление финансами: сущность, объекты и субъекты управления. Органы управления и их функции. АСУ финансами……………………………...3

1.2. Финансовое состояние предприятия: значение и задачи ………..….….…..8

2. Практическая часть…………………………………………………………..….11

2.1. Расчёт динамики и структуры актива баланса……………………………...11

2.2. Расчёт динамики и структуры пассива баланса……………………………..12

2.3. Расчёт показателей ликвидности…………………………………………….13

2.4. Расчёт деловой активности……………………………………………………14

2.5. Анализ рентабельности………………………………………………………..15

2.6. Расчёт показателей финансовой устойчивости……………………………...16

2.7. Формальные критерии банкротства………………………………………..…17

Список используемой литературы………………………………..…………..….18

Приложения…………………………………………………………………………19

Теоретическая часть

Управление финансами: сущность, объекты и субъекты управления. Органы управления и их функции. АСУ финансами

 

Управление финансами — это осознанное воздействие органов управления на финансы страны (в том числе — финансы отдельных регионов, хозяйствующих субъектов) и на все финансовые процессы, происходящие в ней и связанные с получением доходов и прибыли, необходимых для выполнения функций государства.

Следовательно, для управления финансами необходим специальный аппарат, действующий с помощью особых приемов и методов, в том числе разнообразных стимулов и финансовых рычагов.

В управлении финансами, как и управлении вообще, можно выделить объекты и субъекты. В качестве объектов управления выступают виды финансовых отношений, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Субъектами управления являются те организационные структуры, которые осуществляют управление [5, стр. 93].

В соответствии с классификацией финансовых отношений выделяют две сфе­ры финансов: 1) финансы хозяйствующих субъектов и 2) общегосударственные финансы. Каждая из них имеет многочислен­ные субъекты управления, такие как финансовые службы хо­зяйствующих субъектов, финансовые органы, налоговые ин­спекции, представительства в сфере государственного страхо­вания и др. Совокупность всех организационных структур, осу­ществляющих управление финансами, образует финансовый аппарат, который является составной частью общегосудар­ственного аппарата управления народным хозяйством.

Управление финансами — понятие комплексное. Оно пред­полагает, что государство использует финансы в качестве ин­струмента управления народным хозяйством, воздействуя с их помощью на весь процесс общественного производства. Такое воздействие может быть количественным и качественным. Увеличение или уменьшение размера бюджетных ассигнова­ний на развитие сельского хозяйства или других отраслей приводит к его ускорению или замедлению.

Общее управление финансами в Беларуси осуществляют высшие зако­нодательные и исполнительные органы государственной влас­ти: парламенты стран, аппараты президентов, правительства. В частности Палата представителей Национального собрания рассматривает и утверждает бюджет страны, отчет о его исполнении, устанавливает республиканские налоги и сбо­ры. Президент подписывает законы (в том числе по финансо­вым вопросам) или, используя свое конституционное право, возвращает закон или отдельные его положения на доработку в парламент.

Правительство Республики Беларусь рассматривает проект государственного бюджета, другие финансовые документы и представляет их для обсуждения и утверждения в парламент. Обязанность правительства — принимать постановления фи­нансового характера, направленные на реализацию принятых законов.

Непосредственное оперативное управление финансами осу­ществляет финансовый аппарат. Одним из важнейших органов управления является Министерство финансов Республики Бе­ларусь. Оно проводит единую финансовую, бюджетную, нало­говую, валютную политику, утвержденную парламентом, Пре­зидентом и Правительством Республики Беларусь [1, стр. 56].

Министерство финансов выполняет следующие основные функции:

• осуществляет методическое руководство бюджетно-финан­совой сферой в стране, изучает экономику и финансы отраслей, разрабатывает предложения по совершенствованию финансо­во-кредитного механизма и увеличению доходов бюджета;

• организует работу по составлению проекта бюджета, еже­годно разрабатывает проект Закона о бюджете страны на оче­редной финансовый (бюджетный) год и представляет его в Со­вет Министров страны;

• участвует в составлении кратко- и долгосрочных прогно­зов экономического развития государства, его платежного ба­ланса;

• разрабатывает и определяет порядок и сроки формирова­ния и исполнения федерального (республиканского) бюджета;

• ведет деятельность, связанную с совершенствованием на­логового законодательства страны, а также подготовкой проек­тов международных соглашений по вопросам налогообложения;

• определяет порядок финансирования расходов, предусмот­ренных бюджетом;

• обеспечивает исполнение республиканского бюджета, рас­писывает доходы и расходы, устанавливая их поквартальное распределение, осуществляет взаимные расчеты республикан­ского бюджета с бюджетами областей;

• управляет средствами, находящимися на счетах казна­чейства;

• участвует в составлении проекта бюджета Союзного госу­дарства, а в дальнейшем обеспечивает его исполнение;

• определяет условия деятельности страховых организаций и их обособленных подразделений;

• осуществляет государственную регистрацию страховых организаций, страховых брокеров, их филиалов и представи­тельств, а также контроль за соответствием изменений и допол­нений, вносимых в их учредительные документы, законода­тельству и др.

Министерство по нало­гам и сборам осуществляет следующие функции:

• контролирует соблюдение налогового законодательства;

• организует деятельность инспекций, входящих в его структуру;

• разрабатывает в пределах своей компетенции предложе­ния по совершенствованию налоговой политики, законода­тельства о налогах и предпринимательстве;

• проводит разъяснительную работу по применению зако­нодательства о налогах и предпринимательстве, издает норма­тивные правовые акты по вопросам, входящим в его компетен­цию, разрабатывает и утверждает формы налоговых расчетов, отчетов, деклараций и иных документов, связанных с исчисления

• уплатой и учетом налогов, а также отчетов инспекции, входящих в его структуру;

• обеспечивает подбор, расстановку, подготовку и переподготовку кадров и др.

Органом управления финансами является Государствен­ный таможенный комитет Республики Беларусь. Важнейши­ми его функциями являются:

• участие в разработке и реализации таможенной политики государства;

• обеспечение соблюдения таможенного законодательства страны;

• принятие мер по защите прав и интересов граждан, пред­приятий, учреждений и организаций при осуществлении тамо­женного дела;

• обеспечение (в пределах его компетенции) экономической безопасности страны;

• защита экономических интересов страны;

• применение средств таможенного регулирования торго­во-экономических отношений;

• взимание таможенных пошлин, налогов и иных таможен­ных платежей;

• участие в разработке и реализации мер экономической по­литики в отношении товаров, перемещаемых через таможен­ную границу страны;

• обеспечение выполнения международных обязательств страны в части, касающейся таможенного дела; участие в раз­работке международных договоров, затрагивающих таможен­ное дело; осуществление сотрудничества с таможенным и иными компетентными органами иностранных государств, меж­дународными организациями, занимающимися вопросами та­моженного дела;

• реализация единой финансово-хозяйственной политики, развитие материально-технической и социальной базы тамо­женных органов и др.

Управление финансами в отраслевых министерствах, госу­дарственных комитетах осуществляют финансовые управле­ния (отделы) этих ведомств. На них возложено выполнение та­ких функций, как:

• составление сводных финансовых планов и прогнозов по
ведомству и контроль за их реализацией;

• проведение мероприятий по укреплению хозрасчета, по­вышению рентабельности и максимальному увеличению де­нежных накоплений на подведомственных предприятиях;

• контроль за эффективным использованием основного и оборотного капитала на предприятиях;

• контроль за состоянием расчетов в целом по министерству (ведомству) по платежам в бюджет, расчетам с поставщиками и покупателями, а также по заработной плате с рабочими и слу­жащими;

• финансирование подведомственных предприятий и уч­реждений, руководство их финансовой деятельностью и т.п. [2, стр. 70]

Частью общего управления финансами являются автоматизированные системы управления (АСУ), базирующиеся на использовании экономико-математических методов и электронно-вычислительной техники. Перестройка управления финансами расширяет возможности применения АСУ, повышает качество принимаемых решений по управлению финансами на различных уровнях. При этом АСУ создаются не рядом и не параллельно с действующей системой управления финансами, а как ее органическая часть. Сегодня АСУ становится неотъемлемым элементом структуры финансовых органов, других структур управления финансами, способствует лучшему, более эффективному функционированию финансов.

Реализация мер по активизации финансового механизма и его составных частей невозможно без АСУ. Это особенно необходимо в условиях перехода к рыночным отношениям, когда изменяется характер информации и ее объем. Поскольку система финансовых органов перерабатывает большой поток информации, меняющийся от командной к информационно-аналитической, то возрастание управленческих процессов, несмотря на рост численности управленцев, ведет к тому, что они не успевают своевременно вырабатывать и проводить в жизнь управленческие решения, пользуясь старыми методами и техническими средствами.

При принятии управленческих решений, касающихся финансов, необходимо иметь достоверную информацию об управляемом объекте (прибыли, оборотных средствах, амортизации и др.), тенденциях его развития, влиянии принимаемого решения на перспективу развития этого объекта.

Рыночная экономика, основанная на многообразии форм собственности, соревновании товаропроизводителей, развитой системы финансов, порождает рост экономический и финансовой информации, что заставляет уметь ориентироваться в достижениях научно-технического прогресса в области информатики как системе сбора, организации хранения и обработки информации. Компетентное управление финансами работниками финансовых органов невозможно без их информационного обслуживания на основе применения автоматизированных систем финансовых расчетов (АСФР), управления финансами (АСУФ). В создании их используются теоретические положения в финансовой кибернетике - учения об управлении финансами, организации обмена финансово-экономической информацией между управляющими и управляемыми подсистемами. Более того, выступая одним из главных видов сферы услуг, переработка информации («хлеба» управления) на основе электронно-вычислительных систем обеспечивает новое качество управленческих решений, позволяет эффективнее реализовать передовые методы маркетинга.

АСУ финансами - это совокупность экономических и математических методов, электронно-вычислительной техники, оргтехники и современных средств связи.

Применение информационных технологий повышает эффективность аналитической работы. Это достигается за счет сокращения сроков проведения анализа; более полного учета влияния на результаты хозяйственной деятельности и охвата факторов; замены приближенных или упрощенных расчетов точными вычислениями; постановки и решения новых многомерных задач анализа, практически не выполнимых вручную и традиционными методами. Новые возможности анализа обусловлены исключительными возможностями ЭВМ: высокой производительностью, надежностью, простотой обслуживания и эксплуатации, гибкостью и автономностью использования, наличием развитого программного обеспечения, диалоговым режимом работы и др., а также низкой стоимостью расчетов.

Управление финансами подразумевает ведение Главной книги, расчеты с дебиторами и кредиторами, учет движения основных средств, управление наличными средствами и планирование финансовой деятельности. В корпоративную информационную систему входят модули «бухгалтерский учет и отчетность», «технико-экономическое планирование», «анализ финансово-хозяйственной деятельности». Также большой сегмент рынка занимает компания «1C Бухгалтерия».

В настоящее время актуальной задачей становится внедрение автоматизации финансовых расчетов в работу различных звеньев финансовых органов - районных и городских финансовых управлений (отделов), муниципальных образований. Практически такая работа начата внедрением в них автоматизированных рабочих мест (АРМов) инспекторов и экономистов с использованием в них микро-ЭВМ персонального пользования. Особенно это актуально для работников налоговых инспекций, имеющих дело с многочисленными, постоянно меняющимися данными деклараций о доходах населения.

Если технология управления финансами на уровне низовых финансовых органов еще базируется на примитивном ручном способе сбора и обработки информации финансово-экономического характера, то появление в структуре местных финансовых органов ИВЦ и АРМов ведет к изменению характера труда их работников, поскольку бумажные технологии сменяются безбумажной в виде машинных носителей информации.

В финансовой системе нашей страны получают дальнейшее развитие местные финансы в качестве ее перспективного самостоятельного звена. Это требует активизации работы по внедрению автоматизированных систем в различных звеньях финансовой системы в органической связи с АСФР Министерства финансов РБ.

Большое значение применение автоматизированных систем управления имеет в страховании. Реализация повышенных требований по совершенствованию отношений страхования невозможна без развития уже функционирующей здесь системы АСУ-страхование. В этой системе широко используется математическая формализация (моделирование) расчетов по определению как размеров страховых взносов, так и страхового возмещения.

АСУ - это система, обеспечивающая автоматизированный сбор и обработку информации, необходимой для оптимизации управления, в частности, финансами. Однако возможности АСУ нельзя преувеличивать, они не безграничны, поскольку есть еще такие задачи по управлению финансами, которые не поддаются формализации, т.е. их нельзя решить с помощью компьютера, они требуют опыта работников финансовых органов, традиционных методов их работы. Например, АСУФ не может выполнять совершенствование самих финансовых отношений, их форм. В этих системах люди сами ставят цели и их корректируют. Первичная информация поступает от человека. В них имеет место постоянный контроль за работой системы. Работник финансового органа делает выбор решений из подготовленных АСУ возможных вариантов, но для этого требуется его высокая квалификация.

АСУФ предлагают качественно новый шаг в совершенствовании управления экономикой, управления финансами. В целях повышения эффективности их функционирования принимаются меры по разработке, переводу на промышленную основу программного обеспечения ЭВМ и АСУ, обслуживающих управление финансами.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: