Образец тест-контроля:
1. К особенностям эксперимента как метода относятся:
а) изоляция одних и акцентирование других факторов, обусловливающих изучаемые феномены, дает возможность выявления закономерностей их существования;
б) возможность повторения условий эксперимента позволяет проводить многократную проверку получаемых научных данных и их накопление, что значительно повышает их надежность;
в) варьирование условий предполагает не только присутствие или отсутствие каких-то элементов экспериментальной ситуации, но и их количественные изменения, что позволяет выявленные закономерности представлять в строгих количественных выражениях;
г) все перечисленное.
2. Сфера человеческой деятельности, результатом которой является новое знание о действительности, отвечающее критерию истинности – это:
а) парадигма;
б) наука;
в) методология;
г) теория.
3. Независимой переменной в экспериментальном исследовании называется:
а) переменная, которую систематически изменяют, чтобы определить результаты её влияния;
б) переменная, изменение которой изучается в зависимости от условий, задаваемых экспериментатором;
в) переменная, от которой практически не зависят результаты эксперимента, оказывающая минимальное влияние;
г) переменная, независимая от желаний и целей экспериментатора, влияние, которой невозможно предотвратить.
4. Фактор, изменяемый самим экспериментатором, называется:
а) зависимой переменной;
б) дополнительной переменной;
в) независимой переменной;
г) побочной переменной.
5. Идеальный эксперимент предполагает:
а) изменения только НП, все остальные условия остаются неизменными, следовательно, на ЗП влияет только НП;
б) неограниченное число проб, т.е. продолжается бесконечно, используется бесконечное число испытуемых;
в) предполагает тождественность уровня НП, ЗП и всех ДП в экспериментальной реальности той, на которую переносятся выводы;
г) все перечисленное.
6. Фактор фона (эффект истории) подразумевает:
а) конкретные события, происходящие в период проведения эксперимента (сезонные, суточные колебания, колебания времени, шумы, изменения освещения, влажности, температуры), влияющие на поведение испытуемого;
б) изменение характеристик испытуемого, которые возникают вследствие течения времени и имеют процессуальный характер (усталость, болезнь, возрастные изменения);
в) неточность измерения, различающаяся от пробы к пробе;
г) все перечисленное.
7. Внешняя валидность эксперимента определяется:
а) возможностью контроля побочных переменных;
б) величиной экспериментальной выборки;
в) точностью измерительного инструментария;
г) мерой соответствия исследования объективной реальности.
8. Метод – это:
а) норма, регулирующая поведение исследователя;
б) множество правил, в соответствии с которыми строится вывод;
в) совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности;
г) система предположений, имеющая эмпирическую основу.
9. Измерение – это:
а) оценка особенностей испытуемых;
б) процедура ранжирования объектов;
в) приведение характеристик испытуемых в соответствие с критериями;
г) приписывание чисел объектам, в соответствии с определенными правилами.
10. Предположение, вытекающее из теории и еще не подтвержденное или опровергнутое – это:
а) аксиома;
б) резюме;
в) научная гипотеза;
г) планирование решение проблемы.
11. Репрезентативность эксперимента определяется как:
а) свойство эксперимента, через которое достигается соответствие идеальному эксперименту;
б) свойство эксперимента обеспечивать возможность обработки результатов;
в) свойство эксперимента обеспечивать достоверность результатов;
г) свойство эксперимента, заключающееся в соответствии условий эксперимента его «первообразной» жизненной ситуации.
12. К формам контроля побочной переменной не относится:
а) прибавление;
б) устранение;
в) усреднение;
г) выравнивание.
13. Для контроля влияния испытуемого на результаты эксперимента не используется:
а) метод плацебо;
б) метод обмана;
в) метод независимого измерения;
г) метод распределения.
14. Фактор естественного развития подразумевает:
а) конкретные события, происходящие в период проведения эксперимента (сезонные, суточные колебания, колебания времени, шумы, изменения освещения, влажности, температуры), влияющие на поведение испытуемого;
б) изменение характеристик испытуемого, которые возникают вследствие течения времени и имеют процессуальный характер (усталость, болезнь, возрастные изменения);
в) неточность измерения, различающаяся от пробы к пробе;
г) все перечисленное.
15. Инструментальная погрешность возникает:
а) вследствие использования ненадежного метода фиксации поведения испытуемого;
б) если группы отбирались на основе крайних показателей;
в) вследствие неправильного распределения испытуемых по группам;
г) снижения мотивации испытуемого.
16. Фактор задачи связан:
а) с различием экспериментальных заданий, которые предъявляются испытуемым при разных условиях независимой переменной;
б) с характеристиками групп испытуемых, участвующих в эксперименте (отбор из популяции и распределения по группам);
в) с неравномерным выбыванием испытуемых из сравниваемых групп;
г) со снижением мотивации испытуемого.
17. Планы, в которых используется максимальное количество возможных мер контроля факторов, нарушающих валидность, называются:
а) квазиэкспериментами;
б) истинными экспериментами;
в) экспериментами, на которые ссылаются (ех-post-facto);
г) доэкспериментальными планами.
18. Эксперимент, в котором используется несколько уровней независимой переменной, называется:
а) естественным;
б) множественным;
в) многоуровневым;
г) факторным.
19. В факторном эксперименте может быть проверена гипотеза:
а) о взаимодействии переменных;
б) о количественном соотношении двух переменных;
в) о статистической связи между переменными;
г) о максимуме и минимуме величины переменной.
20. Эксперимент, в котором используется несколько независимых переменных, называется:
а) естественным;
б) множественным;
в) многоуровневым;
г) факторным.
21. Такая характеристика, как степень стабильности результатов, полученных в разное время и в разных ситуациях, относится к понятию:
а) надежность;
б) валидность;
в) воспроизводимость;
г) репрезентативность.
22. Нарушение внутренней валидности по типу ненадежности – это:
а) изменчивость результатов, возникающая вследствие установки экспериментатора;
б) изменчивость отдельных результатов от пробы к пробе вследствие случайных влияний;
в) изменчивость независимой переменной, проявляющаяся в случае повторения эксперимента другим исследователем;
г) степень несогласия исследователей, дающих отчет об одном и том же объекте.
23. Интраиндивидуальной называется схема эксперимента, когда:
а) в эксперименте используются методы индивидуальной диагностики;
б) разные уровни независимой переменной предлагаются одной и той же группе испытуемых;
в) сравниваются несколько характеристик одного и того же испытуемого;
г) сам экспериментатор участвует в эксперименте в качестве испытуемого.
24. Схема эксперимента является межгрупповой, когда:
а) разные уровни независимой переменной распределяются по разным группам испытуемых;
б) в эксперименте используется несколько (3 и более) экспериментальных групп;
в) экспериментальная и контрольная группа вступают во взаимодействие;
г) в эксперименте используются методы групповой диагностики.
25. В терминах конкретной экспериментальной процедуры должна быть сформулирована:
а) теоретическая гипотеза;
б) экспериментальная гипотеза;
в) статистическая гипотеза;
г) научная гипотеза.
Образец контрольной работы