Задания для самостоятельной работы. Решение задач




1. Выписать понятия, подготовиться к словарной работе

Словарная работа: Эффект плацебо, эффект Хоторна, эффект фасилитации (аудитории), эффект социальной желательности, эффект Розенталя, метод «плацебо», метод «обмана», метод «скрытого» эксперимента, метод независимого измерения, контроль восприятия испытуемым ситуации.

Решение задач

Задача 1

Предлагается текст с описанием экспериментального исследования и указывается фактор, нарушающий внутреннюю валидность данного эксперимента, который необходимо проконтролировать. Необходимо разработать и обосновать способы экспериментального контроля.

Задача 2

Предлагается текст с описанием экспериментального исследования и указывается фактор, нарушающий внутреннюю валидность данного эксперимента, который необходимо проконтролировать. Предлагаются два способа контроля указанного фактора. Необходимо выбрать более продуктивный способ и обосновать свой выбор.

Вопросы для самопроверки:

1. Каковы основные артефакты связанные с влиянием экспериментатора на результаты эксперимента?

2. Каковы основные артефакты связанные с влиянием испытуемого на результаты эксперимента?

3. Каковы методы контроля влияния экспериментатора на результаты эксперимента?

Каковы методы контроля влияния испытуемого на результаты эксперимента?

 

Тема 5. Проблема валидности исследования (8 часов).

Цель: Знать основные факторы нарушения валидности исследования, уметь предсказывать их влияние на результаты эксперимента.

Вопросы для подготовки:

1. Общее понятие о валидности. Виды валидности.

2. Внешняя валидность эксперимента. Репрезентативность. Дополнительные переменные. Популяция и выборка.

3. Внутренняя валидность эксперимента. Достоверность эксперимента. Побочные переменные.

4. Безупречный эксперимент и его виды (идеальный, бесконечный, эксперимент полного соответствия).

5. Формы нарушения валидности.

6. Факторы нарушения валидности.

7. Понятие экспериментального контроля. Особенности контроля при разных планах эксперимента.

8. Особенность психологического эксперимента. Влияние испытуемого и экспериментатора на результаты эксперимента. Методы контроля.

Задания для самостоятельной работы

2. Выписать понятия, подготовиться к словарной работе

Словарная работа: Объект, предмет, принцип фальсификации, принцип верификации, независимая переменная, зависимая переменная, дополнительная переменная, внешняя дополнительная переменная, внутренняя дополнительная переменная, безупречный эксперимент, бесконечный эксперимент, эксперимент полного соответствия, внутренняя валидность, внешняя валидность, ненадежность, систематическое смешение, инструментальная погрешность, статистическая регрессия, планирование, теоретическая гипотеза, экспериментальная гипотеза, статистическая гипотеза, направленная статистическая гипотеза, ненаправленная статистическая гипотеза, нулевая статистическая гипотеза, альтернативная статистическая гипотеза, популяция, выборка, репрезентативность, фактор фона, фактор задачи, фактор естественного развития, ошибка селекции, фактор экспериментального отсева, эффект последовательности, эффект переноса, положительный эффект последовательности, отрицательный эффект последовательности, однородый эффект переноса, неоднородный эффект переноса.

Вопросы для самопроверки:

1. Каковы основные виды валидности?

2. Каковы основные факторы и формы нарушения валидности?

Решение задач:

Задача 1

В приведенных ниже исследованиях выявите факторы, способные нарушить валидность эксперимента:

1. Директор колледжа озабочен низким процентом студентов, продолжающих обучение в колледже на втором курсе. Обычно их число было около 75%, но в начале учебного года в колледж вернулось лишь 60% бывших первокурсников. Директор ввел особую кураторскую программу, а когда на следующий год количество вернувшихся студентов составило 65%, похвалил ее эффективность.

2. Два соседних колледжа решили совместно провести оценку новой компьютеризированной системы обучения. Колледж А проводит программу, а колледж В использует уже существующие подходы к обучению. Когда исследование было проведено наполовину, колледж В заявил о своем банкротстве. Через год в колледже А повысился уровень компьютерной грамотности.

3. Двенадцать женщин, участвующих в программе домашних родов, сравнили со случайной выборкой других женщин, у которых роды проходили в больнице. Женщины из первой группы рожали среднем по 6 часов, а женщины из контрольной группы — в среднем по 9 часов.

4. Разработана шестинедельная программа по управлению экзаменационной тревожностью. В ней приняла участие выборка из студентов колледжа первого семестра. По окончании программы их уровень тревожности стал значительно ниже, чем он был вначале.

5. Преподаватель решил использовать новаторскую методику обучения, согласно которой в течение семестра студенты будут обучаться с наиболее подходящей для них скоростью. Курс содержит 10 разделов и студенты переходят к изучению раздела N, только изучив раздел N-1, По окончании изучения всех10 разделов курс закончен и студент получает оценку А. Для 30 студентов, записавшихся в группу, получено следующее распределение оценок: А: 16 F:2 W: 12 Преподаватель решил, что новая методика обучения не имела успеха.

6. Компания решила ввести свободный график работ. В январе была измерена производительность труда, затем в течение 6 месяцев использовалась новая программа, а в июне снова была измерена производительность. Был обнаружен рост производительности труда.

Задача 2

Предлагается текст с описанием экспериментального исследования. Необходимо описать популяцию, на которую рассчитан эксперимент, и определить требования к репрезентативной выборке (качественные и количественные).

Задача 3

Предлагается текст с описанием экспериментального исследования. Необходимо описать дополнительные переменные и возможность их приближения к реальным.

Задача 4

Предлагается текст с описанием заведомо внутренне невалидного экспериментального исследования. Необходимо выделить побочную переменную и сформулировать конкурирующую гипотезу.

Задача 5

Предлагается текст с описанием экспериментального исследования. Необходимо на его основе описать 3 вида безупречного эксперимента (идеальный, бесконечный и эксперимент полного соответствия).

Задача 6

Работа проводится в парах или тройках. Используется набор карточек с факторами, нарушающими внутреннюю валидность эксперимента. Из набора случайным образом выбирается одна карточка. Следует оценить, опасен ли данный фактор для эксперимента, представленного в текстовом описании. Если такая опасность существует, надо обозначить конкретную побочную переменную, в которой отражается выбранный фактор, и сформулировать конкурирующую гипотезу. Если данный фактор не представляет собой угрозы нарушения внутренней валидности, необходимо обосновать это и отложить карточку в сторону. Затем следует выбрать из набора новую карточку, и процедура повторяется.

Задача 7

Работа проводится в парах или тройках. Предлагается текстовое описание эксперимента и 2 фактора, способных нарушить его внутреннюю валидность. Необходимо определить, какой из двух факторов более опасен для данного эксперимента.

Задача 8

Работа проводится в парах или тройках. Используется набор карточек с побочными переменными. Из набора случайным образом выбирается одна карточка.

Задание заключается в том, чтобы:

− определить, в роли какого фактора, нарушающего внутреннюю валидность

(или нескольких факторов), может выступать данная побочная переменная;

− смоделировать экспериментальную ситуацию, когда обозначенный фактор

может вызывать: а) ненадёжность, б) систематическое смешение.

Тема 7. Экспериментальные планы (6 часов).

Цель: знать и уметь графически обозначать планы, уметь подобрать оптимальный экспериментальный план и использовать полученные знания на практике.

Вопросы для обсуждения:

1. Особенности контроля факторов, нарушающих валидность в экспериментах, построенных по межгрупповым и интраиндивидуальным схемам. Стратегии отбора испытуемых из популяции. Стратегии распределения испытуемых по группам.

2. Основные схемы квазиэкспериментальных планов по Кэмпеллу и обоснованность их использования.

3. План множественных измерений, эквивалентных временных выборок и план с эквивалентными выборками материала.

4. Планы для неэквивалентных групп, лоскутные планы.

5. План ех- post -factum.

Задания для самостоятельной работы:

1.Выписать понятия, подготовиться к словарной работе

Словарная работа: интраиндивидуальные экспериментальные планы, межгрупповые экспериментальные планы, доэкспериментальные планы, истинные экспериментальные планы, квазиэкспериментальные планы.

3. Подготовить карточки с описанием гипотетических испытуемых (50 штук) с описанием пола, возраста, образования, вида деятельности, увлечений.

Вопросы для самопроверки:

1. Назовите критерии для классификации экспериментальных планов.

2. В чем специфика интраиндивидуальных и межгрупповых планов?

3. Каковы особенности доэкспериментального планирования?

4. Каковы особенности планирования истинных экспериментов?

5. Каковы особенности квазиэкспериментального планирования?

Решение задач

Задача 1

Упражнение направлено на отработку навыка распределения испытуемых по группам с использованием стратегии случайного распределения с выделением

слоёв (стратометрическое распределение).

Работа проводится в группах по 4-5 человек. Предлагается краткое текстовое описание экспериментального исследования. Участники из объединенного набора из карточек с описанием испытуемых, из которых необходимо сформировать экспериментальные группы для данного эксперимента. Последовательность действий.

1. Отобрать из популяции (100 персонажей) экспериментальную выборку в количестве 40 индивидов, используя метод случайного отбора.

2. Оценить репрезентативность выборки и откорректировать её, исключив, при

необходимости, отдельных индивидов.

3. Распределить испытуемых на две группы методом стратометрического распределения. Для этого:

– определить критерии, на основе которых будут формироваться страты (слои);

– провести множественную классификацию, разделив испытуемых на несколько групп (слоёв) в соответствии с обозначенными критериями;

– каждый слой случайным образом разделить на 2 части, сформировав из всех слоёв 2 эквивалентные группы;

– проверить однородность полученных групп.

Задача 2

Предлагается текстовое описание экспериментального исследования, построенного по интраиндивидуальной схеме. Необходимо определить тип эффектов последовательности, возникающих в данном эксперименте, и описать схему последовательности предъявления условий для их контроля.

Задача 4

Предлагаются тексты с описанием экспериментальных исследований. Необходимо определить, какие планы были использованы в данных экспериментах, и графически изобразить их.

Задача 5

Предлагается набор карточек с экспериментальными планами, из которых случайным образом выбирается одна. Необходимо сформулировать экспериментальную гипотезу и спланировать эксперимент по заданной

на карточке модели.

 

Тема 7. Корреляционные исследования (2 часа)

Цель: выделить основные особенности корреляционных исследований; усвоить основные понятия; знать основные особенности планирования корреляционных исследований.

Вопросы для подготовки:

1. Корреляционное исследование, его цели и отличия от эксперимента и квазиэксперимента.

2. Причинный фактор и виды корреляционных связей.

3. Коэффициент корреляции и ковариации. Виды коэффициентов корреляции и соответствие их разным видам измерительных шкал.

4. Планы корреляционных исследований.

5. Планы сравнения двух групп и план исследования одной группы в разных условиях.

6. План попарно эквивалентных групп.

7. Многомерное, лонгитюдное и структурное корреляционное исследование. Путевой анализ.

8. Формы контроля переменных в корреляционном исследовании.

9. Задания для самостоятельной работы:

1. Задания для самостоятельной работы:

Выписать понятия, подготовиться к словарной работе

Словарная работа: корреляция, коэффициент корреляции, положительная корреляционная связь, отрицательная корреляционная связь.

Темы докладов:

1.Корреляционные исследования в психогенетике. Изучение эффектов среды и наследственности. Система психогенетических методов. Генеалогический метод. Исследования В.П. Эфроимсона. Близнецовые методы. Семейный метод. Метод приёмных детей.

2.Корреляционные исследования в кросскультурной психологии.

Вопросы для самопроверки:

4. Кто первым разработал формулу подсчета коэффициента корреляции?

5. Какова характеристика видов корреляционных связей?

6. Раскройте особенности планирования корреляционных исследований.

Решение задач

Задача 1

Предлагается набор переменных. Необходимо выделить те из них, которые

могут выступить в качестве независимой переменной в активных формах эксперимента и обозначить те, изучение которых возможно только в корреляционном исследовании.

Задача 2

Предлагаются описания корреляционных исследований. Необходимо оценить возможность построения активного эксперимента с использованием тех же

переменных. Если такая трансформация возможна, то составляется схема эксперимента.

 

Тема 8. Особенности факторных экспериментов (4 часа).

Цель: знать специфические особенности факторных исследований, научиться планировать факторные исследования.

Вопросы для подготовки:

1. Понятие факторного эксперимента.

2. Планирование факторного эксперимента.

3. Метод латинского и греко-латинского квадрата.

4. Проверка гипотез в факторных экспериментах.

5. Цели применения факторных планов.

Вопросы для самопроверки:

1. Каковы особенности факторного планирования?

 

Решение задач

Задача 1

Предлагаются пары переменных. Ставится задача оценить возможность и необходимость многоуровневого эксперимента для каждой пары переменных. Если такая необходимость обоснована, то составляется схема эксперимента.

Задача 2

Из набора случайным образом выбираются две карточки с формулировками

независимых переменных. Необходимо спланировать факторный эксперимент сучастием данных НП, составить факторную матрицу и отразить на графике предполагаемые результаты.

 

Тема 9. Особенности многоуровневых экспериментов (2 часа).

Цель: знать специфические многоуровневых исследований, научиться планировать многоуровневые исследования.

Вопросы для подготовки:

1. Понятие многоуровневого эксперимента.

2. Особенности многоуровневых экспериментов.

3. Особенности планирования многомерных исследований.

Вопросы для самопроверки:

Каковы особенности планирования многоуровневых исследований?

 

Тема 10. Прикладные исследования и планы с малым количеством испытуемых

Цель: знать специфические особенности прикладных исследований и особенности планирования планов с малым количеством испытуемых

Вопросы для подготовки:

1. Особенности планов с малым N

2. Планы с малым N в прикладном анализе поведения

3. Планы с малым N в психофизике

4. Особенности прикладных исследований

5. Оценка программ, как один из разделов прикладной психологии

Вопросы для самопроверки:

1. Назовите основные причины проведения прикладных исследований.

2. Перечислите планы, по которым может проводиться исследование с малым количеством испытуемых.

 

Планирование психологического эксперимента (часть 3) (6 часов).

Цель: Научится применять на практике знания, полученные в результате изучения экспериментальной психологии.

Рекомендации к выполнению:

В работе должен быть представлен план эксперимента, предполагающего активную форму воздействия; допускаются квазиэксперименты, лоскутные схемы, схемы ex post facto. Теоретическая гипотеза, разрабатываемая в эксперименте, может быть сформулирована самостоятельно, и представлять собой еще не изученную в настоящее время закономерность. Но возможно и использование уже имеющихся в психологии законов и теорий, а также гипотез, сформулированных другими исследователями.

Раздел «Общий план эксперимента» является «визитной карточкой» эксперимента (1-2 страницы), поэтому содержит только краткие характеристики и заполняется после проработки всех остальных разделов.

Раздел «Планирование эксперимента» должен содержать подробные ответы на все пункты в указанной последовательности.

Работа оформляется в печатном виде. Объем работы (без приложений):

15–20 страниц формата А-4, шрифт 14, интервал 1,5.

 

План выполнения работы

 

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ОБЩИЙ ПЛАН ЭКСПЕРИМЕНТА

- Цель эксперимента.

- Теоретическая гипотеза.

- Переменные.

- Экспериментальная гипотеза (основная).

- Характер эксперимента (естественный или лабораторный).

- Экспериментальная схема (в символической форме).

- Характеристика выборки (качественная и количественная).

- Краткая характеристика условий проведения эксперимента.

- Технология проведения эксперимента.

- Методы психологического измерения.

- Необходимый материал и техническое обеспечение.

- Ожидаемый практический эффект.

 

ВВЕДЕНИЕ

1. Актуальность исследования.

2. Теоретическая разработанность проблемы.

3. Теоретическая и практическая значимость результатов эксперимента.

 

ПЛАНИРОВАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА

1. Цель эксперимента.

2. Теоретическое обоснование.

- формулировка теоретической гипотезы,

- теоретическое объяснение исследуемой закономерности.

3. Операционализация переменных:

3.1. Независимая переменная:

- формулировка,

- в чем конкретно выражается переменная,

- характеристика переменной (шкала измерения, сколько уровней или условий).

3.2. зависимая переменная:

- формулировка,

- в чем конкретно выражается переменная,

- характеристика переменной (шкала измерения, сколько уровней или условий).

4. Экспериментальная гипотеза:

- сформулировать 3 вида экспериментальных гипотез.

5. Внешняя валидность.

5.1. Выборка:

- описать популяцию, для которой будет использоваться закон;

- перечислить принципиальные требования к выборке (условия репрезентативности: должна обладать свойствами – не должна обладать свойствами…);

- описать конкретную выборку, рекомендуемую для данного эксперимента.

5.2. Условия эксперимента:

- описать и обосновать дополнительные переменные, их соответствие реальным условиям.

6. Внутренняя валидность

- Перечислить факторы, способные нарушить внутреннюю валидность данного эксперимента и обозначить побочные переменные, в которых они выражаются.

- Выделить побочные переменные наиболее опасные для данного эксперимента.

7. Экспериментальный контроль

7.1. Характер эксперимента:

- обосновать выбор типа эксперимента: естественный или лабораторный.

7.2. Описание способов контроля за факторами, нарушающими внутреннюю валидность.

- обозначить те побочные переменные, которые опасны для данного эксперимента, и подробно описать способы контроля для каждой переменной (цель и саму процедуру контроля).

7.3. Экспериментальная схема.

- Описать экспериментальную схему (интраиндивидуальная, межгрупповая).

- Конкретизировать схему эксперимента (отразить символически конкретную схему эксперимента, используя при необходимости модели Д. Кэмпбелла).

- Обосновать выбор схемы эксперимента (обосновать необходимость или неправомерность использования нескольких групп, предварительного тестирования, нескольких серий измерения, многоуровневой или факторной схемы и т.д.).

7.3. Определение количества испытуемых и экспериментальных проб:

- обосновать достаточность некоторого количества испытуемых и проб.

8. Статистическая обработка результатов эксперимента: сформулировать статистические гипотез;

9. Программа эксперимента

9.1. Как создаются и варьируются условия независимой переменной (экспериментальное воздействие и т.д.).

9.2. Инструкция испытуемым (подробно описывается и приводится в работе).

9.3. Методы измерения зависимой переменной (инструментарий подробно описывается, текст и стимульный материал приводятся в приложении).

9.4. Необходимый материал и оборудование (подробно описывается, материал приводится в приложении).

9.5. Требования к экспериментатору.

9.6. Технология проведения экспериментального исследования (алгоритм, последовательность действий).

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

- Ожидаемый практический эффект.

- Перспективы исследований в данном направлении.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

- Описание инструментария для измерения зависимой переменной (тексты, стимульный материал, бланки, ключи для обработки).

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: