Информационная функция письменной речи обусловливает стилеобразующие черты: точность, логичность, официальность, стандартизованность. С целью подготовки письменных сообщений определяет стандартизацию языка газеты. В книге «Русский язык на газетной полосе» Костомаров В.Г. В.Г. Костомаров показал, что именно стандартизованность речи обеспечивает быстроту в подготовке информации. Причем обращение к языковым стандартам не только экономит усилия репортера, помогая ему оперативно откликаться на события, но и облегчает читателям быстро усваивать новую информацию: пробегая глазами публикацию, можно легко уловить ее главный смысл, если он преподносится в простых, знакомых выражениях.
Письменная речь преобладает над устной речью тем, что официально-деловая и на ней проставляются штампы.
5. Определите случаи употребления следующих языковых средств с точки зрения принадлежности устной или письменной речи
Глаголы: бороться, участвовать, влиять, наблюдать, сравнивать, интересоваться.
Именные словосочетания: вести борьбу, принимать участие, оказывать влияние, проводить сравнение, проявлять интерес, вести наблюдение.
Деепричастие: используя факты, сопоставляя события, управляя экономикой, ознакомившись с результатами.
Глагольные словосочетания: использовать факты, сопоставлять события, управлять экономикой, ознакомиться с результатами.
Составьте с данными словами и словосочетаниями предложения типичные для устной и письменной речи.
Предложения с глаголами: бороться, участвовать, влиять, наблюдать, сравнивать, интересоваться.
“Бороться и искать, найти и не сдаваться” (художественный стиль).
|
Бороться за первенство страны вышло три боксера (разговорная).
Участвовать в лыжном кроссе согласился весь класс (устная речь)
Участвовать в переделе мира берутся, прежде всего, супердержавы, могущие утвердить свою мощь (научный).
Влиять на формирование личности ребенка должны прежде всего мать (устная речь).
Влиять на будущего противника необходимо дипломатическими средствами (письменная речь).
Наблюдать, сравнивать, анализировать явления природы необходимо для выявления закономерности их развития, научных выводов.
Я не устаю наблюдать за растущими розами: это так красиво (разговорная).
Сравнивать ответ задачи с результатами компьютера очень интересно.
Сравнивать результаты переговоров, предпринимать новые шаги к мирному существованию - долг руководителя всех стран (научный).
Интересоваться танцами и спортом свойственно для молодежи (разговорная).
Интересоваться прошлым человечества значит пытаться понять научную картину мира, постигнуть закономерности его развития (научный).
Примеры употребления слов и словосочетаний в деловой речи, в разговорной речи.
Вести борьбу за чистоту русского языка - долг каждого словесника. (Деловой стиль).
В концерте приняли участие и местные артисты (разговорный стиль).
Свет оказывает влияние на рост растений.
Проводить сравнение полученных результатов необходимо для материала аналитической справки (научный).
Чтобы понять человека, надо проявлять интерес не только к внешнему виду, но его внутреннему миру (разговорный и деловой).
Вести наблюдение за противником мешал густой лес (разговорная).
|
Предложения с деепричастиями: используя факты, сопоставляя события, управляя экономикой, ознакомившись с результатами.
Используя факты последних дней, комиссия сделала вывод о необходимости профилактической правоохранительной работы (деловой).
Сопоставляя события в декабре и январе, мы убедились, что ситуация стабилизировалась. (деловой).
Управляя экономикой, можно добиться быстрого роста благосостояния страны (разговорная речь).
Ознакомиться с результатами проверки, администрация школы издала приказ по устранению недостатков учебной и воспитательной работы (письменная речь).
Список литературы
1. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: Учебное пособие. - М.: Логос, 2001.
2. Крылова О.А., Максимов Л.Ю., Ширяев Е.Н. Современный русский язык: Теоретический курс. М., 2005.
. Под редакцией проф. В.И.Максимова - Русский язык и культура речи: Учебник. - Москва. Гардарики, 2002.
. Современный русский язык. Волгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Учебник для вузов. Изд-во: Логос, 2006 г.
. Стилистика и культура речи: Учебное пособие. Т.П.Плещенко, Н.В.Федотова, Р.Г.Чечет. Изд-во: НТООО «ТетраСистем», 2007 г.
. Щерба Л.В. Избранные работы по русскому языку. - М., 1999.