Взаимоотношений
Вернемся к странице 52], где я обрисовал удивительную науку, являющуюся — по своей природе — свидетельством эволюции, сущностной двойственности манифестации и неизменным, неопровержимым доказательством раскрытия сознания. В то же время она основана на той базовой предпосылке, что различные фазы сознания, неуклонно последовательно раскрывающиеся во времени и пространстве, являются (с точки зрения Вечного Настоящего) совокупностью состояний сознания «Того, Кем мы живем и движемся и существуем». Все эти фазы сознательного принятия существующих явлений и реакций на них являются для Саната Кумары тем, чем являются повседневные опыт и реакции, или текущие жизненные переживания, для познающего человека, — только гораздо более объемлющими и включающими.
Некоторые положения я еще не обсуждал, а разберу сейчас для большей ясности и понимания. Я назвал науку сопряженности и реакции Верховной Наукой Контакта. Это то, чем она, по сути, является. Реакция на контакт, космический ли — для Саната Кумары, планетарный ли — для Членов Иерархии, все равно ограниченная и односторонняя (с точки зрения сведущего стремящегося), создает Карму, или приводит в действие причины, которые неизменно должны рождать следствия; последние сводятся на нет, изживаются (или обезвреживаются, если вы предпочитаете это слово), если соответствующая сущность развивает в своих обстоятельствах необходимые способность к познанию, мудрость, 65] интуицию или волю. Поразмыслите над этим. Сознание присуще всем формам жизни. Это оккультная банальность. Оно — та врожденная мощь, что всегда сопровождает жизнь в манифестации. Эти два, связанные через манифестацию, являют собой в действительности атма-буддхи, дух-разум; им предопределено одновременно функционировать в течение творческого периода. И первый результат их связи — это явление того, что позволит Господу Мира выразить Свою Собственную неведомую, непостижимую цель.
|
Во время цикла манифестации комбинация жизнь-осведомленность, дух-разум, атма-буддхи является продуктом множества в единстве, — мы о нем весьма наслышаны, — демонстрирующимся как активность, качество, идеология, рациональность, взаимоотношения, единство и многие иные выражения божественной природы. В первой части «Трактата о Семи Лучах» я говорил о жизни, качестве и явлении, главной троичности, которая может быть и уже является для человека доказанным, очевидным фактом. Качество было обозначено как второй аспект не потому, что это верно на всех планах и во все времена, но потому, что на нынешнем этапе человеческой эволюции качество плюс активность явлены как два низших аспекта божественной манифестации. Однако два других уже вытесняют их в сознании мыслящих людей — это взаимоотношения и идеи. И прочие будут быстро добавляться по мере развития человеческого сознания.
Наука Контакта не только открывает качество, но открывает и направления взаимоотношений, лежащих в основе всякой манифестации и символом которых является эфирное тело. Она также делает человека чувствительным к идеям, насколько это позволяет его развивающийся интеллект. Реакция людей на оба откровения (приходящие — если бы вы только могли это уразуметь — как следствие, награда в результате контакта, толчка, который жизнь-разум дает извечно сущей, хотя и не сознававшейся манифестации) приводит к громадным 66] изменениям и более объемлющим результатам, чем таковые его реакции на качество. Любопытно, что открытие качества, как второго аспекта манифестации (он позднее должен быть вытеснен), содействовало появлению у человека способности к критике; последняя (столь истребительная в настоящее время) будет правильно использоваться, когда природа взаимоотношений будет лучше понята и истинная функция идей должным образом осмыслена.
|
Верховная Наука Контакта определяет всевозможные реакции на толчки, от космических реакций Саната Кумары до едва различимых реакций (почти невидимых даже для глаз видящего) бесконечно малого атома. Для ясности я разделил эту науку на три больших раздела о реакциях трех главных планетарных центров на свое окружение. Имейте это в виду. Я мог бы написать более пространный трактат, чем этот, посвященный только созданию аппарата отклика, который каждый из трех центров божественной жизни-разума должен был сформировать для того, чтобы установить необходимый контакт и верно его интерпретировать. Много парадоксов в том, что я здесь сообщаю, и очевидны некоторые противоречия с ортодоксальным оккультизмом, но так всегда бывает, когда учение расширяется и первоначальные всеобъемлющие факты начинают видеться как малые аспекты более включающих фактов. Отсюда значение и важность приведенного в «Тайной Доктрине» изречения о том, что все члены Иерархии и Совещательной Палаты Саната Кумары (или Шамбалы) обязательно прошли через человеческую эволюцию, так как только человеческие существа способны в совершенстве сочетать и выражать жизнь-разум, только человеческий интеллект может сознательно создавать все потребное для того, чтобы обеспечить становление необходимых этапов явленной жизни.
|
67] Вот и еще в чем немаловажность «центра, что родом зовем мы человеческим», — на плечах человечества лежит невероятная ответственность. Поэтому, имеем ли мы дело с простой телепатией, или с призывом и откликом, или со впечатлениями, мы в действительности оцениваем действие жизни-разума, проявляющейся в своей подходящей окружающей среде. Отметьте эту фразу. Все сущее происходит через посредство людей, находящихся в процессе совершенствования; людей, достигших относительного совершенства; людей, в большинстве случаев достигших совершенства в иных — не в нынешнем — явленных циклах. Вы видите, какова потенция, заложенная даже в самом низшем представителе человеческого семейства, какое чудесное и деятельное будущее предназначено всем и каждому в должное время и после его должного усилия.
Технически говоря, Иерархия «получает впечатления» от Шамбалы, а с Человечеством работает Иерархия посредством метода призыва и отклика. У человеческого же семейства нарабатываются две способности в результате осознаваемого действия Науки Контакта.
1. Устанавливаются телепатические взаимоотношения. Они, брат мой, всегда практиковались членами человеческого семейства и бывают, как объяснялось выше, двух видов. Это телепатия солнечного сплетения, инстинктивная, неуправляемая, широко распространенная и ответственная за многие поразительные действия иных — не человеческих — форм жизни, например, за свойственный голубям инстинкт возвращения домой или за то, каким образом кошки, собаки и лошади находят дорогу в свой дом, будучи от него очень далеко. Телепатическое взаимодействие между матерью и ребенком — инстинктивное, заложенное в животной природе. В настоящее время получает признание и изучается ментальная телепатия. Эта активность и сопряженность устанавливается между умами; она также включает телепатический отклик на 68] мыслеформы и наличествующие в сегодняшнем мире ментальные состояния. Интерес к ней уже очень велик.
2. В возрастающей степени начинает проявляться интуитивная телепатия у продвинутых человеческих существ во всех странах и во всех расах. Она свидетельствует о касаниях души и пробуждении группового сознания, так как чувствительность к интуитивным впечатлениям проявляется только в связи с группой.
Наука Контакта определяет отношения внутри нашей планетарной жизни в целом и включает, например, отношения между человечеством и домашними животными. Последние являются для своего собственного царства тем же, чем является Новая Группа Мировых Служителей для человечества. Новая Группа Мировых Служителей — это связующий мост, средство сообщения между Иерархией (пятым царством) и Человечеством (четвертым царством) согласно нынешнему божественному Плану; домашние животные осуществляют, стало быть, аналогичную функцию между Человечеством (четвертым царством) и животным царством (третьим). Такие аналогии зачастую являются плодотворными для просветления.
Что касается Шамбалы, то принимаемые ею впечатления не являются результатом призыва, вызывающим в свое время внепланетарный отклик, как это происходит между Иерархией и Шамбалой и Иерархией и Человечеством, с определенными изменениями в процессе спуска, или нисхождения. То, что впечатляет Шамбалу и воспринимается Великим Советом Господа Мира, приходит через Саната Кумару, поскольку ОН находится в тесном контакте с другими планетарными Логосами, или группой планетарных Логосов, обладающих единой фокусированной познавательной Волей. Задание Саната Кумары и состоит в том, чтобы впечатлять Жизни, периодически собирающиеся в Совещательной Палате, открывая Им следующую фазу раскрывающейся Цели. Цель затем «оккультно занижается», или спускается вниз, и оформляется как иерархический План. План исходит из неизбежности осуществления и задействует атмическое разумение 69] и чистый разум, как Иерархия именует эти три «аспекта реакции» на приходящие от Шамбалы впечатления. Позвольте внести ясность. Иерархия — не группа мистических работников; только те аспекты божественной Цели, что могут быть немедленно уловлены и развиты, и явно полезные для человечества — будучи правильно представлены Иерархией — регистрируются ее Членами. Они знают, что нужно сознательно «отторгать», как это оккультно называется, и действия Их всегда являются откликом на Закон Неизбежности Осуществления, или оккультного предвидения, почти нераспознаваемого и неопределимого продвинутыми людьми. Слова «атмическое разумение» представляют большой интерес, поскольку отражают качество и объем волевой энергии, которые может задействовать преданная соединенная Иерархия для осуществления ближайшего Плана. Никогда не забывайте, что, обсуждая Шамбалу и План, мы размышляем исключительно под углом ВОЛЕВОГО аспекта Господа Мира, а это — кроме как для продвинутых посвященных — почти невозможно. Данный фактор следует признавать теоретически, пусть пока и не понимая.
К обоим этим неизменным требованиям Иерархия добавляет наличие чистого разума, посредством которого Иерархия управляет и который активизирует качество, ошибочно именуемое человечеством «любовью». Это название подчеркивает сентиментальный аспект и означает для огромного большинства всего лишь сентименты, эмоциональный аспект, основанный исключительно на астральной природе. Чистый разум, являющийся высшей характеристикой Членов Иерархии, всегда выражает себя в правильном действии и правильных человеческих отношениях, которые и показывают — если они есть — что такое настоящая любовь. Чистая любовь — это качество, или результат, чистого разума.
Чистый разум при иерархическом отклике нужен для улавливания и постижения Цели, 70] проводящейся через План, исполняемый в любое время Иерархией, а качество чистой любви нужно ожидающему человечеству и призывается им (хотя бы и неосознанно).
Такие «впечатления» исходят от Шамбалы в виде фокусированного излучения и задействуют высший аспект антахкараны, как своего канала контакта. Я говорю не о нити, выстроенной учеником между ментальной единицей и абстрактным умом. Я говорю об ее продолжении через буддхический и атмический уровни сознания в область магнетизированного сознания (я использую данное слово, так как у нас нет никакого другого для того, чтобы выразить точную природу этой высшей осведомленности, а термин «отождествление» не очень подходит), окружающую и защищающую истинный центр, Шамбалу. Вам важно знать, что, как масса людей не знает, не осознает и не откликается на Иерархию, так и — в самой Иерархии — есть группа, аналогичная массе людей. Существует множество малых членов Иерархии и много, очень много учеников, не знающих, не осознающих и еще не откликающихся на влияние, или мощь, Шамбалы.
Внутри Иерархии Наука Передачи Впечатлений обусловливает отношения между старшими и младшими членами различных Ашрамов. Все откликаются по-разному, поскольку высшие аспекты этой науки находятся пока в процессе освоения. Чтобы вам было понятнее, скажем, что «впечатлениями» руководятся те члены Иерархии, у кого высоко развит абстрактный ум. Он еще не вполне развит у многих учеников Ашрама, поэтому только некоторым Членам Иерархии (Учителям, Адептам и Посвященным третьей степени) разрешено знать детали Плана; их защищает эта самая Наука Передачи 71] Впечатлений. Остальные члены Иерархии получают задания от своих старших.
Прошу помнить о том, что на нашей планете акцент всего эволюционного процесса делается на УМЕ и различных аспектах ума: познании, ментальной восприимчивости, Сыне Ума, низшем уме, абстрактном уме, уме как воле, Универсальном Уме. Три, имеющие главное значение и образующие эзотерический треугольник, вершины которого должны установить между собой жизненные взаимоотношения, — это Сын Ума, абстрактный ум и Универсальный Ум. Они, будучи полностью взаимосвязанными и активными, являются теми факторами, что разрабатывают божественную цель и спускают ее вниз в форме, именуемой нами иерархическим Планом, в соответствии с которой мы можем действовать. Только когда посвященный благодаря монадическим касаниям достигает контакта с Универсальным Умом, он может чувствовать Цель; для этого необходимо также развитие абстрактного ума плюс наличие ментальной восприимчивости, оставленной ему Сыном Ума (душой); благодаря такому раскрытию он может присоединиться к группе Тех, Кто Формулирует План. Мы рассматриваем донельзя трудновместимые и сложные процессы, происходящие в сознании посвященного, для них у нас еще нет точной терминологии. Так же и средний стремящийся не имеет представления о природе осведомленности или реакциях на контакты Тех, Кто прошел третье посвящение; такую ограниченность среднего учащегося нужно постоянно иметь в виду.
Наука Призыва и Отклика — воплощающая технику взаимодействия внутри самой Иерархии, в определенной степени между Шамбалой и Иерархией и в возрастающем объеме между Человечеством и Иерархией — основана исключительно на чувстве связи. Поэтому только сознательные Жизни определенного уровня способны призывать Шамбалу и получать отклик, и это потому, 72] что Сами Они развили в Себе некоторые аспекты того вида ментального понимания, что является иерархическим выражением Универсального Ума. Легковесные, поверхностные суждения некоторых писателей и мыслителей о космическом сознании, бойкое употребление таких фраз, как «настроиться на Бесконечное» или «словить Универсальный Ум», показывают лишь, как мало в действительности известно об откликах и реакциях посвященных высокого ранга, тех, кто находится на высших уровнях иерархической жизни.
Настоящий навык призывать и получать отклик (на уровнях посвященных) определяется мистериальным развитием — невозможным до третьего посвящения — эзотерического чутья. Активное использование эзотерического чутья в оккультном тренинге, предлагаемом стремящимся, ученикам и посвященным начальных степеней, вызывает определенные изменения в мозге и соответствующие изменения в буддхическом проводнике; они позволяют по своей воле (после третьего Посвящения Преображения) соприкасаться с Бытием, Жизнью, или монадическойТОЧКОЙ контакта, связь с Которой все возрастает, или с Членом Иерархии, с Которым можно консультироваться. Речь, слова при этом не нужны; это всего лишь технический метод, посредством которого посвященный в составе Иерархии, или сопряженный с Шамбалой, может заявлять о себе и представлять определенные идеи. Об этом я распространяться не буду.
Для средних людей интуиции является низшим соответствием такого эзотерического чутья, используемого посвященными высокой степени, или такого восприятия, как оно иногда называется. В Ашрамах продвинутые ученики обучаются тому, как открывать в себе и использовать эту новую способность, и тем самым развивают необходимый механизм. Они могут одновременно послать запрос и получить ответ, отклик, на свой призыв. Все ученики, 73] получившие третье посвящение, владеют умением призывать и получать отклик, поэтому эта техника недоступна тем, у кого более низкий статус. Для нее нужен высокоразвитый навык различения. В действительности она представляет собой дальнейшее развитие техники, с помощью которой ученику — на начальных стадиях — позволяется привлекать внимание Учителя. Само его настойчивое желание делает контакт возможным; позднее, обретая знание, он начинает издавать, что называется, «контролируемый зов». Тогда его зов меньше контролируется желанием, а больше — волей.
Я обсуждаю не призыв и отклик, имеющие место между Человечеством и Иерархией. Я многое о них сообщил, когда обнародовал различные Призывы, пытаясь с их помощью заменить практики эгоистической молитвы и средней ограниченной медитации — практикой призыва. Это медленный процесс, позволяющий овладеть данным методом взаимодействия, и никакой учебник, никакая информация тут не помогут. Я не собираюсь обсуждать и обычную, человеческую, телепатию, свойственную очень многим, поскольку уже разбирал ее выше в этой книге. Но я хочу подчеркнуть то, что присуще каждому человеческому существу. Когда животный человек прошел через дверь индивидуализации и стал человеческим существом, он получил способность зрения; эоны он видел в трех мирах, а многие в течение ряда жизней стремились и к видению, стабилизирующему стремящегося на Пути. Пройдя через дверь посвящения и стяжав мистическое видение, каждый стремящийся получает осведомленность о том внутри себя, что делает возможным столь включающее духовное восприятие, что он впервые удостаивается мимолетного реального прозрения божественного Плана; с этого момента вся его жизнь изменяется. Позднее 74] (я не рассчитываю на то, что учащийся меня поймет; если он думает, что понимает, значит, слова вводят его в заблуждение) он проходит через дверь отождествления. Эта фраза совершенно бессмысленна, поскольку ее значение тщательнейшим образом скрывается. Выражаясь символически, дабы внедрить представление об этой двери в умы людей, скажу, что на настоящие эзотерические встречи проходят после произнесения пароля. Только СЛОВО способно входить через эту дверь — высочайшую и широчайшую из всех. Как только Посвященный проходит через эту дверь, как только он допускается в Совещательную Палату Великого Господа, он понимает, что такое «передача монадических впечатлений». Это не передача некоей Монадой (бессмысленный термин) впечатлений в мозг человека, выстроившего антахкарану и прошедшего четвертое посвящение. Это внутренняя отзывчивость на Цель Универсального Ума Того, Кем мы живем и движемся и существуем.
75]