Задание 4 «Как организовывать исследование природных объектов с дошкольниками»




В настоящее время, в связи с изменениями в экологии планеты, требования экологической образованности и культуры становятся неотъемлемыми качествами культуры личности. Воспитание подрастающего поколения с высокой экологической культурой позволит преодолеть целый ряд негативных явлений в жизни общества, гармонизировать отношения человека с другими людьми, с природой, с самим собой как частью природы.

Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. Трудовая деятельность и образ жизни современного общества превратились в мощную преобразующую силу, которая воздействует на биосферу и нарушает ход ее естественной эволюции. Выход из экологического кризиса, отмечают ученые, техническими средствами невозможен.

С выходом в свет законов РФ

«Об охране окружающей природной среды», «Об образовании» и постановление «Об экологическом образовании РФ» (30.03.1997. №4/16) экологическое образование постепенно становится важнейшим направлением в работе дошкольных учреждений.

Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Изучением дошкольного детства занимались такие отечественные ученые, как: Л. С. Выготский, Б. И. Додонов, А. В. Запорожец, Е. П. Ильин, Г. А. Ковалев, Я. Корчак, А. Н. Леонтьев, А. Е. Ольшанникова, Д. Б. Эльконин и т.д., и такие зарубежные ученые как: В. Амен, М. Дорки, К. Е. Изард, Р. Тэммл и др.

В проекте федерального закона «Об экологической культуре», Концепции дошкольного воспитания подчеркивается, что именно в дошкольном возрасте закладываются этические принципы отношения к природе.

Целью экологического образования дошкольников является воспитание экологической культуры, т.е. выработка навыков гуманно-действенного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами; понимание детьми элементарных взаимосвязей, существующих в природе, и особенностей взаимодействия человека с ней.

Именно в дошкольном возрасте важно создавать условия для развития у детей понимания того, что все в природе взаимосвязано. Земля - наш общий дом, и человек – часть живого мира природы. Как раз в этом возрасте, когда ребёнок впервые приобщается к миру природы, богатству и разнообразию её красок и форм, необходимо формировать первые представления об экологии, воспитывать бережное отношение и любовь к живому миру вокруг нас, частицей которого мы являемся.

Специфической чертой экологического образования дошкольников является непосредственный контакт ребенка с объектами природы, «живое» общение с живой и неживой природой, которые являются частью развивающей экологической среды в дошкольном образовательном учреждении. И это возможно посредством наблюдения. Наблюдения в природе способствуют накоплению у детей запаса достоверных конкретно-образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются материалом для последующего их осознания, обобщения, приведения в систему, раскрытия причин и взаимосвязей, существующих в природе.

В дошкольном учреждении ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как:

-реалистическое понимание явлений природы,

-любознательность,

-умение наблюдать,

-логически мыслить,

-эстетически относится ко всему живому.

Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, гуманность, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства.

Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой и педагогически правильной организованной деятельности. Важно, чтобы в процессе экологического воспитания приобретение знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало формированию основ экологической культуры, поведении, позволяющего без вражды, терпеливо относиться к чужому мнению. Экологическое сознание ребенка постепенно поднимается на более высокий уровень, если создается интерес, установка на восприятие природы, занятие затрагивает чувство ребенка, вызывает сопереживания. Важно, чтобы ребенок мог оценить поведения человека в природе, высказать свое суждение, мнение, а также понять и принять позицию другого.

Примерно на 4-5 году жизни более отчетливо начинают выявляться элементы экологического сознания ребенка: интерес к природе, к определенным видам деятельности, эмоциональные реакции, более глубокие оценки поведения в природе. В деле экологического воспитания воспитателю важно показать как прекрасен, и бесконечно разнообразен окружающий нас мир природы. Необходимо ввести ребёнка в этот мир, раскрыть его красоту, неповторимость, научить любить и беречь природу. Создать благоприятные условия для активного проявления положительных качеств личности ребенка - основная задача и долг воспитателей: родителей, педагогов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: