Основные составляющие и понятия технологической модели




ЛЕКЦИЯ: ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ КОМФОРТНОЙ И БЕЗОПАСНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЦЕЛЬ: знакомство с моделью и основами формирования психологически безопасной образовательной среды.

 

Задачи:ознакомить с концепцией и технологической модельюпсихологически безопасной образовательной среды И.А. Баевой; технологиями создания психологической безопасной образовательной среды психологической службой системы образования; вопросами (основами) формирования психологически безопасной образовательной среды.

ПЛАН ЛЕКЦИИ

1. Структурная модель образовательной среды школы.

 

2.Технологическая модель психологически безопасной образовательной среды.

 

2.1. Основные составляющие и понятия технологической модели.

 

2.2. Схема развития общения.

 

3. Критерии и показатели психологически безопасной образовательной среды.

 

4. Технологии создания психологически безопасной образовательной

 

среды.

 

4.1. Методически-организационные условия

4.2. 4.2. Виды деятельности психологической службы в системе образования.

 

5. Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды.

 

5.1. Проблема оценки образовательной среды.

 

5.2. Основные принципы и задачи формирования психологически комфортной и безопасной образовательной среды.

 

Структурная модель психологически безопасной образовательной среды

 

Рассмотрим концепцию и структурную модель образовательной среды с психологической точки зрения, предложенной И.А. Баевой.

 

Гуманистическая психология декларирует превращение образования в развивающую личность. Главным источником развития человека, его движущая сила находится в самом человеке.

Для включения внутренних механизмов личностного роста необходимы определенные условия. Ведущее место занимают социальные условия, содержащие во взаимодействии участников образовательной среды. Психологическая безопасность выступает важнейшим условием придания образовательной среде развивающий характер, а с другой стороны является условием, способствующим развитию психически и психологически здоровой личности.

 

Структурная модель образовательной среды школы

 

(психологическая характеристика)

 

Основываясь на указанных концептуальных положениях (лекция 1) и принципах И.Б. Баева предлагает структурную модель образовательной среды (рис. 1).

Согласно данной модели, психологически безопасную среду характеризует личностно-эмоциональная защищенность и социально-психологическая умелость личности.

 

 

 

Рис. 1 - Структурная модель образовательной среды школы (психологическая характеристика)

 

Модель может служить основанием для разработки программ и технологий психологического сопровождения участников учебно-воспитательного процесса по созданию психологической безопасной образовательной среды.

 

Горизонтальное направление может быть соотнесено с задачей формирования личности. Вертикальная - с задачей ее развития.

 

 

Технологическая модель психологически безопасной образовательной среды

 

Основные составляющие и понятия технологической модели

 

 

Технологическая модель психологически безопасной образовательной среды включает в себя: психологическую защищенность, удовлетворенность потребности в личностно-доверительном общении, референтную значимость образовательной среды (рис. 2).

 

 

Рис. 2 - Технологическая модель психологически безопасной образовательной среды

 

 

Референтность группы. Чувство защищенности определяетидентификацию себя с определенной группой, которая является для человека значимой, т.е. референтной. Теория референтных групп утверждает то, что чувство эмоциональной защищенности, безопасности и выступает основой выбора референтной группы, возникновения чувства «Мы», - принятия группы как значимой, своей, моей и принятой группой. Принадлежность к определенным социальным группа и общественным структурам дает ощущение защиты от возможных угроз. Таким образом, понятие защищенности тесно связана с понятиями психологическая безопасность и принадлежностью к референтной группе.

 

Референтная значимость образовательной среды.

 

Референтная значимость образовательной среды предполагает отношение личности к среде,принятие ею среды как"своей",безопасной,способствующей удовлетворению ее базовых потребностей.

Под личностно-доверительным общением понимают такое общение, в ходе которого, один человек сообщает другому свои интимные мысли и

 

чувства, раскрывая те или иные стороны своего внутреннего мира, на основе предположения о том, что поведение объекта, доверяющего не идет вразрез с моральной нормой добра и с конкретными интересами доверяющегося. Связано с потребностями в понимании и принятии себя другим. Такого рода общение предусматривает такие ситуации взаимодействия, в которые участники общения входят личностно. Это возможно лишь при условии переживания психологической безопасности.

 

Психологическая защищенность предполагает психологическую безопасность. Психологическая безопасность понимается как:

1) состояние сохранности психики человека;

 

2) сохранение целостности личности, адаптивности функционирования человека, социальных групп, общества;

 

3) устойчивое развитие и нормальное функционирование человека во взаимодействии со средой (умение защититься от угроз и умение создавать психологически безопасные отношения);

4) возможности среды и личности по предотвращению и устранению

 

угроз;

 

5) состояние среды, создающее защищенность или свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость/причастность к среде и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников.

 

Для создания психологически безопасной среды необходимы: диалог, сотрудничество и отказ от психологического насилия между участниками учебно-воспитательного процесса. Такого рода взаимодействия способствуют сохранению психического и психологического здоровья личности.

 

Предметом психологической службы образования является психическое и психологическое здоровье детей.

 

В психологическом контексте, психическое здоровье – это состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения, деятельности. Термин психическое здоровье относится к психическим процессам и механизмам.

 

Чтобы подчеркнуть, что у человека (ребенка) происходит и духовное развитие, вводится понятие психологическое здоровье. Под духовностью понимают особенное нравственно-эмоциональное состояние личности, как такое сознание человека, которое ориентируется на абсолютные ценности –

Истину, Красоту, Добро – и пытается реализовать их в предметно-целесообразной деятельности в общении.

 

Таким образом, понятие «психологическое здоровье» относится к личности в целом и связано с высшим проявлением человеческого духа. Духовность, прежде всего, связана с внутренним миром, стремлением человека понять, найти и приблизиться к указанным абсолютным ценностям.

 

В психологии, это проблемы, прежде всего, разрабатываются в рамках гуманистически-экзистенциального подхода.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: