Практическое занятие: основы формирования психологически комфортной и безопасной образовательной среды




 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЦЕЛЬ практического задания: выработка умений по диагностике и формированию психологической комфортной и безопасной образовательной среды.

Задачи:

 

1) освоение методики «Психологическая безопасность образовательной среды» (И.А. Баева).

 

2) анализ психологической безопасной образовательной среды по критериям референтности среды, удовлетворения потребности в личностно-доверительном общении.

3) написание рекомендаций по обеспечению психологической безопасности образовательной среды.

ПЛАН ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

 

1. Освоение методики «Психологическая безопасность образовательной среды» (И.А. Баева). Самостоятельная работа.

 

2) анализ психологической безопасной образовательной среды по критериям референтности среды, удовлетворения потребности в личностно-доверительном общении, психологической защищенности участников учебно-воспитательного процесса.

 

3) написание рекомендаций по обеспечению психологической безопасности образовательной среды.

 

Раздаточный материал для освоения методики «Психологическая безопасность образовательной среды» (И.А. Баева) в приложении.

 

ПЛАН АНАЛИЗА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫПО ОСНОВНЫМ ЕЕ КРИТЕРИЯМ

 

Определение типа образовательной среды методом мозгового штурма. Экспертная оценка психологической безопасности образовательной

 

среды: выявить факторы, определяющие возникновение и действие стрессов

 

в условиях обучения в ВУЗе с использованием метода мозгового штурма. Работа в группах. Для работы в группах выбирают модераторов –

 

руководителей.

 

Оценка:

 

1) референтности среды учебного заведения;

 

2) удовлетворенности потребности в личностно-доверительном

 

общении;

 

3) психологической защищенности.

 

Составление общей характеристики образовательной среды по трем основным критериям психологической безопасности образовательной среды.

 

ПЛАН НАПИСАНИЯ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

 

Работа в группах по формированию психологически безопасной образовательной среды в учебном заведении. Определить:

 

1) необходимый минимум психодиагностической работы по выявлению психологической безопасности всех субъектов образовательной среды (рекомендуется выделить конкретные проблемы и методы ихдиагностики);

 

2) комплекс мероприятий по повышению социально-психологических умений субъектов образовательной среды по направлениям работы:

 

п сихологическое просвещение, профилактика и социально-психологическое обучение, приводящих к созданию условий предотвращения ситуацийпсихологического насилия. Рекомендуется выделить конкретные темы (проблемы) психологического просвещения и профилактики; выделить название и содержание социально-психологического обучения. Указать на решение каких проблем психологической безопасности образовательной среды они направлены.

 

После работы в группах модераторы (руководители работы в группах) составляют план мероприятий по обеспечению психологической безопасности среды образовательного учреждения.

 

В методике «Психологическая безопасность образовательной среды» предлагается ответить на вопросы родителям, учащимся и педагогам. Если методика по оценке психологической безопасности образовательной среды проводится в вузе, тогда студенты должны провести методику на нескольких преподавателях, студентах и родителях.

 

Такого рода упрощение делает анализ и рекомендации по формированию психологически безопасной образовательной среды не валидной и не репрезентативной. Однако в нашем случае речь идет об учебных задачах. Такой прием возможен. Поэтому студентам рекомендуется объяснить и напомнить о требованиях к валидности и репрезантативности исследования.

 

ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫСТУДЕНТАМ

 

 

1. Испытать методику Психологическая безопасность образовательной среды» (И.А. Баева) на себе. Рассчитать показатели методики.

 

МЕТОДИКА "ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ" (И.А. Баева)

 

Опросник состоит из трех частей: 1) отношение к образовательной среде школы; 2) значимые характеристики образовательной среды школы и удовлетворенность ими; 3) защищенность от психологического насилия во взаимодействии.

 

Исследование может проводиться индивидуально и в групповой форме.

 

ОПРОСНИК ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

 

Уважаемый коллега!

 

Просим Вас принять участие в исследовании образовательной среды школы. Исследование проводится анонимно. Выберите один из вариантов ответа наиболее соответствующий Вашему мнению, отметьте его знаком "+" или подчеркните.

 

1. Как Вы думаете, требует ли работа в Вашей школе постоянного совершенствования профессионального мастерства?

Да Пожалуй, да Не могу Пожалуй, нет Нет
    сказать      
           

 

2. Обратите внимание на приведенную ниже шкалу: цифра "1" характеризует работу, которая очень не нравится; "9" - работа, которая очень нравится. Оцените свою работу от 1 до 9.

                 

 

3. Собираетесь ли Вы в ближайшее время (1-2 года) перейти на другое место работы?

Да Не могу сказать Нет

 

4. Помогает ли Ваша работа развитию Ваших способностей?

 

Да Пожалуй, да Не могу Пожалуй, нет Нет
    сказать      
           

 

5. Если бы представилось возможность, хотели бы Вы получить другую специальность и связать профессиональное развитие с ней?

Да   Не могу сказать   Нет  
6. Какое настроение вызывает у Вас работа, которую Вы выполняете?
         
Обычно Чаше плохое, Не влияет Чаще Обычно
хорошее чем хорошее   хорошее, чем плохое
        плохое  
             

 

7. Из перечисленных ниже характеристик школьной среды выберите только пять наиболее важных, с Вашей точки зрения, и подчеркните их. Оцените все характеристики по 5-балльной системе.

 


Характеристики школьной В какой степени Вы удовлетворены
среды   каждой из выбранных Вами характеристик
               
      Совсе В Средн В В
      м нет небольш ее больш очень
        ой   ой наибол
        степени   степе ьшей
            ни степен
              и
               
               
1. Взаимоотношения с          
учителями            
             
2. Взаимоотношения с          
ученикам            
             
3. Возможность высказать          
свою точку зрения            
             
4. Уважительное отношение к          
себе            
             
5. Сохранение личного          
достоинства            
             
6. Возможность обратиться за          
помощью            
             
7. Возможность проявлять          
инициативу, активность          
             
8. Учет личных проблем и          
затруднений            
               

 

8. Считаете ли Вы свою работу интересной, увлекательной?

 

Да Пожалуй, да Не могу Пожалуй, нет Нет
    сказать      
           

 

9. Насколько защищенным Вы чувствуете себя в школе от:

       
   

 

  Полностью Скорее Как Скорее Полностью  
  не не сказать защищен, защищен  
  защищен защищен,   чем не    
    чем   защищен    
    защищен        
             
           

1. Публичного унижения/оскорблений:

 

а) учениками

 


б) коллегами

 

в) администрацией

 

2. Угроз:

 

а) учениками

                   
         

 


б) коллегами

 

в) администрации

 

3. Принуждения делать что-либо против Вашего желания:

а) учениками б) коллегами

в) администрацией

                   
         

 


4. Игнорирования:

 

а) учениками

                   
         

 


б) коллегами

 

в) администрацией

 

5. Недоброжелательного отношения:

 

а) учениками

                   
         

 


б) коллегами

 

в) администрации

 

 


10. Предположим, что по каким-то причинам Вы временно не работаете, вернулись бы Вы на свое место работы?

 

Нет Не знаю Да

 

11. Каждый коллектив, хотя он и состоит из разных людей, имеет свой стиль в работе. Прочитайте внимательно приведенные ниже мнения и ответьте, какое из них лучше всего характеризует особенности коллектива, в котором Вы работаете?

 

1) Работать нужно так, как работают в нашем коллективе.

 

2) Работать нужно лучше, чем работают в нашем коллективе.

 

3) Меня мало волнует, как работаю в нашем коллективе.

 

 

Несколько вопросов о Вас самих:

 

Ваш пол: Мужской /Женский

 

Ваш возраст (полных лет) ____________

 

Педагогический стаж работы в школе ________

 

СПАСИБО!

 

ОПРОСНИК ДЛЯ УЧЕНИКА

 

Уважаемый ученик!

 

Просим Вас принять участие в исследовании образовательной среды школы. Исследование проводится анонимно. Выберите один из вариантов ответа наиболее соответствующий Вашему мнению, отметьте его знаком "+" или подчеркните.

1. Как Вы думаете, требует ли обучение в Вашей школе постоянного совершенствования профессионального мастерства?

Да Пожалуй, да Не могу сказать Пожалуй, нет Нет

2. Обратите внимание на приведенную ниже шкалу: цифра "1" характеризует работу, которая очень не нравится; "9" - работа, которая очень нравится. Оцените свою работу от 1 до 9.

                 

3. Если бы переехали в другой район города, стали бы ездить на учебу

 

в свою школу?

 

Да   Не могу сказать   Нет  
4. Считаете Вы, что обучение в школе помогает развитию:
  а) Интеллектуальных способностей  
           
Да Пожалуй, да Не могу Пожалуй, нет Нет
      сказать        
         
  б) Жизненных умений и навыков  
           
Да Пожалуй, да Не могу Пожалуй, нет Нет
      сказать        
         
5. Если бы пришлось выбирать из всех школ района, выбрали ли вы Вы
свою школу?              
             
Да   Не могу сказать   Нет  
6. Какое настроение чаще всего бывает у Вас в школе?  
         
Обычно Чаше плохое, Не влияет Чаще Обычно
хорошее чем хорошее     хорошее, чем плохое
          плохое  
               
               

7. Из перечисленных ниже характеристик школьной среды выберите только пять наиболее важных, с Вашей точки зрения, и подчеркните их. Оцените все характеристики по 5-балльной системе.

Характеристики школьной В какой степени Вы удовлетворены
среды     каждой из выбранных Вами характеристик
                 
        Совсе В Средн В В
        м нет небольш ее больш очень
          ой   ой наибол
          степени   степе ьшей
              ни степен
                и
                 
                 
1. Взаимоотношения          
учителями              
               
2. Взаимоотношения с          
ученикам              
               
3. Возможность высказать          
свою точку зрения              
             
4. Уважительное отношение к          
себе              
               
5. Сохранение личного          
достоинства              
             
6. Возможность обратиться за          
помощью              
               
7. Возможность проявлять          
инициативу, активность            
                 
8. Учет личных проблем и          
затруднений              
                 

 

8. Считаете ли Вы свое обучение в школе интересным?

 

а   Пожалуй, да   Не могу Пожалуй, нет Нет  
        сказать                
                         
  9. Насколько защищеным Вы чувствуете себя в школе от:      
                       
      Пол-   Скорее не   Как Скорее Пол-  
      ностью не   защищен, сказать защищен, ностью    
      защищен   чем       чем не защищен    
            защищен     защищен      
                           

 

             
1. Публичного унижения/оскорблений:  
а) одноклассниками            
б) учителями            
             
      2. Угроз:      
а) одноклассников            
б) учителей            
           
3. Принуждения делать что-либо против Вашего желания:
а) одноклассниками            
б) учителями            
             
    4. Игнорирования:    
а) одноклассниками            
б) учителями            
           
5. Недоброжелательного отношения:  
а) одноклассниками            
б) учителями            
             

 

10. Предположим, что по каким-то причинам Вы долго не могли посещать школу, вернулись бы Вы на свое прежнее место учебы (школу)?

 

Нет Не знаю Да

 

Несколько вопросов о Вас самих:

 

Ваш пол: Мужской / Женский

 

Ваш возраст (полных лет) ____________

 

 

СПАСИБО!

 

 


ОПРОСНИК ДЛЯ РОДИТЕЛЯ

 

 

Уважаемый родитель!

 

Просим Вас принять участие в исследовании образовательной среды школы. Исследование проводится анонимно. Выберите один из вариантов ответа наиболее соответствующий Вашему мнению, отметьте его знаком "+" или подчеркните.

 

1. Считаете ли Вы, что обучение ребенка в данной школе помогает развитию его интеллектуальных способностей и жизненных умений?

Да Пожалуй, да Не могу Пожалуй, нет Нет
    сказать      
           

 

2. Если бы пришлось выбирать из всех школ района, отправили ли Вы своего ребенка в эту же школу, где обучается сейчас Ваш ребенок?

Да Не могу сказать Нет

 

3. Обратите внимание на приведенную ниже шкалу: цифра "1" характеризует работу, которая очень не нравится; "9" - работа, которая очень нравится. Оцените свою работу от 1 до 9.

                 

 

4. Каждая школа имеет свой стиль в работе. Прочитайте внимательно приведенные ниже мнения и ответьте, какое из них лучше всего характеризует стиль Вашей школы?

1) Обучать и воспитывать нужно так, как это делают в нашей школе.
2)   Обучать и воспитывать нужно лучше, чем это делают в нашей
школе.            
3) Меня мало волнует, как обучают и волнуют в нашей школе.
5. Какое настроение бывает у Вас, когда вы посещаете школу, где
учится Ваш ребенок?    
             
Обычно     Чаше плохое, Не влияет Чаще Обычно
хорошее   чем хорошее   хорошее, чем плохое
          плохое  
             

 

6. Если бы Вы переехали в другой район, стали бы Вы продолжать обучать ребенка в данной школе?

Да Не знаю   Нет
       

7. Из перечисленных ниже характеристик школьной среды выберите только пять наиболее важных, с Вашей точки зрения, и подчеркните их. Оцените все характеристики по 5-балльной системе.

Характеристики школьной В какой степени Вы удовлетворены каждой
среды     из выбранных Вами характеристик  
                 
        Совсе В Средн В В
        м нет небольшо ее больш очень
          й степени   ой наиболь
              степе шей
              ни степени
                 
                 
1. Взаимоотношения учителями          
2. Взаимоотношения с ученикам          
3. Возможность высказать свою          
точку зрения              
                 
4. Уважительное отношение к          
себе              
               
5. Сохранение личного          
достоинства              
               
6. Возможность обратиться за          
помощью              
               
7. Возможность проявлять          
инициативу, активность            
                 
8. Учет личных проблем и          
затруднений              
                 

 

8. Насколько защищеным Вы чувствуете себя в школе от:

 

  Полностью Скорее Как Скорее Полностью
  не не сказать защищен, защищен
  защищен защищен,   чем не  
    чем   защищен  
    защищен      
           

1. Публичного унижения/оскорблений:

 

а) администрацией

                   
         

 


б) учителями

 

 

2. Угроз:

 

 



а) администрации

 


б) учителей

 

 

3. Принуждения делать что-либо против Вашего желания:

а) администрацией б) учителями

                   
         

 


4. Игнорирования:

 

а) администрацией

                   
         

 


б) учителями

 

 

5. Недоброжелательного отношения:

 

а) администрации

                   
         

 


б) учителей

 


Несколько вопросов о Вас самих:

 

Ваш пол: Мужской / Женский

 

Ваш возраст (полных лет) ____________

 

<
            СПАСИБО!  
    ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ОТВЕТОВ Таблица 1  
             
      Опросник для учителей      
             
Позитивное     Нейтральное Негативное  
вопроса отношение     отношение отношение  
           
  Да; пожалуй, да   Не могу сказать Нет; пожалуй, нет  
  7-9     4-6 1-3    
  Нет     Не могу сказать Да    
  Да; пожалуй, да   Не могу сказать Нет; пожалуй, нет  
  Нет     Не могу сказать Да    
  Обычно хорошее; Не влияет Обычно плохое;  
  чаще хорошее, чем   чаще плохое, чем  
  плохое       хорошее    
               
               
  Да; пожалуй, да   Не могу сказать Нет; пожалуй, нет


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: