Участники | Когнитивный | Эмоциональный | Поведенческий | |
Учитель | 1, 4, 11 | 2, 6, 8 | 3, 5, 10 | |
Ученик | 1, | 4 а, 4 б | 2, 6, 8 | 3, 5, 10 |
Родитель | 1, | 3, 5 | 2, 6 |
Примечание. Структура подсчета родительских оценок является достаточно полноценной в объеме два утверждения на один определяемый компонент.
Отношение к среде по каждому компоненту определяется следующими сочетаниями:
Позитивное отношение к образовательной среде школы; к этой категории относятся те сочетания, в которых положительные ответы даны на все три вопроса компонента или два положительных, а третий имее любой другой знак:+++;++); ++- (для учителей и учеников);
++; +0 (для родителей).
Нейтральное, противоречивое отношение к образовательной среде школы; эта категория включает в себя следующие случаи: на все три вопроса дан неопределенный ответ; ответы на два вопроса неопределенны, ответ на третий вопрос имеет любой знак; один ответ неопределенный, а два другимх имеют разные знаки:
000; +00; -00;+-0 (для учителей и учеников); 00; +- (для родителей).
Негативное отношение к образовательной среде школы (сюда относятся сочетания, содержащие три отрицательных ответа или два ответа отрицательных, а третий с любым другим знаком):
---; --0; --+ (для учителей и учеников);
--; -0 (для родителей).
КЛЮЧ И ОБРАБОТКА ГРУППОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Полученные результаты суммируются по каждому типу отношения к образовательной среде, затем вычисляется оценочный коэффициент по формуле: Y=Хi х 100% / Хij, где Хi - количество показателей по данному пункту; Хj - объем выборки; Y - первичный показатель (процент выбора по данному показателю).
Таблица 5
Определение уровней отношения к образовательной среде школы
Процент выборов по показателям: | Уровень отношения а ОС школы | |
Позитивное, нейтральное, негативное | ||
отношение к ОС школы | ||
0 - 20 | Низкий | |
- 40 | Ниже среднего | |
- 60 | Средний | |
- 80 | Высокий | |
- 100 | Очень высокий |
ЗНАЧИМЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫШКОЛЫИ УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ИМИ
Во второй части опросника для определения значимых характеристик были отобраны восемь наиболее используемых в описании социального компонента образовательной среды:
1) взаимоотношения с учителями;
2) взаимоотношения с учениками;
3) возможность высказать свою точку зрения;
4) уважительное отношение;
5) сохранение личного достоинства;
6) возможность обратиться за помощью;
7) возможность проявить инициативу, активность;
8) учет личных проблем и затруднений.
Вариант 1 использования опросника включает в себя оценку пяти наиболее значимых для опрашиваемых характеристик и удовлетворенности ими.
Вариант 2 включает в себя анализ удовлетворенности всеми характеристиками.
КЛЮЧ И ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ.
Количество баллов суммируется и делится на количество вопросов анкеты.
Таблица 6
Определение уровней удовлетворенности
Характеристикам образовательной среды школы
Суммарное число баллов | Уровень | удовлетворенности | |
характеристиками ОС школы | |||
1 - 1,7 | Низкий | ||
1,8 | - 2,5 | Ниже среднего | |
2,6 | -3,3 | Средний | |
3,4 | - 4,1 | Высокий | |
4,2 | -5 | Очень высокий |
ЗАЩИЩЕННОСТЬ ОТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ
Защищенность от психологического насилия во взаимодействии рассматривается по следующим направлениям:
1) защищенность от унижений/оскорблений;
2) защищенность от угроз;
3) защищенность от того, что заставят делать что-либо против желания (принуждение);
4) защищенность от игнорирования (социальной изоляции);
5) защищенность от недоброжелательного отношения (знак отношения).
Часть 3 опросника позволяет получить как общий показатель уровень защищенности от психологического насилия во взаимодействии, так и частные показатели.
Вариант 1. Защищенность от психологического насилия во взаимодействии может определяться по каждой категории участников образовательной среды (например, с помощью опросника для учеников можно выявить уровень защищенности от одноклассников и от учителей).
Вариант 2. Защищенность от психологического насилия в образовательной среде может определяться как единый суммарный показатель.
Ключ и обработка результатов.
Количество баллов суммируется и делится на количество подпунктов опросника (15 подпунктов для учителей, 10 - для учеников и родителей).
Таблица 7
Определение уровней защищенности в образовательной среде школы
Суммарное число баллов | Уровень | удовлетворенности | |
характеристиками ОС школы | |||
1 - 1,7 | Низкий | ||
1,8 | - 2,5 | Ниже среднего | |
2,6 | -3,3 | Средний | |
3,4 | - 4,1 | Высокий | |
4,2 | -5 | Очень высокий |