Основные виды деятельности психологической службы в системе образования




 

В профессиональном стандарте педагога-психолога в сфере образования выделены следующие трудовые функции в деятельности.

 

Психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ.

 

Психологическая экспертиза (оценка) комфортности и безопасности образовательной среды образовательных организаций.

 

Психологическое консультирование субъектов образовательного процесса.

 

Коррекционно-развивающая работа с детьми и обучающимися, в том числе работа по восстановлению и реабилитации.

 

Психологическая диагностика детей и обучающихся. Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса. Психопрофилактика (профессиональная деятельность, направленная на

 

сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся в процессе обучения и воспитания в образовательных организациях).

 

По мнению, И.А. Баевой, создание психологически безопасной образовательной среды является одной из центральных задач службы практической психологии образования (психологической службы в системе образования). Эту задачу можно решить (реализовать) через насыщение среды программами и технологиями, обеспечивающими устранение психологического насилия во взаимодействии и адресованными всем участникам учебно-воспитательного процесса.

 

Психолог, являясь одной из ключевых фигур, в создании психологически безопасной образовательной среды не имеет права и не должен брать на себя полную ответственность и не несет такую ответственность. Другими словами, безопасная среда необходима не только одному психологу в образовательном учреждении. Создание психологически безопасной образовательной среды - это общая задача всех участников учебно-воспитательного процесса: родителей, учителей и учеников. При этом роль администрации существенна. Прежде всего, именно администрация образовательного учреждения (директор, заместители

 

директора и другие) должны понимать и создать все условия для вовлечения в этот процесс всех субъектов образовательной среды.

 

Создание психологически безопасной образовательной среды - это общая цель всех субъектов образовательной среды. Ответственность за это несет каждый на своем участке.

В профессиональном стандарте педагога-психолога указана лишь то, что психолог осуществляет психологическую экспертизу (оценку) комфортности и безопасности образовательной среды образовательной организации.

 

Если учесть то, что во многих образовательных учреждениях в штате лишь один психолог, при неформальном подходе качественно решить эту задачу трудно.

Идеальный вариант, когда экспертизу психологической безопасности образовательной среды проводит команда специалистов во взаимодействии психологом школы, учителями, родителями совместно. Второй шаг, команда разрабатывает проект - программу обеспечения психологически безопасной образовательной среды. Реализация программы проводится как самими субъектами конкретной образовательной среды и привлечением необходимых специалистов. Ибо проведение различного рода тренингов, деловых игр, коррекционно-развивающих мероприятий требует привлечения квалифицированных специалистов. Зачастую психолог образовательного учреждения владеет необходимыми навыками проведения тренингов и т.п. лишь на уровне "любителя", "массовика-затейника".

 

И.А. Баева в основные виды деятельности педагога-психолога образовательного учреждения включает и психологическую реабилитацию, социально-психологическое обучение.

С точки зрения создания и сопровождения психологической безопасности образовательной среды содержанием указанных направлений работы педагога-психолога составляет следующее.

 

Психологическая диагностика в данном случае направлено навыявление не только особенностей нормативного психического развития личности, но и психологической безопасности всех субъектов образовательной среды (учебно-воспитательного процесса).

 

Психологическая профилактика состоит в создании условийпредотвращения ситуаций психологического насилия. Для этого необходимо:

 

1) повысить социально-психологическую компетентность участников образовательной среды по вопросам психологической безопасности в ходе проведения семинаров, групповых дискуссий по проблемам психологического насилия, проектирования ненасильственных альтернативных моделей поведения;

 

2) использование данных о показателях психического здоровья участников с целью формирования индивидуальной программы психогигиены: снижение выраженности синдрома эмоционального выгорания; уровня эмоциональной напряженности; изменение самоотношения; гармонизации соотношения между Я-реальным и Я-идеальным и т.п.;

3) совместное обсуждение и выработка правил безопасного взаимодействия всеми участниками образовательной среды.

 

Психологическое консультирование по оказанию помощи участникам всамопознании, позитивном самоотношении, адаптации к реальным жизненных условиям, преодолению личностных трудностей, внутриличностных и межличностных конфликтов, кризисов. Консультирование может быть индивидуальным и групповым.

 

Психологическая коррекция направлено на устранение отклонений вличностном и профессиональном развитии, устранение деформаций, вызванных психологическим насилием в межличностных отношениях. Коррекция так же может проводиться индивидуально и в группе.

 

Психологическая реабилитация направлена на мобилизацию

 

личностных адаптационных механизмов при переживании психотравмирующих обстоятельств.

 

Социально-психологическое обучение -активное групповоевоздействие, направленное на помощь в усвоении эффективных способов и приемов взаимодействия, свободных от проявления психологического насилия, создающие социально-психологическую умелость, обеспечивающие поддержку в решении возрастных, жизненных и профессиональных проблем. Задачи социально-психологического обучения и психологической профилактики тесно соприкасаются друг с другом.

 

Целевое содержание социально-психологического обучения у разных субъектов образовательной среды и возрастных группах примерно могут быть следующие.

 

Для детей младшего школьного возраста проведение тренингов по проблемам самопознания, саморазвития.

 

Для старших подростков – тренинги по проблемам самоопределения и планирования жизненного пути и карьеры.

 

Для педагогов – тренинги по повышению коммуникативных умений: ненасильственного взаимодействия, сотрудничества, разрешения конфликтных ситуаций.

 

Для родителей – дискуссионные семинары по проблемам психологического насилия и психологической безопасности в общении детьми в семье, школе с детьми разного возраста.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: