Table of Contents
Хел Херцог Радость, гадость и обед Вся правда о наших отношениях с животными
Вступление Почему нам так трудно адекватно воспринимать животных
Можно ли кормить удавов котятами
Наши парадоксальные питомцы
От поведения животных к поведению их владельцев
1 Антрозоология Новая наука о взаимоотношениях человека и животных
Наши отношения с животными — кого это волнует?
О чем думают антрозоологи
Какой врач выйдет из дельфина?
Мы похожи на своих собак!
Собачник и и кошатники — психологические антиподы!
Если ребенок обижает животных — он вырастет жестоким человеком?
2 Как важно быть милашкой Почему мы думаем то, что думаем, о существах, которые думают совсем не так, как мы
Биофилия: мы любим животных инстинктивно
Почему мы терпеть не можем змей?
Что в имени тебе моем? Язык и моральное дистанцирование
Домашние любимцы или объекты исследований? Важные категории
Домашний жук и домашняя собака: шкала культурная и социологическая
Этика отношения к животным — сердце начинает и выигрывает
Мораль, животные и фу-фактор
Спасайте людей, и черт с ними, с животными!
Когнитивные ловушки и этика обращения с животными
Как у нацистов получалось любить животных и ненавидеть евреев?
Антропоморфизм: что мы думаем о том, что думают животные
Проблема теории разума
Каково быть пауком
3 Любовь к домашним животным Почему люди (и только люди) любят своих питомцев
Нэнси и Чарли: привязанность, которая не подвела
Собаки Сары: Привязанность, которая подвела
Кого считать питомцем?
Как из питомцев делают людей
Любят ли нас наши питомцы безусловной любовью?
Животные делают нас счастливее и здоровее? Сначала о хорошем
Но… домашние животные — еще не панацея
|
Почему домашние животные приносят пользу (некоторым) людям
Домашние животные могут быть опасны для здоровья
Любовь к животным заложена у нас в генах?
Содержание питомцев — явление адаптивное?
Домашние животные как паразиты
Содержание питомцев как заразное психическое заболевание
Любовь к животным и миф о единственной причине?
4 Друзья, враги и жертвы моды Человек собаке друг?
Закулисный мир собачьих выставок
От волка к таксе
Первая собака — домашнее животное или мусорщик?
Охота на ящериц с собаками
Из диких в домашние: как расположить к себе лису
Умеют ли собаки читать мысли?
Как поступила бы Лесси?
Что запрещать — породу ил и поведение?
Пудели наступают, или почему порода вдруг обретает популярность
Что общего между породой собаки и именем для ребенка
Взлет и падение породистых собак
Хороших собак все меньше?
Такие разные собаки, такие разные люди
5 «Королева красоты в шестнадцатый день рождения убивает своего первого оленя» Пол и отношение к животным
Крах стереотипов: идущие против течения
Кто любит животных больше — мужчины или женщины?
«М» и «Ж»: разница в отношении к животным
Женщины начинают действовать!
Темная сторона силы: жестокое обращение с животными у мужчин и женщин
О тех, кто любит животных слишком сильно: кто чаще повинен в скученном содержании
Природа (и истоки) различного отношения к животным у мужчин и женщин
Что расскажет о различиях в отношении к животным Гауссова кривая
6 Правда у каждого своя Петушиные бои и жареные окорочка — что милосерднее?
Дерби на пятерых в округе Мэдисон
|
Культура петушиных боев: азбука для начинающих
Правила петушиных боев
Оправдание тому, чему нет оправдания
Защитники животных и любители петушиных боев: асимметрия ненависти
Кем быть — бойцовым петухом или бройлером?
Как деньги и принадлежность к различным слоям общества влияют на наше восприятие жестокости
Петушиные бои и человеческая мораль
7 Прекрасное, опасное, ужасное и мертвое Наше отношение к мясу
Почему мясо так приятно на вкус?
Опасности, подстерегающие мясоеда
Почему бараньи мозги любят в Бейруте и терпеть не могут в Бостоне
Печенье из собачатины, жаркое из собачатины: исследование одного пищевого запрета
Мясо как отвратительная мертвечина
Пусть мясо отвратительно — но почему же тогда вокруг так мало вегетарианцев?
Разница между словом и делом: мясоеды-вегетарианцы
Отказ от мяса и пищевые расстройства: темная сторона вегетарианства
Почему большинство вегетарианцев возвращаются к мясоедению?
Мясо как арена битвы между мозгом и телом
Сырой бифштекс на ужин
8 Этический статус мыши Животные в науке
Этическое наследство Дарвина
Морально-этический статус инопланетян и детей-инвалидов: проблема маргинальных слоев
Что можно узнать, ставя опыты на мышах?
Как ярлыки влияют на наше отношение к животным: мыши хорошие, плохие и домашние
Лишние мыши
Можно ли причислить мышей к животным?
Судим судей: насколько выверены решения комитетов по защите животных?
Парадокс опытов над животными: ставим эксперимент на животном, чтобы доказать, что нельзя ставить эксперимент на животном
|
Умеют ли мыши сопереживать? Болевой тест Макгилла
А вы готовы убить миллион мышей, чтобы найти лекарство от лихорадки денге?
9 Кошка в доме, корова в тарелке Мы не ханжи, ханжи не мы?
Наше мнение об обращении с животными зачастую отличается непоследовательностью
Освобождение животных как религия
За серьезное отношение к животным надо платить
Терроризм нового типа
Принципы и философия движения за освобождение животных
В тисках теории: этичное обращение с животными и границы логики
Как должен вести себя хороший человек?
В вопросах морали нельзя доверять голове… и сердцу
Кого считать высокоморальным
10 Плотоядный йеху в каждом из нас
Спасение животных по-крупному: глобальная революция доброты
Убежище в глухомани
Леди и морская черепаха
Антрозоология в повседневной жизни
Слова признательности
Список рекомендованной литературы
ПРИМЕЧАНИЯ
Примечания
Annotation
Эта книга для всех, кого интересуют отношения человека и животного. Можно ли найти закономерности в нашем столь непоследовательном отношении к животным? Почему одни из них попадают в суп, другие становятся лучшими друзьями, третьи вызывают отвращение? Почему 60 % людей одновременно убеждены в том, что животное имеет право на жизнь, и в том, что человек имеет право это животное съесть? Этично ли проводить эксперименты над животными? Почему петушиные бои — это жестокость, а адская жизнь курицы-бройлера — замалчиваемая необходимость?
Хел Херцог — крупнейший специалист в этой области. И он увлекательно рассказывает о самых последних достижениях науки, ничего при этом не упрощая и честно признаваясь в своем неведении, буде такое обнаружится.
Книга — замечательная. Именно поэтому она не просто сборник интереснейших историй, а нечто большее.
· Хел Херцог
o
o Вступление
§
§ Можно ли кормить удавов котятами
§ Наши парадоксальные питомцы
§ От поведения животных к поведению их владельцев
o 1
§
§ Наши отношения с животными — кого это волнует?
§ О чем думают антрозоологи
§ Какой врач выйдет из дельфина?
§ Мы похожи на своих собак!
§ Собачник и и кошатники — психологические антиподы!
§ Если ребенок обижает животных — он вырастет жестоким человеком?
o 2
§
§ Биофилия: мы любим животных инстинктивно
§ Почему мы терпеть не можем змей?
§ Что в имени тебе моем? Язык и моральное дистанцирование
§ Домашние любимцы или объекты исследований? Важные категории
§ Домашний жук и домашняя собака: шкала культурная и социологическая
§ Этика отношения к животным — сердце начинает и выигрывает
§ Мораль, животные и фу-фактор
§ Спасайте людей, и черт с ними, с животными!
§ Когнитивные ловушки и этика обращения с животными
§ Как у нацистов получалось любить животных и ненавидеть евреев?
§ Антропоморфизм: что мы думаем о том, что думают животные
§ Проблема теории разума
§ Каково быть пауком
o 3
§
§ Нэнси и Чарли: привязанность, которая не подвела
§ Собаки Сары: Привязанность, которая подвела
§ Кого считать питомцем?
§ Как из питомцев делают людей
§ Любят ли нас наши питомцы безусловной любовью?
§ Животные делают нас счастливее и здоровее? Сначала о хорошем
§ Но… домашние животные — еще не панацея
§ Почему домашние животные приносят пользу (некоторым) людям
§ Домашние животные могут быть опасны для здоровья
§ Любовь к животным заложена у нас в генах?
§ Содержание питомцев — явление адаптивное?
§ Домашние животные как паразиты
§ Содержание питомцев как заразное психическое заболевание
§ Любовь к животным и миф о единственной причине?
o 4
§
§ Закулисный мир собачьих выставок
§ От волка к таксе
§ Первая собака — домашнее животное или мусорщик?
§ Охота на ящериц с собаками
§ Из диких в домашние: как расположить к себе лису
§ Умеют ли собаки читать мысли?
§ Как поступила бы Лесси?
§ Что запрещать — породу ил и поведение?
§ Пудели наступают, или почему порода вдруг обретает популярность
§ Что общего между породой собаки и именем для ребенка
§ Взлет и падение породистых собак
§ Хороших собак все меньше?
§ Такие разные собаки, такие разные люди
o 5
§
§ Крах стереотипов: идущие против течения
§ Кто любит животных больше — мужчины или женщины?
§ «М» и «Ж»: разница в отношении к животным
§ Женщины начинают действовать!
§ Темная сторона силы: жестокое обращение с животными у мужчин и женщин
§ О тех, кто любит животных слишком сильно: кто чаще повинен в скученном содержании
§ Природа (и истоки) различного отношения к животным у мужчин и женщин
§ Что расскажет о различиях в отношении к животным Гауссова кривая
o 6
§
§ Дерби на пятерых в округе Мэдисон
§ Культура петушиных боев: азбука для начинающих
§ Правила петушиных боев
§ Оправдание тому, чему нет оправдания
§ Защитники животных и любители петушиных боев: асимметрия ненависти
§ Кем быть — бойцовым петухом или бройлером?
§ Как деньги и принадлежность к различным слоям общества влияют на наше восприятие жестокости
§ Петушиные бои и человеческая мораль
o 7
§
§ Почему мясо так приятно на вкус?
§ Опасности, подстерегающие мясоеда
§ Почему бараньи мозги любят в Бейруте и терпеть не могут в Бостоне
§ Печенье из собачатины, жаркое из собачатины: исследование одного пищевого запрета
§ Мясо как отвратительная мертвечина
§ Пусть мясо отвратительно — но почему же тогда вокруг так мало вегетарианцев?
§ Разница между словом и делом: мясоеды-вегетарианцы
§ Отказ от мяса и пищевые расстройства: темная сторона вегетарианства
§ Почему большинство вегетарианцев возвращаются к мясоедению?
§ Мясо как арена битвы между мозгом и телом
§ Сырой бифштекс на ужин
o 8
§
§ Этическое наследство Дарвина
§ Морально-этический статус инопланетян и детей-инвалидов: проблема маргинальных слоев
§ Что можно узнать, ставя опыты на мышах?
§ Как ярлыки влияют на наше отношение к животным: мыши хорошие, плохие и домашние
§ Лишние мыши
§ Можно ли причислить мышей к животным?
§ Судим судей: насколько выверены решения комитетов по защите животных?
§ Парадокс опытов над животными:
§ Умеют ли мыши сопереживать? Болевой тест Макгилла
§ А вы готовы убить миллион мышей, чтобы найти лекарство от лихорадки денге?
o 9
§
§ Наше мнение об обращении с животными зачастую отличается непоследовательностью
§ Освобождение животных как религия
§ За серьезное отношение к животным надо платить
§ Терроризм нового типа
§ Принципы и философия движения за освобождение животных
§ В тисках теории: этичное обращение с животными и границы логики
§ Как должен вести себя хороший человек?
§ В вопросах морали нельзя доверять голове… и сердцу
§ Кого считать высокоморальным
o 10
§
§ Спасение животных по-крупному: глобальная революция доброты
§ Убежище в глухомани
§ Леди и морская черепаха
§ Антрозоология в повседневной жизни
o Слова признательности
o Список рекомендованной литературы
o ПРИМЕЧАНИЯ
· notes
o 1
Хел Херцог
Радость, гадость и обед
Вся правда о наших отношениях с животными
Посвящается Адаму, Бетси, Кети и Мэри Джин, которой я обязан абсолютно всем
«Хел Херцог охватывает всю сложность наших отношений с животными и помогает понять связанные с этим противоречия. Книга „Радость, гадость и обед“ подвигнет некоторых закоренелых мясоедов к тому, чтобы превратиться в вегетарианцев, но при этом она убедит и множество людей, исповедующих жесткое вегетарианство, отказаться от своих ограничений и получать удовольствие от редкого филе — миньон. То, что Херцог не дает простых ответов на трудные вопросы, делает книгу захватывающе интересной, представляя массу интригующих ситуаций, с которыми иначе столкнулись бы не многие из нас».
Питер Лофер, автор книги «Опасный мир бабочек и запрещенных созданий»
«Наши отношения с животными беспорядочны, усложнены, парадоксальны и шокируют нас. Хел Херцог рассматривает их в форме провокационной книги, которую нужно прочитать каждому, кто стремится понять, кто эти животные, а кто — мы. Прочитайте эту книгу, перечитайте ее еще раз и поделитесь тем, что узнали, с другими. Это действительно очень важно».
Марк Бекофф, автор книг «Эмоциональная жизнь животных» и «Манифест животных: шесть причин для нашего сочувствия», редактор «Энциклопедии отношений животных и человека»
«Хел Херцог искусно объединяет анекдот с научным исследованием, чтобы показать, как почти каждая моральная или этическая позиция касательно наших отношений с животными может привести к абсурдным последствиям. В чрезвычайно захватывающем повествовании он раскрывает причудливые и интересные моменты, с помощью которых мы, люди, пытаемся постичь этот абсурд».
Айрин М. Пепперберг, автор книги «Алексия: как ученый и попугай открыли потаенный мир разума животных и глубоко сблизились в ходе этого исследования»
«Херцог пишет о значительных идеях и пишет легко… со знанием дела, а также с сочувствием и юмором».
Kirkus Reviews
«Книга „Радость, Гадость и Обед“ чрезвычайно интересна. Я не знаю, когда я читала что-либо более полное о наших очень тесных и очень противоречивых отношениях с животными — отношениях, которые мы столь бездумно, безмятежно продолжаем, независимо от того, насколько они иррациональны. Читателям понравятся шокирующие обсуждения, в которых есть и сострадание и юмор. Эта захватывающая книга действительно очень значима. Прочитав ее, вы долго будете находится под впечатлением».
Элизабет Маршалл Томас, автор книги «Скрытая жизнь оленя: уроки естественного мира»
«Как убедительно пишет Хел Херцог, наше порой весьма запутанное и иррациональное отношение к животным очень многое может рассказать о нас самих как о биологическом виде. Книжка просто великолепная — увлекательная, смешная, умная, но при этом очень глубокая и философская. Мне она очень понравилась».
Роберт М. Сапольски, нейробиолог (Стэнфордский университет), автор книг «Monkeyluv» и «Записки примата»
Вступление
Почему нам так трудно адекватно воспринимать животных
Люблю размышлять об отношении людей к животным — удается узнать о людях много нового.
Марк Бекофф
Зачастую наше отношение к другим видам живых существ абсолютно нелогично. Взять хотя бы Джудит Блэк. В двенадцать лет она решила, что нечестно убивать животных за то, что у них вкусное мясо. Но кто такие животные? Для Джудит было совершенно очевидно, что кошки, собаки, коровы и свиньи — это животные, а рыбы — нет. Интуиция подсказывала ей: рыбы к животным не принадлежат. И потому последующие пятнадцать лет Джудит, получившая к тому времени степень кандидата наук в области антропологии, придерживалась этой своей интуитивной классификации и считала себя вегетарианкой, хотя и не отказывалась порой полакомиться копченым лососем или рыбой гриль с лимончиком.
Доморощенная биологическая классификация служила Джудит верой и правдой до тех пор, пока она не повстречалась с Джозефом Уэлдоном, аспирантом кафедры эволюционной биологии.
При первой встрече Джозеф, мясоед из мясоедов, попытался объяснить Джудит, что положи она себе на тарелку хоть цыпленка, хоть селедку — с точки зрения этики все едино. В конце-то концов, и рыбы, и птицы относятся к позвоночным, имеют мозг и являются существами социальными. Однако, как он ни старался, ему так и не удалось убедить Джудит в том, что для кулинарной этики треска — это все равно что курица, а курица — все равно что корова.
К счастью, разногласия по поводу морально-этического статуса трески не помешали молодым людям полюбить друг друга, а затем и пожениться. Новоиспеченный муж не сдавался — семейные обеды проходили под аккомпанемент дискуссий о сходстве и различии рыб и птиц. Спустя три года Джудит вздохнула и сказала: «Ладно. Ты меня убедил. Рыбы — тоже животные».
Однако теперь ей предстояло принять непростое решение — либо перестать есть рыбу, либо больше не числить себя вегетарианкой. Чем-то следовало пожертвовать. Тем временем наступили выходные, и друзья пригласили Джозефа поохотиться на рябчиков. Джозеф едва ли не впервые в жизни взял в руки дробовик, однако все же ухитрился подбить взлетевшую птицу и вернулся домой, на манер доисторического охотника неся на плече мертвую тушку. Он лично ощипал рябчика, приготовил его и гордо подал на обед с гарниром из дикого риса и малинового соуса.
Возводившиеся пятнадцать лет кряду бастионы морали и нравственности рухнули во мгновение ока. («Я просто обожаю малину», — объясняла потом Джудит.) Вкус жареной дичи пробудил в ней новые ощущения. Пути назад не было. Всего неделю спустя Джудит уже вовсю налегала на чизбургеры. Она стала полноправным членом клуба бывших вегетарианцев — а в Англии их втрое больше, чем вегетарианцев «действующих».
А вот Джим Томпсон — когда мы познакомились, ему было двадцать пять лет, он учился в аспирантуре и писал диссертацию по математике. Перед магистратурой Джим некоторое время проработал в птицеводческой лаборатории Лексингтона (Кентукки), причем одной из его рабочих обязанностей было приканчивать цыплят после завершения эксперимента. Поначалу Джим не видел в этом ничего особенного, но однажды ему нечего было читать в самолете, и мама подсунула ему номер Animal Agenda — журнала, посвященного защите прав животных. После этого Джим раз и навсегда перестал есть мясо.
Однако это было только начало. В течение последующих двух месяцев Джим перестал носить кожаную обувь и обратил в вегетарианскую веру свою девушку. Он даже задумался над тем, этично ли содержание в доме животных и птиц, и усомнился в своем праве на домашнего любимца — белого попугая-кореллу. Однажды Джим вошел в гостиную, увидел, как попугай прыгает в своей клетке, и услышал тихий голос, говорящий: «Это неправильно». Тогда Джим попрощался с попугаем и выпустил его в серые небеса над городом Рейли, что в Северной Каролине. «Это было потрясающее ощущение, — признался он мне потом. — Просто невероятное!» Однако Джим тут же добавил: «Я ведь знал, что попугай не выживет и, скорее всего, будет голодать. Наверное, я сделал это скорее для себя, чем для него».
Отношение к животному может быть окрашено сложными эмоциями. Двадцать лет назад Кэрол без памяти влюбилась в ламантина в полтонны весом. Кэрол обратилась в небольшой музей естественной истории во Флориде, надеясь получить какую-нибудь работу — неважно какую. В музее же как раз имелась вакансия: им требовался человек для ухода за тридцатилетним самцом морской коровы по кличке Пышка. У Кэрол не было опыта работы с морскими млекопитающими, но, так или иначе, место ей предложили. Кэрол и не подозревала, что с этого момента ее жизнь изменится окончательно и бесповоротно.
На эволюционном древе Пышка занимал место где-то между Монстром из Черной лагуны и мастером Йодой. Когда Кэрол нас познакомила, Пышка уцепился за край бассейна передними ластами, выставил голову из воды на полметра и испытующе посмотрел мне прямо в глаза. Мозг у ламантина меньше футбольного мяча, однако выглядел Пышка невероятно мудрым. Мне даже стало как-то не по себе. Что до Кэрол, то она была просто влюблена в Пышку.
Двадцать лет кряду вся жизнь Кэрол крутилась вокруг Пышки. Она приходила к нему каждый день, даже в выходные. Важную роль в их дружбе играла еда. Морские коровы травоядны, и Кэрол кормила своего питомца с руки — два центнера листовых овощей, в основном салата-латука, ежедневно.
Впрочем, жизнь с престарелой морской коровой имеет свои трудности. Пышка обожал Кэрол ничуть не меньше, чем она его. Когда Кэрол с мужем уезжали на недельку-другую в отпуск, Пышка впадал в уныние и отказывался от еды. Снова и снова получала Кэрол известие о том, что Пышка устроил голодную забастовку, снова и снова торопливо возвращалась домой и бежала пичкать морскую корову горами кочанного салата.
В конце концов Кэрол перестала ездить в отпуск, и муж заявил, что она как-то неправильно расставляет приоритеты, если предпочитает полтонны жира и мышц родному супругу.
Можно ли кормить удавов котятами
Занимаясь исследованиями в области психологии, я двадцать лет изучал взаимоотношения человека и животных и обнаружил, что причудливые логические построения, продемонстрированные Джудит, Джимом и Кэрол, являются не исключением, а скорее правилом, когда речь заходит о животных. Всерьез же я задумался о том, насколько мы непоследовательны в отношениях с другими видами, одним солнечным сентябрьским утром, когда мне позвонила знакомая по имени Сэнди. В то время я изучал поведение животных, а Сэнди преподавала у нас в университете и была активной защитницей прав животных.
«Хел, мне сказали, что ты берешь из джексоновского приюта котят и скармливаешь их своей змее. Это правда?»
Я онемел от изумления.
«Э-э-э… ты вообще о чем? У нас есть змея, но еще совсем маленькая. Да она котенка и не проглотит! И вообще, я люблю кошек, так что, даже будь змея взрослой, я бы ни за что не позволил ей есть котят!»
Сэнди рассыпалась в извинениях. По ее словам, она догадывалась, что это все выдумки, но должна была убедиться лично. Я сказал ей, что все понимаю, но буду очень благодарен, если она объяснит своим приятелям — защитникам животных, что я не обездоливаю общество, похищая у него бродячих котов в угоду удаву своего сына.
Однако потом я задумался о моральной стороне содержания плотоядного питомца. Наш удавчик появился в доме случайно. Летом меня пригласили в университет штата Теннесси, где я занялся изучением развития механизмов защитного поведения у рептилий. И вот однажды, когда я работал с животными в лаборатории, раздался телефонный звонок. Звонивший был совершенно обескуражен — проснувшись утром, он обнаружил, что ночью его семифутовый удав разродился четырьмя с лишним десятками маленьких извивающихся удавчиков. Удивление хозяина и его жены понять нетрудно: новоявленная мамаша хоть и прожила целых восемь лет в одной клетке с самцом-удавом, эротического интереса к нему никогда не проявляла.
Хозяин удава слышал, что я занимаюсь поведением змей, и потому стал расспрашивать меня о том, как вырастить удавчиков здоровыми и где взять им хороших хозяев. С вопросами о выращивании малышей я перенаправил его к специалисту по рептилиям, которого когда-то знал в ветеринарном колледже, а сам согласился взять одного из змеенышей себе. Тем же вечером мы с моим одиннадцатилетним сыном Адамом отправились к хозяевам удава, где перед нами вывалили кучу шевелящихся червяков. Адам выбрал себе самого симпатичного удавчика и окрестил его Сэмом.
Сэм был очень удобным домашним животным. Он не царапал мебель, не будил по ночам соседей, не требовал, чтобы с ним играли. По натуре он был существом кротким, и только однажды попытался слопать большой палец Адама. Но тут уж Адам был сам виноват. Незачем было сначала играть с хомячком приятеля, а потом тут же брать на руки Сэма. Мозг у удава не больше таблетки аспирина, так что человеческую руку от грызуна он отличить не в состоянии. Пахнет мясом — ну и…
Весть о том, что семья Херцог кормит удавов котятами, пронеслась по округе несколько недель спустя, когда мы вернулись домой, в западные горы Северной Каролины. Понятия не имею, откуда пошли эти слухи, но само по себе обвинение было смехотворным.
Конечно, удав не побрезгует никаким мелким млекопитающим, но в Сэме-то и полуметра не было — он и мышку бы не смог проглотить!
Однако у меня возникли вопросы, терзавшие меня еще не один день. Обвинение заставило меня задуматься о том, что мне и в голову никогда не приходило: о моральном аспекте содержания домашних животных. Змеи не едят морковку и капусту. Так этично ли будет со стороны моего сына содержать питомца, которому постоянно требуется мясо? Может быть, с точки зрения морали следует предпочесть питомца, которому хватает мяса из кошачьих консервов? И каковы должны быть обстоятельства, чтобы кормление домашнего удава котятами стало этичным поступком?
Женщина, ставшая источником слуха о несчастных котятах, держала у себя нескольких кошек, которых отпускала бродить по лесу у своего дома. Как и многие кошатники, она привычно закрывала глаза на тот факт, что все члены семейства кошачьих, от льва до домашней мурки, плотоядны и питаются мясом. Каждый день все коты Америки вместе взятые съедают целую гору мяса. В ближайшем супермаркете полки отдела «Корм для животных» ломятся от стограммовых баночек с телятиной, бараниной, курятиной, кониной, индюшатиной и рыбой. Реклама утверждает, что «свежее мясо» содержится даже в сухом кошачьем корме. Учитывая, что в Америке 94 миллиона кошек, цифра выходит впечатляющая. Если даже каждый кот съедает в день всего пятьдесят — шестьдесят граммов мяса, то на круг выходит более пяти миллионов килограммов мяса — или три миллиона цыплят — в день.
Плюс к этому коты, в отличие от змей, убивают ради удовольствия. Ученые установили, что жертвой охотничьих инстинктов наших кошек ежегодно становится один миллиард мелких животных. Интересно, что многих кошатников вовсе не волнует опустошение, которое их питомцы производят в окружающей среде. Одной группе канзасских котовладельцев сообщили о результатах исследований и о том, как пагубно сказывается поведение их питомцев на местной популяции певчих птиц. Затем слушателей спросили, намерены ли они теперь держать своих питомцев взаперти. Три четверти респондентов сказали — нет, не намерены. Жестокая ирония: многие владельцы котов любят кормить у себя на заднем дворе птичек, тем самым обрекая сотни тысяч злополучных соловьев и пересмешников на верную гибель в когтях своих домашних любимцев. Можно предположить, что число мохнатых и пернатых существ, ежегодно приносимых в жертву нашей любви к кошкам, минимум вдесятеро превышает число животных, используемых для проведения биомедицинских экспериментов.
Итак, домашняя кошка — это великая разрушительная сила. А с домашними змеями как? Во-первых, их значительно меньше. Кроме того, змеи едят неизмеримо меньше мяса, чем кошки. Как утверждает Гарри Грин, герпетолог из университета Корнелла, изучающий пищевой рацион тропических змей, взрослый удав, живущий в тропических лесах Коста-Рики, съедает в год около полудюжины крыс. Это означает, что средних размеров удаву для хорошего самочувствия достаточно неполных двух килограммов мяса в год. Коту требуется куда больше. Съедая по пятьдесят граммов мяса в день, средний кот за год потребит в пищу около двадцати килограммов. Если судить объективно, то любимец-кот с точки зрения морали оказывается вдесятеро хуже домашней змеи.
Кроме того, каждый год в приютах США усыпляют около двух миллионов бездомных котов, среди которых немало и котят. В настоящее время мертвых животных принято кремировать. Ну так не лучше ли было бы отдавать их трупы любителям змей? В конце концов, эти коты так и так уже умерли, так пусть они спасут десяток-другой мышей и крыс, которым предназначено стать пищей домашних удавов и ужей Америки. И волки сыты, и овцы целы, так ведь?
Ой. Логика завела меня в такие дебри, что теперь скармливание удаву мертвых котят казалось уже не только допустимым, но и более предпочтительным вариантом, нежели кормежка змеи мелкими грызунами. Однако, хотя разум мой и признал, что между крысиной и кошачьей диетой особой разницы нет, сердце не могло с этим согласиться. Мысль о котятах, ставших едой для змей, шокировала меня, и я так и не собрался навестить кошачий приют с кошелкой для трупиков.
Наши парадоксальные питомцы
Случай с удавом заставил меня задуматься и о других сложностях морального плана, связанных с взаимоотношениями людей и животных, свидетелем которых я был. К примеру, в магистратуре был у меня приятель по имени Рон Нейбор, изучавший процесс восстановления мозга после травмы. К сожалению, наилучшими объектами для изучения интересовавших его нейронных механизмов были кошки. Рон применял обычную для неврологии технику: хирургически разрушал определенные части мозга животного, а затем наблюдал, как на протяжении недель и месяцев испытуемые восстанавливались после операции. Беда была в том, что Рон полюбил своих кошек. Он изучал их целый год, и за это время привязался к двум дюжинам обитателей своей лаборатории. По выходным он специально приезжал, чтобы выпустить котов из клеток и поиграть с ними в проходе. Кошки стали его друзьями.