Общее недоразвитие речи III уровня характеризуется следующими недостатками:
1. На фоне относительно развернутой речи существует неточное знание и употребление многих обиходных слов. В активном словаре детей наблюдается большое количество существительных и глаголов. Словарь беден в отношении слов, описывающих качества, признаки, состояния предметов и действий, а также способы действий. Отмечается много ошибок в употреблении простых предлогов и почти не используются в речи более сложные предлоги.
2. Наблюдается недостаточнаясформированность грамматических форм языка – ошибки в падежных окончаниях, смешение временных и видовых форм глаголов, недочёты в согласовании и управлении.
3. В активной речи чаще всего используются простые предложения. Отмечаются большие трудности в распространении предложения и составлении сложного предложения.
4. Как и на предыдущем уровне сохраняются недостатки произношения звуков и нарушения структуры слова, что создает проблемы в овладении звуковым анализом и синтезом.
5. Понимание обиходной речи в основном хорошее, но иногда обнаруживается незнание некоторых слов и выражений, смешение смысловых значений слов, близких по звучанию, нетвердое овладение многими грамматическими формами. Это особенно проявляется при чтении учебных и художественных текстов.
6. Прилагательные преимущественно употребляются качественные, обозначающие непосредственно воспринимаемые признаки предметов –величину, цвет, форму, некоторые свойства предметов. Относительные и притяжательные прилагательные используются только для выражения хорошо знакомых отношений (мамина сумка). Наречия используются редко. Дети употребляют местоимения разных разрядов, простые предлоги (особенно для выражения пространственных отношений –в, к, на, под и др.). Временные, причинные, разделительные отношения с помощью предлогов выражаются значительно реже. Редко используются предлоги, выражающие обстоятельства, характеристику действия или состояния, свойства предметов или способ действия (около, между, через, сквозь и др.). Предлоги могут опускаться или заменяться. Причем один и тот же предлог при выражении различных отношений может и опускаться, и заменяться.
|
7. Недостаточно сформированы грамматические формы. Они допускают ошибки в падежных окончаниях, в употреблении временных и видовых форм глаголов, в согласовании и управлении.
8. Отмечаются трудности подбора однокоренных слов. Часто словообразование заменяется словоизменением.[2, с. 18–19]
Дети данной группы для успешной коммуникации с другими людьми нуждаются в том, чтобы их речь поясняли родители (воспитатели). При устном общении дети стараются не использовать сложные для них слова и выражения.Недочёты в практическом применении способов словообразования приводят к бедности словарного запаса и недостаточной дифференциации морфологических элементов слова. Специфика овладения лексическим строем речи детьми с ОНР выражается в более медленном темпе усвоения, в дисгармоничном развитии морфологической и синтаксической системы языка, семантических и формально – языковых компонентов, в искажении общей картины речевого развития.
Таким образом, при ОНР нарушены все компоненты языковой системы: фонетика, лексика, грамматика. [6,с. 147–148]
|
Исходя из всего выше изложенного мы видим, что уже в два года ребенок начинает освоение словообразовательной системы родного языка. Словообразование в норме начинается с этого возраста. Этот период характеризуется тем, что ребенок активно использует речевые инновации, проявляет себя в словотворчестве. Дети с нормальной речью и дети с ОНР проходят одни и те же этапы речевого развития, но у детей с речевым недоразвитием процесс формирования лексического строя развивается значительно медленнее и сопровождается существенными затруднениями. По мнению Т.Б. Филичевой, ребенок III уровня ОНР понимает и может самостоятельно образовывать новые слова по некоторым наиболее распространенным словообразовательным моделям. Таким образом, дети с ОНР намного позже своих сверстником с нормативной речью начинают осваивать различные способы словообразования, чаще всего они употребляют в речи незначительное количество суффиксов. На четвертом году жизни зарождается словообразование и словотворчество в тесной связи с расширением словаря.
Вывод к главе. Речь детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня имеет свои особенности. Среди них можно выделить:
1. Трудности в применении суффиксального способа, в частности образовании существительных с суффиксами единичности.
2. При использовании суффиксального способа чаще всего используются уменьшительно-ласкательные суффиксы.
3. Редко употребляется префиксальный способ.
Выше изложенные проблемы словообразования возникают по следующим причинам:
· недостаточные возможности семантического сравнения и сопоставления однокоренных слов;
· трудности адекватного выделения общего и различного в звучании однокоренных слов, проявляющиеся в неправильном употреблении производного и производящих слов;
· ошибки в выборе производящей основы для будущего слова;
· ориентация преимущественно на корневое значение слова, что приводит к ошибочному называнию;
· недифференцированное понимание значений аффиксальных словообразовательных элементов
· нарушение операций выбора в долговременной памяти словообразовательного аффикса, соответствующего заданной модели слова. Это часто проявляется в «переборе» возможных вариантов морфем;
· смешение слов с многозначными аффиксами;
· несоблюдение формальных условий при образовании нового слова, а именно: его звуковой, слоговой структуры, ударности и других.