В ходе теоретического изучения проблемы особенностей развития словообразования у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня была выдвинута гипотеза о том, что у детей старшего дошкольного возраста словообразовательный компонент в речи имеет следующие особенности:
1. Неумение пользоваться суффиксально-префиксальным способом образования слов;
2. Редкое использование префиксального способа;
3. Трудности при употреблении суффиксального способа.
Для ее подтверждения был организован констатирующий эксперимент. Этапы проведения исследовательской работы:
1. Определение инструментария и критериев диагностического исследования;
2. Выявление уровня сформированности словообразовательных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня
3. Анализ результатов констатирующего эксперимента.
Экспериментальное исследование проводилось на базе МБ ДОУ«Детский сад №226«Улыбка», г. Новокузнецк.
В состав экспериментальной группы вошло 5 детей в возрасте 5–6 лет. Характеристика выборки экспериментальной группы представлена в таблице 1.
В состав контрольной группы вошло 5 детей в возрасте 5–6 лет. Характеристика выборки экспериментальной группы представлена в таблице 2.
Выбор детей осуществлялся на основе следующих критериев:
1) дети экспериментальной группы имеют речевой диагноз –ОНР III уровня;
2) дети контрольной группы не имеют речевых нарушений.
3) соответствие возрастной категории (5–6 лет);
4) регулярное посещение детского сада.
Таблица 1
Таблица 1.- Характеристика выборки
№ | Имя ребёнка | Возраст | Речевое заключение |
Александра П. | 5лет 5месяцев | ОНР III уровня | |
Иван Ш. | 5лет 9 месяцев | ОНР III уровня | |
Ирина Л. | 6 лет 3 месяца | ОНР III уровня | |
Ольга К. | 6 лет 8 месяцев | ОНР III уровня | |
Тимур Н. | 6 лет 4 месяца | ОНР III уровня |
|
Для осуществления цели была отобрана методика по исследованию словообразованияЛалаевойР.И, которая включает в себя 9проб (Приложение2). Данная методика была выбрана,так как она позволяет наиболее полно исследовать словообразовательные навыки детей с ОНР IIIуровня. Также в методике достаточно чётко описана оценка результатов.
Проба№1. Образование уменьшительно-ласкательных существительных.(ПРИЛОЖЕНИЕ 2)
Цель: исследование сформированности словообразовательных навыков детей.
С помощью данного задания осуществляется проверка употребления в речи существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Детям предлагаются картинки с изображениями предметов разной величины.
Оценка результатов.
Высокий уровень (4 балла) – правильное и самостоятельное выполнение задания.
Уровень выше среднего (3 балла) – правильное выполнение задания с помощью экспериментатора или единичные неправильные ответы в непродуктивных формах словообразования.
Средний уровень (2 балла) – систематические ошибки в непродуктивных формах словообразования.
Уровень ниже среднего (1 балл) – систематические ошибки как в непродуктивных, так и в продуктивных формах словообразования; количество неправильно выполненных заданий превышает 50%.
Низкий уровень (0 баллов) - неправильное выполнение всех заданий, простое повторение заданного слова или отказ от выполнения задания.
|
Проба№2. Образование существительных от глаголов.(ПРИЛОЖЕНИЕ 2)
Цель: Исследование умения образовывать существительные от глаголов.
Оценка результатов.
Высокий уровень (4 балла) – правильное и самостоятельное выполнение задания.
Уровень выше среднего (3 балла) – правильное выполнение задания с помощью экспериментатора или единичные неправильные ответы в непродуктивных формах словообразования.
Средний уровень (2 балла) – систематические ошибки в непродуктивных формах словообразования.
Уровень ниже среднего (1 балл) – систематические ошибки как в непродуктивных, так и в продуктивных формах словообразования; количество неправильно выполненных заданий превышает 50%.
Низкий уровень (0 баллов) - неправильное выполнение всех заданий, простое повторение заданного слова или отказ от выполнения задания.
Проба№3. Образование имен существительных, обозначающих вместилище чего-нибудь. (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)
Цель: исследовать умение ребёнка словообразования имен существительных, обозначающих вместилище чего-нибудь.
Оценка результатов.
Высокий уровень (4 балла) – правильное и самостоятельное выполнение задания.
Уровень выше среднего (3 балла) – правильное выполнение задания с помощью экспериментатора или единичные неправильные ответы в непродуктивных формах словообразования.
Средний уровень (2 балла) – систематические ошибки в непродуктивных формах словообразования.
Уровень ниже среднего (1 балл) – систематические ошибки как в непродуктивных, так и в продуктивных формах словообразования; количество неправильно выполненных заданий превышает 50%.
|
Низкий уровень (0 баллов) - неправильное выполнение всех заданий, простое повторение заданного слова или отказ от выполнения задания.
Проба №4. Образование качественных прилагательных.(ПРИЛОЖЕНИЕ 2)
Цель: исследование способности детей образовывать качественные прилагательные
Оценка результатов.
Высокий уровень (4 балла) – правильное и самостоятельное выполнение задания.
Уровень выше среднего (3 балла) – правильное выполнение задания с помощью экспериментатора или единичные неправильные ответы в непродуктивных формах словообразования.
Средний уровень (2 балла) – систематические ошибки в непродуктивных формах словообразования.
Уровень ниже среднего (1 балл) – систематические ошибки как в непродуктивных, так и в продуктивных формах словообразования; количество неправильно выполненных заданий превышает 50%.
Низкий уровень (0 баллов) - неправильное выполнение всех заданий, простое повторение заданного слова или отказ от выполнения задания.
Проба №5. Образование относительных прилагательных.(ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Цель: исследование способности детей образовывать относительные прилагательные
Оценка результатов.
Высокий уровень (4 балла) – правильное и самостоятельное выполнение задания.
Уровень выше среднего (3 балла) – правильное выполнение задания с помощью экспериментатора или единичные неправильные ответы в непродуктивных формах словообразования.
Средний уровень (2 балла) – систематические ошибки в непродуктивных формах словообразования.
Уровень ниже среднего (1 балл) – систематические ошибки как в непродуктивных, так и в продуктивных формах словообразования; количество неправильно выполненных заданий превышает 50%.
Низкий уровень (0 баллов) - неправильное выполнение всех заданий, простое повторение заданного слова или отказ от выполнения задания.
Проба №6. Образование притяжательного прилагательного из существительного.(ПРИЛОЖЕНИЕ 2)
Цель: проверить, умеет ли ребёнок образовывать из существительного притяжательное прилагательное.
Оценка результатов.
Высокий уровень (4 балла) – правильное и самостоятельное выполнение задания.
Уровень выше среднего (3 балла) – правильное выполнение задания с помощью экспериментатора или единичные неправильные ответы в непродуктивных формах словообразования.
Средний уровень (2 балла) – систематические ошибки в непродуктивных формах словообразования.
Уровень ниже среднего (1 балл) – систематические ошибки как в непродуктивных, так и в продуктивных формах словообразования; количество неправильно выполненных заданий превышает 50%.
Низкий уровень (0 баллов) - неправильное выполнение всех заданий, простое повторение заданного слова или отказ от выполнения задания.
Проба№7. Образование глаголов с помощью приставочного способа в экспрессивной речи. (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)
Цель: исследовать умение ребёнка образовывать глаголы с помощью приставочного способа в экспрессивной речи.
Оценка результатов.
Высокий уровень (4 балла) – правильное и самостоятельное выполнение задания.
Уровень выше среднего (3 балла) – правильное выполнение задания с помощью экспериментатора или единичные неправильные ответы в непродуктивных формах словообразования.
Средний уровень (2 балла) – систематические ошибки в непродуктивных формах словообразования.
Уровень ниже среднего (1 балл) – систематические ошибки как в непродуктивных, так и в продуктивных формах словообразования; количество неправильно выполненных заданий превышает 50%.
Низкий уровень (0 баллов) - неправильное выполнение всех заданий, простое повторение заданного слова или отказ от выполнения задания.
Проба№8.Образование глаголов со значением начала действия.(ПРИЛОЖЕНИЕ 2)
Цель: Исследовать умение ребёнка образовывать глаголы со значением начала действия.
Оценка результатов.
Высокий уровень (4 балла) – правильное и самостоятельное выполнение задания.
Уровень выше среднего (3 балла) – правильное выполнение задания с помощью экспериментатора или единичные неправильные ответы в непродуктивных формах словообразования.
Средний уровень (2 балла) – систематические ошибки в непродуктивных формах словообразования.
Уровень ниже среднего (1 балл) – систематические ошибки как в непродуктивных, так и в продуктивных формах словообразования; количество неправильно выполненных заданий превышает 50%.
Низкий уровень (0 баллов) - неправильное выполнение всех заданий, простое повторение заданного слова или отказ от выполнения задания.
Проба№9. Образование глаголов со значением конца действия. (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)
Цель: исследовать умение ребёнка образовывать глаголы со значением конца действия.
Оценка результатов.
Высокий уровень (4 балла) – правильное и самостоятельное выполнение задания.
Уровень выше среднего (3 балла) – правильное выполнение задания с помощью экспериментатора или единичные неправильные ответы в непродуктивных формах словообразования.
Средний уровень (2 балла) – систематические ошибки в непродуктивных формах словообразования.
Уровень ниже среднего (1 балл) – систематические ошибки как в непродуктивных, так и в продуктивных формах словообразования; количество неправильно выполненных заданий превышает 50%.
Низкий уровень (0 баллов) - неправильное выполнение всех заданий, простое повторение заданного слова или отказ от выполнения задания.