ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
БОРИСОГЛЕБСКИЙ ФИЛИАЛ
(БФ ФГБОУ ВО «ВГУ»)
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий кафедрой
социальных и гуманитарных дисциплин
Л. А. Комбарова
01.09.2018 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Б2.В.03(У) Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
1. Шифр и наименование направления подготовки:
44.03.01 Педагогическое образование
2. Профиль подготовки:
Историческое образование
3. Квалификация выпускника:
Бакалавр
4. Форма обучения:
заочная
5. Кафедра, отвечающая за реализацию практики:
социальных и гуманитарных дисциплин
6. Составители программы:
Комбарова Л.А., кандидат исторических наук, доцент
Лебедева Т.И., кандидат исторических наук, доцент
Пащенко Н.В., кандидат исторических наук, доцент
7. Рекомендована:
Научно-методическим советом Филиала (протокол № 1 от 31.08.2018 г.)
Семестр: 7
Цели и задачи практики
Цель практики — получение первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности.
Задачи практики
- углубление и закрепление теоретических знаний, полученных в процессе изучения дисциплин Педагогика, Психология, Методика обучения и воспитания, обязательных дисциплин вариативной части;
- формирование первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности;
- изучение студентами-практикантами передового опыта по обучению истории;
- знакомство с планированием учебной работы по истории с учетом условий конкретной школы;
- выработка умений анализа урока, проведённого ведущим преподавателем образовательного учреждения;
- изучение приёмов и методов организации коллективной и индивидуальной работы с обучающимися в различных видах деятельности (учебной, внеучебной, общественной и др.) с учетом их возрастных и индивидуально-психологических особенностей.
10. Вид практики, способ и форма (формы) ее проведения
Вид практики: учебная.
Способ проведения: стационарная, выездная.
Форма проведения практики: дискретно по видам практик.
11. Перечень планируемых результатов обучения при прохождении практики, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
Компетенция | Планируемые результаты обучения | |
Код | Название | |
ОК-6 | способность к самоорганизации и самообразованию | знает: - содержание процессов самоорганизации и самообразования, их особенностей и технологий реализации, исходя из целей совершенствования профессиональной деятельности; - источники самообразования; умеет: - планировать цели и устанавливать приоритеты при выборе способов принятия решений с учетом условий, средств, личностных возможностей и временной перспективы достижения; осуществления деятельности; владеет: - приемами саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний при выполнении профессиональной деятельности; - технологиями организации самообразовательной деятельности; |
ОПК-1 | готовность сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности | знает: - основные характеристики, специфику и виды педагогической деятельности; - цель и результаты педагогической деятельности; - социальное значение профессионально-педагогической деятельности; - технологии реализации педагогической деятельности; умеет: - определять цель и планируемые результаты педагогической деятельности; - отбирать технологии педагогической деятельности, адекватные её цели и планируемым результатам; - осуществлять самоконтроль и коррекцию результатов профессионально-педагогической деятельности; владеет (имеет навык(и)): - позитивной мотивацией к педагогической деятельности; - технологиями реализации педагогической деятельности: обучения, воспитания, организации научно-исследовательской работы; - рефлексией профессионально-педагогической деятельности; |
ОПК-4 | готовность к профессиональной деятельности в соответствии с нормативно-правовыми актами сферы образования | знает: - федеральный Закон РФ «Об образовании в РФ», - нормативные документы Министерства образования и науки РФ, регламентирующие образовательную деятельность в общем образовании; - федеральные государственные образовательные стандарты каждого этапа общего образования; умеет: - анализировать нормативно-правовую документацию; - использовать знание нормативных и правовых актов в профессиональной деятельности; - использовать положения нормативно-правовых документов при организации и осуществлении образовательного процесса на соответствующем этапе общего образования; - выстраивать образовательный процесс и разрабатывать необходимую документацию, сопровождающую образовательный процесс, в соответствии федеральными государственными образовательными стандартами и инструктивными письмами Минобрнауки РФ; владеет (имеет навык(и)): - образовательными технологиями и технологиями контроля достижений обучающихся, адекватными требованиям федеральных государственных образовательных стандартов; - технологиями диагностики качества образовательного процесса, в аспекте требований нормативно-правовых актов в сфере образования; |
ОПК-5 | владение основами профессиональной этики и речевой культуры | знает: - систему моральных принципов, норм и правил поведения с учетом особенностей профессиональной деятельности; - нормы устного и письменного литературного языка, служебного и делового общения; умеет: - выстраивать коммуникативное взаимодействие с субъектами образовательного процесса и профессионально-педагогической деятельности с использованием норм устного и письменного литературного языка, служебного и делового общения; - выполнять задачи межличностного и межкультурного взаимодействия, работая в команде; владеет (имеет навык(и)): - коммуникативными навыками и культурой устной и письменной речи; |
ПК-6 | готовность к взаимодействию с участниками образовательного процесса | знает: - основы и закономерности взаимодействия участников образовательного процесса; умеет: - осуществлять взаимодействие с участниками образовательного процесса для решения профессиональных задач; - владеет: - навыками и технологиями эффективного взаимодействия с участниками образовательного процесса |
12. Место практики в структуре образовательной программы
В соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование Блок 2 «Практики» является обязательным для освоения обучающимися и в полном объеме относится к вариативной части образовательной программы. Практика закрепляет знания и умения, приобретаемые обучающимися в результате освоения дисциплин Педагогика, Психология, Методика обучения и воспитания, обязательных дисциплин вариативной части, вырабатывает практические навыки и способствует комплексному формированию компетенций.
Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья форма проведения практики устанавливается с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья. Условия реализации программы практики для обучающихся из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидов (при наличии среди обучающихся по данной образовательной программе лиц с ОВЗ и (или) инвалидов):
– выбор базы прохождения практики с учётом условий свободного доступа практиканта к месту практики;
- проведение подготовительного и заключительного этапов практики с использованием возможностей дистанционных технологий;
- адаптация содержания заданий практики с учётом индивидуальных особенностей здоровья и возможностей обучающегося.
13. Объем практики в зачетных единицах и ее продолжительность в неделях либо в академических или астрономических часах
Общая трудоемкость практики составляет 2 зачетные единицы (72 часа).
Формы работы | Трудоемкость | |
Всего | По семестрам | |
Всего часов | ||
в том числе: | ||
Контактная работа | ||
Самостоятельная работа | ||
Форма промежуточной аттестации | Зачет с оценкой | |
Итого |
14. Содержание практики
№ п/п | Этапы практики | Содержание этапа | Форма текущего контроля успеваемости |
Организационный этап | Участие в установочной конференции. Ознакомление с программой практики, требованиями по её прохождению и оформлению отчётной документации. Инструктаж по технике безопасности. Составление и утверждение рабочего графика (плана) прохождения практики, определение индивидуального задания, выполняемого в период практики. | Собеседование с руководителем практики от организации (Филиала). Анализ записей в дневнике. | |
Основной этап | Изучение нормативно-правовой и учебно-методической литературы, необходимой для выполнения заданий практики. Выполнение индивидуального задания: Разработка тематического планирования по заданной теме. Анализ учебного плана, школьных учебников и программы по предмету (6-9 классы). Подготовка УМК по предмету, материалов для организации самостоятельной работы обучающихся. Разработка методических материалов (конспекты, технологические карты уроков). Подготовка тезисов научного доклада / статьи по теме «Использование материалов научного исследования по истории родного края в обучении и воспитании». | Анализ записей в дневнике. Контроль выполнения индивидуального задания. Выступление с подготовленными методическими материалами. Участие в анализе и обсуждении методических материалов, тезисов научного доклада / статьи | |
Заключительный этап | Оформление отчетной документации по практике. Участие в заключительной конференции. Защита разработанных материалов для организации урочной и внеурочной деятельности обучающихся | Анализ записей в дневнике. Контроль качества оформления отчета и дневника по практике. Анализ отчетной документации. |
15. Формы отчетности по результатам практики
По окончании практики студент представляет руководителю практики от организации (Филиала) следующие документы:
– дневник учебной практики по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности;
– рабочий график (план) проведения практики;
– индивидуальное задание обучающегося, выполняемое в период практики;
– краткое описание деятельности в период прохождения учебной практики по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности;
– учебно-методические и научно-исследовательские материалы, соответствующие индивидуальному заданию;
– отчет студента об итогах практики.
16. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по практике
Описание критериев и шкалы оценивания компетенций (результатов обучения) при промежуточной аттестации
Для оценивания результатов обучения при промежуточной аттестации обучающихся по практике используются следующие показатели:
– выполнение индивидуального задания в соответствии с утвержденным рабочим графиком (планом) проведения практики;
– уровень профессионализма, демонстрируемый обучающимся – практикантом (профессиональные качества, знания, умения, навыки); степень его ответственности при прохождении практики и выполнении видов профессиональной деятельности;
– готовность применить на практике знания и умения, полученные при изучении теоретических и профессиональных дисциплин учебного плана;
– своевременная подготовка и представление методической и отчетной документации;
– качество представленных материалов отчётной документации.
Для оценивания результатов практики используется 4-балльная шкала: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
Соотношение показателей, критериев и шкалы оценивания результатов обучения.
Критерии оценивания компетенций | Уровень сформированности компетенций | Шкала оценок |
Студент выполнил в срок и на высоком уровне весь намеченный объём работы, требуемый программой практики; обнаружил умение правильно определять основные учебно-воспитательные задачи, проявлял в работе самостоятельность, творческий подход, педагогический такт, педагогическую культуру, в установленные сроки представил качественный и аккуратно оформленный отчет; продемонстрировал достижение 70-90% показателей проверяемых компетенций, а также готовность к выполнению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности. | Повышенный уровень | Отлично |
Студент полностью выполнил намеченную на период практики программу, обнаружил умение определять основные учебно-воспитательные задачи и способы их решения, проявлял инициативу в работе, но не проявил потребности в творческом росте; а также если в процессе работы им были допущены незначительные методические ошибки, небрежность и неточности в оформлении отчетной документации; продемонстрировал достижение 60-70% показателей проверяемых компетенций, а также готовность к выполнению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности. | Базовый уровень | Хорошо |
Студент выполнил программу практики, но не показал глубокого знания психолого-педагогической теории и умения применять её на практике, допускал ошибки в оформлении отчетной документации; продемонстрировал достижение 50-60% показателей проверяемых компетенций, а также готовность к выполнению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности. | Пороговый уровень | Удовлетворительно |
Студент не выполнил программу практики, обнаружил слабое знание психолого-педагогической теории и неумение применять её для выдвижения образовательно-воспитательных задач, обнаружил неумение устанавливать правильные взаимоотношения с воспитуемыми, а также если студентом допускались грубые методические и фактические ошибки и не была представлена на проверку в установленный срок отчетная документация; проверяемые компетенции сформированы менее чем на 50%, отсутствует готовность к выполнению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности. | – | Неудовлетворительно |