Утренняя гимнастика является одной из важных форм оздоровления, т.к.




Мелешко С.И.,

Перед дошкольным образованием в настоящее время остро стоит

вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья и

физическому развитию детей.

Федеральные государственные стандарты определяют как одну из важнейших задач: охрану и укрепление здоровья воспитанников через интеграцию образовательных областей, создание условий безопасной образовательной среды, осуществление комплекса психолого – педагогической, профилактической и оздоровительной работы.

Известно, что здоровье только на 7-8% зависит от здравоохранения и более чем на половину – от образа жизни человека. Забота о здоровом образе жизни - это основа физического и нравственного здоровья, а обеспечить укрепление здоровья можно только путем комплексного решения педагогических, медицинских и социальных вопросов.

Именно поэтому, педагогический процесс современного детского сада немыслим без использования новых нетрадиционных форм оздоровления дошкольников. Их внедрение не ставит целью достижения детьми высоких результатов за короткий отрезок времени. Главное - помочь детям проявить их собственные потенциальные возможности, приобщить к здоровому образу жизни, осознанному отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, привить любовь к физической культуре и спорту.

Утренняя гимнастика является одной из важных форм оздоровления, т.к.

ее организация направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Ежедневное выполнение физических упражнений способствует проявлению определенных волевых усилий, вырабатывая полезную привычку у детей начинать день с утренней гимнастики. Утренняя гимнастика проводится ежедневно до завтрака в течение 6–12 мин. на воздухе или в помещении (в зависимости от экологических и погодных условий). Желательно использование музыкального сопровождения.

Наряду с традиционной утренней гимнастикой в практику дошкольного учреждения включают разные типы и варианты, как в содержательном плане, так и в методике проведения.

Варианты проведения утренней гимнастики:

1.1. Утренняя гимнастика игрового характера включает 2–3 подвижные игры или 5–7 игровых упражнений имитационного характера, а также разной степени интенсивности, которые выполняются как комплекс упражнений общеразвивающего воздействия.

1.2. Утренняя гимнастика в форме оздоровительного бега.

Еще мыслители Древней Греции говорили:

«Хочешь быть здоровым - бегай!

Хочешь быть красивым- бегай!

Хочешь быть умным - бегай!»

Оздоровительный или дозированный бег, дает детям эмоциональный заряд бодрости и духовного равновесия; тренирует работу сердца, органов дыхания, укрепляет мышцы. Оздоровительным называется бег в медленном или среднем темпе с постепенным увеличением расстояния и времени (начинать с 1-2 минут, прибавлять каждые 2 недели по 15 секунд). К концу подготовительной группы дети могут выполнять бег в течение 5-7 минут. В начале бега выполняется легкая разминка для разогрева мышц, в конце переход на ходьбу и дыхательные упражнения. Этот тип утренней гимнастики рекомендуется проводить 1-2 раза в неделю в хорошо проветренном помещении под строгим контролем педагога или на свежем воздухе при личном участии педагога в беге. Длительность пробежки индивидуальна. Очень важно, чтобы у ребенка в конце пробежки количество ударов сердца в минуту не превышало 170.

1.3. Комплекс упражнений с тренажерами способствует достижению таких позитивных проявлений как:

- снятие статического напряжения позвоночника;

- улучшение кровообращения головного мозга;

- совершенствование функции правильного дыхания;

- тренировке мышц.

Занятия с использованием тренажеров рекомендуют проводить с детьми 5-7 лет, два раза в неделю (как ЗДД, утреннюю гимнастику или гимнастику после дневного сна).

1.4. Комплекс музыкально-ритмических упражнений (состоящий из разминки и общеразвивающих упражнений танцевальной форме).

1.5. Танцевально-ритмическая гимнастика, которая представляет образно-танцевальные композиции имеющие целевую направленность, сюжетный характер и завершенность).

1.6. Креативная гимнастика способствует внедрению в работу с детьми нестандартных упражнений, специальных заданий, творческих игр, направленных на развитие выдумки, творческой инициативы, двигательного творчества. Благодаря этой форме работы создаются благоприятные возможности для развития способности детей, их познавательной активности, мышления, свободного самовыражения и раскрепощенности. В этот вид гимнастики включаются творческие игры и специальные задания для детей:

- «выразительная ходьба» (ходьба с закрытыми глазами; с концентрацией внимания на телесных ощущениях при вхождении в образ: «усталость», «бодрость», «напряженность», «страх», «расслабленность»);

- «создай образ предмета» (имитация движения неодушевленных предметов (паровоз, башенный кран, ножницы, «сад скульптур», «магазин посуды», «магазин игрушек»);

- «пробеги как… », «проползи как…» (змея, жук, следопыт), т.е. вхождение в образ.

- «придумай свой прыжок», «придумай упражнение»;

- «отгадай загадку».

Подвижные игры:

- «Где бывали, мы не скажем, а что делали – покажем»

- «Море волнуется раз… » и др.

Одной из форм оздоровления дошкольников является занимательная 2.

двигательная деятельность (далее ЗДД). Необходимое условие – доброжелательное отношение к детям со стороны педагога. Педагоги проявляют к детям искренний интерес, помогают преодолевать трудности и неудачи, радуются вместе с ними успехам, стараются, чтобы все упражнения выполнялись на фоне позитивных ответных реакций ребнка, доставляя ему не только мышечную, но и эмоциональную радость. Используются при этом как традиционные, так и нетрадиционные виды занимательной двигательной деятельности, такие как:

2.1. Классическая ЗДД (по схеме: вводно-подготовительная часть, основная, заключительная части).

2.2. Игровая ЗДД (с использованием игр: народных, подвижных игр разной интенсивности, игр-эстафет, игр-аттракционов и т.д.).

2.3. ЗДД тренировочного типа (ходьба, бег, строевые упражнения, элементы спортивных игр, упражнения на тренажерах, упражнения со спортивным инвентарем и т.д.).

2.4. Сюжетные формы ЗДД (объединенные определенным сюжетом).

2.5. Игровой стретчинг – одна из новых оздоровительных методик.

Стретчинг – это растяжка, специальная поза, предназначенная для увеличения и сохранения длины мышц.

Игровой стретчинг – оздоровительная методика, которая направлена на укрепление позвоночника и основана на статичных растяжках мышц тела и суставно-связочного аппарата рук, ног, позвоночника, позволяющих предотвратить нарушения осанки и исправить ее, оказывающих глубокое оздоровительное воздействие на весь организм.

Данная методика направлена на активизацию защитных сил организма детей, овладение навыками совершенного управления своим телом и психоэнергетической саморегуляции, на развитие и высвобождение творческих и оздоровительных возможностей подсознания.

Упражнения данной методики возникли, в основном, на базе упражнений лечебной физкультуры, охватывают все группы мышц, носят близкие и понятные детям названия животных и выполняются по ходу сюжетно-ролевой игры, основанной на сценарии по сказочному материалу.

На каждом занятии дается новая сказка-игра, в которой дети превращаются в различных животных, насекомых и т.д., выполняя упражнения под музыкальные произведений. Не вызывает сомнений сходство многих упражнений и с асанами хатха-йоги.

Игровой стретчинг – это творческая деятельность, при которой дети живут в мире образов, зачастую не менее реальных для них, чем окружающая действительность. Реализация игровых возможностей в целях оздоровления и развития ребенка и составляет суть стретчинга. Упражнения стретчинга носят имитационных характер и выполняются по ходу сюжетно-ролевой игры, состоящей из взаимосвязанных игровой ситуаций, заданий, упражнений, подобранных таким образом, чтобы содействовать решению оздоровительных и развивающих задач.

Упражнения выполняются без воздействия со стороны, т.к. человеческое тело само себе тренер. Самоманипулирование телом в медленном, а значит, безопасном ритме наиболее эффективно. У детей исчезают комплексы, связанные с физическим несовершенством тела, неумением им управлять. Помимо этого дети приобретают запас двигательных навыков, которые позволяют им чувствовать себя сильными, красивыми, уверенными в себе, создают чувство внутренней свободы.

Начинать занятия с детьми игровым стретчингом лучше всего со старшего дошкольного возраста. К 5 годам у ребенка формируется нагляднообразное мышление, что позволяет с наибольшей эффективностью выполнять имитационные движения, наиболее точно и эмоционально выразительно. Ребенок способен контролировать свои действия по словесному указанию взрослого.

Типичное занятие игровым стретчингом «Утенок Кряк»

Дети отправляются в путешествие в сказку.

– Жил-был на большом дворе утенок. Звали этого утенка Кряк.

Утенок Кряк очень любил плавать и купаться и мог целыми днями плескаться в большой луже прямо посреди двора ("плавание" на полу или скамейке).

Однажды на двор, где жил Кряк, залетела дикая утка и стала рассказывать, что недалеко есть чудесное Голубое озеро с чистой и прозрачной водой.

Утенку так захотелось увидеть это озеро, что он решил отправиться в путь и обязательно в нем поплавать (упражнение "ходьба":

И.п. – сесть в позу прямого угла, ноги вместе, носки вытянуты, руки в упоре сзади – высокий упор. Попеременно тянуть носки на себя, придерживаясь ритма музыки. Дыхание произвольное.) Шел утенок, шел и дошел до луга. А трава на лугу высокая, густая – никак не разглядеть Кряку, куда идти дальше.

Опечалился утенок:

«Неужели придется идти назад и я не увижу Голубого озера?» Вдруг видит

– летит бабочка (упражнение "бабочка") и т.д.

2.6. Фитбол – гимнастика - новая форма работы по физическому воспитанию. В переводе с английского языка, фитбол означает мяч для опоры, используемый в оздоровительных целях. Мягкие природные спектры вибрации, реализуемые на занятиях фитбол-гимнастикой, аккумулируют в себе практически все известные положительные лечебные и оздоравливающие эффекты низкочастотных механических колебаний, проявляющихся на уровне всего организма и отдельных его систем Вибрация, вызываемая в положении сидя на мяче, по своему физиологическому воздействию сходна с верховой ездой. В специальной медицинской литературе верховая езда описывается как один из методов лечения остеохондроза, сколиоза, заболеваний желудочно-кишечного тракта, ишемической болезни сердца, ожирения, неврастении. Объединяет верховую езду и фитбол-гимнастику физиологический механизм сохранения равновесия, который заключается в необходимости постоянного совмещения центров тяжести подвижной опоры с центром тяжести человека.

Фитбол- многофункционален: на нем можно ситеть,покачиваться, подпрыгивать, выполнять упражнения из положения сидя на фитболе, лежа как на животе, так и на спине, лежа на спите на полу, ноги на фитболе.

Размер подходящего мяча определяется так: в положении сидя на мяче тазобедренные и коленные суставы ребенка, должны быть согнуты под прямым или чуть большим углом, ступни должны располагаться на ширине плеч, и смотреть вперед. Мяч для дошкольником не должен быть слишком упругим. Чтобы повысить безопасность и качество выполняемых упражнений на фитболе, педагогам необходимости осуществлять страховку и тактильную помощь.

Степ – аэробика »

Аэробика – это система физических упражнений, энергообеспечение которых осуществляется за счт использования кислорода. К видам двигательной активности, стимулирующим повышение потребления кислорода во время занятий, относятся различные циклические движения, выполняемые с невысокой интенсивностью достаточно длительное время.

Слово "аэробика" впервые предложил известный американский врач К.Купер в конце 60-х годов прошлого века. Под его руководством проводилась исследовательская работа для ВВС США по аэробной тренировке. Термин "аэробный" заимствован из физиологии, он используется при определении химических и энергетических процессов, обеспечивающих работу мышц. Известно, что обмен веществ представляет собой сложную систему химических реакций. Процессы расщепления сложных молекул на более простые сочетаются с процессами синтеза (восстановления) богатых энергией веществ. Эти процессы могут идти только при присутствии кислорода, то есть в аэробных условиях. Углекислый газ и вода являются основными продуктами распада при аэробном способе выработки энергии и легко удаляются из организма при помощи дыхания и пота.

В широком смысле к аэробике относятся: ходьба, бег, плавание, катание на коньках, лыжах, велосипеде, и другие виды двигательной активности. Выполнение общеразвивающих и танцевальных упражнений, объединенных в непрерывно выполняемый комплекс, стимулирует работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Степ-аэробика, наверное, один из самых простых и эффективных стилей и направлений в большом семействе аэробики, для которой не придется приобретать дорогостоящие тренажеры. Достаточно деревянной шаговой скамейки, которую могут изготовить своими руками родители.

В переводе с английского языка "степ" буквально означает "шаг.

Высота скамейки влияет на интенсивность тренировки. Чем лучше подготовка, тем выше можно подниматься. Однако, использование высокой скамьи, приведет к слишком большой нагрузке на коленные суставы и нижний поясничный отдел. Поэтому рекомендуемая высота ступени - не более 8 см. Также является решающим моментом постановка ноги. На доске шириной 25 см. и длиной 40 см. вполне удобно размещаются ноги.

Несколько простых, но важных правил. Подъем на платформу надо осуществлять за счет работы ног, а не спины. Ступню ставить на платформу полностью. Спину всегда держать прямо. Не делать резких движений, а также движений одной и той же ногой или рукой больше одной минуты.

Шагать нужно вперед с пятки, назад с носка. При спуске с платформы пятки следует прижимать на пол. Стараться не смотреть на ногу, это нарушит осанку и может повлечь за собой травму.

Ежедневно, в процессе организованной образовательной деятельности 3.

во избежание утомляемости детей воспитателем проводится физкультминутка или динамическая пауза (в течение 3–5 мин.): с музыкальным сопровождением, с использованием художественного слова, в форме подвижной игры и др., также, для формирования у детей представления о важности зрения, как одной из составных частей здоровья, целесообразно ежедневно включать в динамическую паузу



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: