1. Загнуть руками уши вперед (4 раза); прижать руками ушные раковины, затем отпустить; потянуть руками мочки ушей в стороны, вверх, вниз, отпустить (4 раза);
Указательным пальцем освободить слуховые отвороты от «воды».
2. Загибание вперед ушных раковин: быстро загнуть вперед всеми пальцами, прижать, резко отпустить. (Способствует улучшению самочувствия всего организма)
3. Оттягивание ушных раковин: кончиками большого и указательного пальцев потянуть вниз обе мочки ушей 5-6 раз. (Полезно при закаливании горла и полости рта)
4. Массаж козелка: захватить большим и указательным пальцами козелок сдавливать. Поворачивать его во все стороны в течение 20-30 секунд.
(Массаж стимулирует функцию надпочечников, укрепляет нос, горло, гортань, помогает при аллергии)
5. Растирание ушей ладонями.
6. В систему оздоровительной работы ДОУ широко внедряется организация активного отдыха воспитанников в виде физкультурных досугов и праздников, дней и недель здоровья. Интересное содержание, юмор, музыкальное оформление, игры, соревнования, радостная атмосфера способствуют активизации двигательной деятельности, проведение мероприятий на свежем воздухе – оздоровлению детского организма, а совместная деятельность взрослых и детей, преодоление в команде различных трудностей и достижение общего командного результата – сплочению детского коллектива. Во время проведения активного отдыха очень важен личный пример воспитателя. Потому педагоги вместе с детьми участвуют в играх и соревнованиях, ходят на лыжах, играют в теннис и пр.
6.1. Физкультурные досуги не требует специальной подготовки, строятся на хорошо знакомом детям материале и проводятся несколькими группами, близкими по возрастному составу (старшие и подготовительные группы).
Такое мероприятие организуются 1-2 раза в месяц, длительностью по 30–50 минут.
6.2. Спортивные праздники проводятся, как правило, в каникулярное время (зимой и летом). При организации спортивного праздника воспитателями красочно оформляются места проведения (физкультурный зал, групповая комната, спортивная площадка) в соответствии с намеченным содержанием мероприятий, а также используется музыкальное сопровождение. Полезно соблюдение определенных ритуалов (например, приветствия команд, зрителей, показательных выступлений участников, торжественных церемоний открытия и закрытия праздника и др.).
6.3. Организуя в ДОУ день или неделю здоровья, педагоги отменяют все виды занятий, режим дня наполняется разными играми, упражнениями, увеличивается время пребывания детей на свежем воздухе. В театрализованной или игровой форме легче усваиваются двигательные навыки и гигиенические знания. В организацию работы с детьми включают разные виды деятельности, насыщенные как спокойными, так и интенсивными движениями. Это игры и игровые упражнения в помещении и на прогулках, несложные спортивные соревнования, туристические прогулки-походы в близлежащий парк или лес. Подготовка к проведению дня или недели здоровья осуществляется в процессе всей учебновоспитательной работы с детьми и предполагает участие всего педагогического коллектива.
6.4. Релаксация – это один из путей преодоления внутреннего напряжения у ребнка. Обучая детей примам релаксации, мы помогаем им снять внутреннее мышечное напряжение, успокоиться, тем самым привести нервную систему и психику в нормальное состояния покоя. Умение детей управлять своими чувствами и эмоциями – ещ один шаг к воспитанию у них уверенности в себе.
Для получения наибольшего оздоровительного эффекта соблюдаем следующие правила при подборе упражнений и их выполнении:
- упражнения на релаксацию выполнять в тихой, спокойной обстановке;
- расслабляться с закрытыми глазами;
- зависимости от условий используем различные позы;
- не спешить заканчивать релаксацию, дети могут полежать, если им хочется;
- выходить из этого состояния медленно и спокойно: сначала потягиваться, словно после пробуждения ото сна, затем открывать глаза и потихоньку садиться.
При выполнении релаксации использовать спокойную музыку.
6.5. Музыкотерапия – это лекарство, которое дети слушают. Мелодии, доставляющие ребнку радость, замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, способствуют расширению сосудов и нормализации артериального давления, а раздражающая музыка дат прямо противоположный эффект.
Использование музыки во время двигательной деятельности детей содействует формированию у них правильных представлений о характере движений, вырабатывает у них точность и выразительность при выполнении упражнений, положительно сказывается на эстетическом, нравственном и физическом развитии учащихся, способствует формированию правильной осанки и спортивной походке, движения становятся красивыми, ловкими, экономичными.
Литература
• Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду М.: Сфера, 2003 – 88 с.
• Белая К.Ю., Зимонина В.А. «Как обеспечить безопасность дошкольников: конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста» М.: Просвещение, 2000 – 94 с.
• Глазырина Л.Д. Физическая культура дошкольникам: программа и программные требования М.: 1999 – 144 с.
• Зимонина В.А. Воспитание ребнка – дошкольника. Расту здоровым.
М.;ВЛАДОС,2003-304 с
• Каштанова Т.В, Организация оздоровительного центра в образовательном учреждении: практическое пособие М.:2002
• Колабанов В.В. Валеология – СПб: Деан, 2001
• Кузнецова М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях. М.: АРКТИ, 2002
– 64 с.
• Моргунова О.Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ.
Воронеж, 2005 – 127 с.
• Овчинникова Т.С. Двигательный игротренинг для дошкольников. СПб, 2002 – 176 с.
• Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста М.: 2004
• Рунова М.А. Двигательная активность ребнка в детском саду М.: 2000
– 256 с.
• Синкевич Е.А. Физкультура для малышей СПб: 2003 – 48 с.
• Семнова Н. Дыхательная гимнастика Стрельниковой в школе здоровья. СПб.2004 – 87 с.
• Чупаха И.В. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. М: 2003 - 143 с.
• Юдина Е.Г. Педагогическая диагностика в детском саду. М.: 2003 – 114 с.