Проблемы акционирования белорусских предприятий




Динамика реформирования отношений собственности носит неравномерный характер в силу субъективных факторов и объективных причин.

Приватизация в Беларуси все-таки идет. Но этот процесс имеет свои особенности: у нас приватизируются либо потенциальные банкроты, либо наиболее дальновидные предприятия, кто трезво оценивает тенденции, берущие верх в соседних государствах.

Уже очевидно, что Беларусь стоит на пороге бума продаж потенциальных банкротов. Белорусским приватизаторам необходимо было бы поучиться у россиян, где государство придумало более десятка новых способов продажи неликвидной собственности. Там даже доплачивать готовы – только бы скорее сбросить на нового собственника проблемы дальнейшего развития предприятия.

Что же касается продажи финансово состоятельных предприятий, то она по-прежнему обставляется частоколом разных процедур, в результате которых продать что-то сложно. Предпродажная подготовка включает обязательную переоценку основных фондов. Кроме того, часто требуется сохранить профиль предприятия, продлить трудовые отношения с работниками, а также погасить образовавшуюся задолженность.

«Точечная» приватизация нам не поможет. Надо выполнять государственную программу приватизации, которая была принята еще в 1994 году, но выполнена лишь наполовину.

В 2000 году было предпринято несколько попыток, чтобы продать предприятие республиканской собственности «Инсом», причем соответствующая инициатива исходила из самого трудового коллектива. «Инсом» сталкивается с все более острой конкуренцией на российском и прибалтийских рынках. Именно это и заставило его искать пути привлечения инвестиций. Поскольку стоимость предприятия превышает 10 тыс. МЗП, разрешение на продажу должен был дать президент. Но когда провели переоценку, стоимость «Инсома» возросла почти в 7 раз. Тогда покупателей не нашлось. Предприятие в конце концов продали, но потеряли и время, и репутацию. Рынок все равно показал реальную стоимость этого предприятия – переоценка была лишней.

Прошлым летом на открытых торгах было продано расположенное в Могилеве республиканское предприятие АСАТ. Предприятие небольшое, персонал - 20 специалистов. Решение о выставлении предприятия на торги принял сам коллектив. АСАТ – далеко не аутсайдер на рынке, но здесь понимали, что для более динамичного развития нужны инвестиции. Новым собственником могилевского предприятия стал гражданин России. А российская фирма «Ост-Вест корпорейшн» недавно стала владельцем крупного пакета акций ОАО «Брестский завод бытовой химии».

До недавнего времени белорусские директора, как правило, стремились не допустить сторонних акционеров на предприятие: кому хотелось делиться креслом? Сейчас ситуация поменялась принципиально. Российские производители теснят белорусских даже на собственном рынке.

Недавно ОАО «Красный мозырянин» выступило с инициативой о продаже на инвестиционном конкурсе крупного пакета, принадлежащего государству.

Промышленность Беларуси ориентирована на импорт сырья из России и экспорт продукции в Россию. Но как можно конкурировать с россиянами, если у них в 3 раза ниже налоговый пресс, затраты по энергетике, транспортные издержки. В Англии, Турции, Германии налоги на прибыль составляют до 30%, а все остальные налоги – от 0,4% до 1% объемов реализации. В Беларуси налоговый пресс выше. Но можно продавать продукцию в Польше, Прибалтике, где цены на энергоносители гораздо дороже, чем в Беларуси. А для этого необходимо сделать продукцию конкурентоспособной, для чего и необходимы инвестиции.

Представители Минфина высказались о необходимости унификации налоговой системы в соответствии с программой мер по созданию Союзного государства, но в то же время уточнили, что речь идет об установлении единых принципов налогообложения, но не единых ставок.

И российские, и белорусские органы приватизации нередко конфликтуют с отраслевыми министерствами. В России эта проблема решена в пользу Минимущества. Теперь это министерство подписывает соглашение с отраслевиками и контролирует их выполнение. Отраслевики отныне регулярно отчитываются в правительстве о принятых мерах по повышению эффективности использования госимущества.

В России все предприятия, кроме налогов, уплачивают в бюджет часть прибыли, аналогично тому, как акционерные общества уплачивают дивиденты. Это резонно, так как все предприятия должны находится в одинаковых условиях. В 2001 году российский бюджет рассчитывает получить от приватизации на 30% денег больше, чем в 2000. А почему бы и нет, ведь объем госсобственности позволяет. И Беларуси этого процесса не избежать.

Головная боль государства – неиспользуемое или неэффективно используемое имущество. Как ни старается Мингосимущество, а сбыть его сложно: мало инициативы у отраслевых министерств, да и Минпредпринимательства могло бы проявить инициативу и сдавать его предпринимателям на конкурентной основе.

В конце прошлого года Мингосимущество проводило конкурс по продаже госпакетов. Удалось продать лишь 2 пакета. Сначала пакет дзержинского машиностроительного предприятия составлял 45% с условием привлечения 150 тыс. USD. Однако Минсельхозпрод урезал пакет до 4%, но объем привлекаемых инвестиций оставил прежним. Между тем, давно известно специалистам, что продажа инвестору пакета акций ниже 51% снижает его стоимость в 2-3 раза.

В 2001 году из 2 тыс. объектов, подлежащих разгосударствлению и приватизации, отраслевые министерства отобрали лишь 40 объектов республиканской собственности. Такого количества госпредприятий нет ни у кого.

Нынешний статус многие госпредприятия вполне устраивает. Если АО предполагает корпоративное прозрачное управление, то на некоторых госпредприятиях нередко происходит тихая «прихватизация» финансовых потоков. Некоторые предприятия даже просит не присылать аудиторов, «а то не будет акционироваться».

Явное нежелание государства начать широкую приватизацию государственной собственности, и, что не менее важно, гарантировать достойное участие в ней директорского комплекса привело к появлению различных нелегальных форм перераспределения собственности. У нас, например, есть предприятия, которые почти не имеют оборотных средств, платят небольшие налоги и зарплату, но производство у них не только не останавливается но и наращивается. Причем, это, как правило, экспортно ориентированные производства. Расчеты с контрагентами организованы таким образом, что определенная часть валюты в республику не возвращается. Перераспределяя таким образом финансовые потоки, руководство государственных предприятий, не будучи собственником, реализует свои экономические интересы и не проявляет заинтересованности в приватизации.

Огромное влияние на процессы приватизации имеют министерства и ведомства, которые менее всего заинтересованы в приватизации, которая может привести к их ликвидации. Чтобы обезопасить себя, они разработали такую методику оценки государственной собственности, которая не позволяет определить ее реальную собственность. Применение методики необоснованно завышает стоимость государственного имущества в несколько раз, что делает приобретение его малопривлекательным и отпугивает инвесторов. Причем просматривается тенденция: чем крупнее объект приватизации, тем выше ранг функционеров, решающих судьбу приватизации. Поэтому у нас приватизация зависит в большей мере от возможности инвестора договориться с ведомственными функционерами, чем от законов.

Однако и отраслевые органы управления не желают заниматься реальной приватизацией. Например, Минжилкомхоз преобразовывает арендные предприятия в унитарные и обязывает их рассчитываться за долги арендных предприятий. Такую практику нельзя признать правильной.

Несколько снизился пресс со стороны органов управления, зато многократно возрос прессинг контролирующих органов, а это не одно и то же.

Окончательное решение по статусу в процессе реформирования должны принимать компетентные органы, а не трудовой коллектив.

В 2001 году был отменен мараторий на продажу акций, приобретенными физическими лицами в процессе льготной приватизации.

Существование в стране значительных льгот и определенных гарантий для предприятий с иностранными инвестициями явилось причиной популярности оффшорного бизнеса. Нельзя не отметить положительную сторону этого процесса. Таким образом, все же в республику поступают определенные инвестиции. С другой стороны, предприятия с иностранными инвестициями имеют значительные преимущества по сравнению с предприятиями без таковых, что автоматически делают последних неконкурентоспособными. Не случайно законодательства России, Украины, Польши и других стран не предусматривают специальных льгот для предприятий с иностранными инвестициями.

Одна из стратегических ошибок при проведении приватизации – отставание темпов реформирования от темпов начисления приватизационных чеков. А на очереди, как известно, переоценка основных фондов, которая повлечет за собой индексацию чеков. Предполагается, что его номинальная стоимость увеличится ориентировочно в 3 раза. Сейчас номинал оценивается в 1200 ВYВ.

И тем не менее, в 2001 году госказна должна получить от приватизации 10 млрд. BYB. Амбиции Нацбанка гораздо серьезнее – 250 млн. USD. Но если правительство останется в стороне, планам не суждено будет сбыться. Мингосимущество не обладает соответствующими полномочиями и форсировать процесс не может.

А на многих предприятиях Легпрома интерес к реформированию сведен к нулю. Разгосударствление, по существу, пока является сменой вывесок.

Так, например, Оршанский льнокомбинат должен был поменять свой статус согласно указу А.Г.Лукашенко от 14.02.95 «Об акционировании льноперерабатывающих предприятий». В соответствие с этим документом, на базе льноперерабатывающих предприятий Беларуси намечалось создать холдинг. Однако с тех пор на предприятии ничего не изменилось. А поскольку до 1 июля 2001 г. все предприятия обязаны привести свой статус в соответствие с гражданским кодексом, Оршанский льнокомбинат преобразован в РУП. И это при том, что указ об акционировании предприятия никто не отменял. Даже оказавшись в патовой ситуации, льнокомбинат так и не пошел на акционирование. Наработанная в условиях аренды коллективная доля оказалась достаточно весомой - 30%. Тем не менее, невзирая даже на такой стимул, акционироваться коллектив не захотел.

Пример Оршанского льнокомбината – ярчайшее доказательство того, что в стране не существует политики реформирования отечественных предприятий. Получается, что предприятиям акционироваться не нужно, поскольку видимый эффект от изменения статуса в сегодняшней ситуации ничтожен. Кроме того, из этого процесса полностью исключен основной двигатель приватизации – управленческое звено, которое могло бы инициировать процесс и в перспективе стать собственником предприятия.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: