Основными целями бизнес-плана ЗАО «Алфавит» являются следующие:
1) увеличение объёмов продаж витаминно-минерального комплекса для детей 7 – 14 лет, созданного с учётом совместимости компонентов;
2) разработка и производство препаратов для общего укрепления организма ребёнка в возрасте от 7 до 14 лет;
3) обеспечение качества препарата, соответствующего стандарту РГМУ;
4) информирования потребителей о действиях препарата путём проведения рекламной кампании.
Реализация данного проекта осуществляется закрытым акционерным обществом «Алфавит».
Целями данного общества являются:
1) увеличение объёмов продаж витаминно-минерального комплекса для детей 7 – 14 лет, созданного с учётом совместимости компонентов;
2) разработка и производство препаратов для общего укрепления организма ребёнка в возрасте от 7 до 14 лет;
3) обеспечение качества препарата, соответствующего стандарту РГМУ;
4) информирования потребителей о действиях препарата путём проведения рекламной кампании.
Основным направлением деятельности: является разработка и производство препаратов для общего укрепления организма ребёнка в возрасте от 7 до 14 лет. Товар влияет на энергетический обмен, содержит витамины С, В1, К1, D3, кальций и другие полезные вещества. Укрепляет кости, зубы, способствует здоровому росту ребёнка.
Потребители продукции: данное предприятие связано с торговой сферой. Потенциальными покупателями витаминно-минерального комплекса «Алфавит» примерно 82% населения РФ. По своим качествам и цене «Алфавит» может рассчитывать на 60% рынка медицинских энтерсорбентов.
Учредители: открытое акционерное общество «Партнёр-инвест»;
Адрес общества: Советский район, ул. Ленина 78;
|
Фонд общества: 12,8 млн. руб.
Уставный капитал ЗАО «Алфавит» составит: 90,8 млн. руб., разделённый на доли в виде:
1) привилегированных акций номинальной стоимостью – 59 млн. руб.;
2) обыкновенных акций номинальной стоимостью – 31,8 млн. руб.
Фирма начнёт функционировать: 12.11.08.
Продолжительность рабочего дня: 8 часов.
Продолжительность рабочей недели: 6 дней.
Производство не носит сезонный характер.
Анализ рынка сбыта
На российском рынке сбыта лекарственных препаратов для детей выделяют две основные группы:
1) традиционные витаминно-минеральные комплексы, которые входят в основной вид продукции сразу нескольких организаций, выпускаются по одинаковому составу, одинаковой дозировки, длительное время находятся на рынке сбыта и хорошо знакомы потребителям;
2) новые витаминно-минеральные комплексы для детей, незнакомые потребителям.
Продукция ЗАО «Алфавит» относится ко второй группе. В данное время предприятие не задействовано на каких-либо рынках, т.к. его товар является абсолютно новой продукцией.
Основными конкурентами являются витаминно-минеральный комплекс для детей «Здоровый малыш», «Карапуз», «Счастливое детство». Наибольший объём рынка занимает «Здоровый малыш», на втором месте – продукт «Счастливое детство», который наиболее близок к первому товару по объёмам продаж в денежном выражении, на третьем месте – относительно новый товар «Карапуз».
Прибыль препарата «Карапуз» невысока, т.к. товар является новым на рынке сбыта и потребители ещё малознакомы с данным товаром.
|
Рентабельность продаж «Здорового малыша» невысока (менее 35%). Препаратом, приносящим наибольшую прибыль, является «Счастливое детство» (на российском рынке свыше 50 – 70%). Из препаратов главным конкурентом «Алфавита» является «Счастливое детство», т.к. именно он имеет спрос на международном рынке.
В настоящее время покупателями продукции ЗАО «Алфавит» являются:
1) крупные дистрибьюторы и аптечные пункты («Пром Интернешнл», «Аптека-Вест», ЗАО«Здоровье»);
2) больницы;
3) индивидуальные покупатели.
Чтобы удовлетворить требования потребителей, «Алфавит» выпускается в различных упаковках:
- герметичных пакетах в картонной коробке (50г);
- пластиковых банках (25 – 35г).
Для многих потребителей важен срок хранения препарата. «Алфавит» может храниться без потери своих свойств 5 лет, в то время как «Здоровый малыш» имеет срок хранения 4 года, а «Счастливое детство» - 3,5 года.
Условия оплаты у ЗАО «Алфавит» различные, в зависимости от размера покупаемой партии, т.е. если продукция покупается оптом, то предоставляется отсрочка платежей за проданную продукцию на 2 месяца, если продукция покупается по штучно – то оплата производиться наличными.
Конечные потребители «Алфавит» неоднородны по своему составу. Рынок потребителей можно разделить на сегменты. Основной сегментации являются следующие переменные факторы, которые присущи родителям, имеющим детей в возрасте от 7 до 14 лет, принимающие препарат «Алфавит»: уровень доходов, возраст детей, повод для совершения покупки, искомые выводы.
Сегментация конечных потребителей
|
Уровень доходов родителей/возраст детей, принимающих данный препарат. | Рядовые потребители. | Потребители употребляющие данный препарат для профилактике. | Проблемные потребители. |
Средний: - дети от 7 до 8 лет - дети от 8 до 10 лет - дети от 10 до 12 лет - дети от 12 до 14 лет | сегмент 1 сегмент 2 сегмент 3 сегмент 4 | сегмент 5 сегмент 6 сегмент 7 сегмент 8 | сегмент 9 сегмент 10 сегмент 11 сегмент 12 |
Выше среднего: - дети от 7 до 8 лет - дети от 8 до 10 лет - дети от 10 до 12 лет - дети от 12 до 14 лет | сегмент 13 сегмент 14 сегмент 15 сегмент 16 | сегмент 17 сегмент 18 сегмент 19 сегмент 20 | сегмент 21 сегмент 22 сегмент 23 сегмент 24 |
Высокий: - дети от 7 до 8 лет - дети от 8 до 10 лет - дети от 10 до 12 лет - дети от 12 до 14 лет | сегмент 25 сегмент 26 сегмент 27 сегмент 28 | сегмент 29 сегмент 31 сегмент 32 сегмент 33 | сегмент 34 сегмент 35 сегмент 36 сегмент 37 |
Сегменты 1-4, 13-16, 25-28 – «рядовые потребители». Это обычные потребители (родители), которые покупают медицинские препараты для своих детей, когда в них возникает необходимость и имеющие минимальные запас лекарств в домашней аптечке.
Сегменты 5-8, 17-20, 29-33 – «постоянные заботящиеся о своём здоровье потребители» - это родители, которые ответственно относятся к состоянию здоровья собственных детей.
Сегменты 9-12, 21-24, 34-37 – «проблемные потребители» - это потребители (родители), приобретающие препараты в виду возникновения какой-либо проблемы со здоровьем у своих детей, носящей как случайные, так и систематический характер (для поддержания иммунитета ребёнка).
Новаторами на данном рынке являются постоянно заботящиеся о здоровье своих детей родители - сегменты 5-8, 17-20, 29-33, и это необходимо учесть в продвижении товара на региональном рынке и разработке рекламы.
В ряду давно присоединившихся покупателей пребывает существенно большая часть покупателей из сегментов 9-12, 21-24, 34-37.
Влияние на спрос индивидуальных потребителей оказывают:
- реклама;
- рецепты лечащих врачей;
- наличие товара в розничной сети;
- имидж товара.
Продукция «Алфавит» обладает рядом уникальных свойств: содержит витамин В1 и железо, которые участвуют в энергетическом обмене, витамин Е, которые укрепляет иммунитет, витамин К1 и D3, которые способствуют здоровому росту ребёнка. Уникальные свойства способствуют малой эластичности «Алфавита» по цене. Кроме того, витаминно-минеральный комплекс для детей не занимает большой доли семейного бюджета потребителей, что тоже делает возможным изменение цены без существенного влияния на спрос.
Согласно плану ЗАО «Алфавит» через три года с момента начала финансирования данного проекта «Алфавит» станет известным общенациональным лекарственным средством, а ёмкость его рынка увеличиться, поскольку даже низкодоходные слои населения будут постепенно переходить на более эффективные и умеренные по цене лекарственные формы.
«Алфавит» обладает самой высокой сорбционной ёмкостью среди всех конкурентов, что обеспечивает низкую стоимость курса лечения препаратом. Сравнительная стоимость курса лечения (5 дней) различными витаминно-минеральными комплексами для детей приведена ниже.
Сравнительная характеристика энтерсорбентов
Препарат | Цена за одну упаковку, руб. | Цена за курс лечения (5 дней), руб. | Сорбционная ёмкость, м2/г |
«Здоровый малыш» | (225 г) 95,00 | 95,00 | |
«Счастливое детство» | (90 г) 210,00 | 105,00 | |
«Карапуз» | (100 г) 15,00 | 60,00 | 16-20 |
«Алфавит» | (50 г) 77,00 | 30,00-50,00 |
Как видно из таблице, в целом стоимость курса лечения различными энтеросорбентами сопоставима. Однако, учитывая наибольшую сорбционную ёмкость «Алфавита», его высокую скорость адсорбции, существует лечебная и экономическая целесообразность применения этого препарат.
«Алфавит» обладает совместимыми компонентами и имеет различные вкусы. Конкурирующие препараты менее удобны в применении.
План производства
В соответствии с данным проектом предполагается наладить новое производство, отвечающие требованиям «Правила организации производства и контроля качества лекарственных средств», а также требованиям НИИ питания РАМН.
Требования к промышленной площадке:
1) размер промышленной площадки 10тыс.м2;
2) протяжённость санитарно-защитной зоны 50 м;
3) электроэнергия: до 150 кВт установочной мощности;
4) водопровод: расход до 11 м3/ч, в том числе вода хозяйственного назначения и питьевая вода;
5) сети канализации;
6) тепло отопительное 0,5 гкал/ч;
7) пар технологический до 3 т/ч;
8) сети связи.
Планируется строительство производственного модуля и комплектация его оборудования польской фирмой «Формат». Стоимость – 54 млн. руб.
Возможно следующее строительное решение:
- административно-лабораторная часть корпуса – 432 м2;
- производственная часть корпуса – 750 м22;
- складская часть корпуса – 216 м2.
Технологическое оборудование. Технологический процесс включает получение сырья, его анализ, переработку, фасовку в пакеты и контроль готовой продукции. Стоимость составит:
- завода – 54 млн. руб.;
- земельного участка – 1 млн. руб.;
- транспорта и офисного оборудования – 4 млн. руб.
График реализации проекта
Вид работ | 1-й год | 2-й год | ||||
I квартал | II квартал | III квартал | IV квартал | I квартал | II квартал | |
Землеотвод | ||||||
Монтаж завода и оборудования | ||||||
Приобретение автотранспорта | ||||||
Приобретение оргтехники |
Монтаж и сборку завода обеспечит одна польская фирма – «Формат». Сборка завода и комплектация его оборудования займут не более одного года. Предполагается, что расходы каждого этапа будут осуществлять в первый месяц этапа.
В первый год реализации проекта планируется увеличить объём производства на существующих площадях. Для этого будут введены дополнительные смены. Со второго года проекта производство будет осуществляться в новых помещениях на новом оборудовании. К пятому году проекта планируется выход на проектную мощность.
8. Организационный план
В соответствии с целями организации и на основе деятельности организации выбрана линейная структура управления.
Преимущества и недостатки линейной структуры управления.
Тип организационной структуры | Преимущества | Недостатки |
Линейная | Единство и четкость распорядительства. Личная подотчётность исполнителя одному лицу. Ответственность каждого за выполнение задания (дисциплина). | Субъективность принимаемых управленческих решений. Высокий уровень требования к знаниям, навыкам и умениям руководителя. |
Ниже представлена линейная структура управления, которая наглядно представляет количество уровней управления, особенности иерархии, характер распределения полномочий и ответственность по вертикали и горизонтали структуры управления.
Управление ЗАО «Алфавит» осуществляют:
- общее собрание акционеров;
- совет директоров;
- генеральный директор.
Генеральный директор общества:
1) осуществляет руководство текущей деятельностью общества, за исключением вопросов, отнесённых к компетенции общего собрания акционеров или совета директоров общества;
2) организует выполнение решений общего собрания акционеров и совета директоров общества;
3) без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы, совершает сделки от имени общества, утверждает штаты, издаёт приказы и даёт указания, обязательные для исполнения всеми работниками общества.
9. Финансовый план
В ходе реализации проекта ЗАО «Алфавит» планируется увеличить объём выпуска продукции в 140 раз. Расчёт данных по ожидаемому анализу представлены ниже.
Ожидаемые объёмы выпуска витаминно-минерального комплекса «Алфавит».
Показатель | 1-й год | 2-й год | 3-й год | 4-й год | 5-й год |
Выпуск, кг: - «Алфавит» | |||||
Темп роста общего объёма выпуска по отношению к 2009 г., % |
Также в бизнес-плане приведены прогнозные цены и структура производственной программы.
Структура производственной программы и прогнозные цены.
Препарат | Структура производства, % | Цена с учётом НДС, руб./кг | Структура поступлений от реализации, % | ||
1-й год | 2-й год | 1-й год | 2-й год | ||
«Алфавит» |
Динамика поступления выручки от продаж витаминно-минерального комплекса «Алфавит» представлена ниже. В 4-й год плана объёмы продаж препарата достигают своего максимума, далее не изменяется. Это связано с тем, что производственная мощность предприятия ограничена и потребитель уже «ознакомился» с товаром, препаратом стали пользоваться постоянные потребители. В итоге суммарные поступления остаются неизменными, рентабельность стабильна.
Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности ЗАО «Алфавит» за девять месяцев 2009 года представлены ниже.
Показатели финансово хозяйственной деятельности ЗАО «Алфавит» за 9 месяцев 2009 года.
№ | Показатель | Расчёт | Сумма, тыс. руб. |
Поступление от реализации без НДС | 21495 * 20% = | ||
Итого поступлений | |||
Налог на имущество | 1270 * 2,2% = | 27,94 | |
Налог на пользователей автодорог | 9,5 * 4р. = | ||
Налог на милицию | 200 * 1,5% = | 3,00 | |
Налог на прибыль | 666 * 24% = | 160,00 | |
Единый социальный налог | 452600 – 44240 – 5320 – 3080 – 3360 = | 396,60 | |
Итого уплата налогов | 27,94 + 38 + 3,00 + 160,00 + 396,60 = | 625,54 | |
Производственный персонал | (68124 – 39200) * 5,9= | ||
Управленческий персонал | 837503 + 56475 + 7425 + 3975 + 4125 = | 909,5 | |
Итого расчёты по оплате труда | 364 + 909,5 = | 1273,5 | |
Прямые затраты (материалы) | 907,20 | ||
Общепроизводственные затраты (инструменты, инвентарь, ГСМ) | 186,80 | ||
Итого материальные затраты | 907,20 + 186,80 = | 1094,00 | |
Амортизация производственного оборудования | 36,10 | ||
Прочие затраты (аренда, лицензии) | 213,60 | ||
Итого общепроизводственные расходы | 907,2 + 1094,00 + 36,10 + 13,60 = | 2436,30 | |
Материальные затраты | 23,30 | ||
Прочие услуги (аренда офиса, командировки, связь, почта) | 502,50 | ||
Затраты на рекламу | 150,70 | ||
Амортизация офисного оборудования | 42,90 | ||
Итого общехозяйственные расходы | 23,30 + 502,50 + 150,70 + 42,90 = | 568,70 | |
Итого расходы | 625,54 + 2436,30 + 568,70 = | 3630,54 | |
Денежный поток от операционной деятельности | 4299 + 36,10 + 42,90 - 3630,54 = | 747,46 |
Прогноз темпов изменения основных затрат ЗАО «Алфавит» будут в дальнейшем использоваться в качестве базы для составления плана расходов. Темпы роста представленные ниже приведены без учёта инфляции и исходя из экспертных оценок.
Прогноз темпов изменения основных затрат ЗАО «Алфавит».
Статья затрат | Темпы роста по отношению к базисному году, % | ||||
1-й год | 2-й год | 3-й год | 4-й год | 5-й год | |
Заработная плата производственного персонала | |||||
Заработная плата управленческого персонала | |||||
Прямые затраты | Пропорционально по отношению к базисному году, % | ||||
Общепроизводственные затраты | В два раза медленнее объёма выпуска | ||||
Общепроизводственные прочие расходы | В пять раз медленнее объёма выпуска | ||||
Общехозяйственные затраты | Пропорционально заработной плате управленческого персонала | ||||
Общехозяйственные прочие расходы | |||||
Амортизация | В зависимости от стоимости оборудования | ||||
Расходы на рекламу | В соответствии с рекламным бюджетом | ||||
Налоги | В зависимости от роста налоговой базы |
Виды налогов по данному бизнес-плану, их ставки, налогооблагаемые объекты и налоговые периоды представлены ниже, без учёта налоговых льгот предоставленных для предприятья.
Виды и ставки налогов, объекты и периоды налогообложения
Налог | Объекты налогообложения | Ставка, % / руб. | Налоговый период |
Налог на добавленную стоимость | Продажа продукции | месяц | |
Налог на прибыль | Прибыль | месяц | |
Налог на добавленную стоимость | Реализация товаров | месяц | |
Налог на пользователей автодорог | Выручка от реализации продукции | 4 руб. | месяц |
Единый социальный налог | Выплата пользу работника | 36,3 | месяц |
Налог на имущество | Основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты | 2,2 | квартал |
Налог на милицию | Охрана предприятия | 1,5 месяц |
10. Маркетинговый план
Анализ рынка сбыта
На российском рынке сбыта лекарственных препаратов для детей выделяют две основные группы:
1) традиционные витаминно-минеральные комплексы, которые входят в основной вид продукции сразу нескольких организаций, выпускаются по одинаковому составу, одинаковой дозировки, длительное время находятся на рынке сбыта и хорошо знакомы потребителям;
2) новые витаминно-минеральные комплексы для детей, незнакомые потребителям.
Продукция ЗАО «Алфавит» относится ко второй группе.
В данное время предприятие не задействовано на каких-либо рынках, т.к. его товар является абсолютно новой продукцией.
Основными конкурентами являются витаминно-минеральный комплекс для детей «Здоровый малыш», «Карапуз», «Счастливое детство». Наибольший объём рынка занимает «Здоровый малыш», на втором месте – продукт «Счастливое детство», который наиболее близок к первому товару по объёмам продаж в денежном выражении, на третьем месте – относительно новый товар «Карапуз».
Прибыль препарата «Карапуз» невысока, т.к. товар является новым на рынке сбыта и потребители ещё малознакомы с данным товаром.
Объём продаж основных конкурентов препарата «Алфавит».
Препарат | Розничные продажи в 2009 году | |
тыс. долл. | тыс. упаковок | |
«Счастливое детство» | ||
«Карапуз» | ||
«Здоровый малыш» |
Рентабельность продаж «Здорового малыша» невысока (менее 35%). Препаратом, приносящим наибольшую прибыль, является «Счастливое детство» (на российском рынке свыше 50 – 70%).
Из препаратов главным конкурентом «Алфавита» является «Счастливое детство», т.к. именно он имеет спрос на международном рынке.
Существует тенденция к сокращению выпуска препарата «Счастливое детство» из-за высокой цены на данный товар.
Учитывая высокую эффективность и низкую стоимость «Алфавит» может претендовать на рыночную долю «Счастливого детства».
Для этого потребуется активная рекламная компания.