Дети индиго: главная мистификация ХХ века




Содержание

[убрать]

· 1Происхождение термина

· 2Некоторые особенности «детей индиго»

· 3Оценки

· 4Художественные фильмы

· 5См. также

· 6Примечания

· 7Литература

o 7.1Научная

o 7.2Публицистика

Происхождение термина

Термин впервые использовался экстрасенсом Нэнси Энн Тэпп в 1982 году в книге «Понимание твоей жизни с помощью цвета»[9], которая начиная с 1960 годов считала, что многие дети имеют ауру цвета индиго.[8] В наше время, по мнению Тэпп, 70 % детей в возрасте до 10 лет и 40 % в возрасте от 15 до 25 являются «индиго»[10].

Широкое распространение термин получил в 1999 году после успеха книги Ли Кэрролла и его жены Джен Тоубер «Дети Индиго: Новые дети уже пришли».[11] Кэрролл утверждает, что подобная тема предстала как следствие общения с «носителем ангельской энергии», которого он именует Крайон[12].

Некоторые особенности «детей индиго»

Явлению «дети индиго» посвящено большое число книг. Несмотря на широкую известность явления, на сегодняшний день не существует чётких критериев, по которым можно отличить их от остальных детей. Признаки, которые приводятся разными авторами, могут кардинально различаться. Тем не менее, можно выделить среди всего разнообразия критериев некоторые, которые пользуются наибольшей популярностью.

Ниже приведён перечень качеств и основных признаков, которые обычно приписывают «детям индиго».

· асоциальность, низкая коммуникабельность, склонность замыкаться в себе[5];

· самоуважение, индивидуализм, нежелание подчиняться другим, неприятие авторитетов[2][3];

· большой творческий потенциал в сочетании с высоким уровнем интеллекта[3][7];

· склонность приобретать знания эмпирическим путём; интерес к далёким друг от друга предметам[13];

· неусидчивость, энергичность, дефицит внимания[7];

· импульсивность, резкие перепады настроения и поведения, при неблагоприятном стечении обстоятельств склонность к депрессиям[14];

· чувство социальной несправедливости, повышенное чувство ответственности[14];

· невосприимчивость к традиционным приёмам воспитания[2];

· развитая интуиция и чувство опасности[14];

· способность быстро осваивать использование цифровых технологий[7].

Оценки

Директор Института возрастной физиологии РАО, академик РАО, доктор биологических наук, профессор М. М. Безруких отмечает:[15]

Собственно говоря, все черты, которые приписываются этим детям, встречаются у значительного числа детей как вместе, так и по отдельности. [...] За 25 лет разговоров о детях-индиго, не удалось увидеть и обследовать ни одного. Если же говорить о живучести мифов, думаю, что большее внимание к ребенку проявляется у нас очень специфично. Многие родители рассматривают «вложения в развитие» как инвестицию, которая обязательно должна дать желаемый результат. Но увы – ребенок не всегда может соответствовать притязаниям родителей, и тогда становится очень востребована идея оригинальности, необычности. Это позволяет «снять ответственность» себя и возложить её на «непонимающих» учителей, воспитателей, общество.

Директор департамента политологии и социологии Института политических и социальных наук Уральского федерального университета, заведующий кафедрой прикладной социологии, доктор философских наук, профессор А. В. Меренков отмечает:[15]

Как правило, появлению завышенной самооценки у ребенка предшествует период, когда ему разрешалось вести себя абсолютно свободно, когда взрослые откликались на любое требование, которое нередко напоминало приказ. У ребенка постепенно сформировалось представление о том, что какие-либо правила поведения к нему не относятся. Отсюда пренебрежение мнением, оценками, требованиями родителей, сверстников. В итоге культура взаимоотношений с людьми осталась непостигнутой… Это вызывает появление самоуверенности – чувства, усиливающего вероятность возникновения различных конфликтов с окружающими. Можно предположить, что родители, убежденные в том, что их ребенок сам знает, как жить, потому что он индиго, собственными руками формируют его высокомерие и чувство значимости.

Художественные фильмы

· «Дети Индиго. Новое испытание для взрослых». Реж. Сергей Левашов, 2007 г. По заказу ОАО «ТВ Центр»

· «Дети Индиго». Из серии «Необъяснимо, но факт»

· «Дети Индиго». Из серии «Теория невероятности»

· «Эволюция Индиго» (производство США) — фильм Джеймса Тваймана

· Фильм «Индиго» (пр-во США). Реж. Стивен Дойч. В главной роли Нил Дональд Уолш, 2003 г.

· Фильм «Дети Света»: режиссёр Валерий Шатин. По заказу Международного Центра Рерихов

· Художественный фильм «Индиго» (пр-во Россия). Реж. Роман Прыгунов, 2008 г.

См. также

· Дети

· Одарённые дети

· Синдром Аспергера

Примечания

↑ Показывать компактно

1. Stenger, Victor J. (1998-06). «Reality Check: the energy fields of life». Committee for Skeptical Inquiry (англ.)русск..

2. ↑ Перейти к: 123 «Дети индиго — люди будущего?»(недоступная ссылка — история, копия)

3. ↑ Перейти к: 123 Дети индиго — psyplanet.ru (недоступная ссылка — история, копия)

4. Савенков, 2007.

5. ↑ Перейти к: 12 Дети индиго — изобретение шарлатанов от воспитания?

6. Дети цвета ультрамарин

7. ↑ Перейти к: 1234 Jayson, S (2005-05-31). «Indigo kids: Does the science fly?». USA Today.

8. ↑ Перейти к: 12 Whedon, Sarah W. (February 2009). «The Wisdom of Indigo Children: An Emphatic Restatement of the Value of American Children» (PDF). Nova Religio 12 (3): 60–76. DOI:10.1525/nr.2009.12.3.60. Проверено 2010-06-25.

9. Tappe, 1986.

10. Savannah Thomas Arrigo «Indigo glow: Aura theory interprets behavior of exceptional children» // Today’s Local News, 2 July 2006

11. Tober J & Carroll LA. The Indigo Children: The New Kids Have Arrived. — Light Technology Publishing, 1999. — ISBN 1-56170-608-6.

12. Кэрролл, Тоубер, 2007.

13. Феномен индиго

14. ↑ Перейти к: 123 Виктория Хаджирадева Дети индиго: миф или реальность? // Новая. — 21.08.2007.

15. ↑ Перейти к: 12 Черномыс, 23.04.2015.

Литература

Научная

· Бесчасная А. А. Дети-индиго — пришельцы из космоса? // Человек. — 2008. — № 3. — С. 178-181.

· Бигнова М. Р. Новые религиозные движения в современном российском обществе: духовные смыслы и образовательные парадигмы // European Social Science Journal. — 2013. — № 3. — С. 288-296. — ISSN2079-5513.

· Богатырёв В. В. Глобализация и человек // Научная жизнь. — 2009. — № 4. — С. 82-84. — ISSN 1991-9476.

· Владимирова Л. Дети нового времени (Обзор публикаций о феномене индиго) // Воспитание школьников. — 2008. — № 1. — С. 53-55. — ISSN 0130-0776.

· Владимирова Л. Дети нового времени (Обзор публикаций о феномене индиго) // Воспитание школьников. — 2008. — № 3. — С. 64-66. — ISSN 0130-0776.

· Владимирова Л. Дети нового времени (Обзор публикаций о феномене индиго) // Воспитание школьников. — 2008. — № 4. — С. 55-58. — ISSN 0130-0776.

· Владимирова Л. Дети нового времени (Продолжаем обзор публикаций о феномене индиго) // Воспитание школьников. — 2008. — № 5. — С. 63-65. — ISSN 0130-0776.

· Гнатик Е. Н. Проблемы экспансии парамедицины // Безопасность Евразии. — 2007. — № 4. — С. 305-328. — ISSN 1607-7334.

· Горлова Н. А. Смысловая сфера современного ребёнка как основа профилактики, коррекции и развития // Специальное образование. — 2013. — № 2. — С. 19-32.

· Дремина И. Е., Шалаева С. Л. Дети индиго: реальность или миф // Пятнадцатые Вавиловские чтения. Инновационные ресурсы и национальная безопасность в эпоху глобальных трансформаций материалы постоянно действующей Всероссийской междисциплинарной научной конференции с международным участием (Йошкар-Ола, 8-9 декабря 2011 года): в 2 ч / М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования "Марийский гос. технический ун-т", Фак. социальных технологий МарГТУ [и др.]. — Йошкар-Ола: МарГТУ, 2012. — С. 204-206.

· Леонова Е. Цвет времени: синий // Искусство кино. — 2008. — № 5. — С. 78-85. — ISSN 0130-6405.

· Заболотняя М. В. Дети индиго, или Сто оттенков меланхолии цинично, лирично, праудиво, либерастич // Вопросы театра. — М.: Государственный институт искусствознания, 2011. — № 1-2. — С. 31-54. — ISSN0507-3952.

· Залевский Г. В., Кузьмина Ю. В. «Дети индиго»: психологическая реальность или психологический миф? Между одарённостью и синдромом дефицита внимания с гиперактивностью // Сибирский психологический журнал. — Томск: ТГУ, 2009. — № 31. — С. 73-75. — ISSN 1726-7080.

· Иващенко Н. «Дети Индиго» и кризис традиционной педагогики // Знание — сила. — 2008. — № 9. — С. 37-42.

· Клягин Н. В. Инфантильная наука // Философия и культура. — 2011. — № 7. — С. 19-29. — ISSN 1999-2793.

· Кон И. С. Мальчик — отец мужчины. — М.: Время, 2009. — 704 с. — ISBN 978-5-9691-0527-0.

· Королёв А. А. Роль личности в истории: гении и таланты // Общество и человек. — 2010. — № 1 (1). — С. 70-83. — ISSN 2218-9728.

· Криворученко В. К. Российская молодёжь:лабиринты развития // Точки над Ё. — 2012. — № 2 (3). — С. 37-45.

· Кэрролл Р. Т. Дети индиго // Энциклопедия заблуждений: собрание невероятных фактов, удивительных открытий и опасных поверий. — М.: Издательский дом «Вильямс», 2005. — 672 с. — ISBN 5-8459-0830-2, ISBN 0-471-27242-6.

· Мамычева Д. И. От детоцентризма к «потреблению» детства // Философия права. — Ростов-на-Дону: РЮИ МВД России, 2011. — № 4. — С. 79-82.

· Москатова А. К. Феноменология саморазвития и трансформации самосознания // Вестник Академии знаний. — 2013. — № 1 (4). — С. 113-119. — ISSN 2304-6139.

· Москатова А. К. Самореализации в индивидуальном развитии // Вопросы гуманитарных наук. — 2013. — № 2. — С. 79-86. — ISSN 1684-2618.

· Рахматуллин Т. Г., Рахматуллин М. Т. Дети индигокак необычная форма одарённости // Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 2. — С. 236. — ISSN 1817-6321.

· Савенков А. И. «Дети индиго». Родословная опасного мифа // Современное дошкольное образование. Теория и практика. — 2009. — № 2.

· Самородов Д. П. Новые (индиго) дети — первый десант звёздного человечества. Шестая раса идёт: метаисторический взгляд на проблему / Д. П. Самородов; Акад. наук Республики Башкортостан, Отд-ние гуманитарных наук, Федеральное агентство по образованию, Стерлитамакская гос. пед. акад., Стерлитамакский фил. Башкирского гос. ун-та. — Уфа: Гилем, 2006. — 260 с. — ISBN 5-7501-0751-5.

· Соколова Н. В. «Дети индиго» — миф или реальность? // Alma mater (Вестник высшей школы). — 2014. — № 1. — С. 107-112.

· Черкасова О. А. Влияние психофизиологических особенностей младших школьников на успешность учебной деятельности и обучения с учетом вовлеченности структур головного мозга // Обучение и воспитание: методики и практика. — 2013. — № 5. — С. 96-102.

· Шалаева С. Л. Дети индиго и мифологизация межпоколенных отношений: опыт социально-философского анализа // Труды БГТУ. История, философия, филология. — Мн.: БГТУ, 2012. — № 5 (152). — С. 119-123.

· Шалаева С. Л. Дети индиго как мифологизация межпоколенных отношений в трансформирующемся обществе // Социальная синергетика и актуальная наука: Инновационные ресурсы и национальная безопасность в эпоху глобальных трансформаций Международный сборник научных трудов / Под общей редакцией В. П. Шалаева. — Йошкар-Ола: ПГТУ, 2012. — С. 206-212. — 348 с. — ISBN 978-5-8158-1026-6.

· Шалаева С. Л. Межпоколенные отношения как фактор социальной динамики и конфликтогенности современного общества // Конфликтология. — 2012. — № 2. — С. 126-141.

· Шалаева С. Л. Феномен детей индиго: конструирование мифа или реальность префигуративного общества (социально-философский анализ) // Конфликтология. — 2014. — № 1. — С. 165-175.

Публицистика

Публицистические книги

· Tappe N. Understanding your life thru color: Metaphysical concepts in color and aura. — Starling Publishers, 1986. — ISBN 0-940399-00-8.

· Артемьева Лариса. Дети, которые подарят нам счастье. Как строить жизнь с ребёнком индиго. — АСТ Прайм Еврознак, 2008. — 152 с. — 4000 экз. — ISBN 978-5-17-053085-4.

· Бейнарович Е. Под знаком индиго. — Одесса: Астропринт, 2009. — 211 с. — 4000 экз. — ISBN 966-318-356-X.

· Березина А., Артемьева Л. Большая книга о детях индиго. — М.: АСТ, 2008. — 256 с. — ISBN 978-5-9713-8572-1.

· Белимов Г. С. Дети индиго в России. Вундеркинды третьего тысячелетия. — Вече, 2008. — 416 с. — ISBN 978-5-9533-2826-5.

· Белимов Г. С. Дети индиго. Кто управляет планетой?. — М.: Рипол-классик, 2007. — 384 с. — ISBN 978-5-7905-5197-0.

· Верче, Дорин. Забота о детях индиго. — К.: София, 2005. — 272 с. — ISBN 5-9550-0806-3.

· Войтинас, Зигфрид. Кто они, Дети Индиго? — Духовное познание, 2003. — 176 с. — ISBN 3-7235-0693-3.

· Гегенкамп Каролина. Феномен Индиго: Дети нового времени. — М.: София, 2007. — С. 288. — 5000 экз. — ISBN 978-5-91250-382-5.

· Гегенкамп Каролина. Энциклопедия индиго. — М.: София, 2007. — С. 288. — 5000 экз. — ISBN 978-5-91250-415-0.

· Дженкинс П. Дети Индиго. Воспитание духовности у детей. — М.: София, 2007. — 224 с. — 5000 экз. — ISBN 978-5-91250-087-9.

· Земун Юрий. Этерлинг. Версия чуда. Дети Индиго в России. — Сова, 2007. — 160 с. — 5000 экз. — ISBN 5-17-037927-7.

· Куртышева М. Дети Индиго — будущее человечества. — СПб.: Питер, 2008. — 208 с. — ISBN 978-5-91180-651-4.

· Кюлевинд, Георг. Звёздные дети. — Эвидентис, 2006. — 172 с. — ISBN 5-94610-029-7.

· Кэрролл Л., Тоубер Дж. Дети Индиго. — К.: София, 2007. — 240 с. — ISBN 978-5-91250-261-3.

· Кэрролл Л., Тоубер Дж. Дети Индиго-2. Праздник цвета индиго. — К.: София, 2003. — 240 с. — ISBN 5-9550-0240-5.

· Кэрролл Л., Тоубер Дж. Дети Индиго. 10 лет спустя. — К.: София, 2009. — 384 с. — ISBN 978-5-91250-854-7.

· Леви В. Как воспитывать родителей, или Новый нестандартный ребенок. — Торобоан, 2007. — 416 с. — ISBN 978-5-901226-15-5.

· Некрасов Н., Некрасова З. Недетский лепет // Постчеловечество / Научный редактор М. Б. Ходорковский. — М.: Алгоритм, 2006. — С. 302-318. — 320 с. — 2000 экз. — ISBN 978-5-9265-0327-9.

· Самородов Д. П. Виват Индиго! О пионерах шестой расы и Новой Эре. Избранные метафилософские труды. — Стерлитамак: Изд-во «Фобос», 2008. — 244 с.

· Харланд Симоне. Гиперактивный или сверходарённый (как помочь нестандартным детям). — «Весь», 2004. — 128 с. — 5000 экз. — ISBN 5-9573-0309-7.

· Харрисон Стивен=. Счастливый ребенок. — М.: София, 2005. — С. 192. — (Дети индиго). — ISBN 5-9550-0648-6.

· Этуотер П. М. Х. За пределами детей индиго. — К.: София, 2006. — 320 с. — ISBN 5-91250-015-2.

Публицистические статьи

· Бобылев А. Люди Индиго — кто они? // Губернія. — 06.01.2007.

· Герасимова Е. «Так есть ли дети индиго? Учёные отмечают прогресс в развитии новых поколений» // «Независимая газета». — 22.12.2006. — № 280-281. Обсуждение проблемы детей индиго в Общественной палате РФ

· Ефименко В. Сенсация! шестая раса правит миром? // Газета «Аномальные новости». — 30.10.2009.

· Кузина С. Дети индиго уже живут среди нас? // Комсомольская правда. — 01.05.2008.

· Левшинова С. Дети индиго — другая реальность // Журнал «Наука и религия». — 2006. — № 6.

· Савенков А. И. «Дети Индиго»: осторожно — мистификация // Газета «Школьный психолог». — 2007. — № 4-5. Архивировано из первоисточника 13 февраля 2012.

· Севидова Н. В мире людей — это альтруисты. Их всё больше приходит в наш мир // Вести сегодня. — 10.05.2007.

· Смирнов А. Индиго — это краска, а не дети // Российское трансгуманистическое общество.

· Тимофеев В. Кто они, дети индиго? // Газета «Новый день». — № 63 (776).

· Черномыс, Ольга Дети индиго: главная мистификация ХХ века // Дети@Mail.ru. — 23.04.2015.

=

https://deti.mail.ru/child/deti-indigo-kak-glavnaya-mistifikaciya-hh-veka/

Дети индиго: главная мистификация ХХ века

Светлый, мудрый, проникновенный взгляд, такой недетский, что становится не по себе. Любовь к философским рассуждениям о любви, Боге, жизни и смерти. Способность к быстрому обучению и «залипанию» на чем-то важном для него в сочетании со свободолюбием, упрямством и отрицанием правил. Такие они – дети индиго.

Надеюсь, каждый родитель узнал хотя бы одну черту своего ребенка. Иначе и быть не может: начав свое триумфальное шествие в конце 70-х, дети индиго, по словам адептов теории, в 80-х уже составляли 15%, а к нынешнему времени их должно быть не меньше 90% от всех детей на планете. Ведь они, говорят, и есть та самая новая раса, которая спасет наш глупый мир, полный условностей и предрассудков. Пришедшие то ли из космоса, то ли из прошлого, то ли божьи посланники, они – наше спасение и наша надежда.

Откуда они взялись?

Захватывающая история о том, что наши собственные дети, лапочки и упрямцы со всеми своими истериками, смешными словами, хитростями и прочими понятными вещами – на самом деле полубоги, нашла такой живой отклик, что поставила в тупик ученых во всем мире. Еще бы, когда буквально враз тысячи родителей начинают твердить, что их ребенок «имеет новую группу крови и дополнительные отростки ДНК, а также ауру синего цвета» и потому его нельзя лечить и учить как других детей, что тут можно возразить?

У понятия «дети индиго» тоже есть родители. «Мама» – Нэнси Энн Тэпп, называвшая себя экстрасенсом и в 1982 году написавшая книгу «Как разобраться в жизни с помощью цвета». Поскольку Нэнси утверждала, что видит ауру вокруг людей, она рассказала, что многие дети обладают аурой глубокого синего цвета. Скорее всего, история могла благополучно заглохнуть, не пойдя дальше экстравагантных поклонников, однако в 1999 году на авансцену вышел «папа» детей индиго Ли Кэролл – человек с образованием «Бизнес и экономика» и специальностью звукорежиссера кино. Он заявил, что постоянно слышит голос, который на самом деле принадлежит некой астральной сущности или ангелу по имени Крайон, который таким образом общается с землянами.

Ли Кэрролл был столь убедителен, что не только стал одной из главных фигур движения «Нью Эйдж», объединяющего разные эзотерические и мистические течения, но был несколько раз приглашен выступить на заседаниях группы в ООН. Прочитав Нэнси Энн Тэпп, он мгновенно подхватил идею, отполировав ее до безупречного состояния. И в 1999 году вышла написанная им совместно в женой Джен Тоубер культовая книга «Дети Индиго: Новые дети уже пришли» (надиктованная, разумеется, Крайоном). В ней объяснялось, что эти существа с синей аурой, приходящие в мир под видом обычных детей, и есть новая раса, которая заменит всех остальных и выведет человеческую цивилизацию на принципиально новый уровень. Но при этом, предостерегал Ли Кэрролл, очень важно не препятствовать их миссии: не наказывать, не заставлять подчинятся и вписываться в привычные правила.

Почему именно в России?

Самый горячий отклик эта теория получила в двух странах – США и России. О причинах можно лишь догадываться, общим, скорее всего, стала некая «детоцентричность» именно этих двух стран. Американские исследователи писали, что в их стране это стало ответом на период, когда к родительству стали предъявлять слишком большие требования, с которыми поколение, воспитанное в 60-х, не могло справляться. Увеличение насилия, взрывное развитие технологий, слишком большое количество принимаемых во время беременности лекарств и многие другие факторы привели к тому, что появилось много детей неуравновешенных, неусидчивых, не способных к контакту и т.д. Теория об индиго идеально прикрывала все проблемы и давала родителям козыри.

У нас появление версии о детях-индиго совпало по времени с общим расцветом разнообразных эзотерических течений, многих – под видом научных теорий. Кроме того, в эти годы вырос интерес к воспитанию вообще и индивидуализации этого процесса в частности. Появилось множество книг и специалистов, рассказывающих о том, как важно не подходить ко всем детям с одной меркой, бережно относиться к личности и принимать ребенка таким, какой он есть. После долгих лет царствования стандартов родители необычных, нестандартных детей почувствовали себя если не равными, то хотя бы не изгоями. Правда, как и всегда в таких случаях, маятник очень резко качнулся в другую сторону.

И, наконец, сработал такой обыденный фактор как... дефицит мест в детских садах. Многие мамы были вынуждены сидеть дома с детьми, а значит, они вольно или невольно наблюдали за своими детьми, следили, пытались понять их.

– Мой ребенок Индиго, – с нескрываемой гордостью сообщает мне женщина, приведшая на консультацию своего первоклассника, от бесконечных движений которого просто рябит в глазах. – Но учителю этого не докажешь. Подавляет его постоянно. Одни жалобы – плохо ведет себя в школе, вертится на уроках, мешает другим. Но ведь это же нормально для «новых» детей».

Я с трудом пытаюсь успокоить ребенка. Задаю ему пару вопросов. Отвечает довольно банально.
– Как вам нравится его мышление? – мать, как будто пиявка, впилась в меня взглядом.
– Как у всех.
– Как у всех? – возмущается женщина, но вдруг взгляд теплеет. – Ну да, я просто забыла, что к вам лишь приходят теперь одни дети-индиго, – находит она оправдание.
– Это правда, что сейчас таких, как мой сын, почти 90%?»
Я боковым зрением наблюдаю за тем, как крутится без остановки ребенок и пытаюсь открыть глаза матери на истинное положение вещей. Но разве прислушается она к моему мнению, когда для таких матерей, как она, воспитывающих гиперактивных детей, да еще с дефицитом внимания, сейчас брошен спасательный круг: «Радуйтесь, ваш ребенок – Индиго! Он самобытен настолько, что его не понять многим взрослым, а особенно учителям, воспитателям, как вам самим тоже.

Алла Баркан



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: