Учебная программа детского объединения «Азимут»




1. Спортивная туристская подготовка

1.1. Классификация видов спортивного туризма

Виды спортивного туризма.

Виды, в которых результат определятся суммой времени прохождения всей дистанции. Виды, в которых результат определяется суммой времени прохождения каждого технического этапа дистанции.

1.2. Нормативные документы по спортивному туризму

Единая Всероссийская спортивная классификация.

Туристские слеты и соревнования.

Правила соревнований и система штрафов по спортивному туризму на личных, лично-командных, командных дистанциях.

Характеристика дистанций 1-го и 2-го классов.

Разрядные требования по спортивному туризму.

Права и обязанности участников.

Положение о значках «Юный путешественник России», «Юный турист России», «Турист России».

Требования к выполнению нормативов по присвоению значков «Юный путешественник России», «Юный турист России», «Турист России».

1.3. Техника безопасности и правила поведения туристов на занятиях

Основы безопасности при проведении занятий в спортивном зале, на местности, при проведении многодневного туристского слета (соревнований), похода.

Правила поведения в незнакомом населенном пункте. Взаимоотношения с местным населением.

Меры личной безопасности в различных ситуациях.

Меры безопасности при преодолении естественных препятствий.

Требования по технике безопасности в работе с личным и групповым снаряжением.

Практические занятия:

Формирование практических навыков и умений соблюдения техники безопасности на занятиях объединения, на соревнованиях и в походах.

1.4. Личное снаряжение туриста

Понятие о личном снаряжении. Перечень личного снаряжения туриста.

Специальное туристское снаряжение. Снаряжение для занятий спортивным ориентированием компас, планшет, одежда, обувь, вспомогательное снаряжение.

Снаряжение для многодневного слета, похода: одежда и обувь для летних и зимних походов. Снаряжение для зимних походов, типы лыж.

Понятие о походном снаряжении.

Перечень личного снаряжения для многодневного похода, требования к нему. Правила размещения предметов в рюкзаке.

Хранение и использование личного снаряжения.

Практические занятия:

Специальное туристское снаряжение для занятий спортивным туризмом: знакомство с различными типами страховочных систем, регулировка и правильное расположение личного снаряжения: карабинов, рукавиц, роликов и т.д. на себе. Приведение снаряжения в рабочее или транспортное состояние.

Подбор специального снаряжения для летнего и зимнего периода: проверка комплектности и исправности, транспортировка, подготовка к соревнованиям.

Изготовление и совершенствование личного снаряжения.

1.5. Групповое снаряжение туриста

Правила эксплуатации и требования к групповому снаряжению.

Перечень командного снаряжения: веревки, рюкзаки, палатки.

Походная посуда для приготовления пищи.

Хозяйственный набор: оборудование для костра, рукавицы, ножи, половник, топоры, пилы и др.

Особенности снаряжения для зимнего похода. Хранение и использование группового снаряжения.

Практические занятия:

Маркировка веревок. Подготовка веревок к рабочему состоянию.

Проверка комплектности и исправности группового снаряжения.

Формирование ремонтного набора.

1.6. Технико-тактическая подготовка вида «Дистанция - пешеходная»

Естественные и искусственные препятствия.

Освоение техники прохождения (преодоления) различных этапов.

Технические этапы дистанций 2-го класса: характеристика и параметры этапов, способы их прохождения.

Учет индивидуальных особенностей занимающихся для выработки более рациональной техники преодоления этапов.

Оборудование дистанции. Разметка дистанции, этапов. Границы этапов, контрольные линии.

Практические занятия:

Оборудование этапов, разметка дистанции. Личное прохождение этапов, прохождение в связке и в команде. Отработка умений и навыков прохождения этапов, дистанций.

Формирование умений и навыков работы на дистанции командой:

- с использованием специального туристского снаряжения: переправа по веревке с перилами (параллельная переправа) с самостраховкой; подъем и спуск по склону с самостраховкой по перилам, наведенными судьями; траверс; подъем - траверс - спуск с самостраховкой по перилам, наведенным судьями; переправа по заранее уложенному бревну на самостраховке с использованием перил, наведенных судьями; переправа через реку вброд по веревке на самостраховке.

Изучение техники вязания узлов: «двойной проводник», «шкотовый», «стремя», «схватывающий». Спортивное и прикладное значение узлов.

1.7. Технико-тактическая подготовка вида «Дистанция – пешеходная - группа »

Понятие о тактике.

Организация работы команды на технических этапах дистанций 1-го, 2-го классов по спортивному туризму.

Тактика личного прохождения различных этапов, в команде и в связке.

Тактика сквозного прохождения дистанций и работы всей команды на всех этапах.

Распределение обязанностей между членами команды.

Практические занятия:

Знакомство с приемами разработки тактических схем преодоления технических этапов, применения различных специальных средств (снаряжения) на этапах.

Имитационные упражнения для освоения и совершенствования техники прохождения различных технических этапов по различным тактическим схемам. Выбор оптимальных вариантов работы на этапе (наиболее скоростных, при минимально возможных штрафах).

Отработка навыков работы на дистанциях по заранее разработанным тактическим схемам прохождения дистанции командой (последовательность преодоления каждым участником отдельных этапов).

Организация командной страховки (способы страховки: верхняя, нижняя и пр.). Понятия «страхующий» и «страхуемый».

Крепление вертикальных перил на подъеме и спуске. Подготовка перил для снятия (сдергивания) с целевого берега.

Организация самостраховки на вертикальных перилах.

Формирование умений внесения корректив в разработанные и оговоренные схемы при возникновении внештатных ситуаций:

- с использованием специального туристского снаряжения: организация сопровождения и переправа по веревке с перилами (параллельная переправа), наведенными судьями; подъем - траверс - спуск с самостраховкой по перилам, наведенным судьями; организация сопровождения и переправа по заранее уложенному бревну на самостраховке с использованием перил, наведенных судьями; переправа через реку вброд по перилам, наведенным судьями.

Изучение техники вязания узлов: «проводник одним концом», «восьмерка проводник», «прямой встречный», «схватывающий», «стремя», «двойной проводник», «удавка», «шкотовый», «карабинная удавка», «брамшкотовый».

Организация сопровождения.

Наведение перил.

Формирование навыков по организации страховки и самостраховки.

Осуществление перехода от страховки к самостраховке и от самостраховки к страховке.

Переправа первого участника на подъеме.

Штрафы за совершенные ошибки.

1.8. Туристские слеты и соревнования

Задачи туристских слетов и соревнований.

Положение о слете и соревнованиях, условия проведения.

Подведение итогов и награждение победителей.

Организация туристского быта на соревнованиях.

Практические занятия:

Зачетные соревнования по спортивному туризму.

Участие в соревнованиях по спортивному туризму на соревнованиях муниципального и регионального уровня на личных, лично-командных и командных дистанциях.

2. Топография и ориентирование

2.1. Краткие сведения, правила по спортивному ориентированию

Ориентирование по выбору (туристское). Условия. Правила соревнований ориентирования по выбору.

Контрольное время. «Стоимость» КП. Подведение результатов.

Практические занятия:

Знакомство с картографическими и видеоматериалами соревнований ориентирования по выбору.

Действия участника на старте, на дистанции, на контрольном пункте, в финишном коридоре, после финиша.

2.2. Условные знаки спортивных карт

Виды условных знаков. Масштабные, внемасштабные, линейные, площадные знаки. Группы условных знаков: населенные пункты, гидрография, дороги, растительный покров.

Рельеф, виды горизонталей, высота сечения. Изображения различных форм рельефа (гора, вершина, хребет, лощина).

Практические занятия:

Топографический диктант: упражнения на запоминание знаков, решение задач по практическому ориентированию.

Изучение на местности изображения реальных объектов. Знакомство с различными формами рельефа.

2.3. Техника ориентирования

Компас, типы компасов, устройство, правила обращения с компасом.

Чтение карты, определение азимута движения по карте, движение по азимуту, измерение расстояния по карте, измерение расстояния на местности, определение сторон горизонта, прямая и обратная засечка, техника бега, техника взятия КП, техника подхода и ухода с КП, отметка на КП.

Практические занятия:

Отработка приемов работы с компасом. Ориентирование карты по компасу, нахождение ориентиров по заданному азимуту, движение по азимуту.

Определение и контроль направлений с помощью компаса и карты по объектам местности.

Ориентирование на маркированной трассе.

2.4. Тактика ориентирования

Понятие о тактике: выбор тактических приемов для прохождения конкретных участков дистанции. Тактические командные действия на соревнованиях.

Выбор рационального пути для нахождения КП.

Действия участника на последних минутах контрольного времени.

Подсчет результата участника с учетом превышения контрольного времени.

Практические занятия:

Тактические действия на дистанции при выборе пути движения.

Отработка действий участника на дистанции на последних минутах контрольного времени.

2.5. Соревнования по спортивному ориентированию

Положение о соревнованиях, условия проведения соревнований.

Техническая информация. Стартовые параметры: номер, стартовая минута, местонахождение старта и финиша.

Практические занятия:

Участие в соревнованиях по спортивному ориентированию муниципального и регионального уровня.

3. Основы гигиены, первая помощь

3.1. Личная гигиена туриста, профилактика травматизма на занятиях и соревнованиях по спортивному туризму и ориентированию

Общая гигиеническая характеристика тренировок, походов и путешествий.

Сущность закаливания, его значение для повышения работоспособности человека и увеличения сопротивляемости организма простудным заболеваниям. Закаливание на занятиях туризмом, гигиенические основы закаливания.

Практические занятия:

Применение средств личной гигиены в походах и во время тренировочного процесса. Подбор одежды и обуви для тренировок и походов, уход за ними.

3.2. Основные приемы оказания первой помощи

Оказание помощи при травмах.

Способы иммобилизации пострадавшего.

Наложение жгута, ватно-марлевой повязки, обработка ран при кровотечениях.

Оказание помощи при тепловом и солнечном ударе, ожогах; при простудных заболеваниях; при укусах насекомых и пресмыкающихся; при пищевых отравлениях.

Практические занятия:

Оказание первой помощи условно пострадавшему.

Обеззараживание питьевой воды различными способами.

3.3. Приемы транспортировки пострадавшего

Переноска пострадавшего при травмах различной локализации.

Организация транспортировки и переноски пострадавшего в зависимости от характера и места получения травмы, его состояния, количества оказывающих помощь.

Транспортировка на рюкзаке с палкой, в рюкзаке, на веревке, вдвоем на поперечных палках, переноска вдвоем на шестах (или лыжах) со штормовками, на носилках-плетенках из веревок, на шесте.

Изготовление носилок из шестов, волокуши из лыж.

Практические занятия:

Изготовление носилок, волокуш, отработка навыков переноски пострадавшего при травмах различной локализации.

4. Общая и специальная физическая подготовка

4.1. Строение и функции организма человека и влияние физических упражнений на укрепление здоровья, повышение работоспособности

Краткие сведения о строении человеческого организма (органы и системы).

Основные сведения о строении внутренних органов.

Кровеносная система, сердце и сосуды, дыхание.

Органы пищеварения. Нервная система.

Влияние различных физических упражнений на укрепление здоровья, повышение работоспособности.

Совершенствование функций организма человека под воздействием занятий спортивным туризмом и ориентированием.

4.2. Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение спортивного травматизма

Врачебный контроль и самоконтроль. Значение и содержание врачебного контроля при занятиях спортом.

Субъективные данные самоконтроля: самочувствие, сон, аппетит, работоспособность, настроение.

Показания и противопоказания к занятиям различными видами туризма.

Режим питания.

Практические занятия:

Прохождение врачебного контроля. Ведение дневника самоконтроля.

4.3. Общая физическая подготовка

Практические занятия:

Легкая атлетика: бег на дистанции 60 м, 300 м, 500 м, 1000 м; бег на длинные дистанции: девочки- 2000 м, мальчики - 2500 м; бег по пересеченной местности (кросс) 2,5-5 км с преодолением естественных и искусственных препятствий.

Подвижные игры и спортивные игры: баскетбол, футбол, русская лапта, пионербол, эстафеты.

Гимнастические упражнения: упражнения на снарядах: брусья, низкая перекладина, гимнастическая стенка, упражнения на гимнастическом бревне, опорные прыжки, лазание по канату. Элементы акробатики: кувырки вперед, назад, в стороны, в группировке, перекаты, стойка на лопатках, мост.

Лыжный спорт: изучение попеременного и одновременного способов ходьбы на лыжах, изучение техники поворотов на месте и в движении, прохождение на лыжах дистанции 1500 м, 3000 м на время, катание с гор, спуски и подъемы на склонах различной крутизны, повороты и торможение во время спусков. Ложные падения.

Плавание: освоение одного из способов плавания: старты и повороты, заплывы на 25 м, 50 м на время.

Скалолазание: индивидуальное лазание по скальным стенкам на скорость и сложность; страховка партнера.

Упражнения на развитие выносливости: бег в равномерном темпе по равнинной и пересеченной местности на дистанции от 2,5 до 5 км. Бег «в гору». Ходьба на лыжах на дистанции от З до 5 км. Марш-броски и туристские походы (однодневные и многодневные). Плавание различными способами на дистанции до 300 м. Бег с изменением скорости, темпа и продолжительности в различных условиях местности.

Бег по дистанции «Дистанция - пешеходная» в среднем темпе до 300 м, с преодолением не менее 5 технических этапов.

Упражнения на развитие быстроты: бег на скорость на дистанции 30 м, 60 м. Бег с внезапной сменой направлений, с внезапными остановками. Бег с переменной скоростью и повторный бег. Быстрое приседание и вставание. Прыжки через препятствия. Лазание по канату на скорость.

Преодоление этапа «Параллельная переправа» (15-20 м) с максимальной скоростью с интервалами отдыха - 4-5 раз. Преодоление этапа «Подъем» (20 м) — 4-5 раз.

Упражнения для развития ловкости: гимнастические упражнения на различных снарядах, требующие сложной координации движений. Упражнения на равновесие, выполняемые на гимнастическом бревне.

Элементы акробатики: кувырки, перекаты, перевороты. Переправа по бревну через канаву; переправа по качающемуся бревну. Расхождение двух участников на одном бревне.

Упражнения для развития силы: подтягивание на перекладине: мальчики - на высокой, девочки - на низкой. Брусья: сгибание, разгибание рук в упоре.

Сгибание и разгибание рук в упорах. Приседание на одной и двух ногах. Упражнения с отягощениями. Перетягивание каната.

Подтягивание, поднимание ног из положения в висе на натянутых веревочных перилах. Конкурсы на натянутых веревочных перилах: «Кто самый сильный?», «Рукоход», «Переправа без снаряжения».

Упражнения для развития гибкости, на развитие и расслабление мышц: наклоны вперед, в стороны, медленный бег с расслаблением мышц плечевого пояса и рук. Парные упражнения с сопротивлением на гибкость, растяжение и подвижность суставов. Скалолазание на искусственном и естественном рельефе.

5. Туристские походы

5.1. Подготовка к походу

Туристский поход средство познания своего края, физического и духовного развития, оздоровления, привития самостоятельности, трудовых и прикладных навыков.

Определение цели и района похода.

Самостоятельное распределение обязанностей в группе.

Составление плана подготовки похода. Разработка маршрута.

Выбор места для привала и ночлега (бивака). Основные требования к месту привала и бивака.

Организация работы по развертыванию и свертыванию лагеря: планирование лагеря (выбор места для палаток, костра, определение мест для забора воды и умывания, туалетов, мусорной ямы), заготовка дров.

Установка палаток, размещение в них вещей. Защита палатки от намокания и проникновения насекомых. Правила поведения в палатке.

Уборка места лагеря перед уходом группы.

Типы костров. Меры безопасности при обращении с огнем, кипятком. Правила хранения и переноски колющих и режущих предметов.

Уход за одеждой и обувью в походе (сушка и ремонт).

Организация ночлега.

Поведение на водоемах.

Значение правильного питания в походе. Самостоятельное составление меню и списка продуктов. Фасовка, упаковка и переноска продуктов в рюкзаках.

5.2. Туристские походы

Практические занятия:

Изучение района похода: изучение литературы, карт, маршрута, отчетов о походе.

Разработка маршрута, составление плана-графика движения.

Подготовка личного и группового снаряжения.

Определение мест, пригодных для организации привалов и ночлегов.

Развертывание и свертывание лагеря (бивака). Разжигание костра.

Составление графика дежурств.

Закупка, фасовка и упаковка продуктов.

Приготовление пищи на костре.

5.3. Краеведение

Рельеф, реки, полезные ископаемые.

Административное деление края.

Промышленные и сельскохозяйственные предприятия.

Транспортные магистрали.

Охрана природы, исторические и памятные достопримечательности.

Видео- и фотосъемка в туристском походе.

Практические занятия:

Знакомство с достопримечательностями родного края, изучение литературных источников.

Разработка плана организации экскурсий. Экскурсия в краеведческий музей.

5.4. Подведение итогов похода

Составление отчета о походе, иллюстрированной схемы, маршрутной ленты, подготовка фотографий, видеофильма.

Обработка собранных материалов.

Практические занятия:

Обсуждение итогов похода. Составление отчета о походе. Ремонт и сдача инвентаря. Отчетный вечер. Оформление спортивных разрядов участникам похода.

Планируемые результаты

реализация программы является формирование у обучающихся в области –

ценностно-смысловых компетенций:

- умение владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных представлений, умений и навыков;

- умение принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, осуществлять самостоятельные действия и по­ступки на основе выбранных целевых и смысловых установок;

- умение осуществлять индивидуальную образовательную дея­тельность (траекторию) с учетом общих требований и норм;

учебно-познавательных компетенций:

- умение ставить цель и организовывать процесс её достижения;

- уметь организовывать планирование, анализ, рефлексию, само­оценку своей учебно-познавательной деятельности;

- владеть техникой и тактикой туризма;

- владеть навыками ориентирования на местности;

- умение выступать устно и письменно о результатах своей дея­тельности с использованием компьютерных средств и техноло­гий (текстовые и графические редакторы, презентации);

 

 

социокультурных компетенций:

- уметь определять свое место и роль, систему взаимоотношения в окружающем мире: в семье, в туристско-краеведческом объединении;

- владеть культурными нормами и традициями родного края, России;

- иметь представление о системах социальных норм и ценностей в России и других странах;

- иметь осознанный опыт жизни в многонациональном, многокультурном, многоконфессиональном обществе;

коммуникативных компетенций:

- владеть способами совместной деятельности в группе, приема­ми действий в ситуациях общения, умениями искать и нахо­дить компромиссы;

- владеть способами взаимодействия с окружающими, выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести ди­алог;

информационных компетенций:

- владеть навыками работы с различными источниками инфор­мации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, кар­тами, определителями, энциклопедиями, каталогами, словаря­ми, Интернетом;

- самостоятельно искать, систематизировать, анализировать и от­бирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать её;

- применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет;

природоведческих и здоровьесберегающих компетенций:

- знать и применять правила поведения в экстремальных ситуа­циях в природной, техногенной и социальной средах;

- знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности; владеть способами оказания первой помощи;

- иметь физическую и техническую подготовку, и умение исполь­зовать их в походах и на соревнованиях.

Степень достижения результатов оценивается по трем уровням:

- низкий уровень: обучающийся выполняет задания по инструк­ции, под руководством педагога, без желания участвует в обще­ственно полезных делах;

- средний уровень: обучающийся выполняет задания при консультативной помощи педагога, охотно участвует в общественно полезных делах, но сам не проявляет инициативы;

- высокий уровень: обучающийся выполняет задание самостоя­тельно, сам проявляет творчество и инициативу в организации общественно полезных дел.

Условия реализации программы:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: