Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа дополнительного образования детей в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование»
«Азимут»
Пояснительная записка
Примерная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по пешеходному туризму разработана редактором-составителем на основе программ, рекомендованных Министерством образования (просвещения) Российской Федерации для использования в системе дополнительного образования, с учетом большого опыта работы с обучающимися, анализа множества авторских программ педагогов дополнительного образования из различных регионов Российской Федерации.
Данная программа составлена на основании следующих нормативных документов:
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12 2012 №273-ФЗ.
Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р)
Сан-Пин к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 №41
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 №1008)
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242)
Закон Курской области от 09.12.2013 №121-ЗКО (с изм. от 01.12.2014) «Об образовании в Курской области (принят Курской областной Думой 04.12.2013)
Направленность программы: туристско-краеведческая
Актуальность: Туристско-краеведческая деятельность во всех её формах способствует всестороннему развитию личности ребенка, она направлена на совершенствование его интеллектуального, духовного и физического развития, способствует изучению Родины, приобретению навыков самостоятельной деятельности. Вовлечение обучающихся в туристско-краеведческую деятельность позволяет педагогу решать одновременно, в комплексе, вопросы обучения, воспитания, оздоровления, профессиональной ориентации и социальной адаптации подростков, формирования навыков здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности.
Педагогическую целесообразность туризма и краеведения впервые теоретически обосновал основоположник научной педагогики в России К.Д. Ушинский (1824–1871). В своей книге для первоначального классного чтения «Родное слово» (1864) он, придавая большое значение «местному элементу», рассматривал его как одно из важных средств наглядности и связи с окружающей жизнью. «Отечествоведение» – так определил К.Д. Ушинский эту отрасль знаний.
Отличительные особенностипрограммы отмечают в том, что она носит интегрированный характер. Краеведческий подход к преподаванию ряда предметов успешно используется в образовательном процессе и в наши дни. Занятия туризмом, краеведением предполагают погружение обучающихся во многие области знаний как общеобразовательного цикла (история, география, биология и другие), так и дополнительного образования.
Отличительным признаком программы является также и нетрадиционность проведения занятий и массовых мероприятий.
Концептуальные идеи общеобразовательной
общеразвивающей программы:
Туризм – это познание. Программа ориентирована на познание родного края, России, её исторического, природного, культурного многообразия. При этом обучающиеся включаются в активную поисково-исследовательскую деятельность в области краеведения. Обучение в объединении предполагает активное использование знаний школьного курса, расширение этих знаний посредством применения теоретических знаний в практической деятельности при подготовке и проведении походов.
Туризм – это любовь к Родине, своему родному краю. Совершая походы по родному краю, необъятным просторам России, обучающиеся воочию убеждаются в могуществе нашей страны, её несметных природных ресурсах, многообразии исторических, культурных, природных памятников. Негативное антропогенное вмешательство в уникальную природу, безразличие к сохранению исторического и культурного наследия не оставляют равнодушными юных туристов, способствуют формированию активной жизненной позиции обучающихся.
Туризм – это труд. Освоение программы предполагает приобретение и развитие таких социально значимых качеств обучающихся, как: трудолюбие, настойчивость, целеустремленность. Занятия в объединении требуют систематической работы, в результате которой формируется отношение к труду как социально и личностно значимой ценности. В условиях автономного существования туристской группы, в походе обучающиеся понимают, что только их труд лежит в основе успешного преодоления маршрута.
Туризм – это здоровье. Три четверти времени занятий объединения обучающиеся находятся на практических занятиях, в походах или на соревнованиях на свежем воздухе. Регулярные занятия по общей и специальной физической подготовке, походы способствуют закаливанию, укреплению здоровья, физическому совершенствованию подростков. Правильное дозирование педагогом физических нагрузок способствует укреплению костно-мышечного аппарата, кровеносной системы, предупреждению, профилактике и лечению заболеваний дыхательных путей.
Туризм – это общение и взаимовыручка. Занятия в туристско-краеведческом объединении предполагают тесное общение членов объединения на всех стадиях занятий (подготовки, проведения и подведения итогов походов). Взаимовыручка, как средство решения многих больших и маленьких проблем воспринимается юными туристами как должное. Важно помнить, что дружба, сплоченность группы – одно из условий безопасности её действий.
Туризм – это самостоятельность действий, принятия решений при условии заботы о благополучии всех членов группы, самостоятельность с высокой степенью ответственности за безопасность собственную и группы в целом.
Туризм – это социализация. Коллективная деятельность в туристско-краеведческом объединении, в конечном итоге, способствует быстрой адаптации обучающихся к условиям социальной среды, к различным социальным ситуациям, деятельности в микро- и макрогруппах; к культурным, психологическим и социологическим факторам. При этом у обучающихся развиваются личностные качества, необходимые для работы в коллективе, для осознания необходимости единства слова и дела, полезного намерения. В таких условиях у них укрепляется объективные факторы самооценки; мотивация, направленная на самосовершенствование и самореализацию.
В целом все эти компоненты – необходимые и достаточные условия воспитания человека полезного обществу, способного к созидательному производительному труду, защите Отечества – патриота своей Родины.
В то же время общеобразовательная (общеразвивающая) программа дополнительного образования по туристско-краеведческой деятельности ориентирована на решение проблемы педагогического руководства формированием личности юного туриста-краеведа, исследователя родного края, первопроходца новых маршрутов по ещё не полностью изученным местам нашей Родины. Она будет способствовать развитию социальной активности, созидательного творчества личности, ответственности за процесс и результаты собственной деятельности.
Объем и срок освоения программы: Рекомендованная общеобразовательная общеразвивающая программа рассчитана на 216 часов и позволяет обучающимся овладеть основами пешеходного туризма и спортивного ориентирования, краеведения, организации туристского быта, обеспечения безопасности. Продолжительность обучения 1 год.
Формы обучения: очная
Педагогические принципы жизнедеятельности туристско -краеведческого объединения:
- обеспечение общественно полезной, нравственно-ценной и личностно-значимой для обучающихся направленности туристско-краеведческой и специальной деятельности;
- насыщение деятельности детей элементами творчества и инициативы, основой которых становится последовательное переключение с воспроизводящих на активные творческие, поисковые виды деятельности;
- дифференциация и индивидуализация учебно-тренировочного процесса, создание ситуации успеха для каждого обучающегося, что помогает подросткам выступать в наиболее благоприятной для него роли, находить наилучшее применение своим способностям, полнее раскрывать и выражать индивидуальность;
- организацию работы таким образом, чтобы она стала источником положительных эмоций, доставляла детям удовлетворение и радость, предоставления каждому равных возможностей в выполнении различных должностей в туристской группе (командир группы, завхоз, штурман, краевед, фотограф и т.д.).
Особенности организации образовательного процесса: занятия проводятся с полным составом объединения.
Теоретические и практические занятия должны проводиться с привлечением наглядных материалов, использованием новейших методик и оборудования, современных информационных технологий.
Практические занятия проводятся в помещении (в кабинете, спортзале), на местности (на прилегающем участке, специальной площадке, стадионе, в парке, в лесу), во время проведения туристских мероприятий, экскурсий. В период осенних, зимних, весенних каникул практические навыки отрабатываются в 1-2-хдневных походах, на соревнованиях и других туристско-краеведческих мероприятиях.
Особое внимание необходимо обратить на общую и специальную физическую подготовку занимающихся в объединении детей.
После окончания обучения по данной программе за рамками учебных часов планируется проведение зачетного степенного похода или участие в многодневном слете, соревнованиях, туристском лагере, сборах и т.п.
Методы обучения:
- объяснительно-иллюстративный метод;
- репродуктивный метод;
- метод проблемного изложения;
- частично-поисковый или эвристический метод;
- исследовательский метод,
которые последовательно предполагают повышение степени активности и самостоятельности в деятельности обучаемых.
Адресат программы: Программа рассчитана на один год обучения и адресована обучающимся среднего и старшего школьного возраста (11-17 лет), проявляющим интерес к самодеятельным туристским путешествиям, по родному краю и краеведению.
Рекомендуемый минимальный состав группы – 10 человек. Занятия проводятся с полным составом объединения.
Рекомендуется использовать методику «погружения» детей (подростков) в проблему (учебно-тренировочный или образовательный процесс, туристско-спортивные мероприятия или организация быта в полевых условиях), для разрешения которой необходимо коллективно-командное (самодеятельное) решение комплекса задач за сравнительно ограниченный временной отрезок с полной концентрацией средств и сил. Особое внимание необходимо уделять обеспечению безопасности и предупреждению травматизма при изучении материала, при проведении каждого занятия, тренировки, старта. Педагогу необходимо уделять внимание психологической подготовке воспитанников к зачетному мероприятию, культуре межличностного общения, формированию коллектива.
Педагогу необходимо учитывать принципы организации самодеятельности объединения (группы) для успешной реализации программы:
- обеспечение общественно полезной, нравственно-ценной и личностно-значимой для обучающихся направленности туристско-краеведческой и специальной деятельности;
- насыщение деятельности детей элементами творчества и инициативы, основой которых становится последовательное переключение с воспроизводящих на активные творческие, поисковые виды деятельности;
- дифференциация и индивидуализация учебно-тренировочного процесса, что помогает подросткам выступать в наиболее благоприятной для него роли, находить наилучшее применение своим способностям, полнее раскрывать и выражать индивидуальность;
- организацию работы таким образом, чтобы она стала источником положительных эмоций, доставляла детям удовлетворение и радость.
Отличительной особенностью общеобразовательной общеразвивающей программы является ее комплексность, которая состоит из образовательных блоков:
- спортивная туристская подготовка;
- топография и ориентирование;
- основы гигиены, первая помощь;
- общая и специальная физическая подготовка;
- туристские походы.
Режим занятий: Организация учебно-тренировочного процесса по программе предусматривается в течение учебного года (36 недель). Общеобразовательная общеразвивающая программа рассчитана на 1 год. Общее количество часов – 216. Занятия 3 раза в неделю по 2 часа, всего 6 часов. Продолжительность занятия - 45 минут, перерыв между занятиями -15 минут.
Педагог может увеличивать объемы учебно-тренировочных нагрузок и продолжительность занятий в каникулярное время. Как правило, в это время организуются учебно-тренировочные походы, сборы.
Годовой цикл предусматривает организацию и проведение зачетного туристского похода, экспедиции, участия в соревнованиях, подготовка к которым должна осуществляться в течение всего года. Она должна включать краеведческое изучение региона; разработку маршрута; переписку с общественно-туристскими и детско-юношескими организациями (объединениями) региона; распределение должностных обязанностей; организационную и хозяйственную подготовку; проверку тактико-технической, морально-волевой, физической готовности воспитанников к учебным походам по родному краю.
Условиями реализации программы являются: наличие учебного кабинета, спортивного зала, учебно-тренировочной площадки на прилегающей территории, полигона по спортивному ориентированию и туризму, необходимого туристского снаряжения и инвентаря для организации занятий по туризму, спортивному ориентированию, технических средств; обеспечение наполняемости группы.
Цель программы:
- всестороннее развитие личности ребенка и его жизненное самоопределение средствами туристско-краеведческой деятельности.
- создание условий для формирования у обучающихся ключевых компетенций: ценностно-смысловых, учебно-познавательных, социокультурных, коммуникативных через включение их в учебную и практико-ориентированную деятельность в области туризма и краеведения.
- углубление и систематизация знаний учащихся по истории родного края.
Задачи программы:
личностные:
- создание постоянного коллектива туристско-краеведческого объединения - одного из эффективных инструментов позитивного воздействия на личность подростка;
- формирование лидерских качеств и развитие творческих способностей личности обучающегося;
- формирование и развитие способностей подростков адаптироваться в сложных условиях как социальной, так и природной среды;
метапредметные:
- формирование чувства патриотизма, любви к своей Родине посредством привлечения подростков к краеведческой работе, к походам и экспедициям, расширение кругозора обучающихся с помощью краеведческой должностной инструментовки;
- профессиональная ориентация подростков;
- формирование прочных трудовых навыков и навыков;
образовательные:
- содействовать созданию коллектива единомышленников;
- воспитывать самостоятельность, ответственность;
- формировать потребность бережного отношения к природе;
- способствовать формированию физической культуры и здорового образа жизни.
Учебный план детского объединения «Азимут»
№ п/п | Наименование разделов | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
Спортивная туристская подготовка | ||||
Топография и ориентирование | ||||
Основы гигиены, первая помощь | ||||
Общая и специальная физическая подготовка | ||||
Туристские походы | ||||
ИТОГО за период обучения |
По окончании обучения по общеобразовательной общеразвивающей программе предполагается совершение зачетного туристского похода 1 - 2-ой степени сложности или участие в туристско-краеведческом многодневном мероприятии (соревнованиях регионального уровня, туристском лагере, слете и т.п.) – вне сетки часов.