Формы, методы и приемы обучения




Раздел, тема программы Формы обучения Методы и приемы Формы подведения итогов Дидактические материалы, ТСО
Спортивная туристская подготовка
1.1 Классифи-кация видов спортивного туризма лекция, беседа словесный, объяснительно-иллюстративный (объяснение, рассказ, показ, интерактивная игра) беседа, тестирование фотоматериалы и видеоматериалы разных видов спортивного туризма, классификатор туристских походов, тесты, мультимедийный комплект
1.2 Норматив-ные документы по спортивному туризму лекция, беседа словесный, объяснительно-иллюстративный (объяснение, рассказ, показ, работа с печатными изданиями) беседа презентация «Спортивные разряды», брошюры «Правила вида спорта «Спортивный туризм», «Регламент проведения вида «Дистанция-пешеходная», значки «Юный путешественник России 1-9 степеней», «Юный турист России 1-3 степеней»
1.3 Техника безопасно-сти и правила поведения туристов лекция, практическое занятие словесный, наглядный, объ­яснительно-иллюстративный, практический (объяснение, рассказ, упражнение, само­стоятельная работа, решение ситуационных задач) тестирование, устный опрос, наблюдение презентация «Опасности в туристских походах», тесты, набор карточек с ситуационными задачами, мультимедийный комплект
1.4 Личное снаряжение туриста лекция, беседа, практическое занятие практический, наглядный, словесный, объяснительно-иллюстративный (объяснение, упражнение, показ, познавательная игра) устный опрос, наблюдение, выполнение практических заданий учебный видеофильм «Туристское снаряжение», личное снаряжение туриста, комплект заданий, упражнений, тестов, раздаточный материал, плакаты, мультимедийный комплект
1.5 Групповое снаряжение туриста лекция, беседа, практическое занятие, игра-соревнование практический, наглядный, словесный, объяснительно-иллюстративный (объяснение, познавательная игра, упражнение, показ) устный опрос, наблюдение, выполнение практических заданий учебный видеофильм «Туристское снаряжение», групповое снаряжение туриста, походная посуда, костровое оборудование, ремонтный набор, комплект заданий, упражнений, тестов, мультимедийное лото «Уложи рюкзак», раздаточный материал, плакаты, мультимедийный комплект
1.6 Технико-тактическая подготовка к виду «Дистанция-пешеход-ная» лекция, беседа, практическое занятие практический, наглядный, словесный, объяснительно-иллюстративный (объяснение, упражнение, показ, самостоятель-ная работа, тренировка) устный опрос, наблюдение, выполнение практических заданий личное снаряжение, групповое снаряжение, таблицы, учебный видеофильм о прохождении разных этапов 2-го класса дистанции, видеомате­риалы о туристских соревнованиях, мультимедийный комплект
1.7 Технико-тактическая подготовка к виду «Дистанция-пешеходная-группа» лекция, беседа, практическое занятие практический, наглядный, словесный, объяснительно-иллюстративный (объяснение, упражнение, показ, самостоятель-ная работа, тренировка) устный опрос, наблюдение, выполнение практических заданий личное снаряжение, групповое снаряжение, таблицы, учебный видеофильм о прохождении разных этапов, видеомате­риалы о туристских соревнованиях, мультимедийный комплект
1.8 Туристские слеты и соревно-вания лекция, беседа, практическое занятие словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный (объяснение, рассказ, показ, самостоятельная работа), соревновательный Анкетирова-ние, результатив-ность участия в соревно-ваниях фотоматериалы о туристских сорев­нованиях, видеофильм о туристских соревнованиях, личное и групповое снаряжение, мультимедийный комплект
Топография и ориентирование
2.1 Краткие сведения о спортивном ориентировании, правила по спортив-ному ориентированию лекция, беседа словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный (объяснение, рассказ, показ) беседа фотоматериалы и видеофильмы с соревнований спортивного ориентирования, брошюры с «Правилами по спортивному ориентированию», мультимедийный комплект
2.2 Условные знаки спортивных карт лекция, беседа, практиче­ское занятие словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный (объяснение, рассказ, демонстрация, упражнение, познавательная игра) тестирова­ние, устный опрос, топографии-ческий диктант спортивные карты; плакаты «Условные знаки спортивных карт», карточки со знаками спортивных карт; комплект заданий, упражнений, тестов; дидактическая игра «Знаки спортивных карт»
2.3 Техника ориентиро-вания лекция, беседа, практиче­ское занятие, игра-соревно­вание словесный, наглядный, практический, соревновательный (объяснение, рассказ, упраж­нение, познавательная игра, самостоятельная работа) тестирование, наблюдение, устный опрос комплект тестов, заданий, упраж­нений; спортивные карты; плакаты; компасы; презентация «Компас. Виды компасов»; средства отметки на КП; мультимедийный комплект
2.4 Тактика ориентиро-вания лекция, беседа, практическое занятие словесный, объяснительно-иллюстративный (объяснение, рассказ, показ, самостоятельная работа) беседа, наблюдение, устный опрос спортивные карты с различными дистанциями, компасы, комплект заданий для мини-групповых занятий, средства отметки на КП
2.5 Соревнова-ния по спортивному ориентиро-ванию практические занятия, соревнования практический, наглядный, словесный, объяснительно-иллюстративный (объяснение, упражнение, самостоятельная работа, тренировка) устный опрос, наблюдение, результатив-ность участия в соревно-ваниях личное снаряжение, групповое снаряжение, таблицы, учебные видеофильмы о прохождении разных дистанций ориентирования
Основы гигиены, первая помощь
3.1 Личная гигиена туриста, профи-лактика травма-тизма на занятиях, в походах и на соревнова-ниях лекция, практиче-ское занятие словесный, наглядный, практический, объяснитель­но-иллюстративный (объясне­ние, рассказ, демонстрация, упражнение, самостоятельная работа) тестирование, устный опрос, наблюдение плакаты, тесты, презентация «Безаварийный поход», мультимедийный комплект
3.2 Основные приемы оказания первой помощи лекция, игра, практиче-ское занятие словесный, наглядный, прак­тический, проблемно-поиско­вый, объяснительно-иллюстра­тивный (объяснение, рассказ, демонстрация, упражнение, тесты, познавательная игра, самосто­ятельная работа) тестирование, устный опрос, наблюдение, решение ситуа­ционных задач походная медицинская аптечка, плакаты, видеофильм «Оказа­ние первой помощи», мультимедийный комплект
3.3 Приемы транспор­тировки постра­давшего лекция, игра, практиче-ское занятие словесный, наглядный, прак­тический, проблемно-поиско­вый, объяснительно-иллюстра­тивный (объяснение, рассказ, демонстрация, упражнение, познавательная игра) тестирование, устный опрос, наблюдение, решение ситуацион-ных задач походная медицинская аптечка, плакаты, презентация «Изготовление средств транспортировки», шесты, концы веревок, мультимедийный комплект
Общая и специальная физическая подготовка
4.1 Строение и функ­циях организма человека и влия­ние физических упражнений лекция, практиче-ское занятие словесный, наглядный, практический (рассказ, показ, демонстрация, упражнения) контрольные тесты и упраж­нения плакаты, тесты, мультимедийный комплект
4.2 Врачебный контроль, самокон-троль, предупреж-дение спортивного травматизма лекция, прак­тическое заня­тие, экскурсия в полик-линику   словесный, наглядный, прак­тический (показ, демонстра­ция, упражнение) контрольные тесты и упраж­нения тонометр, весы медицинские, спиро­метр, плакаты, тесты, мультимедий­ный комплект
4.3 Общая физическая подготовка Практиче-ское занятие, трени­ровка, игра словесный, наглядный, прак­тический (показ, упражнение, спортивная игра, тренировка, соревнования) контрольные тесты и упраж­нения спортивный зал, спортивный инвен­тарь
Туристские походы
5.1 Подготовка к походу лекция, беседа, практиче-ское занятие, дискус-сия, игра словесный, наглядный, практический, проблемно-поисковый, объяснительно-иллюстративный (объяснение, рассказ, демонстрация, упражнение, познавательная игра, работа с книгой, с компьютером) устный опрос, тестирование, доклад картографический материал, отчеты о туристских походах, краеведческая литература, фото-, видеоматериалы о туристских походах, мультимедийный комплект
5.2 Туристские походы Практиче-ские занятия, игра-соревнование, дискуссия практический, наглядный, словесный, объяснительно-иллюстративный, метод проблем­ного изложения (объяснение, рассказ, упражнение, показ, демонстрация, самостоятель­ная работа, тренировка) наблюдение, выполнение практических заданий карты, маршрутная документация, фотоаппарат, личное и групповое снаряжение
5.3 Краеведение лекция, бесе­да, практиче­ское занятие, путешествие, экскурсия словесный, наглядный, практический, проблемно-по­исковый, объяснительно-ил­люстративный (объяснение, рассказ, демонстрация, работа с книгой, картами, самостоя­тельная работа) тестирование, викторины, кроссворды, творческие работы карта родного края; краеведческая литература о родном крае; комплект заданий, кроссвордов, викторин; презентация о родном крае, фото-, видеоматериалы; плакаты; мульти­медийный комплект
5.4 Подведение итогов туристского похода беседа, практическое занятие словесный, наглядный, прак­тический (обсуждение, самостоятельная работа) отчет о походе, стенгазета, фотоотчет, презента­ция мультимедийный комплект, бумага, фломастеры, краски

В конце обучения по общеобразовательной (общеразвивающей) программе обучающиеся должны совершить туристский поход 1-ой - 2-ой степени сложности или принять участие в туристско-краеведческом многодневном мероприятии (соревнованиях регионального уровня, туристском лагере, слете и т.п.)

Формы аттестации: В течение учебного года в объединении с целью проверки качества знаний, умений и навыков, эффективности обучения проводятся три вида контроля:

входной контроль – в начале учебного года;

промежуточный контроль – в течение учебного года;

промежуточная аттестация – в конце учебного года.

формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:

Контроль знаний, умений и навыков производится в форме педагогического наблюдения, беседы с обучающимися, те­стовых заданий, творческих работ, соревнований, зачетного турист­ского похода и т.д.

Уровень практической подготовки определяется с помощью контрольно-практических заданий, сдачи спортивных нормативов, во вре­мя зачетных учебно-тренировочных занятий и сборов, работы обучаю­щихся в качестве помощников руководителей, участия в соревнованиях различного уровня, творческих конкурсах, во время зачетных учебно-тренировочных и степенных походов.

Уровень социально-психологической, морально-волевой подготов­ки и воспитанности отслеживается через тестирование и наблюдения педагога.

Наиболее качественные показатели уровня обучения дают итоговые походы и другие многодневные мероприятия, являющиеся для членов объединения своеобразным экзаменом на проверку таких качеств, как самостоятельность, выносливость, физическая подготовка, овладение туристскими и специальными навыками и умениями. Каждый обу­чающийся оценивается педагогом, друзьями и в зависимости от этой оценки у каждого из них определяется статус в группе.

формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: аналитический материал, соревнование, диагностическая карта, слет и т.д.

Оценочные материалы: наблюдение, педагогический эксперимент, анкетирование, беседа, интервью, опрос, тестирование и т.д.

 

Методическое обеспечение программы:

Наименование Количество единиц
Рюкзак объемом не менее 80 литров 10 шт
Палатка туристическая с тентом (каркасно – дуговая) четырехмесная 10 шт.
Спальный мешок 10 шт.
Коврик теплоизоляционный 10 шт.
Оборудование для приготовления пищи (примусы, газовые плиты) 2 шт.
Комплект котелков для приготовления пищи (8,9,10) комплект
Компас жидкий 10 шт.
курвиметр 1 шт.
Фонарь налобный 10 шт.
Каска туристическая 10 шт.
Перчатки туристические 10 шт.
Система страховочная 10 шт.
Спусковое устройство 10 шт.
жумар 10 шт.
пантин 2 шт.
Веревка 10мм 100 м.
компостер для тренировок на местности 10 шт.
мобильный быстровозводимый скалодром 1шт.
скалолазный щит 5шт.
Палатка Talberg Tunnel TLT-068 1шт.
секундомер Torres Stopwatch SW-100 2 шт.
Фотоаппарат 1 шт.
Компьютер с монитором и комплектующими 2 шт.
Принтер цветной печати 1шт.

методы обучения (словесный, наглядный практический; объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский проблемный; игровой, дискуссионный, проектный и др.) и воспитания (убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.); формы организации образовательного процесса: индивидуальная, индивидуально-групповая и групповая; выбор той или иной формы обосновывается с позиции профиля деятельности (спортивного и др.), категории обучающихся (дети-инвалиды, дети с ОВЗ) и др.;

формы организации учебного занятия - тренировка, беседа, встреча с интересными людьми, защита проектов, игра, КВН, конкурс, конференция, круглый стол, круиз, лекция, мастер-класс, «мозговой штурм», наблюдение, олимпиада, открытое занятие, поход, праздник, практическое занятие, представление, презентация, рейд, ринг, семинар, соревнование, студия, турнир, чемпионат, экскурсия, экзамен, эстафета;

Методика обучения основам туризма

Обучение в туристско-краеведческих объединениях имеет некоторые особенности по сравнению с обучением в объединениях других направленностей. Это связано и с широким набором образовательных областей, в которые погружается обучающийся в учебном процессе, и большей практико-ориентационной направленности, и в длительном пребывании детей на свежем воздухе (и не всегда в хорошую погоду), и, самое главное, тем что в период совершения похода обучающиеся на­ходятся в автономном режиме, на полном самообслуживании. Поэтому не секрет, что многие школьники, пройдя один-два похода, принима­ют решение о переходе в «более комфортное» объединение.

Поэтому важно грамотно, плавно ввести детей в мир природы, ту­ризма, мир мужественных людей и в мир краеведения, мир людей лю­бознательных, любящих свой родной край, необъятную Родину. Видов туризма много, ещё больше направлений краеведения, связанного с историческими, культурологическими, экологическими науками. Рас­крыв их суть, мы предоставляем ребёнку право выбора дальнейшего пути в избранном виде туризма или краеведения.

Решению этой важной задачи и посвящён первый модуль общеобразовательной общеразвивающей программы «Азимут» – ознакомительный. И начать об­учение следует с овладения обучающимися основами организации туристского быта, основами туристкой техники. Тогда они не будут чувствовать себя в природной среде инородными пришельцами, будут чувствовать себя частью природы и без огорчений смогут переносить тяготы и лишения походной жизни, радоваться при этом неисчерпае­мому богатству природы.

Обучение детей основам туристских навыков желательно начать с вводной беседы о туризме, как виде отдыха, спорта и познания своей Родины. Во время этой беседы надо показать и привлекательные сторо­ны похода, как основной формы туризма, так и все сложности и опас­ности, которые он в себе таит. Для этого надо иметь несколько фотогра­фий, слайдов, видеофильм, которыми можно подкрепить сказанное. Хороший эффект даёт рассказ о занятиях туризмом старших школьни­ков, уже занимающихся туризмом. Надо иметь ввиду, что отношение детей к словам педагога и, пусть школьника, но старшего по возрасту, различное. Дети в первую очередь поверят второму.

Дети должны усвоить с первого занятия, что поход это не только радость общения с природой, возможность пожить самостоятельно без опеки родителей, но и тяжёлый подчас труд переноски рюкзака по сложному рельефу, полное самообслуживание, испытание на себе всех капризов погоды.

Чему же должен научиться юный турист?

Успешное прохождение любого маршрута зависит от того, насколь­ко он изучен группой. Маршрут разрабатывается заранее, подробно, насколько это возможно. При этом уточняется форма одежды, обуви, список снаряжения и продуктов. Надо знать, какие естественные пре­пятствия встретятся на пути, и быть готовыми к их преодолению.

Но всего предусмотреть невозможно. Далеко не всегда оправдывает­ся прогноз погоды. Невозможно предугадать все препятствия на марш­руте. Как бы мы не старались быть аккуратными и дисциплинирован­ными – возможны травмы и заболевания в походе.

Отсюда следует вывод – выходя на маршрут, группа должна быть готова к любым непредвиденным трудностям: к движению в паля­щий зной или под проливным дождем, ремонту снаряжения, оказанию помощи пострадавшему участнику и, возможно, транспортировке его на значительное расстояние и т.д. Все это надо делать быстро, слажен­но и надёжно. Следовательно, группа должна быть подготовлена зна­чительно лучше, чем этого требует данный маршрут – группа должна иметь «запас прочности».

Вывод, который в форме эвристической беседы желательно сделать: поход – это автономное существование группы в природе, где участни­ки всё делают сами, преодолевают все препятствия и терпят капризы погоды, поэтому каждый член группы должен научиться многому. И ещё: группа – это единый коллектив, в котором труд каждого идёт на пользу всей группы, если кто-то что-то не сделал или плохо сделал, то это отразится на благополучии всех.

Безопасность во всех сферах туристской жизни – вот основное тре­бование, которому подчинены все действия, все приготовления тури­стов от начальной стадии подготовки похода до составления отчета о нём, где даются рекомендации по правильному, безопасному его прохо­ждению другими группами. Может быть, во время первой беседы в это поверят не все, но реальные ситуации последующих походов поставят всё на свои места.

Обучение детей основам туризма, создание сплоченного коллектива невозможно без работы педагога с родителями детей, пришедших на занятия в туристское объединение. Родители должны знать обо всех прелестях и неудобствах туристской жизни. С ними педагог обязан по­знакомить родителей объективно, не обещая только удовольствия де­тям в период путешествий. Но руководитель должен также показать родителям ту пользу, которую принесут их детям занятия туризмом и обучение при этом безопасному поведению в природной среде. Выра­ботка необходимых человеку морально-волевых качеств, физическое совершенствование, закрепление на практике знаний, полученных на уроках в школе, возможность познания окружающего мира – вот да­леко не полный перечень возможностей туризма в воспитании и обуче­нии ребенка.

Родители должны знать список необходимых ребенку вещей для уча­стия в походах, примерные затраты на проведение походов. Некоторые родители боятся отпускать своих детей в поход. Эта боязнь отпадает, после того как руководитель скажет им о том, что ответственность за жизнь и здоровье детей возлагается на него. Ребенку безопаснее идти в поход под контролем двух взрослых, нежели бесконтрольно гулять на улице, полной неожиданных встреч. Собрания с родителями перед про­ведением многодневных походов надо проводить обязательно. На этих собраниях родители узнают все подробности о предстоящем мероприя­тии. Очень важно руководителю получить от родителей информацию о хронических заболеваниях ребенка, пусть не препятствующих ему уча­ствовать в походе, но требующих регулярного принятия лекарственных препаратов или исключения из рациона каких-либо продуктов.

Нередки случаи, когда родители идут в поход вместе с детской ту­ристской группой. И идут не для того, чтобы опекать только своего ре­бёнка (это грубая педагогическая ошибка), а чтобы помочь педагогу, самому испытать радость общения с природой.

При обучении детей основам туризма не следует увлекаться теоре­тическими занятиями в помещении. Большую часть времени опытные педагоги отводят практическим занятиям на местности. Это тренировки на школьном дворе, стадионе, в парке, в лесу; учебно-тренировочные по­ходы выходного дня и многодневные походы и экспедиции в период ка­никул, туристские лагеря и соревнования по туризму, ориентированию. Только на практике, многократно повторяя те или иные упражнения, дети вырабатывают в себе умения, переходящие в устойчивые навыки. К тому же в походах, на соревнованиях выполнение этих приёмов не яв­ляется надуманным, имитационным, а само собой разумеющимся. Сле­дует помнить, что дети без большого удовольствия выполняют задания, когда не видят за ними практической их значимости.

И ещё один момент. К длительным нагрузкам в походе, ходьбе по 3–6 часов в день, особенностям организации быта в полевых условиях надо привыкнуть. Недопустимо теоретическое изучение всех вопросов проведения похода в помещении и затем сразу же совершение многодневного похода. Нужно постепенно с однодневных походов приучать детей к особенностям походного быта.

Обучение целесообразно начать со знакомства с тем снаряжением, которое понадобится им в походе. Это знакомство следует проводить по схеме «личное снаряжение для похода выходного дня – обществен­ное снаряжение для похода выходного дня – личное снаряжение для многодневного похода – общественное снаряжение для многодневного похода». Только когда группа начнёт знакомиться с приёмами преодо­ления естественных препятствий, можно рассказывать о специальном снаряжении.

Рассказы о снаряжении, требованиях к нему следует строить с пози­ции обеспечения безопасности туристов на маршруте.

Полезно в беседе привести примеры подготовки известных путеше­ственников к сложным маршрутам, того, какую роль в этом периоде они отводили подготовке, усовершенствованию и изготовлению снаря­жения. При этом они внимательно изучали климат, особенности одеж­ды коренных жителей тех мест, где предполагалось путешествие, и ис­пользовали их опыт при изготовлении своей одежды.

Начать следует с определения общих требований к туристскому снаряжению: безопасность эксплуатации, прочность, минимальный вес, простота в использовании, комфортность, гигиеничность, эстетич­ность. Под безопасностью надо понимать не только надёжность исполь­зуемых в походе веревок, газовых горелок, но и, к примеру, удобную обувь туриста. Ведь натёртые в походе ноги – это замедленный темп движения, из-за постоянной боли – рассеянное внимание пострадав­шего и все, вытекающие отсюда последствия. Требования, предъявля­емые к снаряжению вполне понятны детям после несложных поясне­ний. Да и они сами многое могут объяснить.

Переходя к перечню личного снаряжения туриста, обратите внима­ние на то, что для первых несложных походов выходного дня не при­дётся ничего покупать нового. Вполне подойдёт та одежда, в которой дети гуляют на улице. Исключение, может быть, составит обувь. Же­лательно иметь обувь на твердой, рифленой подошве, фиксирующую голеностоп. Наличие рифленой подошвы необходимо для увеличения трения между подошвой и грунтом. При этом уместно вспомнить с детьми материал из курса физики о трении, способах его повышения.

Так как при ходьбе, да ещё с рюкзаком, теплоотдача организма су­щественно увеличивается, увеличивается и потоотделение (как реак­ция организма, способствующая охлаждению кожи). С одной стороны это хорошо. Но при остановках даже незначительный ветер может вы­звать простудные заболевания. Это определяет выбор нижнего белья – оно должно хорошо впитывать пот, т.е. нужны хлопчатобумажные или шерстяные ткани. Заботой о предупреждении простудных заболеваний продиктована рекомендация на привале, даже при незначительном ве­тре надевать легкую куртку. При остановке же на ночлег – сразу пере­одеться, сменив мокрую футболку, рубашку на запасную, сухую.

Таким образом, шаг за шагом, мысленно как бы находясь в походе, руководитель знакомит детей с требованиями к тому или иному пред­мету снаряжения.

Укладка рюкзака требует навыков. Вначале детям следует объяс­нить принципы укладки вещей в рюкзак, затем продемонстрировать сам процесс укладки. Обязательно надо обратить внимание детей на необходимость иметь в рюкзаке водонепроницаемый вкладыш, на ис­пользование мешочков или пакетов для личных вещей. Следует пока­зать приёмы предохранения хрупких вещей от поломок – убрать их в специальную, жесткую коробку, канны, завернуть в пуховку и т.д.

Следует обратить внимания детей на тот факт, что каждая лишняя, ненужная вещь в походе, в конечном счете, принесет огорчения, а не радости. Дети часто берут в поход радиоприёмники, магнитофоны, плееры, батарейки в которых садятся буквально в первый день. И все последующие дни похода ребенок вынужден нести лишний груз. Неко­торые считают удобным и престижным разгрузочный жилет с множе­ством кармашков, – однако, как показывает практика, нужды в этом нет. С точки зрения безопасности совершенно недопустимы в походе плееры. Слушая музыку, ребенок «выключается», не слышит команд руководителя, предупреждений об опасных участках маршрута от впе­реди идущих товарищей.

Дискуссию о том сушить или не сушить обувь, и как её сушить бес­полезно проводить в помещении. Это надо делать у костра. Попросите ребен­ка поставить руку на таком же расстоянии, как и ботинок, который он решил сушить. Через некоторое время он сам поймет, что может прои­зойти с кожей ботинка, или материалом кроссовок при неосторожной сушке. А утром, пройдя по росе, можно продемонстрировать «сизифов труд» тех, кто пусть и осторожно высушил свою обувь.

Когда дети уже приобретут некоторый опыт походного быта можно начать с ними работу по усовершенствованию личного снаряжения, из­готовлению некоторых предметов (бахилы, фонарики и т.д.). Конечно, практически все необходимые вещи можно купить. Но туристы тем и отличаются от остальных людей, что многое делают своими руками, да это и получается дешевле. В дальнейшем, в разделе «Специальная подготовка» отводится время и на обучение изготовлению снаряжения и одежды взамен утраченных в условиях автономного существования. Процесс подготовки личных вещей к многодневному походу необхо­димо заканчивать общим смотром снаряжения. Некоторые руководи­тели считают, что достаточно дать школьнику список личных вещей; если же он чего и забудет – это его проблемы.

Подобная точка зрения не только ошибочно, но и преступна! В похо­де проблемы одного участника неизбежно становятся проблемами всей группы.

Поэтому целесообразно за два дня до отъезда в поход всем участ­никам предложить принести полностью собранные рюкзаки со всем своим снаряжением в пункт сбора группы. Дома остается только то снаряжение, которое будет на школьниках в момент отъезда. Руково­дитель группы должен проверить все рюкзаки на предмет соответствия их содержимого заранее выданным спискам. Школьникам необходимо сказать дополнительно, что смотр проводится не в поисках запрещен­ных вещей, а с целью обеспечения безопасности похода. В случае если в рюкзаке не окажется какой-либо вещи из списка или какая-либо вещь окажется не соответствующей по качеству, руководитель составляет список недостающего и вручает его копию участнику, с тем, чтобы на следующий день эти вещи были принесены. При этом рюкзаки остают­ся на месте сбора, и домой не выдаются. Как правило, такие проверки показывают, что около четверти членов группы что-нибудь да забудут.

Знакомство с перечнем группового снаряжения также не вызовет у детей затруднений, т.к. здесь практически нет незнакомых вещей. Другое дело, что не все держали в руках палатку, спальный мешок. Знакомство с ними надо начинать с простейших конструкций.

Самая простая палатка – двухскатная, «домик», проста в обраще­нии. Она легко ставится и складывается. На первом занятии надо по­этапно показать детям порядок установки палатки, объяснить необхо­димость использования полиэтиленового тента под дно палатки и тента над палаткой. После демонстрации установки палатки группу надо разделить на подгруппы по 3–4 человека и предложить им по очереди поставить палатку. При этом руководитель группы комментирует дей­ствия детей, устанавливающих палатку. После некоторой практики можно провести соревнование на скорость установки палатки.

В дальнейшем можно перейти к знакомству с палатками других, бо­лее современных конструкций, отмечая их достоинства и недостатки, обучая детей приёмам их установки.

Знакомство с другими предметами общественного снаряжения про­изводится в помещении, а с порядком использования во время практических занятий на местности. Особое внимание обращается при этом на правила безопасной транспортировки режущих предметов, на обязательное на­личие на них чехлов. Знакомство с ремонтным набором, медицинской аптечкой проводится на этих же занятиях, но более подробно на этих вопросах следует остановиться при знакомстве с туристскими должно­стями и правилами оказания первой медицинской помощи.

Первые походы следует посвящать знакомству со снаряжением и правилами обеспечения быта в полевых условиях.

На этих же занятиях дети должны прочно усвоить, что в походе всё они должны делать сами. Руководитель группы на начальной стадии обучения показывает, что и как делать, а в дальнейшем только наблю­дает за действиями своих подопечных и вовремя поправляет их.

Как режиссер репетирует с артистами сцену спектакля, так и руко­водитель должен отрепетировать с членами группы все действия при остановке на привал, при организации ночлега. Каждый участник дол­жен знать последовательность действий при этом. В таком случае в ра­боте группы меньше суеты, больше времени остаётся на отдых.

Важно научить детей правильно выбирать место для привала, би­вака. Оно должно быть и красивым и безопасным. Поэтому нет острой нужды устраивать переходы строго по установленному времени, а придерживаться примерного времени и останавливаться, как только встретиться подходящее для привала место. В этих же целях заранее начинается поиск места для организации ночлега.

Глубоко не правы те руководители, которые стараются в целях эко­номии времени или повышения качества приготовляемых на костре блюд, выполнять обязанности дежурных по кухне вместо детей. При таком подходе к обучению ни через год, ни через два дети не научат­ся сами готовить. Но самое главное – они не будут в полной мере чув­ствовать свою личную ответственность перед группой за выполнение порученного дела, ведь они будут убеждены, что всегда в критическую минуту руководитель все сделает сам.

Поэтому много внимания уделяется организации работы дежур­ных. От чёткости их работы зависит время и качество приготовления пищи, её сохранность (ведь котелки с пищей легко и опрокинуть), а также безопасность самих дежурных (ожоги, колото-резаные раны). Здесь уместно начинать первые разговоры об ответственности каж­дого за судьбу группы в целом.

Работа у костра требует внимательности и дисциплинированности. Травмы и ожоги происходят либо в результате невнимательности де­журных, либо по вине ребят, случайно оказавшихся на кухне (при этом опрокинутый в костер котел с супом – не самое страшное). Нужно вну­шить детям, что дежурный на кухне – полный хозяин; он имеет право удалить с территории кухни любого участника, если его присутствие мешает приготовлению пищи или создает потенциальную угрозу безо­пасности. При этом дежурные сами должны строго соблюдать правила безопасного обращения с огнём и кипятком.

Все дети без исключения должны овладеть навыками организации туристского быта, прочно усвоить обязанности дежурных.

По словам детей, они все умеют разводить костер. Не надо их в этом переубеждать – надо дать возможность им это продемонстрировать. После этого следует показать правильные приёмы и последователь­ность разведения костра, обратив при этом внимание на выбор места для него. Здесь уместно рассказать детям (если они этого не изучали еще в школе) о горении, как процессе окисления, и о необходимых для этого условиях. Дети должны знать, что для процесса горения необхо­димы: источник возгорания (спички, зажигалка), продукты горения (растопка, а потом и дрова) и кислород, содержащийся в воздухе. Тогда они легко понимают необходимость наличия сухой растопки, и не бу­дут плотно укладывать дрова в костре. Надо подсказать и способ обога­щения костра кислородом – раздувание костра с помощью разделочной доски, «сидушки». С помощью собственных легких раздувать костер следует только на стадии его разжигания.

Следует обратить внимание на правила поведения на биваке, ведь большое количество травм происходит, как это ни странно, не при пре­одолении препятствий, а во время оборудования бивака и во время от­дыха, когда внимание детей ослабляется.

Надо показать детям, как правильно работать топором и пилой при заготовке дров, где и как безопасно хранить их, запретить переноску тяжёлых бревен. Следует постоянно приучать детей перед каждым использованием топором проверять его состояние. При малейших по­ломках немедленно обращаться к реммастеру, руководителю группы и ремонтировать их. При обучении дежурных, да и в дальнейшем, на кухне должен находиться руководитель или его заместитель.

Руководитель должен позаботиться и о правильном отдыхе участ­ников, не занятых выполнением поручений. Не стоит разрешать де­тям долго в тёплую погоду находиться в палатках, там очень душно. Полежать лучше в тени, однако для этого обязательно надо использо­вать теплоизоляционный коврик. Нередко дети не понимают, почему нельзя для этих целей использовать в сухую погоду спальный мешок. Проведите для них опыт – положите на землю кусок полиэтиленовой пленки. Через некоторое время на внутренней стороне пленки образу­ются капельки влаги. Если на месте пленки будет спальный мешок, то влага впитается в него.

Педагог с первых выходов на маршрут



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: