Театральная жизнь города Острова в 20-е годы.




Остров братьев Меркурьевых

 

 

Автор: Милютина Ирина, 10 класс,

МОУ «Средняя школа №1»

 

Научный руководитель: Ильичёва Людмила Ивановна.

2007 год

Остров братьев Меркурьевых

 

 

Аннотация.

Работа Милютиной Ирины посвящена братьям Меркурьевым, родиной которых был провинциальный город Остров. Здесь жили их родители, родились Петр и Василий.

В школе, в которой учится Ирина, создается мемориальный музей, посвященный Меркурьевым. Цель работы состоит в том, чтобы найти материалы о Меркурьевых, систематизировать их и в дальнейшем подготовить экспозицию и экскурсию.

В работе использованы редкие фотографии, письма, дневники, публикации разных лет, газетный материал 20-х годов.

 

 

Содержание работы.

 

I Введение______________________________________________________3

II.Ход работы___________________________________________________4

1.Семья Меркурьевых____________________________________________4

2.Пётр Васильевич Меркурьев_____________________________________5

3. Василий Васильевич Меркурьев_________________________________7

4.Театральная жизнь города Острова в 20-годы XX века______________10

III.Заключение_________________________________________________14

IV Список литературы__________________________________________11

V.Приложения__________________________________________________1

 

I. Введение.

На педагогическом совете нашей школы в августе 2007 года было принято решение о создании в школе музея. В течение многих лет накапливался материал по истории школы, выпускниках и учителях, учительских династиях и школьных традициях.

Средняя Школа № 1 – одна из старейших школ в городе. Расположена она в микрорайоне улицы Меркурьева. Рядом со зданием школы сохранился старый фруктовый сад. Это неслучайно. Когда-то здесь находился дом, в котором родился известный артист Василий Васильевич Меркурьев. Учащимися и учителями нашей школы собран богатый материал о творческом пути Василия Меркурьева.

Мне же хотелось рассказать о том периоде, когда Пётр и Василий Меркурьевы жили в Острове, участвовали в театральной деятельности, в общественной жизни города.

Для этого познакомилась с архивными материалами, документами, дневниками.

Цель работы:

Выявить деятельность братьев Меркурьевых в 20-е годы ХХ века на фоне истории провинциального города Острова.

Задачи:

¾ Изучить биографию Меркурьевых;

¾ Найти фотографии, связанные с семьей Меркурьевых, дневники, письма;

¾ Найти и изучить материалы о пребывании Меркурьевых в Острове, связанные с их деятельностью;

¾ Познакомиться с воспоминаниями местных жителей о Меркурьевых;

¾ Выявить место, где был расположен дом Меркурьевых;

¾ Обобщить материалы, известные о Меркурьевых для создания экспозиции в школьном музее.

Методы исследования:

¾ Работа с фондами городского краеведческого музея, архивными материалами;

¾ Работа на местности;

¾ Изучение мемуарных материалов, переписки с родными и друзьями;

¾ Работа с газетным материалом;

¾ Исследование фотоматериалов.

Источники:

¾ Воспоминания людей, знавших Петра и Василия Меркурьевых;

¾ Краеведческая литература;

¾ Архивные сведения;

¾ Фотоматериалы.

Работа актуальна, так как пребывание братьев Меркурьевых в нашем городе мало изучено, и с каждым годом отдаляются от нас события первых лет советской власти. Какова была молодежь в то время, каковы ее интересы, представляют большой интерес не только для моего поколения, но и для жителей нашего города.

II. Ход работы.

Семья Меркурьевых.

Семья Меркурьевых – отец - Василий Ильич и мать - Анна Ивановна (1873 – 1950), четверо их сыновей и дочь, - жила на скудный отцовский заработок и настоящего достатка никогда не знала. В дореволюционное время Василий Ильич батрачил на одного из местных помещиков. Детство братьев Меркурьевых тянулось медленно и однообразно. Вспомнить о нём было бы нечего, если бы в воскресные дни вся семья не отправлялась бы на окраину города в кладбищенскую церковь Жен Мироносиц для участия в церковном хоре. Старшие Меркурьевы любили пение. Любовь свою они передали детям, и участие в хоре всей семьи приносило настоящую радость. Василий Васильевич Меркурьев написал в одной из статей: «Отец мой в молодости батрачил, рыл по деревням колодцы, пока крестный, купец третьей гильдии, не позвал его торговать в дегтярном ряду. Лавка моего отца получила хорошую репутацию. Помню, отец торговал не только дёгтем, но и снетком – маленькой серебристой рыбкой, величиной с булавку. Её ему привозили с Чудского озера. Однако торговля вряд ли была его истинным делом. Он прекрасно пел, и эта его любовь к музыке перешла к детям. Пела буквально вся семья. У моей матери (ещё совсем молоденькой девушкой, привезённой из Швейцарии местным помещиком Неклюдовым, она служила у него экономкой) тоже был хороший голос»[1].

Пётр Васильевич, сын Василия Васильевича Меркурьева, рассказывает: «В 1984 году был в Острове – к восьмидесятилетию отца его именем назвали улицу, - я увидел то место, где стоял дом Меркурьевых. По всему видно, что дом был небольшим, метров 10 в длину, метров 6 в ширину.

Как там умещалась огромная семья – представить сейчас сложно, но я ведь помню, как даже ещё большая наша семья жила в питерской квартире. Понятно, что терпимость к тесноте, вернее, даже – привычность к тесноте у Василия Васильевича Меркурьева была от рождения».

Он был четвёртым сыном Василия Ильича Меркурьева и Анны Ивановны Меркурьевой, урождённой Гроссен.

Анна Ивановна всегда была при деле, круглый год она управлялась с хозяйством. Как истинная швейцарская немка, знала секрет варки сыра.

«Мама просила её рассказать, на что бабушка отвечала – «Ты хочешь моей смерти! Вот перед смертью расскажу». Так она и не открыла своего секрета.

А сыры были замечательные! В магазине таких не купишь. Бабушка складывала эти сыры на полку в кладовке и никого к ним не подпускала.

Вставала она затемно, доила корову, кормила всю живность, готовила еду, копалась на грядках, а к моменту моего пробуждения уже была около постели. Я тогда ходил сё время с завязанной шеей – железки опухали так, что создавалось впечатление, будто голова поставлена не на шею, а на большой чурбан, лежащий на плечах.

Анна Ивановна варила варенье, заготавливала огромные кадки огурцов.

Бабушка была верующей, молилась каждый день и много рассказывала о Боге. Однажды она потеряла иголку и попросила меня: «Петенька, у тебя глаза лучше, поищи иголку». Только помолись, попроси Боженьку, чтобы он помог тебе. Вот мой Володенька (младший папин брат, умер в 9 лет) как что потеряет, обязательно молился и находил».

Я молиться не стал, но иголку нашёл». [8].

Анна Ивановна родилась в 1985 году, вышла замуж за Василия Ильича. Тогда молились по-другому. Родом из Швейцарии, был брат – Генрих.

Всего у Анны Ивановны и Василия Ильича было 7 детей:

1) Леонид, 1896 г.р., погиб на фронте.

2) Александр, 1886 г.р., умер от голода В Ленинграде во время блокады. Был директором хлебозавода.

3) Евгений, 1900 г.р., музыкант (композитор, дирижёр) уехал во время гражданской войны с дядей Генрихом и его семьёй за границу, умер в 1986 году.

4) Дочь, 1902 г.р.

5) Василий, 1904 г.р.

6) Пётр, 1906 г.р.

7) Володя, умер в возрасте 9 лет.

Театральная жизнь города Острова в 20-е годы.

После Октября 1917 года в городе установилась советская власть. Какие произошли в жизни города изменения, и как жила молодежь в Острове – стало известно из местных газет: «Коммунист», «Плуг и молот», «Красная молодежь».

Театральная жизнь Острова была очень насыщенной. Как говорится в газете «Коммунист» № 1. 1919 года, каждый день проходили спектакли. Для них было отведено помещение электро-театра «Модерн». 16.02.1919 – открыт клуб имени Ленина, красноармейский и рабочий клуб в помещении, называемом «Клубом коммунистов». Клуб в то время имел политическое значение, как ячейка, воспитывающая в духе новой социалистической жизни, просветительской. Общественная жизнь города также была яркой. В городе - митинги, лекции. Создаются комнаты, библиотеки-читальни. Самую большую популярность получили кинематограф, спектакли. 4 марта состоялось открытие Народной аудитории. Интерес народа к театру возвысился. Вот какие пьесы ставились в городе:

Электро-театр III Интернационала.

7, 8, 9 марта

Трагедия женской души (Власть демона)

Трагедия в 5 частях

Чарли в неловком положении.

10, 11, 12.

Не уступлю.

Драма в 5 частях.

27.03.1919

Орлеанская дева в 2 сериях 12 частях.

30.03.

Пролетарский клуб.

«Народный герой» (Пугачёв). Драма в 3-х частях. Участвуют 30 человек.

30 марта в жизни нашего театра нельзя не признать историзм. Ставилась пьеса молодого драматурга. Ещё заранее публика знала, что в пьесе будет участвовать 30 человек, а в виду громадных расходов, цены будут повышены.

Театр был полон… ждали полчаса до начала.

Артисты выбились из сил, чтобы спасти положение, чем хоть немного помогли спектаклю.

7.04. «Роковой шаг».

15.05. «Вечный странник» в 3 действиях с эпилогом Осина Дымова.

 

1919 № 1 среда 1 января

«Коммунист», г. Остров, Полоцкая, д.24-2

Клуб Коммунистов - сегодня 1 января в 8 часов вечера – спектакль в пользу Красноармейцев.

№36 «Коммунист» 1918-1919 гг.

На нашей сцене серьёзные пьесы стали словно комедийками лёгкого содержания.

 

1) Реферат-митинги

2) «Братство» - пьеса т. Луначарского.

Танцы до 2 часов вечера.

Школа и искусство.

«На бойком месте»

Зрительный зал «Клуба комсомольцев» переполнен. Билеты давно распроданы все, но публика всё прибывает. Ответственного распорядителя т. Грузника разрывают на части, все упрашивают впустить их. Вокруг него целая толпа барышень. Только и слышно: «Хоть один билетик… Ну что вам стоит? Пожалуйста!»

А т. Грузник, усталый, еле выбирается из толпы прелестных гражданок и уходит писать входные билеты.

Музыка усердно работает, но оживление и без неё царит кругом, так что гром оркестра кое-кого заставляет ретироваться в более отдалённые, тихие уголки.

Гвоздём вечера был, несомненно, спектакль, данный местными любителями сцены. В спектакле самым интересным было то, что впервые перед началом его т. Локтевым был прочтён референдум о пьесе.

Публика дала оценку пьесы с коммунистической точки зрения, доселе никем не рассмотренной.

После характеристики типов, восстановленных Островским, после описания факультативных условий, создавших этих людей, т. Локтев заключает:

«… Вот и вся пьеска…

Все сильные; но буржуазное общество исковеркало их, вырядило в шутовские костюмы и выпустило в жизнь… А сила всё-таки остаётся силой, и нам становится больно и жалко и стыдно этих слабых людей, больно, жалко и стыдно для человека. А что, если он в детстве, в молодости увидел яркую цель, сколько бы добра принёс, может быть, кто-нибудь и ценное дал… И на душе у нас остаётся мягкий слой грусти. Мы видим гнилое, разлагающееся общество, саморазрушающееся; и в душу нам вливается сознание, что путь, избранный нами, коммунистами, правилен.

Буржуазное общество самоотрицает себя.

Почему же нам не подбросить дров под разрушающееся здание?! Всё равно оно сгнило и для перевозки в другое место не годится…

Сгорает, и на месте его мы построим Дворец Добра, Истины и красоты; на развалинах его мы воздвигнем социалистическое справедливое и уже цельное общество.

Что касается самого спектакля, то о нём, кроме хорошего, ничего более нельзя сказать. Сыграно было превосходно. Все типы были мастерски выполнены и прекрасно проведены.

Спасибо артистам, они превзошли ожидания намного!

Кто из них играл лучше? Все были хороши, все были лучшие.

Многократные аплодисменты!»

 

№2, 919, 5 января.

Клуб Коммунистов

Спектакль «Безработные».

Соч. Софии Белой.

Танцы до 2 часов.

 

№3, 12 января 1919

С. 3 Школа и искусство.

В гнилой и затхлый Остров вдруг влилась новая, живая струя… И показалось, что бытовавший кошмар исчез бесследно, а растёт новый, красивый и грандиозный социалистический город.

1 января артистами-любителями была поставлена 3-актная пьеса т. Луначарского «Братство». Пьеса актуальна – и буржуазия, и революция с яркими, красочно выраженными представителями классов, а затем широкой кистью набрасывается жизнь будущего социалистического государства. Чем-то животворящим и новым повеяло на публику – она была в восторге!

Артисты сыграли великолепно, если не считать некоторой невыдержанности тонов.

Почти в одно время шла в кинематографе пьеса «Уплотнение». Пьеса подавляла своей современностью. И если добавить к этому яркую идею о слиянии науки и искусства, то не будет преувеличением, что новое искусство должно быть именно таким.

 

5 января. В Клубе Коммунистов давалась пьеса «Безработные» Софии Белой.

Как видите, есть система, есть общая цель и идея, определён репертуар у инициаторов постановки, которые отбросили ненужный литературный хлам и взялись за проведение в жизнь принципа: «Искусство тенднциозно!» Есть пока отступления от этого правила, есть уступки… но они простительны.

Игра артистов требует, без сомнения, желать многого, но типы даны верно. Недочёты такие: недостаточность подготовки, любительская беспомощность в смысле жестикуляции и дикции, невыдержанность, но что они перед общим впечатлением? Я слышал отзывы: «Тяжёлая пьеса!» «Не люблю таких!» И мне радостно перед такими возгласами, у меня в душе нарастает радостный смех.

Вы поняли… Вы должны понимать, не ищите в искусстве развлечения… Истина и красота выше всего. Вы поняли, товарищи.

Островская публика не привыкла к серьёзным пьесам и, если не вела себя шутливо, то, по крайней мере, невнимательно и, разумеется, с нетерпением ожидала танцев.

№ 4 среда 15 января 1919

Помещение электро-театра «Модерн»

Митинг женщин Острова.

Клуб Коммунистов. 15 января, среда.

Спектакль «Праздный сон до обеда»

Комедия в трёх действиях, соч. Островского

После спектакля танцы до 4 часов ночи.

Живая, милая и простая картинка из жизни, чиновничье-мещанской жизни. Играли четыре сильных артиста и только два из них дали, временно, живой рисунок.

Бальзаминов – т. Новинский очень выдержанно провёл действие, и тесная, естественная связь его смеха «молодого жеребчика» с фигурой, частями и мимикой была неподражаема, но в последнем действии он как-то стушевался – видна была натянутость, желание удержать тон и настраивание себя.

Несколько великолепных штрихов дала т. Заклинская. Сносно продержалась Кичкина – т. Назарова.

Капочка, как помнит островская публика, была неподражаема в роли Евгении «На бойком месте» Островского. И порханье её Бальзаминова не было бы смешным, если бы т. Олесова играла роль страстной, сильной и властной красавицы.

Т. Вейнберг дала тип барышни-жеманницы из барской жизни – думается, что это её роли и, стало быть, в роли подруги Капочки она была не на месте, этот тип не был дан.

 

№8 30 января

15 января в Клубе Коммунистов спектакль для делегатов съезда.

«На ноге к делу» Соловьёва.

Маленький, серенький эпизод из большой истории интеллигенции.

Игра артистов не безупречна. Лонина-Неронова не дала известного типа и у зрителей создалось впечатление, что у неё не было мысли работать, так слишком ярким и шаловливым был её смех. Шалаев, Грегоров был неудачен по гриму.

Т. Заклинская была слишком проста и старовата по гриму.

Сестра Дубнова – т. Славина играла славно. Дубнов – т. Нарроевский играл выдержанно и дал самый верный тип.

Акимыч-Юрковский был слишком комичен для того, чтобы заставить задуматься публику.

 

№ 10 6 февраля

Театр Впечатления.

Т. Локтев как-то говорил, что репертуар советского театра будет идейным, что труппа, мол, не будет ставить бессмысленных и пошлых фарсов, которые, по его словам, не сходили со сцены в летний сезон 1918 года в городском саду.

2 февраля вместо содержательной пьесы «Козырь», была поставлена на островской сцене 3-актная пьеса «Дон Жуан в Неаполе», ничего общего не имеющая по своему содержанию с заданиями.

Прежде всего, пьеса была сыграна так, что в некоторых местах было трудно разобраться в её смысле, во-вторых, она вышла до того спонтанной и бессодержательной, что публика, всегда очень чуткая и внимательная к тому, что происходит на сцене, во время представления бесцеремонно разговаривала.

 

№11, 9 февраля в Клубе Коммунистов

Спектакль «В новой семье»

Драма в 4 действиях Александрова.

 

№12

Превосходная по содержанию пьеса Александрова. Исполнение превосходно и публика была сильно задета.

 

№ 14, 16 февраля в 1 час дня открылся красноармейский и рабочий клуб имени т. Ленина. Клуб находился в помещении, называемом островичами «Клуб Коммунистов».

Устроен митинг, выступали: Шершнёв, Максимов, Быстров.

Лекция «Истинность возникновения Наркома и промышленная революция».

 

№ 16, 27 февраля.

Пролетарский клуб имени Ленина

Спектакль «Жертва вечерняя» - драма в 4-действиях Софии Белой.

 

2 марта

«На дворе во флигеле» - пьеса в 2-х картинах Чирикова.

«В среде расчётливых людей» - воскресный спектакль прошёл гладко. Роли удачно распределены. Все были на своих местах. Хорошая инр Быстровой, Нахаровой.

 

9 марта «Во дворе, во флигеле» - пьеса в 2-х картинах Чирикова. Клуб имени Ленина.

 

«Можно понять, с каким нетерпением мы ожидали лета, которое приносило оживление в нашем Острове театральной жизни. Приезжали на короткие сроки актёры московских театров, навещали нас артисты Украины, Псковского драматического театра и т.д. Но всего этого было мало. В основном тяга к культуре удовлетворялась художественной самодеятельностью. Её участниками была только молодёжь, в первую голову, комсомольцы. Действовали хор, оркестр народных инструментов, драматический кружок. Художественных руководителей и режиссёров не было, если не считать Васю Меркурьева, который, когда приезжал на каникулы, становился бесспорным лидером драмкружка, режиссёром, гримёром и играл все главные роли. Я и сам, следуя общей тяге за Васей Меркурьевым, играл в двух пьесах, в обоих провалился и перешёл в зрители. Но драматический кружок имел всё же скоро своё ядро: Нюра Муравейская, Тоня Барканова, Лена Декслер, братья Саша и Петя Меркурьевы (Василий бывал у нас временами), Павлуша Афанасьев, Саша Григораш. Последний был также осветителем и днями латал скудное электрохозяйство сцены. В репертуаре драмкружка были незатейливые агитки с попами, кулаками, буржуями. Слушали их хорошо. Особый успех падал на Василия. Меркурьева.

Обыкновенно постановки приурочивались к революционным праздникам и антирелигиозным дням. Широко отмечалось комсомольское рождество. Постановка и также выступление артистов длились весь вечер, а ночью устраивались игры и танцы, чтобы отвлечь молодёжь от посещения церковных служб.

Оркестр народных инструментов формировался прежде всего из тех, кто имел музыкальные инструменты, клуб имел только пару домр, балалайку, контрабас, бубен. Постоянный состав оркестра имел 10-12 человек». [5] В этой обстановке в городе жили братья Меркурьевы, активно участвовали в общественной жизни, играли спектакли.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: