Последствия ассимиляции бессознательного




Комплексы личности – стимул для свободы и творчества

 

 

Часть 1

 

 

 

«Целым слоям населения и в голову не приходит несмотря

на их явную бессознательность – становиться невротиками.

Те, немногие, которые отмечены такой судьбой, и есть,

собственно, «высшие» люди, по каким- либо причинам,

однако, слишком задержавшиеся на первобытной ступени.»

 

К. Г. Юнг

 

Размышляя над темой новой статьи, использовал метод синхроничности, о чём я писал в предыдущем материале.

Мысленно сформулировал запрос о названии нового опуса ещё за неделю до Нового года и стал ждать.

Конфуций говорил: «Благородный муж с достоинством ожидает велений Неба. Низкий человек суетливо поджидает удачу».

Народу нужен праздник, об этом говорил Конфуций: "Нельзя держать лук постоянно натянутым, не расслабляя его (время от времени), как и нельзя, держать постоянно расслабленным, не натягивая его".

З1декабря лёг спать в 23:00 не принимая никакого участья в праздновании Нового года и в 8 часов утра 1 января, пришёл ответ с небес: «Комплексы личности – стимул для свободы и творчества».

Итак, основное правило психоанализа гласит:

 

«СОЗНАНИЕ РАЗМЫШЛЯЕТ, БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ ПРАВИТ»

 

Таинственные, неуловимые силы определяют наше поведение.

Эти силы принадлежат миру Бессознательного – изначальному, но бесконечному, недоступному, но постижимому.

Бессознательное выражается в психике человека через:

- сновидения

- фантазии

- импульсы

- побуждения

- влечения

- запретные желания

- инстинкты

- оговорки.

 

 

 

 

Карл Густав Юнг – швейцарский психолог, психиатр и культуролог, теоретик и практик глубинной психологии, создатель одного из направлений психоанализа – аналитической психологии в 1934 году написал небольшую книгу «Отношение между Я и бессознательным».

В предисловии Юнг пишет: «Нас­то­ящая ра­бота по­яви­лась не сра­зу, а ста­ла ре­зуль­та­том рас­тя­нув­ше­гося на мно­гие го­ды стрем­ле­ния уло­вить и – по мень­шей ме­ре в су­щес­твен­ных чер­тах – отоб­ра­зить сво­еоб­разный ха­рак­тер и ход душевной драмы процесса тран­сфор­ма­ции бес­созна­тель­ной пси­хики. Эта идея не­зави­симос­ти бес­созна­тель­но­го, ко­торая столь ра­дикаль­но от­ли­ча­ет мои взгля­ды от под­хо­да Зигмунда Фрей­да, воз­никла у ме­ня еще в 1902 г.»

 

 

 

Далее Юнг раскрывает влияние бессознательного на сознание человека:

«Как из­вес­тно мно­гим, фрей­дов­ские пред­став­ле­ния о со­дер­жа­ни­ях бес­созна­тель­но­го ог­ра­ниче­ны ин­фантиль­ны­ми тен­денци­ями, ко­торые вы­тес­не­ны в си­лу их про­тиво­речи­вос­ти. Вы­тес­не­ние яв­ля­ет­ся про­цес­сом, ко­торый на­чина­ет­ся в ран­нем детс­тве под нравс­твен­ным воз­дей­стви­ем ок­ру­жа­ющей сре­ды и про­дол­жа­ет­ся всю жизнь. С по­мощью ана­лиза вы­тес­не­ние ус­тра­ня­ет­ся, а вы­тес­ненные же­лания осоз­на­ют­ся.

Сог­ласно этой те­ории, бес­созна­тель­ное со­дер­жит толь­ко те сос­тавля­ющие лич­ности, ко­торые впол­не мог­ли бы быть осоз­нанны­ми, и по­дав­ля­ют­ся они, собс­твен­но, лишь в ре­зуль­та­те вос­пи­тания. Хо­тя с из­вес­тных по­зиций эти ин­фантиль­ные тен­денции бес­созна­тель­но­го на­ибо­лее оче­вид­ны, тем не ме­нее, бы­ло бы неп­ра­виль­но оп­ре­делять или оце­нивать бес­созна­тель­ное ис­клю­читель­но в этих тер­ми­нах. У бес­созна­тель­но­го есть еще и дру­гая сто­рона: оно вклю­ча­ет не толь­ко вы­тес­ненные со­дер­жа­ния, но так­же весь пси­хичес­кий ма­тери­ал, ле­жащий ни­же по­рога соз­на­ния. Не­воз­можно объ­яс­нить под­по­рого­вую при­роду все­го это­го ма­тери­ала на ос­но­ве толь­ко прин­ци­па вы­тес­не­ния; в про­тив­ном слу­чае, уб­рав вы­тес­не­ние, че­ловек при­об­рел бы фе­номе­наль­ную па­мять, из ко­торой нич­то не мог­ло бы ис­чезнуть.

Рав­ным об­ра­зом у нас есть ос­но­вания пред­по­лагать, что бес­созна­тель­ное ни­ког­да не пре­быва­ет в по­кое в смыс­ле от­сутс­твия ак­тивнос­ти, но неп­ре­рыв­но за­нято груп­пи­ров­кой и пе­рег­руппи­ров­кой сво­их со­дер­жа­ний.

 

 

 

Сновидения

Сно­виде­ния со­дер­жат об­ра­зы и мыс­ленные ас­со­ци­ации, в про­из­водс­тве ко­торых соз­на­тель­ное на­мере­ние не учас­тву­ет. Они воз­ни­ка­ют спон­танно, без на­шей по­мощи и яв­ля­ют­ся пред­ста­вите­лями неп­ро­из­воль­ной пси­хичес­кой де­ятель­нос­ти. По­это­му сно­виде­ние есть, собс­твен­но, в вы­сокой сте­пени объ­ек­тивный, ес­тес­твен­ный про­дукт пси­хичес­ко­го, от ко­торо­го мож­но ожи­дать по мень­шей ме­ре ссы­лок и на­меков на не­кото­рые ос­новные тен­денции в пси­хичес­ком про­цес­се. Кро­ме то­го, пос­коль­ку пси­хичес­кий про­цесс, как и вся­кий жиз­ненный про­цесс, есть не прос­то ка­узаль­ный ход со­бытий, но так­же еще и про­цесс с те­ле­оло­гичес­кой (фи­наль­ной) ори­ен­та­ци­ей, то от сно­виде­ния мож­но ожи­дать, что оно даст нам оп­ре­делен­ные по­каза­ния от­но­ситель­но его объ­ек­тивной обус­ловлен­ности, рав­но как и об объ­ек­тивных тен­денци­ях, пос­коль­ку пос­ледние ока­зыва­ют­ся имен­но са­мо­изоб­ра­жени­ями пси­хичес­кой сто­роны жиз­ненно­го про­цес­са.

Каузальный - способ интерпретации психических явлений, основанный на причине и следствии.

 

Сле­дова­тель­но, сно­виде­ния оче­вид­ным об­ра­зом вос­про­из­во­дят соз­на­тель­ную точ­ку зре­ния за вы­четом соз­на­тель­ной кри­тики, ко­торую они пол­ностью иг­но­риру­ют. Зна­чит, сно­виде­ния пов­то­ря­ют соз­на­тель­ные со­дер­жа­ния, но не в целом, а нас­та­ива­ют на фан­тасти­чес­кой по­зиции в про­тиво­вес «здра­вому смыс­лу».

 

 

Чувс­тво мо­раль­ной не­пол­но­цен­ности

Чувс­тво мо­раль­ной не­пол­но­цен­ности всег­да ука­зыва­ет на то, что вы­пав­ший фраг­мент есть неч­то та­кое, что, собс­твен­но го­воря, не дол­жно бы­ло бы вы­падать или, ины­ми сло­вами, мо­жет быть осоз­на­но, ес­ли упот­ре­бить не­об­хо­димые для это­го уси­лия. Чувс­тво мо­раль­ной не­пол­но­цен­ности воз­ни­ка­ет при этом от­нюдь не из стол­кно­вения с все­об­щим, в из­вес­тном смыс­ле про­из­воль­ным мо­раль­ным за­коном, а из кон­флик­та с собс­твен­ной са­мостью, ко­торая, ис­хо­дя из чувс­тва пси­хичес­ко­го рав­но­весия, тре­бу­ет вос­полне­ния де­фици­та.

 

Самость как объединяющий принцип в области человеческой психике занимает центральное место в управлении психической жизнью и поэтому является высшей властью в судьбе индивида.

Где бы ни воз­ни­кало это чувс­тво мо­раль­ной не­пол­но­цен­ности, оно ука­зыва­ет так­же и на то, что на­лицо не толь­ко тре­бова­ние ас­си­миля­ции бес­созна­тель­но­го ком­по­нен­та, но так­же и воз­можность та­кой ас­си­миля­ции. В ко­неч­ном счёте это мо­раль­ные ка­чес­тва че­лове­ка, ко­торые зас­тавля­ют его ли­бо че­рез не­пос­редс­твен­ное по­нима­ние не­об­хо­димос­ти, ли­бо кос­венным об­ра­зом че­рез бо­лез­не­ный нев­роз ас­си­мили­ровать свою бес­созна­тель­ную са­мость и вес­ти се­бя осоз­нанно.

 

Неврозы — функциональные нарушения высшей нервной деятельности психогенного происхождения. Клиника неврозов отличается большим многообразием и может включать соматические невротические расстройства, вегетативные нарушения, различные фобии и.т.д.

 

Тот, кто прод­ви­га­ет­ся впе­ред по до­роге ре­али­зации сво­ей бес­созна­тель­ной са­мос­ти, дол­жен не­из­бежно при­водить к осоз­на­нию со­дер­жа­ния лич­но­го бес­созна­тель­но­го, рас­ши­ряя та­ким об­ра­зом мас­штаб сво­ей лич­ности. Это «рас­ши­рение» зат­ра­гива­ет в пер­вую оче­редь мо­раль­ное соз­на­ние, са­мопоз­на­ние, так как бес­созна­тель­ные со­дер­жа­ния, выс­во­бож­денные ана­лизом и пе­реве­ден­ные в соз­на­ние, – это, как пра­вило, по­нача­лу неп­ри­ят­ные и по­тому вы­тес­ненные со­дер­жа­ния: же­лания, вос­по­мина­ния, пред­распо­ложен­ности, пла­ны и т. д.

Дру­гие воз­ни­ка­ют, как пра­вило, с по­мощью ана­лиза сно­виде­ний. За­час­тую весь­ма ин­те­рес­но наб­лю­дать, как сно­виде­ния вы­носят на­верх – фраг­мент за фраг­ментом, тон­ко чувс­твуя мо­мент, – са­мые су­щес­твен­ные эле­мен­ты. Весь этот ма­тери­ал в со­вокуп­ности с ма­тери­алом соз­на­ния да­ет в ре­зуль­та­те зна­читель­ное рас­ши­рение го­ризон­та, уг­лубляя зна­ние се­бя. Ес­тес­твен­но пред­по­ложить, что это, как нич­то иное, спо­соб­но гу­мани­зиро­вать че­лове­ка и при­вить ему чувс­тво ме­ры.

При­нимая во вни­мание эти фак­ты, мы дол­жны до­пус­тить, что бес­созна­тель­ное со­дер­жит в се­бе не толь­ко лич­ное, но так­же и без­личные, кол­лектив­ные ком­по­нен­ты в фор­ме унас­ле­дован­ных ка­тего­рий или ар­хе­типов. По­это­му я выд­ви­нул ги­поте­зу, что бес­созна­тель­ное на сво­их са­мых глу­боких уров­нях не­сет в се­бе кол­лектив­ные со­дер­жа­ния в от­но­ситель­но ак­тивном сос­то­янии. Вот по­чему я го­ворю о кол­лектив­ном бес­созна­тель­ном.

Коллективное бессознательное - термин, обозначающий одну из форм бессознательного (части психики, содержащей воспоминания и импульсы, не осознаваемые индивидом) общую для человечества в целом и являющуюся продуктом наследуемых структур мозга.

Последствия ассимиляции бессознательного

 

Про­цесс ас­си­миля­ции бес­созна­тель­но­го при­водит к ря­ду весь­ма при­меча­тель­ных яв­ле­ний. У од­них па­ци­ен­тов он ве­дет к бе­зоши­боч­ной и за­час­тую неп­ри­ят­ной ак­центу­ации Эго-соз­на­ния, по­вышен­ной са­мона­де­ян­ности; они все зна­ют, они пол­ностью в кур­се де­ла от­но­ситель­но сво­его бес­созна­тель­но­го, и они ве­рят, что име­ют аб­со­лют­но точ­ное суж­де­ние обо всем, что ис­хо­дит из глу­бин бес­созна­тель­но­го.

 

Эго - сознание - это состояние бодрствования, и в центре его находится Я. Это отправная точка, вход в обширную внутреннюю область - психику.

 

В лю­бом слу­чае при каж­дой встре­че с док­то­ром они все боль­ше и боль­ше вос­па­ря­ют над со­бой. Дру­гие, нап­ро­тив, впа­да­ют в деп­рессию, ста­новят­ся да­же уг­не­тен­ны­ми со­дер­жа­ни­ями бес­созна­тель­но­го. Уро­вень их са­мона­де­ян­ности сни­жа­ет­ся, и они с по­кор­ностью взи­ра­ют на все то не­обы­чай­ное, что про­из­во­дит­ся бес­созна­тель­ным.

Па­ци­ен­ты пер­во­го ви­да в из­бытке са­мона­де­ян­ности бе­рут на се­бя от­ветс­твен­ность за свое бес­созна­тель­ное, вы­ходя­щую слиш­ком да­леко за пре­делы ра­зум­ных гра­ниц и воз­можнос­тей; в то вре­мя как пос­ледние в кон­це кон­цов от­ка­зыва­ют­ся от ка­кой бы то ни бы­ло от­ветс­твен­ности за се­бя, бу­дучи по­дав­ле­ны зна­ни­ем бес­си­лия Эго пе­ред судь­бой, уп­равля­ющей ими че­рез бес­созна­тель­ное.

Ес­ли мы те­перь под­вер­гнем бо­лее тща­тель­но­му ана­лити­чес­ко­му рас­смот­ре­нию ту и дру­гую ре­ак­цию в их край­них про­яв­ле­ни­ях, то уви­дим, что за оп­ти­мис­ти­чес­кой са­мо­уве­рен­ностью пер­вой кро­ет­ся столь же глу­бокая или, луч­ше ска­зать, еще бо­лее глу­бокая бес­по­мощ­ность, на фо­не ко­торой соз­на­тель­ный оп­ти­мизм выг­ля­дит как пло­хо удав­ша­яся ком­пенса­ция.

И нап­ро­тив, за пес­си­мис­ти­чес­кой по­кор­ностью ре­ак­ции вто­рого ти­па кро­ет­ся уп­ря­мая во­ля к влас­ти, во мно­го крат пре­вос­хо­дящая по са­мо­уве­рен­ности соз­на­тель­ный оп­ти­мизм пер­во­го.

В обо­их слу­ча­ях связь с объ­ек­том уси­лива­ет­ся: в пер­вом – в ак­тивном смыс­ле, а во вто­ром – в ре­ак­тивном. Кол­лектив­ный мо­мент за­мет­но обос­тря­ет­ся. Пер­вый рас­ши­ря­ет сфе­ру сво­его дей­ствия, вто­рой – сфе­ру сво­его стра­дания.

Ад­лер для ха­рак­те­рис­ти­ки не­кото­рых ба­зовых свой­ств нев­ро­тичес­кой пси­холо­гии влас­ти ис­поль­зо­вал тер­мин «бо­гопо­добие».

 

Альфред Адлер (7.02.1870-28.05.1937) – австрийский психиатр и мыслитель, создатель системы индивидуальной психологии.

Бо­гопо­добие – и это оче­вид­но – от­но­сит­ся к зна­нию, поз­на­нию доб­ра и зла. Ана­лиз и соз­на­тель­ное по­нима­ние бес­созна­тель­ных со­дер­жа­ний ве­дут к то­му, что воз­ни­ка­ет оп­ре­делен­ная бо­лее вы­сокая то­леран­тность (тер­пи­мость), бла­года­ря ко­торой ста­новят­ся при­ем­ле­мыми да­же от­но­ситель­но тя­жело вос­при­нима­емые пор­ции из бес­созна­тель­ной ха­рак­те­роло­гии. Эта тер­пи­мость мо­жет выг­ля­деть весь­ма «пре­вос­ходной» и муд­рой, но за­час­тую она ока­зыва­ет­ся не чем иным, как кра­сивым жес­том, ко­торый, од­на­ко, вле­чет за со­бой вся­кого ро­да пос­ледс­твия. Нель­зя за­бывать, что речь идет о труд­ном сбли­жении двух сфер, ко­торые преж­де бо­яз­ли­во удер­жи­вались по­рознь.

Так как че­лове­чес­кая при­рода вклю­ча­ет не толь­ко свет, но со­дер­жит так­же и гус­тые те­ни, то ин­сай­ты, воз­никшие в хо­де прак­ти­чес­ко­го ана­лиза, час­то ока­зыва­ют­ся бо­лез­ненны­ми, и они тем бо­лез­ненней, чем силь­нее те­невые ас­пекты вы­тес­ня­ют­ся из пси­хичес­ко­го. Со­от­ветс­твен­но не­кото­рые лю­ди при­нима­ют слиш­ком близ­ко к сер­дцу вновь при­об­ре­тен­ные проз­ре­ния, в ре­аль­нос­ти да­же че­рес­чур близ­ко, со­вер­шенно за­бывая при этом, что они не единс­твен­ные, у ко­го есть те­невые сто­роны.

Они че­рес­чур уд­ру­чены со­бой и от­сю­да склон­ны сом­не­вать­ся во всем и уже не ви­деть вок­руг ни­чего ис­тинно­го. Вот по­чему мно­гие пре­вос­ходные ана­лити­ки с очень хо­роши­ми иде­ями ни­ког­да не ре­ша­ют­ся их опуб­ли­ковать, пос­коль­ку пси­хичес­кая проб­ле­ма в том ви­де, как они ее пред­став­ля­ют, ока­зыва­ет­ся нас­толь­ко по­дав­ля­юще об­ширной, что ка­жет­ся им поч­ти не­воз­можной в их по­пыт­ках на­уч­но её ос­мыслить.
При­мер­но в та­ких фор­мах вы­ража­ет­ся боль­шой кон­фликт, ес­ли свес­ти его к мень­ше­му мас­шта­бу. Но и в этих умень­шен­ных про­пор­ци­ях нет­рудно раз­гля­деть его глав­ную суть: за­нос­чи­вость и вы­соко­мерие од­но­го и по­дав­ленность дру­гого име­ют неч­то об­щее, а имен­но не­оп­ре­делен­ность в от­но­шении сво­их гра­ниц. Один чрез­мерно раз­ду­ва­ет­ся, дру­гой чрез­мерно умень­ша­ет­ся. Их ин­ди­виду­аль­ные гра­ницы сти­ра­ют­ся.

Толь­ко ге­ний или по­мешан­ный мо­жет вы­путать­ся из тес­нин ре­аль­нос­ти, что­бы су­меть уви­деть этот мир, как собс­твен­ную книж­ку с кар­тинка­ми.

Из это­го при­мера мож­но, по­жалуй, из­влечь еще и дру­гой урок, а имен­но то, что

пси­хичес­кие со­дер­жа­ния не яв­ля­ют­ся прос­той инер­тной или мер­твой ма­тери­ей, ко­торую мож­но бы­ло бы ис­поль­зо­вать по сво­ему ус­мотре­нию. Здесь ско­рее мы име­ем де­ло с жи­выми сущ­ностя­ми, об­ла­да­ющи­ми при­тяга­тель­ной си­лой для соз­на­тель­но­го ра­зума».

 

 

Конец 1 части



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: