Индивидуализм и категориальные идентичности




Конструкция и примординальность

 

Автор рассматривает два подхода к исследованию национализма: «конструктивизм» («инструментализм») и «примордиализм».

 

Конструктивисты уделяют внимание историческим и социальным процессам, под воздействием которых создаются нации. В этом они видят интерес элит, культивирующих эти процессы для удержания власти и дальнейшей манипуляции массами с помощью их эмоциональных привязанностей и идентичностей. Однако, нельзя игнорировать тот факт, что национализм формируется на основе уже сложившихся представлений и переживаний простых людей. Преемственность национальных культур объясняется традицией мировоззрения, региональными особенностями и геополитикой. Культуры не настолько оскоблены, чтобы быть основой для разделения на нации (Брасс). Лидеры националистического движения берут из традиционной культуры только те черты, которые могут послужить сплочению.

 

Примордиалисткие последователи утверждают, что нации существовали в тех или иных видах с начала истории. Роль привязанностей в формировании наций особенно подчеркивал Клиффорд Гирц. Навязанные сверху критерии для объединения могут не сработать так хорошо, как традиционные привязанности к роду и племени.

 

Социологи, исследующие национализм в целом признают как роль исторических изменений и человеческой деятельности, так и привязанности, сформированные в раннем культурном опыте.

 

Однако, остро стоят следующие вопросы:

1. почему, для того чтобы чувствовать себя как дома, люди зачастую не ограничиваются только непосредственными личными отношениями, а обращаются к более широкой категории нации?

2. почему нации, которые на самом деле являются историческими конструкциями, начинают казаться «примордиальными»?

3. почему националистические лидеры и идеологи притязают на историю и как они используют ее при мобилизации людей во имя националистических целей?

Изобретение традиции

Эрик Хобсбаум и Теренс Рейнджер рассмотрели множество случаев «изобретения» национальных традиций элитами (обычно после войн и противостояния). Однако, делает ли раскрытие такого изобретения традиции несостоятельными? Только исконные традиции верные, новые традиции служат манипуляции.

Нет, потому что: во-первых, все традиции не являются примордиалисткими. Во-вторых, приживаются традиции не от своей древности, а от актуальности. (промежуточный вариант - ортодоксальные культуры).

Этническая идентичность конструируется и поддерживается в социальных процессах, которые связаны с различными целями. (Барт) Нельзя сказать, что культурных и физических различий не существует, но отношение к ним меняется.

Родство, происхождение, этничность и национальность

Современные нации имеют исторические корни в этичных идентчностях, но этничность - это лишь способ организации идентичности. Сейчас родство и происхождение имеет меньшую роль, чем в традиционном обществе, когда они служили основным критерием социальной организации жизни. В современных нациях лидеры говорят на языке родства (сестры, братья), рассматривая нацию как одну большую семью. Но такие «семьи» состоят из меньших семей, в которых действуют более прочные связи. Родство и происхождение связывают социальные отношения в более плотную сеть и в общности людей, разделяющих общие идентичности на разных уровнях.

Этничность - между родством и национальностью. Способ идентичности, когда происхождение выходит на более широкий уровень территории. Люди могут менять свою этническую идентичность в соотвествии со случаем. Этнические идентичности развиваются не внутри, а в мире множества идентичностей. В этом они схожи с национальными, так как и те и другие не существуют сами по себе, в отличии от семьи.

 

Индивидуализм и категориальные идентичности

Национальность - лишь одна из многих категориальных идентичностей, которые приобрели центральное значение в современную эпоху. Определяющая черта - выделение по сходству признаков члена, входящего в совокупность эквивалентных членов.

Ранее религиозные идентичности действовали подобно национальным. Нации могу опираться на этничность, но этого недостаточно, чаще всего они формируются на основе общего языка, религии, территории, обычаев, имен. Более того - нации считаются индивидами и их путь развития рассматривается как жизненный путь человека. Но все же они подвержены делению.

Есть мнение, что индивид не может реализовать свои стремления, если нация не свободна. И наоборот, чтобы быть свободным среди нации, необходимо соблюдать принятые среди нее нормы.

На западе принята модель точечной самости, участие каждого индивида в общественных отношениях. Только, когда индивид, подобно нации, посмотрит в зеркало и скажет «я есть я», образуется неделимая нация. Потому как каждый должен свободно признать свою принадлежность к той или иной нации.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: