О номинативной функции слова.




Л.Татьян им ева СЛОВА

Хочешь, с тобой поиграем в слова?

- В какие слова? Есть слово "сова".

- Сова не слово,, а птица,

Она в темнице таится!

- Ну что же, поищем другие слова.

Возьмем мы обычное слово "дрова".

- Дрова для игры не годятся.
Вдруг они загорятся?

Есть очень короткое слово "дай". Смысл ею каждому ясен...

- В слово "дай" сама поиграй.
Я отдать не согласен!

Вторая задача: ознакомление с предложением


 




1. Ознакомление с предложением ко единицей речи: выделение
предложения

- из рассказа воспитателя

- из рассказа ребенка

- из рассказа 2-3 детей

осознание смысловой стороны предложения (что-то объясняет) -про кого..., про что говорится в предложении?

2. Ознакомление со словесным составом предложения:

- составление предложений о игрушке (Кукла спит. Мишка сидит...)

- Составление предложения о действиях ребенка. (Катя танцует. Лена причесывается)

- Составление предложений по картинке.

- Составление пространственной модели - схедлы предложения.

- Игра "Живые слова'' (с подробным описанием игры можно по­
знакомится в статье Г.П.Беляковой в журнале "Дошкольное воспита­
ние* №10,1975 года).

•• Игра-шутка, в которой трое детей произносят каждый свое сло­во из предложения, а дети должны догадаться какое предложение сказали дети (Например: ''Наступила поздняя осень..."(

3. Знакомство со слоговым составом слова.

- произнести слово по слогам, назвать 1,2,3 слово

- моделирование

- похлопать, ударить мячом об пол...

- назвать слово по первому слогу [рыба, рыбак, рынок..)

- докончи слово (-паро-ход, само-лет)

- назвать слова с одним, двумя, тремя слогами

- отгадывание загадок:

Сту-чат, cry-час не ве-лят асу-чать, И-дут, и-дуг, а все тут до тут (часы).

- Я пых-чу, пых-чу, пых-чу

сто ва гонов я га-щу (паровоз).

- Дидак1ические игры: "Чудесный мешочек", "Магазин игрушек",
''Магазин посуды", "Киоск открыток"...

• Стихотворения

Сатир ЛИМОН

Что за ли Что за мои? В звуках нету смысла Но едва шепнут "лимон" Сразу станет кисло. Четвертая задача - основная задача курса - знакомство со звуко­вым строением слова.


Интонационное выделение звука в слове - средство ориентировки ребенка в звуковой действительности языка - в своем становлении проходит ряд последовательных этапов от максимально развернутого ориентировочно-исследовательского действия, осуществляемого по образцу, данному взрослым, к свернутому и осуществляемому в иде­альном (умственном) плане:

на первом этапе дети учатся в игровой ситуации изолированно про­износить те звуки, которые v\^a затем будут даны в словах для их интона­ционного выделения. Например, дети играют в игру "Жуки прилетели" и [произносят звук "ж", о затем им предлагается назвать предметы так, чтобы в словах-названиях была слышна песенка жука - звук "ж"

на втором этапе дети, действуя только по образцу, данному взрослым, произносят слова с интонационным выделением звука и называют затем этот звук изолированно;

на третьем этапе дети переходят к самостоятельному интонацион-ному выделению тех звуков, которые артикулягорно более легки для ориентировочного поиска;

на четвертом этапе дети овладевают самостоятельным выделени­ем любого звука в слове, независимо от его артикуляторной харак­теристики,

на пятом этапе дети овладевают умением выделять в слове любой звук и назвать с\~о изолированно.

Чтобы сформировать у детей полноценной действие, необходимо выполнять следующие правила:

- звук выделяется на фоне слитного проговаривания всего слова,

- после интонационного выделения звука, он называется изолиро­ванно так, ко слышится в слове ("мяч - 1 звук - "мь", "мак" - 1 звук -"м", "еу\ь" - 1 звук - "й"...)

- интонационное выделение гласных звуков не дается, т.к. при их длительном произнесении слово распадается на сло\и и артикупяции уже не выполняет функции обследования слова;

- словесный материал должен подбираться таким образом, чтобы че­редовалось выделение согласных звуков, которые можно долго потянуть с теми, которые потянуть нельзя, а нужно произносить их более громко и четко, чтобы у дешй не выработалась привычка выделять звуки одним способом. Кроме того., необходимо учить детей выделять звуки, распо­ложенные в разной позиции в слове: первый, в середине, последний. Нельзя включать слова, которые оканчиваются звонким согласным, т.к. он оглушается (еж - еш, мороз - морос...);

- чтобы сделать занятия более привлекательными для детей, об­
легчить формирование у них достаточно трудных умений и обыграть
процесс интонационного выделения звука в слове, звуки слова срав­
ниваются с природными или такими, которые дети слышат в окруже
нии: звук *р" - песенка большого мотора, "а/ - песенка маленького
насоса, и Г - песенка ветра...


 




Основная работа по интонационному выделению проводится на специально подобранных словах-названиях.

Например, воспитатель рассказывает детям сказку и обыгрывает ее: "Был у Машеньки мишка (показ). Машенька мишку очень любила. Она связала ему красивую шапочку (надевает на мишку), шарфик (повязывает) и штанишки. Стал мишко надевать штанишки, в одну штанинку две лапки просунул (надевает, показывает детям). Машень­ка говорит: * Не так, длишка, ты надел штанишки. Нужно в каждую штанинки одну лапку просунуть*.

Постарался мишка Правильно надел штанишки (показ). Машенька похвалила его и дала шоколадку"'.

Затем кукла, мишка, штанишки, шапочка, шарфик, шоколадка кладутся на стол, дети называют предметы с интонационным выра­жением звука "ш". Им дается инструкция: "Назовите предметы так, чтобы в словах мы услышали песенку большого ветра*.

После таких упражнений проводится словесная игра "Назови слова со звуком "цЛ Она проводится как игра - соревнование. За каждое правильно названное слово ребенок получает фишку-игрушку. В конце игры определяется победитель, т.е. тот, кто больше назвал слов.

В кругу с мячом проводятся игры "Скажи как я", "Назови звук", в которых дети закрепляют умения интонационно выделять звуки в сло­вах и правильно изолированно их называть.

Широко используются "звуковые круги", на которых наклеены пред­метные картинки, в словах-названиях которых есть заданный звук, рас­положенный в разной позиции слова (луна, Колобок, сгол - выделяется звук "л"; редиска, береза, снегирь - выделяется звук "ръ"...).

Одновременно с овладением действия интонационного выделения звука в слове дети научаются различать на слух твердые и мягкие согласные звуки.

I 1ризнок твердости-мягкости согласных звуков является одним из
основных смыслоразличительных признаков, которые присуши рус­
скому языку. Умение дифференцировать звуки этой оппозиционной
группы необходимо для усвоения детьми начал грамоты и работа по
различению звуков является необходимым условием воспитания фо­
нематического слуха. ' *
Термины "твердый согласный", "мягкий согласный" звук не вводят­
ся: парные согласные звуки дети называют "братцами" (твердый со­
гласный - большой братец, мягкий согласный - маленький братец).
Это подготавливает детей к осознанию, чго братцы затем будут обо­
значаться одной буквой.

В основу обучения положен принцип сопоставления звуков, в иг­рах и упражнениях дошкольники попеременно называют то твердый, то мягкий согласный звук. Например, в игре "Насос" воспитатель предлагает детям надуть мяч. Сначала они надувают его большим насосом: с-с-с (образуют большой круг), но мяч лопнул: ш-ш-ш. Дети надувают его маленьким насосом: съ-съ-съ.


В игре "Петрушки с колокольчиками" дети-Петрушки звенят сначала большими колокольчиками: з-з-з, затем* маленькими: зь-зь-зь.Эти умения закрепляются з играх, когда играющие называют "братца* заданного звука. Эта игра проводится в кругу с мячом. Воспитатель называет звук, например, звук "р" и перебрасывает мяч ребенку. Он ловит его, назы­вает пару этого звука - "рь" и бросает мяч воспитателю.

Проводятся упражнения на фланелеграфе. Воспитатель выставляет несколько предметных картинок, в названии которых есть пары звуков, например звуков "л" - "ль" (лыжи, лук, молоток, лиса, колесо, лист). Дети должны выложить вверху предметные картинки, в названиях которых есть звук "л" после синей фишки, а внизу после зеленой фишки выложить картинки, в названии которых есть звук "ль".

В игре - соревновании ''Назови слова'' дошкольники называют сначала слова с твердым согласным звуком, затем, когда они назо­вут достаточное количество, \л^ дается задание назвать слова с "братцем" заданного звука.

Детям даются задания о первом звуке в слове: они произносят слова с интонационным выделением первого звука, а затем называют его изо лированно: Бабочка - б; Белка - бь; Санки - с; Сито - сь...

Для решения этой задачи проводятся игры - "Зоопарк", "Магазин игрушек'', "Скажи как я", "Назови первый звук", "Найди пару", "Найди братца".

Детям предлагаются дидактические упражнения. Упражнение "Украсим елку"- дети называют игрушку, первый звук слова-названия и ставят ее на елку.

Упражнение "Составим букет для мамы". Детям раздаются кар­тинки с и изображениями различных цветов. Они называют цветок, произносят слово с интонационным выделением первого звука и звук изолированно (лллилия - "ль").

В игре-соревновании "Назови слова", дети называют слова с за­данным первым звуком.

Упражнение "Узнай слово по первым звукам". Воспитатель пока­зывает детям полоску, которой наклеен ряд предметных картинок, например: машина, аист, кот и предлагав! угадать, чго нарисовано но обратной стороне полоски, угадать можно тогда, когда первые звуки слов-названий образуют слово (мак).

Целенаправленное обучение приводит к тому, что дети овладе­вают умениями.анализировать звуковое строение слова, используя интонационное выделение звука в слове; научаются различать ос­новную оппозиционную группу звуков, осознаю! смыслоразличитель-ную функцию звуков в слове. Кроме того, они научаются анализиро­вать и синтезировать предложения, получают много знаний о слове как самостоятельной речевой единице.

Естественно, это говорит о том, что фонематический слух детей достигает более высокого уровня сформированмосди.


 




Этого уровня фонематического слуха достаточно для того, чтобы формировать у детей умение проводить звуковой анопиз слов, т.е. пер­вого действия, направленного на овладения собственно грамоты.

Однако, воспитание фонематического слуха не закончено, он в стадии бурного, целенаправленного воспитания. И только тогда, ко­гда дошкольники овладеют звуковым анализом слов, фонематический слух из сенсорной функции превращается в аналитическую функцию и перерастает в более высокую форму - фонематическое воспри­ятие.

Литература, использованная для написания работы:

1. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. - М., Изд-во АПН РСФСР, 1960

2. Архангельская Н.В., Карлсен Е.Г. О подготовке к обучению грамоте в детском саду. - В кн.: Подготовка детей к школе в детском саду (Под ред. А.П.Усовой М., 1955

3. Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе вос­приятия и усвоения устной речи. М.: Педагогика, 1977

4. Бородич A.M. Методика развития речи детей. - М.: Просвеще­ние, 1974

5. Воскресенская А.И. Грамота в детском саду: М.[Просвещение, 1965

67 Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М. Изд-во АПН РСФСР, 1961

7. Геринг М.Г., Герман Н.А. Воспитание у дошкольников правиль­ной речи. Чебоксары, 1 980

8. Дурова Н.В. Осознание звуковой стороны речи дошкольниками. М. Дошкольное воспитание, №7, 1991

9. Егоров Т.Г. Очерки психологии обучения детей чтению. - М.: Уч­педгиз, 1 953

10. Жинкин Н.И. Механизмы речи. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958

I орецкий В.Г. Обучение грамоте в первом классе. - Дошколь­ное воспитание, 1967, №5

1 I. Журова Л.Е. Обучение грамоте в детском саду. - М.: Педаго­
гика, 19/8 ' '

12. Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу формирования фонема­тического восприятия у детей дошкольного возраста. - В кн.: Сенсор­ное воспитание дошкольников (Под ред. А.В Запорожца, А.П.Усовой М., 1963

13. Запорожец А.В. Некоторые психологические вопросы сенсор­ного воспиитания в раннем и дошкольном детстве. - В кн.: Сенсор­ное воспитание (Под ред. А.В.Запорожца, А.П.Усовой. -М., 1963

14. Иванова СВ. Речевой слух и культура речи. - М.: Просвеще­ние, 1970

15. Карлсен t.f. К вопросу об овладении детьми мягкими и твер­дыми согласными. - Известия АПН РСФСР, №?:-, вып.42


 

16. Кеменова А.В. Архангельская Н.В, Карлсен t.f. Обучение грамоте. М.: Просвещение, 1972

17. Лурия А.Р. Ощущение и восприятие М: Изд-во Моск. ун-та,

18. Назарова Л.К. К вопросу методов и методики обучения гра­
моте. - Советская педагогика, 1971, No8

19. Негневицкая Е.И., Шахнарович A.M. Язык и дети. - М.: Наука,

i 981

20. Резодубов СП. Методика обучения чтению и письму в на­чальной школе. - м.: Изд-во АПН РСФСР, 1961

21. Рубинштейн С.Л. К психологии речи. - Ученые записки Л(ПИ им. Герцена, т.35, 1941

22. Сохин Ф.А. Осознание речи дошкольниками и подготовка к обучению грамоте. - Вопросы психологии, 19/4, №1

23. Тумакова Г.А. Подготовка к обучению грамоте и развитие ре­чи. - Дошкольное воспитание, 1974, №10

24. Усова А.П. Сенсорное воспитание в дидактике детского сада.
В кн. Сенсорное воспитание дошкольников (под ред.

А.В.Запорожца, А.П.Усовой М., 1963

25 Ушакова Т.Н. О механизмах детского словотворчества. - Во­просы психологии, 1961, №1

26. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. - М.:

Просвещение, 1968

27. Фомичева М.Ф. Мелехова Л.В. Речь дошкольника и ее но правление. - М: Просвещение, 1967

28. Швачкин Н.Х. Развитие фонематического воспитания речи в раннем возрасте. - Известия АПН РСФСР, 1948, №13

29. Эльконин Д.Б. Как учить читать. - М.: Зна\^е, 1976

30. Язовицкий Е.В. I оворите правильно. Эоегика речи. - Л.: Про­свещение, 1968




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: