Пояснительная записка
В условиях информационного общества возрастает роль информационной и нравственной компетентности обучающихся, и особое внимание уделяется их развитию. К наиболее значимым информационным компетенциям, владение которыми необходимо современному человеку, можно отнести следующие:
- знание и использование рациональных методов поиска и хранения информации в современных информационных системах;
- владение навыками работы с различными видами информации.
В свою очередь, важнейшими нравственными компетенциями можно назвать:
- степень развития системы духовно-нравственных ценностей, в центре которых ребенок, имеющий собственное мнение и убеждения, способный утверждать и отстаивать их;
- в процессе занятий улучшается память и внимание детей, координации совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов.
Наиболее оптимальной формой организации деятельности в этом направлении является создание пресс-центра, где проходит изучение всей совокупности средств массовой коммуникации, персонального компьютера, фотокамеры, и овладение разносторонними процессами социального взаимодействии.
Занятия в пресс-центре, кроме интереса и осознания необходимости приобретения навыков работы на ПК, фотокамере, требуют от ребенка стремления к самообразованию. Стремление к самообразованию – потребность, диктуемая сугубо внутренними мотивами ребенка.
Актуальность
Умение обучающимися собрать информацию из разных источников (или побывать самому на мероприятиях), отсортировать ее и отредактировать до конечного результата (статьи, очерка, т.д.) для размещения в газете или на сайте. Сверстать самому газету (полосу) и распространить среди своих знакомых или населения.
Отличительные особенности ДОП
Сочинения в газетных жанрах, как никакие другие, отвечают духу современной жизни ребенка. Как показывает практика, литературное мастерство обучающегося в сочинениях по наблюдениям проявляется наиболее зрело и глубоко, если он умеет не только изложить содержание, но и разработать тему в нужном жанре. Привить потребность в публицистических выступлениях (устных и письменных) и дать им необходимые навыки работы в этом увлекательном и нужном деле. А овладение навыками написания отзывов, статей, очерков и т.д. в разных жанрах поможет обучающемуся в дальнейшем, что повлияет на социализацию ребенка.
Педагогическая целесообразность:
Дети получают знания основ журналистики, фотодела и издательской деятельности газет и журналов. Дает возможность использовать навыки, полученные во время обучения, включает детей в систему средств массовой коммуникации общества. Благодаря занятиям обучающиеся учатся работать коллективно, решать вопросы учёта интересов окружающих людей, учатся контактировать с разными людьми, помогать друг другу. Учатся оценивать события с нравственных позиций, приобретают навыки контролировать себя, становятся более эрудированными и коммуникативными людьми. Повышается общий уровень культуры детей, обучающиеся творческого объединения ограждены от отрицательного влияния окружающей среды.
Цель программы:
Создание условий для самовыражения и самореализации подростков через создание и выпуск коллективной газеты.
Задачи:
Обучающие:
• Обучить детей основам журналистики, фотоделу и работы на ПК, в рамках факультативов, практическим приемам;
• Формировать умения обработки, редактирования, макетирования, дизайна и корректировки материала для выпуска детской газеты, печатной и электронной газеты;
Воспитывающие:
• Воспитывать сотрудничество, основанное на взаимоуважении и взаимной ответственности;
• Воспитывать чувство вкуса и развивать художественные способности для поддержания культуры изданий;
• Прививать любовь к труду, подготовить учащихся к осознанному выбору профессии;
Развивающие:
• Развивать умение видеть, выражать свои мысли, оказывать воздействие на окружение, интерес к творческой деятельности;
• Развивать способности ответственно и критически анализировать содержание сообщений, соотносить собственный замысел, творческий азарт с восприятием этого замысла другими;
Методы обучения:
- Словесный (рассказ, беседа, объяснение, убеждение, поощрение)
- Наглядный (демонстрация образцов шрифтов, заметок, оформления).
- Практический (сбор материала, оформление газеты и фотогазеты)
- Аналитический (наблюдение, сравнение, самоконтроль, самоанализ).
Формы работы:
• Коллективная;
• Групповая;
• Индивидуальная;
• Консультативная.
Средства обучения:
Материальные (плакаты, таблицы, презентации, образцы)
Технические (компьютер, принтер, сканер, фотоаппарат).
Виды деятельности обучающихся:
теоретические занятия (лекции, семинары, беседы, дискуссии)
практическая работа (практикумы, творческие работы, наблюдения, викторины, натуральные съемки, игры)
работа с прессой
работа со справочной литературой
анкетирование
социологический опрос
экскурсии
встречи с журналистами
участие в школьных и районных, республиканских, региональных конкурсах, конкурсах сочинений
публикации в местной прессе
выпуск школьной газеты.
Критерии успешности:
• Публикации;
• печатание фото в газете;
• подготовка вестника;
• График рейтинговых оценок газетных материалов.
Ожидаемые результаты: