Глава 1. Становление личности




Введение.

Объектом исследования в данной работе является процесс социализации. Предметом же исследования - развитие личности под влиянием социальных групп.

 

Целью данной работы является изучение процесса развития личности.

Для достижения цели необходимо решить несколько задач:

1) Изучить процесс становления личности.

2) Изучить влияние основных социальных групп на развитие личности.

 

Актуальность

Актуальность данной работы просматривается, во-первых, в том, что в процессе развития личности может произойти сбой, который может привести к проявлению различных форм негативного поведения, то есть, к девиантности в поведении. Сегодня в условиях глубоких перемен, происходящих в стране, идет перестройка психологии человека, его взглядов, убеждений, привычек, нравственных ценностей и социальных ролей. Возможно, для одних такие преобразования проходят сравнительно легко, для других же они становятся личной трагедией, приводят к депрессиям, дискомфорту, стрессам, социальной деградации.

Последствия могут быть различными, такие как, например, наркомания, самоубийство, кражи и тому подобное. Во-вторых, по данной теме ведутся исследования, следовательно, данная работа актуальна.

Степень научной разработанности по данной теме высока. Этими вопросами - социализации и формирования личности занимались такие видные ученные, как, Г.М. Андреева, М.И. Бобнев, Э.Я. Бернс, А.Н. Леонтьев и многие другие.

Человек – это биосоциальное существо, у которого помимо биологических потребностей (в еде, сне и т. д.) существуют и социальные потребности (в самореализации, самоуважении и т. д.). Поскольку человек интересен, прежде всего, не как продукт природы, а как продукт общества, то для нее важнейшее значение имеет категория “личность”.

Личность – это устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида.

Понятие “личность” характерно только для человека, в отличие от понятия “индивид” которое присуще также животным.

Неотъемлемыми, характерными чертами личности являются самосознание, ценностные ориентации, социальные отношения, известная автономность в отношении к обществу, ответственность за свои поступки. Отсюда ясно, что личностью не рождаются, а становятся.[1]

Процесс формирования социально значимых черт личности называется социализацией. На каждом определенном этапе развития личности различные социальные группы и общности вносят свои коррективы в дальнейшее развитие личности.[2]

Социализация личности происходит на протяжении всей жизни человека.

Глава 1. Становление личности

1.1. Процесс социализации.

 

Культура в своей основе не наследуется генетически, биологически, а передается от поколения к поколению, то есть социально наследуется. Каждое новое поколение, каждая отдельная личность неизменно проходит свой путь освоения достижений культуры общества, в котором они рождаются и живут. И в этом смысле культурным человеком не рождаются, а становятся. А сам процесс такого рода становления называется социализацией.

Социализация – процесс усвоения индивидом образцов поведения, определенной системы знаний, социальных норм и ценностей, позволяющей ему становиться личностью и необходимых для его успешного функционирования в обществе. (Личность – устойчивая система значимых социальных черт, которые характеризуется индивида как члена общества, общности, группы).

Социализация включает в себя как процессы социально организованного и контролируемого воздействия на личность со стороны общества и его структур (например, система воспитания и образования), так и стихийно складывающееся их воздействие, которое также может быть достаточно существенным.[3]

Социализация личности происходит в основном на базе группового опыта. Именно в результате социального взаимодействия людей в малых и более или менее крупных социальных группах происходит усвоение человеком накопленных обществом знаний и опыта, выработанных им ценностей и норм. Это составляет фундамент облика любой нормальной личности и вместе с тем единства и целостности социальной группы и всего общества. Но нельзя сбрасывать со счетов и роль индивидуального опыта в процессе социализации определяющего неповторимость и уникальность каждой отдельной личности.[4]

Общение наряду с трудом выступают обязательным личностно формирующим фактором, имеющим большое значение в воспитании. Общение - особый вид деятельности, без которого не может происходить полноценное развитие человека. Воспитательное значение общения заключается в том, что оно является обязательным условием формирования общего интеллекта человека и, прежде всего его определенных перцептивных, мнемических и мыслительных характеристик.

Различают первичную и вторичную социализацию. Первичная социализация связана с прямым воздействием на человека его непосредственного окружения, первичных социальных групп: семьи, родственников, друзей, ровесников, учебного и трудового коллектива, воспитателей и т. д. особенно велика роль первичной социализации на ранних этапах становления и развития личности. Вторичная социализация осуществляется вторичными социальными группами (малыми и большими), институтами, организациями и учреждениями в общей форме и опосредованно, чаще всего в одном- двух направлениях. Здесь отношения носят в большей мере институционализированный характер. Агентами вторичной социализации выступают руководители и официальные представители государства, вузов, школ, предприятий, печати и т. д. Значение вторичной социализации особенно велико в зрелом возрасте, когда социальные статусы и роли человека в основном уже определены и центр тяжести уже переносится на их реализацию и корректировку. Важно обеспечить взаимосвязь и координацию деятельности агентов первичной и вторичной социализации.[5]

На различных этапах жизни человека социализация имеет свои существенные особенности. В этой связи процесс социализации включает несколько специфических стадий: детство, юность, зрелость, старость. Наиболее интенсивно процесс социализации проходит в детстве и юности.

На начальной стадии социализации осуществляется подготовка детей к жизни в мире взрослых. Главная роль здесь принадлежит родителям- первым агентам социализации. Будучи первичными, взаимоотношения родителей и детей оказывают решающее воздействие на другие стадии социализации в силу своей близости, ответственности, эмоциональности и продолжительности. На этом этапе ребенок овладевает мыслительными и познавательными навыками, осваивает все более сложные системы правил поведения, начинает знакомство с образцами культурных ценностей и норм, учится следовать им даже тогда, когда еще не всегда хорошо понимают их смысл и содержание их деятельности в сторону усложнения. Помимо родителей большой вклад в социализацию личности вносят детские дошкольные воспитательные заведения, школы, детские и другие программы СМИ и т. д.

На юношеском этапе (13-19 лет)- на этом “сложном” периоде своей жизни- подростки и молодые люди приобретают значительно более широкие знания, завершают формирование фундамента своей личности и своего мировоззрения, осмысливают в основном через ближайшее окружение свое место и роль в жизни. В социологии этого периода прослеживается ряд особенностей. Это возникновение параллельных систем ценностей и взглядов на мир, которые несут разные агенты социализации- родители, школа, сверстники. Они во многом по-разному трактуют социальный мир, что действительно нужно, а то, что ярче, эмоциональнее и символически насыщено.

На стадии зрелости, расцвета активности человеческой личности, которая начинается у каждого по-своему, в зависимости от обстоятельств личной жизни и окружающей обстановки, обретается экономическая, нормально- психологическая и социальная самостоятельность индивида, его политическая зрелость. Это находит свое конкретное выражение в способности самому обеспечить себя средствами существования и распоряжаться своими материальными возможностями независимо от других. Самостоятельно строить свой образ жизни, проживать независимо от родителей и т. д. Верхняя граница этой стадии - выход человека на пенсию, потеря им в связи с возрастом ряда статусов и прекращение выполнения ряда ролей.

Социализация и в зрелом возрасте идет обычно по восходящей линии, когда личность добивается все более высокого социального статуса и соответствующей социальной роли. Но могут иметь место на этом пути и зигзаги, изломы, срывы, кризисы и даже крушения планов и надежд, как по вине самих людей, так и независимо от их воли и устремлений. Это обычно связано с серьезными переменами в жизни человека, ее переоценкой, с изменением жизненных планов и перспектив. Тогда и возникает потребность в ресоциализации. Ресоциализация – это процесс усвоения личностью новых знаний, ценностей, ролей, навыков вместо прежних.

Наконец, на этапе старости, завершающем социализацию, в связи с возрастом и выходом на пенсию, а также нередко в связи с серьезным ослаблением физических и психических возможностей людей- социализация не только резко ослабевает по своей интенсивности и широте, но и приобретает часто пассивную форму, проявляясь главным образом в их адаптации к новым условиям. Прежде всего, к поиску возможностей для применения своих оставшихся сил, знаний, опыта и других возможностей в стремлении продолжить служить обществу.

Резкое понижение социального статуса и сужение диапазона социальных ролей в связи с выходом на пенсию, потерей здоровья и т. д. часто сопровождается резким сокращением круга друзей и товарищей, а то и одиночеством, сосредоточением деятельности лишь в рамках домашнего хозяйства, садоводства и огородничества. Все это нередко тяжело переживается людьми, особенно одинокими. Тем более что в этом возрасте жизнь чаще всего приносит не столько приобретений и радости, сколько потерь и огорчения. К тому же социальные роли пожилых людей и стариков, вышедших на пенсию, чаще всего четко не определяются, что является еще одной особенностью социализации на этом этапе.[6]

 

1.2. Воздействие социализации на личность

 

Сегодня в тех обществах, которые сохранили традиционный уклад жизни, детство прекращается сравнительно рано. А вот в индустриальном и постиндустриальном обществе человек продолжает учебу иногда до 25 лет.

Подготовка к самостоятельной жизни сегодня не только более продолжительна, чем в традиционных обществах, но и более сложна и дорогостояща. Дать полноценное образование всем желающим из любого социального слоя человеческое общество смогло только в XX веке. Десятки тысяч лет оно накапливало для этого ресурсы. Всеобщее среднее образование - серьезное достижение нашего времени. Раньше ничего подобного не было; в гражданском обществе обучение происходило стихийно (старше передавали знания младшим в семье), только единицы имели возможность посещать специальные учреждения – школы, лицеи, гимназии, университеты.

Иногда полагают, что значение социализации именно этим и ограничивается; обучение детей, подготовка к взрослой жизни, усвоение правил общественной жизни. На самом деле таково лишь узкое значение данного термина. Социализация – начинающийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс усвоения социальных ролей и культурных норм. Почему ученые не удовлетворились суженным пониманием социализации? Дело в том, что школьное, университетское, производственное или какое- либо иное обучение – всего лишь техническое мероприятие, организованное для приобретения знаний. Молодой человек слушает лекции, читает книги, выполняет домашние и семинарские задания, проходит период практики и сдает экзамен. В завершении он получает сертификат, удостоверяющий его квалификацию в определенной области знаний. Такого рода обучения может длиться 5 лет, а может всего 2 месяца. Однако обучение предмету и обучение жизни – вещи совершенно разные. Никакой учитель и никакая школа не могут раз и навсегда научить человека быть хорошей женой, семьянином, деловым партнером, настоящим профессионалом любого своего дела. Этому приходится обучаться самому всю свою жизнь, совершая ошибки и исправляя их, но проделывая все это не в лабораторных, а в реальных условиях.[7]

Невозможно обучиться социальной роли по книжкам или методом деловой игры, хотя усовершенствовать себя в ней таким образом можно. Вождь или король воспитывает себе преемника многие годы, его воспитывают окружение, практика принятия управленческих решений, которую приходится осваивать, реально став королем или вождем. Каждая социальная роль включает множество культурных норм, правил и стереотипов поведения, незримыми социальными нитями – правами, обязанностями, отношениями – она связана с другими ролями. И все это надо осваивать. Вот почему к социализации более применим термин “освоение”, а не “обучение”. Он шире по содержанию и включает в себя обучение как одну из частей.

Поскольку на протяжении жизни нам приходится осваивать не одну, а целое множество социальных ролей, продвигаясь по возрастной служебной лестнице, процесс социализации продолжается всю жизнь. До глубокой старости человек меняет взгляды на жизнь, привычки, вкусы, правила поведения и т. п.[8]

Итак, по данной главе можно сделать вывод, что процесс социализации происходит на протяжении всей жизни. Социализация включает несколько специфических стадий: детство, юность, зрелость, старость. Наиболее интенсивно процесс социализации проходит в детстве и юности. Некоторые сбои в процессе социализации могут привести к негативным формам поведения.

Социализация объясняет то, каким образом человек из существа биологического превращается в существо социальное. Социализация как бы рассказывает на индивидуальном уровне про то, что происходило с обществом на уровне коллективном. Ведь человек, взрослея, в свернутом виде проходит те же этапы, какие прошло общество за 40 тысяч лет своей культурной революции. Ни один биологический вид не научился “свертывать” этапы своего развития. Благодаря социализации человеческому детенышу не надо проходить весь этот бесконечно долгий путь развития.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: