Глава 2. Влияние на развитие личности основных социальных групп.




 

Так как взаимодействие личности с различными социальными группами происходит на протяжении всей ее жизни (семья, школа, уличная среда, трудовой коллектив и т. д.), то в данной работе изучим наиболее основные социальные группы, которые оказывают наибольшее влияние при становлении и развитии личности.

 

2.1. Семья

 

Семья – это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства.

Взаимоотношения, складывающиеся между родителями (матерью и отцом) и детьми, являются решающим моментом социализации. Они обнаруживают себя в самый ответственный момент – когда человек наиболее восприимчив к добру и злу, когда он наиболее доверителен и открыт всему новому, а именно в период младенчества и детства. Ведь в этот период примерно на 70% формируется человеческая личность. Вторая характерная черта – взаимоотношения продолжаются всю жизнь и, следовательно, оказывают наиболее длительное воздействие. Третья черта – родительско - детские отношения являются самыми тесными и близкими отношениями, которые только могут существовать в человеческом обществе.[9]

Личности родителей играют существенную роль в жизни каждого человека. Не случайно, что к родителям, особенно к матери, мы мысленно обращаемся в тяжелую минуту жизни. Вместе с тем чувства, окрашивающиеся отношения ребенка и родителей – это особые чувства, отличные от других эмоциональных связей. Специфика чувств, возникающих между детьми и родителями, определяется главным образом тем, что забота родителей необходима для поддержания самой жизни ребенка. А нужда родительской любви – поистине жизненно необходимая потребность ребенка. Любовь каждого ребенка к своим родителям беспредельна, безусловна, безгранична. Причем если в первые годы жизни любовь к родителям обеспечивает собственную жизнь и безопасность, то по мере взросления родительская любовь все больше выполняет функцию поддержания и безопасности внутреннего, эмоционального и психологического мира человека. Родительская любовь – источник и гарантия благополучия человека, поддержание телесного и душевного здоровья.

Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Никогда, ни при каких условиях у ребенка не должно возникать сомнений в родительской любви. Самая естественная и самая необходимая из всех обязанностей родителей – это относится к ребенку в любом возрасте любовно и внимательно.

Только при уверенности ребенка в родительской любви возможно правильное формирование психического мира человека, только на основе любви можно воспитать нравственное поведение, только любовь способна научить любви.[10]

Глубокий постоянный психологический контакт с ребенком – это универсальное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям, контакт необходим в воспитании каждого ребенка в любом возрасте. Именно ощущение и переживание контакта с родителями дают детям возможность почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу.

Основа для сохранения контакта – искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка, искреннее любопытство к его детским, пусть самым пустяковым и наивным, проблемам, желание наблюдать за всеми изменениями, которые происходят в душе и сознании растущего человека.

Цель и мотив воспитания ребенка – это счастливая, полноценная творческая, полезная людям жизнь этого ребенка. На созидании такой жизни и должно быть направленно семейное воспитание.

Связь личности родителей и воспитанных особенностей поведения ребенка не столь непосредственна. Многое зависит от типа нервной системы ребенка, от условий жизни семьи.

Теперь психологам понятна, что одна и та же доминирующая черта личности или повеления родителя способна в зависимости от разных условий вызывать и самые разнообразные формы реагирования, а в дальнейшем и устойчивого поведения ребенка. Например, резкая, вспыльчивая, деспотичная мать может вызвать в своем ребенке как аналогичные черты – грубость, несдержанность, так и прямо противоположные, а именно подавленность, робость.

Связь воспитанника с другими видами деятельности, подчинение воспитания тем или иным мотивам, а так же место воспитания в целостной личности человека - все это и придает воспитанию каждого родителя особый, неповторимый, индивидуальный характер.[11]

2.2. Школа

 

Поступление в школу – чрезвычайно сложный и ответственный перелом в жизни растущего человека. Меняется ритм жизни, окружающая среда, метод изучения мира. Период начальной школы знаменует завершение формирования нравственного типа ребенка. Здесь решается задача: быть или не быть творческой личности. По словам Лесгафта, школа должна дать наиболее полное развитие разуму ребенка, научить его абстрактно мыслить, проверять полученные результаты математическими методами, развивать его трудолюбие, волевые качества и воспитать человеком, живущим по правде и для людей. В дальнейшем самовоспитание, самоконтроль и самоанализ помогут человеку управлять своим поведением и поступками, чтобы всегда приближаться своему идеалу. [12]

В современной педагогической психологи широко известно С. В. Ковалева, который большое внимание уделял проблемам семейных взаимоотношений и особенно, их влияние на подростков. При этом он высоко оценивал роль педагога в работе с подростком, особенно из неблагополучных семей. Общаясь с подростком, учитель должен корректировать возможное негативное влияние преобладающего характера отношений в семьях на юношей и девушек.

Еще одним важным пунктом социализации в школе является группа сверстников. Существует ряд причин, делающих группу сверстников особенно важной именно для подростков. Общение со сверстниками оказывается важным “каналом информации”, по нему подростки и юноши узнают многие необходимые вещи, которых им, по тем или иным причинам, не сообщают взрослые.[13]

Кроме того, общение со сверстниками – это специфический вид деятельности и межличностных отношений. В ходе этого общения вырабатываются навыки специального взаимодействия, увеличивает набор его социальных ролей, расширяется представление о собственной личности, и т. д.

Одним словом, группа сверстников оказывает значительное влияние на социализацию современного человека. Сверстники помогают разрешить многие психологические проблемы, связанные с трудностями подросткового возраста; они становятся своеобразной школой жизненного опыта; они дают опыт общения с равными; опыт совместной деятельности, и усвоения связанных с этой деятельностью новых ролей. [14]

 

 

2.3. Уличная среда

 

Уличная среда, как сфера общения имеет свою особую специфику, которая заключается в формировании криминальной направленности среди молодежи. Один из лучших специалистов в области социологии и психологии несовершеннолетних правонарушителей М. А. Алемаскин считал, что формирование личности этих ребят практически всегда три фактора передают друг другу эстафету: семья, школа и уличная среда.

Практически во всех случаях биография уличного преступника начинается. Практически всегда на следующем возрастном этапе вина ложится на учебное заведение – на школу, училище. После того, как и семья, и школа “сделали свое дело”, на новом витке формирования личности правонарушителя, оно завершается в уличной среде под влиянием неформальной подростково – юношеской группы.

Влияние педагогической практики отклоняющимся поведением считается всякое поведение, связанное с нарушением не только буквы закона, но и важнейших социальных норм, будь то хулиганство, участие в криминогенных группах, проституция несовершеннолетних, бродяжничества, пьянство и наркомания, организация насилия над другими личностями, преследования по национальному признаку, исповедование фашисткой идеологии, религиозный фанатизм, приносящий ущерб не только себе, но и окружающим. Наиболее мощный пласт понимаемого таким образом “отклоняющегося поведения” складывается под прямым и косвенным воздействием профессиональной преступности, “блатного мира”. Наиболее ярко и ярко и непримиримо писал о психологии этого мира Варлам Шаламов. Вот что он говорил о технике вовлечения туда молодежи: … “C застучавшим сердцем входя в это воровское подполье, мальчик рядом с собой видит тех людей, которых боятся его папа и мама. Он видит их кажущуюся независимость, ложную свободу. Хвастливое их вранье мальчик принимает за чистую монету. В блатарях он видит людей, которые бросают вызов обществу. Вместо нелегкого добывания трудовой копейки юноша видит “щедрость” вора, “шикарно” разбрасывающего ассигнации после удачного грабежа. Он видит, как пьет и гуляет вор, и эти картины разгула далеко не всегда отпугивает юношу. Он сравнивает скучную повседневную, скромную работу отца и матери с “трудом” воровского мира, где надо быть, кажется, только смелым. …Мальчик не думает о том, сколько чужого труда и чужой человеческой крови награбил и тратит, не считая, этот его герой. Там есть всегда водка, “план”, кокаин, и мальчику дают выпить, и восторг подражания охватывает его! Вот юноша пьян по- настоящему, вот он уже бьет проститутку – бабу он должен уметь бить! – это одна из традиций новой жизни. Юноша мечтает об окончательной шлифовке, окончательном приобщении к ордену. Это – тюрьма, которой он приучен не бояться. Старшие берут его на “дно”… Вот уже и взрослые воры ему доверяют, а вот он ворует и сам, и сам “распоряжается”. Он давно уже овладел “блатной феней”, воровским языком. Он бойко услуживает старшим. В поведении своем мальчик старается пересолить, чем не досолить. И дверь за дверью открывает блатной мир перед ним свои последние глубины. Вот он уже принимает участие в кровавых “правниках”, “судах чести”, и его, как и всех остальных, заставляют “расписаться” на трупе удавленного по приговору блатного суда. Кто- то сует ему в руки нож, и он тычет ножом в еще теплый труп, доказывая свою полную солидарность с действиями своих учителей. Вот он и сам убивает по приговору старших указанного ему “предателя”. Среди блатных вряд ли есть хоть один человек, который не был бы когда- нибудь убийцей. Такова схема воспитания молодого блатаря из юношей чужого мира. Он хранит блатные тайны, помогает товарищам по ордену, вовлекает и воспитывает юношество и следит за сохранением в суровой чистоте воровского закона ”.

Существуют жестокие обычаи “малолеток”, традиционные порядки “прописок”, бесчеловечная кастовость уголовной среды. Таков этот мир. Как же приходят в него дети?

Как было сказано выше, первоисточник, как правило, лежит в семье. Семья, по материалам Л. С. Алексеевой, разделяется на четыре типа неблагополучных семей. Первый из них отличается конфликтным способом взаимодействия: грубостью, скандалами. Доведенная до предела, конфликтность переходит в аморальность, когда брань, драки, пьянство, измены становятся привычным фоном общения. Это второй тип неблагополучной семьи. Третью группу составляет семья криминального типа. И, наконец, в четвертый тип вошли педагогически несостоятельные семьи. То есть неучастие родителей в организации ведущей деятельности ребенка- дошкольника, дополняемое их деструктивным по отношению к ребенку поведением, то есть их самый весомый вклад в отклоняющееся поведение развивающейся личности.[15]

Следующий этап биографии трудновоспитуемого – это вступление в мир школы. Несомненно, он плохо к нему подготовлен: интересы его бедны, работать с книжкой он чаще всего не умеет, а нервоз не дает ему возможности соблюдать нормы поведения: он чрезмерно возбудим, не в состоянии 45 минут высидеть спокойно, сдержать эмоции, сконцентрировать все свое внимание на учебной задаче. В сущности, это не его вина, а его беда. И только люди, незнакомые с детской психологией, могут уверять, что плохие ученики хотят быть плохими. Их довели до такого состояния. Они, отчаявшись, озлобившись, начали бравировать своей “непригодностью”, зная, что эта бравада нервирует тех, кто наказывает их, кто увеличивает их страдания. И чем больше их наказывают за их “неполноценность”, тем больше у них вырабатывается “стойкое отвращение” к учебе и школе. В большинстве общеобразовательных школ жестко авторитарный стиль взаимоотношений педагогов и учащихся приводит к отбору послушание. Наиболее отборные отсеиваются в “трудновоспитуемые” и уходят искать путь самореализации в уличные группировки.[16]

Будет справедливым вспомнить также о состоянии “некомпенсированной скуки”, приводящей к насилию и деструктивности. Эти группы несовершеннолетних чаще всего скрадываются по “домовому” или “уличному” признаку. Они немногочисленны – состоят из трех- шести человек. Лидирует в такой группе обычно “крутой” парень, известный связями с уголовным миром, отбывший наказание. Это только прибавляет ему авторитет. От скуки такая группа избавляется, разрушая уличные сооружения, приставая к прохожим и т. д.[17]

Следующей ступенью служат “неустойчивые криминальные группы”. Она может быть уже охарактеризована сложившейся преступной направленностью деятельности. От незначительных правонарушений группа переходит к более энергичным преступным действиям. Основными типами этих групп И. П. Башкатов называет группы хулиганов, воров, насильников, бродяг, наркоманов и т. д. Наиболее типичные их преступления: кражи (86,4%), хулиганство (79,8%), грабеж (27,5%), телесные повреждения (25,3%), разбойные нападения (18,4%), изнасилования (14,3%) и др. Большая часть, половина состава таких групп- лица без определенных занятий, которые не работают и не учатся. Четко выявляется лидер и ядро группы, заметно распределение прав и обязанностей. Внутригрупповая структура относительно устойчива и поддерживается соответствующей групповой субкультурой (нормы, правила, традиции, жаргон). Уровень конфликтности очень высок, агрессия направлена не только окружающих, но и на своих “низкостатусных членов”.уровень ориентации на группу значителен, подростки “вне своей группы” себя не представляют, хотя мотивация, как правило, эгоистическая.

И, наконец, “устойчивые криминальные группы”- устойчивые объединения подростков, сформировавшихся для совместного совершения преступлений. Здесь создана четкая организационная структура, есть “руководящий центр”, “исполнители”. Существует круговая порука и состав относительно постоянен. Это – уже банда. Выше находится уже преступная организация.[18]

Рост подростковой преступности в наши дни – явление естественное, поскольку только одно “наведение конституционного порядка” в Чечне добавило стране 300 тысяч беженцев, из них одна треть – дети. Согласно современной юридической практике, около 90% подростков, совершивших преступления, остаются на свободе, а осужденные условно или получившие отсрочку в 53% случаев совершают более тяжкое преступление.

Как мы видим, вина взрослых в России перед ее детьми в наши дни значительна, к триаде “семья, школа, улица”, приходиться добавить еще и – “государство”.

Итак, в данной главе следует отметить, что личность взаимодействует на протяжении всей своей жизни с различными социальными группами. К примеру, любое учебное заведение, трудовой коллектив, и т. д. Но наиболее основными социальными группами являются – семья, школа и уличная среда, которые оказывают наибольшее влияние при становлении и развитии личности.

Вышеперечисленные социальные группы являются своеобразной школой жизненного опыта; они дают опыт общения; опыт совместной деятельности, и усвоения новых ролей.

 

Заключение.

Итак, процесс социализации достигает определенной степени завершенности при достижении личностью социальной зрелости, которая характеризуется обретением личностью интегрального социального статуса (статус, определяющий положение человека в обществе). Однако в процессе социализации возможны сбои, неудачи. Проявлением недостатков социализации является отклоняющееся поведение – это различные формы негативного поведения лиц, сфера нравственных пороков, отступление от принципов, норм морали и права.

Человек не может стать полноценной личностью вне общества. И поэтому только социальные группы могут ему помочь стать полноценной личностью. Когда человек рождается, он еще не личность. Но в процессе социализации он становится ею. В результате деятельности, общения, самосознания человек приобретает навыки новых видов деятельности, общения с другими людьми, а также становление в нем образа его “я”.

Как видно из определения понятия “социализация”, человек всю свою жизнь, до глубокой старости приспосабливается к новым условиям жизни. Каждый социальный слой, каждая социальная группа, каждый социальный элемент оказывает определенное влияние на личность в той или иной степени. В данной курсовой работе мы рассмотрели влияние трех основных, социальных институтов, оказывающих наиболее значительное влияние на становление и формировании личности.

На всех стадиях социализации общество и группа передают становящейся личности некоторую систему норм и ценностей. Поэтому нельзя установить конкретный возраст, в котором личность будет считаться полноценной и состоявшейся. Так как человек на протяжении всей жизни проходит разные этапы социализации, приобретает опыт и формируется как личность.

В данной курсовой работе было неслучайно более подробно рассмотрено влияние уличной среды на развивающуюся личность, так как именно она формирует криминально направленные взгляды современной молодежи. Здесь хорошо просматривается прямая связь между понятиями “семья”, “школа”, “улица”. Зарождаясь в неблагополучной семье и окончательно формируясь на улице, преступность захватывает все большие и большие площади.

В настоящее время общество заражено преступностью и, на мой взгляд, нужно принимать кардинальные меры по ее предотвращению.

 

Список использованной литературы.

 

1.Берн Э. “Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры” М.- 1989г.

2.Григорьев С.И. “Социология и социальная работа” Барнаул- 1991г.

3. Кравченко А.И. “Введение в социологию” М.- 1995г.

4. Кудрявцев В. “Социальная деформация”. М.- 1992г.

5. Кон И.С. “Психология старшеклассника”. Пособие для учителей. М.- 1980г.

6. Кулик Л.А. “Семейное воспитание”. Просвещение. М.- 1990г.

7. Ковалев В.Н. “Социология социальной сферы”. М.- 1992г.

8. Купылев В.А. “Современное социальное познание”. М.- 1988г.

9. “Популярная психология для родителей”. Под ред. А.А. Бодалева “Педагогика” М.- 1988г.

10. Смелзер Н. “Социология” М.- 1994г.

11. Сорокин П.А. “Общедоступный учебник социологии”. М.- 1994г.

12.“Социология” учебное пособие под ред. Э.В. Тадевосяна “Знание”. М.- 1995г.

13.Скринник А.И. “Моральное зло”. М.- 1992г.

14.“Теория социальной работы”. Под ред. С.И. Холостовой. М.- 1998г.

15.Уледов А.К. “Духовная жизнь общества”. Изд. “Просвещение”. М.- 1996г.

16.Фролов С.С. “Социология”. М.- 1994г.

17 Франки В. “Человек в поисках смысла” М. 1990г.

18 “Энциклопедический социологический словарь”. М. 1995г.


[1] Берн Э. “Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры”. М.- 1989г.- 76С.

[2] Ковалев В.Н. “Социология социальной сферы”. М.- 1992г.- 235С.

 

[3]Скринник А.И. “Моральное зло”. М.- 1992г.- 68С.????“Теория социальной работы”. Под ред. С.И. Холостовой. М.- 1998г.- 114С.

[4] Григорьев С.И. “Социология и социальная работа” Барнаул- 1991г.- 65С

[5]“Социология” учебное пособие под ред. Э.В. Тадевосяна “Знание”. М.- 1995г.- 96С.

[6] Кравченко А.И. “Введение в социологию” М.- 1995г.- 46С.

 

[7]Кулик Л.А. “Семейное воспитание”. Просвещение. М.- 1990г. - 235С.

[8]Фролов С.С. “Социология”. М.- 1994г. -106С.

[9] Франки В. “Человек в поисках смысла” М. 1990г.- 165С.

 

[10] Уледов А.К. “Духовная жизнь общества”.Изд.“Просвещение”.М.-1996г.-141С.

[11] Кон И.С. “Психология старшеклассника”. Пособие для учителей. М.- 1980г. - 73С.

[12] Смелзер Н. “Социология” М.- 1994г. - 78С.

[13] Кудрявцев В. “Социальная деформация”. М.- 1992г.- 84С.

[14] “Теория социальной работы”. Под ред. С.И. Холостовой. М.- 1998г.-183С.

[15] Кудрявцев В. “Социальная деформация”. М.- 1992г.- 66С.

 

[16]“Популярная психология для родителей”.Под ред. А.А. Бодалева “Педагогика”М.-1988г.- 209С.

[17] “Энциклопедический социологический словарь”. М. -1995г.- 108С.

[18] “Теория социальной работы”. Под ред. С.И. Холостовой. М.- 1998г.- 82С.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: