Глава 1. Система налогов и сборов в РФ. Проблемы и принципы налогообложения.




Введение

 

Возникновение налогов в истории относится к появлению государства и разделению общества на социальные группы. В условиях частной собственности и рыночных отношений налоги становятся главным методом сбора доходов в государственные бюджеты. Смена общественно-экономических производственных отношений всегда отражалась на конкретных формах налоговых изъятий. К примеру, при феодализме доминировали различного рода натуральные сборы, с расширением этого строя и образованием централизованных государств налоги стали приобретать денежную форму, которые в свою очередь и формировали денежную казну.

Налоги являются обязательными, безвозмездными платежами, т.е. их уплата не устанавливает каких-либо конкретных обязанностей государства по отношению к лицу, вносящему эти платежи. Как правило, они взимаются с целью обеспечения функционирования различных уровней государственной власти. Однако налоговые платежи могут подлежать не только к зачислению в бюджет государственной власти (федеральной и региональной), а также в бюджет местных органов самоуправления и могут выступать средством для образования различных фондов.

В экономическом смысле налоги представляют собой способ перераспределения новой стоимости – национального дохода. Часть национального дохода, перераспределенная с помощью налогов, становится централизованным фондом финансовых ресурсов государства. Экономической функцией налогов выражается во взаимоотношениях государства и хозяйствующих субъектов по поводу формирования государственных финансов, поэтому, выступая частью финансовых отношений, налоговые отношения находятся в постоянном изменении. Налоги выполняют несколько основных функций: фискальная, регулирующая и иногда социальная. Также и роль в формирование государства огромна, т.к. государственные доходы формируются в первую очередь за счет сбора налогов. До XX в. в структуре государственных доходов доминировали акцизы, таможенные пошлины и фискальные монополии. Прямые реальные налоги постепенно уступают место более эластичным личным налогам, главным образом подоходным, а также налогу с наследств и дарений и др. На общий размер налоговых изъятий и их долю в национальном доходе значительно влияют такие факторы, как милитаризация, формы и методы государственного вмешательства в экономику, размеры государственной собственности.

Существует налоговое право, которое является совокупностью юридических норм, устанавливающих виды налогов и сборов в данном государстве, порядок их взимания и регулирующих отношения, связанные с возникновением, изменением и прекращением налоговых обязательств. Налоговые отношения могут существовать только при наличии соответствующего законодательного или другого нормативного акта, т.е. в форме правовых отношений. Основное содержание налогового правоотношения - одностороннее обязательство налогоплательщика внести в государственный бюджет определенную денежную сумму. Систему налогового права в Российской Федерации составляет законодательство о налогах и сборах,представляющее собой совокупность актов законодательства, регламентирующего порядок и правила установления, введения и взимания налогов и сборов на территории Российской Федерации.

В обеспечении единства и контроля за всей страной велика роль местных органов самоуправления, его эффективность в свою очередь зависит от количества, получаемых в бюджет, отчислений. Такие взимаемые обязательные платежи носят название как местные налоги и сборы. Местные налоги и сборы – это обязательные отчисления, поступающие в доход в бюджет местных органов, которые в свою очередь и устанавливают порядок исчислений в местный бюджет. Самая основная роль этих налогов и сборов является в том, что они гарантируют финансовую поддержку важных для регионов различных программ.

Целью моей курсовой работы заключается в исследовании местных налогов и сборов в Российской Федерации и их расчетов. Для реализации поставленной мною цели сформулированы следующие задачи:

· Охарактеризовать систему налогов и сборов РФ, а также выяснить принцип налогообложения, с вытекающими оттуда проблемами;

· рассмотреть действующие законодательные акты, регулирующие взимание и уплату местных налогов и сборов, а также устанавливающих порядок формирования местных бюджетов за счет последних;

· выяснить особенности и проблемы взимания местных налогов.

В целом объектом налогообложения является физические и юридические лица. Объектом моей исследовательской работы является организация на примере ОАО «Сантехлит».

План курсовой работы определен в соответствии с обозначенными ранее задачами. Поэтому первая глава носит теоретических характер, описывая всю систему налогов и сборов РФ. В ней мы рассматриваем историю становления этой системы и появления НК РФ, рассказываем о федеральных, региональных и местных налогов и сборов РФ, а также то, что входит в их состав. Выясняем основные принципы налогообложения и на основе их, определяем проблемы взимания налоговых платежей. Далее в следующей главе, переходим от общего к честному, а именно от всех налогов и сборов России к местным налогам и сборам, определяя их характеристику, виды на основе источника НК РФ отредактированного на настоящий момент времени. В третьей главе речь идет о порядке исчислений налогооблагательной базы двух местных налогов (определенные в соответствии с НК РФ): земельный налог и налог на имущество физических лиц. В соответствии с выше сказанным, выясняем, что каждый из местных налогов и сборов имеет свою определенную структуру порядка исчислений налога, итогом которых становится их зачисление в муниципальный бюджет и бюджетные фонды. В настоящее время существуют определенные проблемы со взиманием налогов, которые в свою очередь оказывают огромное влияние на всю систему налогообложения в целом. Последняя глава курсовой работы посвящена именно рассмотрению этих проблем.

Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

В условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство предприятия. Таким образом, на примере ОАО «Сантехлит» я произвела анализ налогов и расчетов предприятия с бюджетом и внебюджетными фондами, т.к. это является одним из важнейших направлений в анализе хозяйственной деятельности предприятия. Однако получение и использование прибыли по собственному усмотрению возможно только после расчетов c бюджетом и государственными целевыми бюджетными фондами по налогам и целевым сборам.

Таким образом, актуальность рассматриваемой темы определяется тем, что налоги играют важнейшую роль в механизме формирования прибыли предприятия, а своевременный расчет по налогам и сборам с бюджетом и государственными целевыми бюджетными фондами свидетельствует о хорошем финансовом состоянии предприятия. В случае нарушения хозяйствующим субъектом порядка и сроков расчетов с бюджетом по налогам к нему применяются финансовые санкции, что может существенно ухудшить финансовое положение предприятия (источник уплаты санкций - прибыль предприятия).

 

 

Глава 1. Система налогов и сборов в РФ. Проблемы и принципы налогообложения.

 

Обращая свое внимание к истории дореволюционной России, можно встретить многочисленное количество разнообразных налоговых отчислений, которые с трудом уплачивали граждане. В число налогов входили такие как личный налог, подушная подать, поземельный, подомовой, промысловый и многие другие. После распада СССР система сбора налогов приобрела более совершенную развитую форму, которая подтверждается принятием Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». Данный Закон видоизменил налоговую систему России, путем включения не только налогов, но и разнородных платежей, подлежащих в обязательном порядке внесению в бюджет и во внебюджетные формы, а также государственные и таможенные пошлины и различные сборы. Результатом введения этого Закона и было новое понятие «налоговая система» - «совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей (далее налогов), взимаемых в установленном порядке»[1].

По сути, налоговая система представляет собой сложный, но эффективный механизм регулирования хозяйственной конъюнктуры, гибкий инструмент, воздействующий на уровень доходности различных видов собственности и эффективности национальной экономики. Другой стороной медали, является некая неспособность государства отвечать сразу на изменения или внесения поправок, т.е. любые поправки дополнения должны отражаться в форме законодательного акта, в свою очередь это неразрывно связанно с потерями во времени при прохождении через парламентское обсуждение и утверждение. Кроме того, необходимо учитывать то, что любые поправки входят в силу только с начала следующего года после его утверждения.

В Российской Федерации налоговая система было сформирована к 1991 году, при этом она копировала разные стороны налогообложения других стран с рыночной экономикой. Конечно, это и послужило тому, что такая сконструированная система стала сложной и запутанной. Изначально налоговое законодательство включило в нее более 40 платежей, число которых в последствии дополнялась различными новыми видами составило с учетом изменений и дополнений на 8 июля 1999 года более 50. Следствием такой запутанности и сложности явились проблемы с взиманием налоговых платежей. В нашей стране становление системы налогообложения длилось почти 12 лет, но даже сейчас нельзя считать, что достигнутая в настоящее время налоговая система совершенна, и до конца исполняет два основных момента: приносит правительству необходимые доходы и одновременно является справедливой.

Следующим этапом в становлении налогообложения является то, что уже с 1998 года вместо термина «налоговая система» применяется выражение «система налогов и сборов». Налоговый кодекс РФ формулировал понятия налога и сбора с указанием их характерных особенностей, которые были приведены ранее. В соответствии с Законом РФ «О бюджетной классификации» все эти платежи составляют группу налоговых доходов.[2]

Наконец к 2000 – му году мы достигаем более упрощенную систему, в которой теперь небольшое количество налогов, тем самым облегчая то, что теперь не составляет необходимости подразделять их на различные виды в самом бюджете. Это позволяет пополнять казну с минимальными издержками, обеспечивает налогоплательщику доступность в понимании.

 

В настоящее время в Российской Федерации главным источником контроля и установления системы налогов и сборов является Налоговый Кодекс РФ, состоящий из двух частей: часть первая, в которой установлены общие принципы налогообложения, и вторая часть, в которой установлен порядок обложения каждым из установленных в стране налогов и сборов.

Налоговая система Российской Федерации представляет собой основанную на определенных принципах систему урегулированных нормами права общественных отношений, складывающихся в сфере налогообложения.

Система налогов и сборов РФ- это совокупность определенным образом сгруппированных и взаимосвязанных друг с другом налогов и сборов, взимание которых предусмотрено российским налоговым законодательством. Эта система состоит из трех видов налогов и сборов: федеральные налоги и сборы, региональные налоги и сборы, местные налоги и сборы. Главным отличием этих видов налогов и сборов заключается в том, на какой территории они вводятся и взимаются. Федеральные налоги и сборы должны устанавливаться НК РФ, и обязательны к уплате на территории всей страны. Региональные налоги и сборы(налоги и сборы субъектов РФ)вводятся представительными(законодательными) органами власти и субъекта РФ и взимаются на территории соответствующего субъекта федерации, в котором введен данный налог и сбор. Местные налоги и сборы устанавливаются НК РФ и нормативными актами представительных органов муниципальных образований о налогах, вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах. Особое значение стоит уделить местным налогам и сборам в городах федерального значения: Санкт-Петербург и Москва. Они устанавливаются НК РФ и законами субъектов РФ о налогах, обязательны к уплате на территориях этих субъектов РФ.

К федеральным налогам и сборам на 1 января 2010 года Налоговый кодекс РФ относит 10 платежей:

· налог на добавленную стоимость;

· акцизы;

· налог на доходы физических лиц;

· единый социальный налог;

· налог на прибыль организаций;

· налог на добычу полезных ископаемых;

· налог на наследование и дарение;

· водный налог;

· сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

· государственная пошлина.

К региональным налогам на 1 января 2010 года Налоговый кодекс РФ относит 3 платежа:

· налог на имущество организаций;

· налог на игорный бизнес;

· транспортный налог.

Налог на игорный бизнес, как и федеральные налоги, устанавливается Налоговым кодексом РФ и взимается на всей ее территории. Налог на имущество организаций и транспортный налог вводятся в действие представительными органами государственной власти субъектов РФ. При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ определяются налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов в пределах, установленных Налоговым кодексом РФ. Кроме того, законодательными органами субъектов РФ могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения. Региональные налоги зачисляются в бюджеты субъектов РФ, а также могут быть переданы полностью или частично в местные бюджеты.

К местным налогам на 1 января 2010 года Налоговый кодекс РФ относит 2 платежа:

· земельный налог;

· налог на имущество физических лиц.

При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований определяются налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов в пределах, установленных Налоговым кодексом РФ. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются только Налоговым кодексом РФ. Кроме того, представительными органами муниципальных образований могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

Необходимо подчеркнуть, что законодательство РФ закрепляет исчерпывающий перечень налогов, сборов и других платежей, отнесенных к налоговой системе. Органы государственной власти всех уровней не вправе вводить дополнительные налоги и обязательные отчисления, не предусмотренные законодательством РФ, равно как и повышать ставки установленных налогов и налоговых платежей. Следовательно, на территории России действует единая система налоговых доходов, перечень которых, независимо от их уровня, закрепляется законодательством РФ.

 

Налогообложение.

 

Впервые основные принципы были изложены А.Смитом[3], который утверждал, что основными принципами налогообложения должна стать справедливость, определенность и удобство, также экономия на издержках налогообложения. Эти принципы налогообложения были дополнены немецким ученным экономистом Адольфом Вагнером, который объединил все принципы налогообложения в четыре группы

 

Основные принципы налогообложения

Под принципами налогообложения понимается основные исходные системы налогообложения.

 

1. Принцип правового характера налоговых взаимоотношений. «Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога».[4]

2. Принципы всеобщности и равенства прав налогоплательщикови принцип недискриминации. «Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц, места происхождения капитала».

3. Принцип обоснованности норм налогового законодательства и принцип недопустимости создания препятствий реализации гражданами своих конституционных прав. «Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав».

4. Принцип единства экономического пространства Российской Федерации. «Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг)или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.»

5. Принцип недопустимости нарушения прав и законных интересов налогоплательщика. «Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом».

6. Принцип определенности правил налогообложения «При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы так, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить».

7. Принцип истолкования всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах в пользу плательщика налога или сбора. «Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов)».

 

В современных условиях хорошо-организованная система налогообложения должна отвечать следующим принципам:

· налоговое законодательство должно быть стабильно;

· взаимоотношения налогоплательщиков и государства должны носить правовой характер;

· тяжесть налогового бремени должна равномерно распределяться между категориями налогоплательщиков и внутри этих категорий;

· взимаемые налоги должны быть соразмерны доходам налогоплательщиков;

· способы и время взимания налогов должны быть удобны для налогоплательщика;

· существует равенство налогоплательщиков перед законом (принцип недискриминации);

· издержки по сбору налогов должны быть минимальны;

· нейтральность налогообложения в отношении форм и методов экономической деятельности;

· доступность и открытость информации по налогообложению;

· соблюдение налоговой тайны.

Данные нормы направлены на обеспечение защиты прав плательщиков налогов и сборов.

 

Проблемы и принципы налогообложения.

 

Налогообложение – это сложная система, за которой требуется постоянный и жесткий контроль. Как нам известно, наша российская система налогообложения несовершенна, да и любая такая система не может быть абсолютно идеальной ввиду постоянно меняющихся исторических событий, а следить и тем более контролировать этот процесс, требует постоянных и больших затрат со стороны государства. В свою очередь государство тратит большую сумму на обеспечение контроля, при этом эти деньги берутся не из кармана нашего правительства, а из кармана обычных жителей, которые в свою очередь платят налоги, откуда и берется сумма, направляемая на совершенствование системы налогообложения. Из этого следует, что мы живем

замкнутом круге, проблема которого никак не может решиться. Рассмотрим основные проблемы этой системы.

1. Проблемы налогового законодательства. В нестабильности налогового законодательства, выражаемая ввиду постоянных поправок и изменений в НК РФ, при этом ликвидируются созданные ранее привилегии, которые теперь становятся риском для инвесторов. Ко всему прочему нужно обратить внимание на нечеткость и неясность нормативных документов налогообложения, что значительно затрудняет понимание налогоплательщиков, в связи с этим и происходят ошибки, при их начисление налогов.

2. Проблема неплатежей (недоимки). Это проблема является ключевой во всей системе налогообложения. Одной из причин, способствовавших значительному росту недоимки, стало увеличение объёмов отсроченных платежей, предоставляемых предприятием имеющим задолженность по платежам в бюджет, с целью бронирования поступающих на их расчётные счета средств для выплаты заработной платы. Другая причина неплатежей – отсутствие средств на счетах плательщиков, а также низкая платёжная дисциплина налогоплательщиков в этой связи на основании постановления правительства.

3. Трудности механизма налогообложения. Обращает на себя внимание проблема неэффективности отдельных элементов налогового механизма. Существует многочисленный аппарат налоговой инспекции, налоговой полиции, отделов УВД по борьбе с экономическими преступлениями. А результат работы оставляет желать лучшего. Из-за неподготовленности кадров этих органов, неумения грамотно провести поддержку, ревизию, зачастую многие и юридические и физические лица легко уходят от ответственности за сокрытие налогов. Теневая экономика – это наиболее латентный вид экономической деятельности, качественно отличающийся от всех других нарушений и "сокрытий" требующий большего количества сил и средств для борьбы с ним, в частности применения оперативно-розыскных методов и потому представляющий собой наиболее тяжкий вид социально опасных делений в налоговой сфере.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: