Функция регулирования. Для того чтобы устоять в борьбе, предприниматель должен предлагать изделия, которые предпочитает потребитель (суверенитет потребителя). Отсюда и факторы производства под влиянием цены направляются в те отрасли, где в них существует наибольшая потребность.
Функция мотивации. Для предпринимателя конкуренция означает шанс и риск одновременно:
– предприятия, которые предлагают лучшую по качеству продукцию или производят ее с меньшими производственными затратами, получают вознаграждение в виде прибыли (позитивные санкции). Это стимулирует технический прогресс;
– предприятия, которые не реагируют на пожелания клиентов или нарушения правил конкуренции своими соперниками на рынке, получают наказание в виде убытков или вытесняются с рынка (негативные санкции).
Функция распределения. Конкуренция не только включает стимулы к более высокой продуктивности, но и позволяет распределять доход среди предприятий и домашних хозяйств в соответствии с их эффективным вкладом. Это отвечает господствующему в конкурентной борьбе принципу вознаграждения по результатам.
Функция контроля. Конкуренция ограничивает и контролирует экономическую силу каждого предприятия. Например, монополист может назначать цену. В то же время конкуренция предоставляет покупателю возможность выбора среди нескольких продавцов. Чем совершеннее конкуренция, тем справедливее цена.
Политика в области конкуренции призвана заботиться о том, чтобы конкуренция могла выполнять свои функцию. Руководящий принцип "оптимальной интенсивности конкуренции" в качестве целей политики в области конкуренции предполагает, что:
|
– технический прогресс в отношении изделий и прогрессов быстро внедряется (инновация под давлением конкуренции);
– предприятия гибко адаптируются к меняющимся условиям (например, склонности потребителей) (адаптация под давлением конкуренции).
Масштаб интенсивности конкуренции определяется тем, как скоро преимущества в прибыли теряются в результате успешного воспроизведения инноваций конкурентам. В первую очередь это зависит от того, насколько быстро конкуренты реагируют на рывок вперед предприятия-пионера и насколько динамичен спрос.
В соответствии с руководящим принципом оптимальной интенсивной конкуренции благоприятные условия для нормального функционирования соперничества появляются тогда, когда имеют дело с "широкой" олигополией с "умеренной" индивидуализацией продукции. "Узкая" олигополия с сильной индивидуализацией продукции, напротив, уменьшает интенсивность конкуренции.
В каждой рыночной экономике существует опасность того, что участники конкурентной борьбы попытаются уклониться от обязательных норм и риска, связанных со свободной конкуренцией, прибегая, например, к сговору о ценах или имитации товарных знаков. Поэтому государство должно издавать нормативные документы, которые регламентируют правила конкурентной борьбы и гарантируют:
· Качество конкуренции;
· Само существование конкуренции;
· Цены и качество изделий должны быть в центре внимания конкуренции;
· Предлагаемая услуга должна быть соразмерной по цене и другим договорным условиям;
· Защищенные правовыми нормами товарные знаки и марки помогают покупателю различать товары по их происхождению и своеобразию, а также судить о некоторых их качествах;
|
· Ограниченная по времени патентная защита (20 лет) и зарегистрированные промышленные образцы, а также образцы промышленной эстетики.
Нарушения хотя бы одной из условий полной конкуренции, ведет к возникновению неполной (несовершенной) конкуренции - это совокупность типов рыночных структур, в которых бездействуют условия полной конкуренции. Основное отличие не полностью конкурентных рынков от полностью конкурентных состоит в способности отдельных участников неконкурентных рынков той или другой мерой влиять на рыночные цены, тогда как участники полностью конкурентного рынка есть ценополучателями.
Монополия – это такой тип рыночной структуры, где:
1. Весь отраслевой выпуск поставляет одна фирма, частица каждого потребителя, (которых на рынке очень много) в общем объеме рыночная продукция незначительна;
2. продукция однородная и не имеет близких заменителей;
3. вхождения на рынок новых фирм блокировано;
4. потребители не взаимодействуют между собою;
5. существует полная осведомленность относительно рыночных цен, объемов и спроса покупателей.
Сжатое определение монополии концентрирует внимание лишь на существенных ее особенностях: монополия - это тип рыночной структуры, когда лишь одна фирма предлагает весь рыночный объем блага, для которого не существует близких заменителей.
Соответственно, фирма в условиях монополии носит название монополистом, а рынок, а которому действует монополист - монопольным рынком.
|
Рынок, где сурово выполняются все указанные условия (1) – (5), называется чистой монополией. Чистая монополия - эта тоже идеальная модель рынка, как и полная конкуренция. [3, с.56]
Конкурентный механизм не срабатывает на монопольном рынке, через наличие входных барьеров, которые блокируют вхождения в монополизированную область. Благодаря факторам, которые создают неблагоприятные условия для фирм-новичков сравнительно с фирмой, которое уже работает в области. Такими факторами может быть абсолютное преимущество в стоимости продукции, экономия на масштабе, необходимость большого начального капитала, дифференциация продукции, высокие транспортные затраты или вообще не транспортабельность отдельных товаров и услуг (это создает условия для существования местных монополий, чья сфера деятельности ограничивается отдельным регионом), монопольное владение всем объемом предложения отдельного ресурса.
Барьеры может создавать также государственная власть в виде патентов, лицензий, авторских прав, привилегий на осуществление определенной деятельности лишь одной фирмой; иногда сама государственная власть есть монополистом (например, в сфере государственного управления). Рынки, закрытые для вхождения конкурентов юридическими барьерами, носят название закрытыми монополиями.
Монополия, которая существует за счет экономии на масштабе, носит название естественной монополией.
Существование разнообразных входных барьеров есть источником монопольной власти. Монопольная (рыночная) власть состоит в способности фирмы влиять на рыночную цену. Конкурентная фирма лишена рыночной власти. Чистый монополист имеет абсолютную рыночную власть, его способность влиять на цену ограничивает лишь спрос потребителей. Поэтому фирма-монополист есть ценообразователем - то есть устанавливает цену на рынке.
Совершенная конкуренция
Когда говорят о совершенной конкуренции, то при этом противопоставляют ее несовершенной конкуренции, которая в значительной мере создается участием на рынке монополий и олигополии. Как мы уже отмечали, свободной, или совершенной, конкуренции не существует, и никогда не существовало в мире, и, тем не менее, в интересах теоретического анализа, мы используем это понятие, причем чаще всего экономисты применяют термин "совершенная конкуренция".
Совершенной называют такую конкуренцию, участники которой, во-первых, заняты производством и продажей однотипного, тождественного товара, который по своим качествам не отличается один от другого. Во-вторых, каждый производитель может продать любое количество товара и не вызвать этим никакого изменения цен на конкурентном Рынке, поскольку предполагается, что число производителей так велико и объем продукции каждого настолько мал, что это не повлияет на установившуюся равновесную цену. Конечно, это определение дает идеальное представление о Рынке совершенной конкуренции, однако это помогает Нам лучше понять рыночные процессы, если принять во внимание, что в народном хозяйстве существуют такие отрасли, которые более или менее приближаются к такому определению. Например, в сельском хозяйстве на Западе существуют сотни тысяч фермеров, ведущих самостоятельное производство на собственной или арендованной земле. Вклад каждого из них в общее производство зерна, картофеля, овощей и других культур сравнительно невелик, и поэтому они не могут сколько-нибудь существенно повлиять на рыночные цены, на продукты.
Совершенная конкуренция на практике довольно редка, но это модель рынка, которая имеет весомое аналитическое значение. Так чистая конкуренция представляет собой простейшую ситуацию, в которой следует использовать понятия "доход" и "издержки". Совершенная конкуренция является ясным и значительным отправным пунктом для любой дискуссии об определении цены и объема производства. [13, с. 267]
Из выше сказанного вытекают характерные черты совершенной конкуренции.
1. Очень большое число фирм. Основной чертой чисто конкурентного рынка является наличие большого числа независимо действующих продавцов, обычно предлагающих свою продукцию на высокоорганизованном рынке. Примером служат рынки сельскохозяйственных товаров, фондовая биржа и рынок иностранных валют.
2. Стандартизированная продукция. Конкурирующие фирмы производят однородную продукцию. При данной цене потребителю безразлично, у какого продавца покупается продукт. Вследствие стандартизации продукции отсутствует основание для неценовой конкуренции, то есть конкуренции на базе различий в качестве продукции, рекламе или стимулировании сбыта.
3. Практически отсутствует контроль над ценой продукции. На чисто конкурентном рынке отдельные фирмы осуществляют незначительный контроль над ценой продукции. Это свойство вытекает из двух предыдущих. В условиях чистой конкуренции каждая фирма производит настолько небольшую часть от общего объема производства, что увеличение или уменьшение ее выпуска не будет оказывать ощутимого влияния на общее предложение, или, следовательно, цену продукта.
4. Свободное вступление в отрасли. Новые фирмы могут свободно входить, а существующие фирмы - свободно покидать чисто конкурентные отрасли. В частности, не существует никаких серьезных препятствий - законодательных, технологических, финансовых и других, - которые могли бы помешать возникновению новых фирм и сбыту их продукции на конкурентных рынках.
5. Равный доступ к информации. Участники конкурентного рынка имеют равный доступ к информации, т.е. все продавцы имеют представление о ценах, технологии производства, возможной прибыли. В сою очередь покупатели осведомлены о ценах и об их изменении.
Как мы отмечали в конце предыдущей главы, в условиях совершенной конкуренции в долгосрочном периоде соблюдается равенство MR=МС=АС=Р.
Конечно, в течение короткого отрезка времени в условиях совершенной конкуренции фирма может получать сверхприбыли или нести убытки. Однако для длительного периода такая предпосылка нереальна, так как в условиях свободного входа и выхода из отрасли слишком высокая прибыль привлекает в данную отрасль другие фирмы, а убыточные фирмы разоряются и уходят из отрасли.
Совершенная конкуренция помогает распределить ограничения ресурсы таким образом, чтобы достичь максимального удовлетворения потребностей. Это обеспечивается при условии, когда Р = МС. Данное положение означает, что фирмы будут производить максимально возможное количество продукции до тех пор, пока предельные издержки ресурса не будут равны цене, за которую его удалось купить. При этом достигается не только высокая эффективность распределения ресурсов, но и максимальная производственная эффективность. Совершенная конкуренция заставляет фирмы производить продукцию с минимальными средними издержками и продавать ее за цену, соответствующую этим издержкам. Графически это означает, что кривая средних издержек только касается кривой спроса. Если бы издержки на производство единицы продукции были выше цены (АС > Р), то любая продукция была бы экономически убыточной и фирмы вынуждены были бы покинуть данную отрасль. Если бы средние издержки были ниже кривой спроса и соответственно цены (АС < Р), это означало бы, что кривая средних издержек пересекала кривую спроса и образовался некий объем производства, приносящий сверхприбыль. Приток новых фирм рано или поздно свел бы эту прибыль на нет.
Совершенная конкуренция, как и рыночная экономика в целом, обладает рядом недостатков. Говоря о том, что совершенная конкуренция обеспечивает эффективное распределение ресурсов и максимальное удовлетворение потребностей покупателей, не следует забывать, что она исходит из платежеспособных потребностей, из распределения денежных доходов, которые сложились ранее. Это создает равенство возможностей, однако отнюдь не гарантирует равенство результатов. Совершенная конкуренция учитывает лишь те издержки, которые окупаются. Однако в условиях недостаточной спецификации прав собственности существуют такие выгоды (издержки), которые не учитываются фирмами: их осуществляет общество.
В этом случае говорят о побочных внешних выгодах или издержках (положительных или отрицательных экстерналиях). Поэтому в условиях недостаточной спецификации прав собственности возможно недопроизводство положительных и перепроизводство отрицательных экстерналий.
Совершенная конкуренция не предусматривает производство общественных благ, которые хотя и приносят удовлетворение потребителям, однако не могут быть четко разделены, оценены и проданы каждому потребителю в отдельности (поштучно). Это относится к таким общёственным благам, как противопожарная безопасность, национальная оборона и т. д.
Совершенная конкуренция, предполагающая огромное число фирм, не всегда способна обеспечить концентрацию ресурсов, необходимую для ускорения научно-технического прогресса. Это, прежде всего, касается фундаментальных исследований (которые, как правило, бывают убыточными), наукоемких и капиталоемких отраслей.
Чистая конкуренция на практике встречается довольно редко. Это не означает, однако, что анализ конкурентного рынка - неактуальное логическое упражнение.
1. Существует несколько отраслей, более близких к чистой конкурентной модели, чем любой другой рыночной структуре. Например, многие особенности американского сельского хозяйства (пшеница, рис), рынка иностранных валют (песо, иены) и морской рыбной ловли (лосось, омары) легче понять, зная, как функционируют конкурентные рынки.
2. Чистая конкуренция представляет собой простейшую ситуацию, к которой применимы понятия "доход" и "издержки", введенные в предыдущих главах. Чистая конкуренция служит ясной многозначной отправной точкой для любого обсуждения вопросов ценообразования и определения объема производства.
3. Функционирование чистой конкурентной экономики дает нам образец, или стандарт, с которым можно сравнивать и по которому можно оценивать эффективность реальной экономики.
Короче говоря, чистая конкуренция – это модель рынка, которая помогает понять и оценить значение явлений реальной жизни.