В правительстве сначала говорили как о возможном факторе влияния на входные барьеры, тем не менее, в 1970-1980-х годах правительство на всех уровнях следует признавать как такое, что имеет потенциальное влияние на много, если не на все аспекты отраслевой структуры и непосредственно, и опосредствованно. Во многих областях правительство есть покупателем или продавцом, и может влиять своей политикой на конкуренцию в области. Например, правительство сыграет решающую роль как покупатель оборонительной продукции, а также как поставщик лесоматериалов. Во многих случаях роль правительства как поставщика или покупателя определяется больше политическими факторами, чем экономическими обстоятельствами, и это, возможно, естественный факт. Регулятивные мероприятия правительства могут также ограничивать поведение фирм как поставщиков или покупателей.
Правительство также может влиять на положение в области относительно заменителей через регулирование, субсидирования и прочие мероприятия. Например, правительство СЕЛА предоставляет значительную помощь, развитию солнечной энергетики, используя налоговые стимулы и гранты для исследователей. Снятия Государственного контроля над использование естественного газа приводит к быстрому вытеснению ацетилена как химического сырья. Нормы безопасности и загрязненности влияют на относительные затраты и качество заменителей. Правительство может влиять и на соперничество конкурентов, регулируя развитие области, структуру затрат и т.п.
Таким образом, не может существовать завершенного структурного анализа без оценки влияния сегодняшней и будущей правительственной политики всех уровней на условия структуры области. С целью стратегического анализа, как правило, целесообразнее рассмотреть, как правительство влияет на конкуренцию через пять ее факторов, чем исследовать его в роли такого фактора. Вместе с тем в стратегическом аспекте правительство можно рассматривать как объект, что сам испытывает влияние.
|
Входные барьеры можно создавать шестью основными способами.
Экономия за счет масштабов. Экономия за счет масштабов означает уменьшения затрат на единицу продукции (или на производственную операцию или функцию) по мере возрастания абсолютного объема продукции за период. Такая экономия препятствует вхождению, заставляя новичка увеличивать масштабы производства и рисковать получить отпор от существующих фирм или же начинать из небольших объемов производства и нести убытки. Оба пути есть нежелательными. Экономия за счет масштабов может существовать почти в каждой фазе бизнеса, включая производство, куплю, опытно-конструкторскую деятельность, маркетинг, сервис, розничную торговлю и распределение. Например, экономия за счет масштабов в производстве, опытно-конструкторских роботах, маркетингу и сфере услуг служит, вероятно, самым надежным барьером на входе к компьютерной индустрии.
Подразделы многофункциональной фирмы могут использовать другие виды экономии, подобные к экономии за счет масштабов, если они способные распределить операции или функции, которые дают экономию, с другими подразделами компании. Например, многофункциональная компания может вырабатывать небольшие электродвигатели, которые потом используются в производстве промышленных вентиляторов, сушилок волоса и охладительных систем для электронного оснащения. Если экономия за счет масштабов в производстве двигателей превышает количество двигателей, нужных на одном определенном рынке, многофункциональная компания, диверсифицированная в такой способ, получит экономию. Эта экономия превысит ту сумму, какую фирма получила, если бы электродвигатели использовались для производства лишь, скажем, сушилок волоса. Так, взаимосвязанная диверсификация в общих операциях или функциях может устранить ограничения на объем продукции, которые накладываются размерами данной области. Потенциальный конкурент вынужден диверсифицировать или же нести убытки. Деятельности или функции, которые дают экономию на масштабах и которые можно распределить, могут включать работу торгового персонала, системы распределения, закупки фирмы и т.п.
|
Выгода от распределения более всего весит при наличии общих затрат. Последние возникают, когда фирма - производитель товара А должен иметь мощности для производства товара Б. Примером этого есть пассажирские и грузовые авиаперевозки (в грузовых самолетах по технологической причине пассажиры заполняют ограниченную площадь самолета - салон, а сдача пространства отводится для груза). Подъем самолета в воздух требует значительных затрат, независимо от количества пассажиров на борту. Итак, фирма, которая соревнуется за рынки пассажирских и грузовых перевозок, может иметь значительный перевес над компанией, которая ведет конкурентную борьбу лишь на одном рынке. Один и тот же эффект наблюдается в случае с процессом производства, кроме основной продукции, побочных продуктов. Фирма-новичок, которая, в отличие от уже существующих фирм, не получает максимальной выручки от побочных продуктов, может понести убыток.
|
Типичный пример общих затрат – это способность производственных подразделов компании распределить нематериальные активы, такие как марочные названия и ноу-хау. Затраты на создание нематериального актива одноразовые; потом этот актив можно легко применить в других сферах бизнеса, определенной дополнительной суммы будет требовать, кроме того, его модификация и приспособления к другим условиям. Итак, ситуация, за которой распределяются нематериальные активы, может дать значительную экономию.
Экономия за счет масштабов выступает в роли входного барьера там, где существует экономия за вертикальной интеграцией, то есть операции на последовательных этапах производства или распределения. Чтобы этот входной барьер сработала, необходимо, лишь бы распределенная операция или функция давала экономию за счет масштабов, которая бы выходила за пределы любого рынка. Иное сбережение средства путем распределения может оказаться иллюзорным. Компания может наблюдать уменьшения затрат, тем не менее это поясняется исключительно излишними мощностями в операции или функции. Такая экономия непродолжительная, и, когда производственные мощности полностью загруженные, фактические затраты распределенной операции станут очевидными. [15, с. 210]
В этом случае фирма новичок должна интегрироваться или же она несет убытки и, возможно, утратит право на пользование ресурсами или рынком сбыта, если большинство укорененных конкурентов есть интегрированными. Потеря права в таких ситуациях обосновывается тем, что большинство потребителей покупают продукцию у подразделов собственной фирмы и так же большинство поставщиков "торгуют" в границах собственной компании. Независимой фирме тяжело поддерживать сравнительно одинаковые с конкурентами цены, и ее могут "раздавить", если интегрированные конкуренты будут предлагать ей другие условия, чем своим подразделам. Требование интегрироваться на входе может увеличить риск отпора со стороны конкурентов и соорудить другие входные барьеры.
Входной барьер создается наличием переходных затрат, то есть разовых затрат фирмы-покупателя на переход от товара одного поставщика к товару другого. В переходные затраты могут входить стоимость переподготовки персонала и нового вспомогательного оборудования, затраты времени и денег на проверку надежности нового поставщика, потребность в технической помощи со стороны нового продавца, создания нового дизайна товара ли даже материальные затраты на разрыв отношений4. Если эти переходные затраты являются значительными, новички должны радикально уменьшить затраты ли улучшить качество товара, чтобы покупатели переключились на потребление их продукции.
Заключение
В данной работе я произвел обзор видов рыночных структур, виды и свойства конкуренции, структурный анализ и стратегию конкуренции, материалов связанных с деятельностью правительства как фактора отраслевой конкуренции, суть входных барьеров. Из выше перечисленного материала, следует, что: конкуренция является необходимым и определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики. Но как любое явление имеет свои плюсы и минусы. К положительным чертам можно отнести: активизацию инновационного процесса, гибкое приспособление к спросу, высокое качество продукции, высокую производительность труда, минимум издержек, реализацию принципом оплаты по количеству и качеству труда, возможность регулировки со стороны государства. К негативным последствиям - "победа" одних и "поражение" других, различие в условиях деятельности, что ведет к нечестным приемам, чрезмерная эксплуатация природных ресурсов, экологические нарушения и др.
Говоря о негативных методах ведения конкурентной борьбы необходимо отметить, что все-таки пока есть конкуренция, будет существовать и промышленный шпионаж, т.е. эти два явления связаны между собой, нельзя, конечно, отрицать эффективность промышленного шпионажа, например, он оказывает значительное влияние на развитие военно-промышленного комплекса. И все же, несмотря на эффективность промышленного шпионажа, он не может заменить развития ни в отраслевых, государственных и глобальных масштабах, не может заменить научно-исследовательские работы, открытия, т.к. если все время пользоваться чужим, похищенным, то при этом теряется некоторый собственный потенциал развития, что в итоге ведет к регрессу.
В целом же, я считаю, конкуренция несет меньше негативных моментов, чем положительных; конкуренция – значительно меньшее зло, чем монополия, злоупотребляющая своим положением в экономике.
Конкуренция - определяющее условие поддержания динамизма в экономике, и в условиях конкуренции создается большее национальное богатство при меньшей стоимости каждого вида продукции по сравнению с монополией и плановой экономикой.
Без повышения уровня конкуренции невозможно осуществлять ни структурные преобразования в экономике на основе научно-технического прогресса, ни переход к новому качеству экономического роста. Конкуренцию следует оценивать не столько как функцию некоторых рыночных структур, сколько с точки зрения ее результатов. Конкуренция может быть ограниченной вследствие немногочисленности фирм, их размеров, степени концентрации производства. Но важнее знать, насколько подходят потребителю цены, качество товаров. Конкуренция должна быть прежде всего действенной и эффективной.
Проблемы, связанные с развитием различных форм конкуренции неоднозначны, так как реальная жизнь очень динамична и в ней существуют не только критерии экономической эффективности, но действуют и политические или социальные факторы. Обществу выгоднее иметь совершенного конкурента, чем монополиста, в то же время условия производства подталкивают предприятия к тому, чтобы иметь большую власть и влияние на рынок. Таким образом, нельзя дать ответ - какая рыночная ситуация "лучше" позволяет обеспечить оптимальные пропорции распределения ресурсов, обеспечить равновесие на рынке, здесь нужно учитывать не только макро- но и микроэкономические факторы, которые оказывают влияние на развитие экономической ситуации в отрасли или экономике, каждый конкретный случай требует особого подхода.
Решающую роль в создании на рынке благоприятной конкурентной среды играют антимонопольное законодательство и деятельность антимонопольных органов, правильное поведение которых способствует стабилизации всей экономики в целом.
Список используемой литературы
1.Электронный учебник «Экономическая теория» https://el.tfi.uz/ru/et/gl23.html
2.Федеральная служба государственной статистики https://www.gks.ru/