Рассмотрим характерные черты монополистической конкуренции




1. Относительно большое число фирм. Монополистическая конкуренция подразумевает такую рыночную ситуацию, при которой относительно большое число небольших производителей предлагает похожую, но не идентичную продукцию. Различия между монополистической и чистой конкуренцией весьма значительные.

2. Дифференциация продукта. В противоположность чистой конкуренции одним из основных признаков монополистической конкуренции является также дифференциация продукта. Фирмы в условиях чистой конкуренции производят стандартизированную продукцию; производители в условиях монополистической конкуренции выпускают разновидности данного продукта. При этом дифференциация продукта может принимать ряд различных форм.

3. Неценовая конкуренция. Как явствует из вышеприведенного обсуждения, в условиях монополистической конкуренции экономическое соперничество сосредоточивается не только на цене, но также и на таких неценовых факторах, как качество продукта, реклама и условия, связанные с продажей продукта. Так как продукты дифференцированы, можно предположить, что со временем они могут быть изменены и что черты различия продукта каждой фирмы будут восприимчивы к рекламе и другим формам стимулирования сбыта.

4. Легкое вступление в отрасль. Вступить в отрасль с монополистической конкуренцией относительно легко. То, что производители в условиях монополистической конкуренции являются типично небольшими по размеру фирмами как в абсолютном, так и в относительном выражении, предполагает, что эффект масштаба и требующийся капитал невелики.

Основными признаками монополистической конкуренции являются:

1. Относительно небольшая доля всего рынка, приходящаяся на одну фирму, а, следовательно, ограниченный контроль над ценой;

2. Сравнительно большое число фирм гарантирует, что тайный уговор с целью ограничения объема выпуска и искусственного повышения (понижения) цены практически невозможен;

3. Фирмы самостоятельны в выборе производственных решений и не учитывают возможную реакцию со стороны конкурентов;

4. Дифференциация продукта в различных фирмах:

· по качеству - долговечность, дизайн, мощность и т.п.;

· по услугам и условиям, связанным с реализацией продукта - сервис, послепродажное обслуживание, доставка, сроки гарантии и т.п.;

· по размещению и доступности продукта - супермаркеты с более низкими ценами и небольшие магазины на оживленных улицах с более высокими ценами;

· по рекламе, упаковке, фирменным знакам, престижу;

5. экономическое соперничество сосредоточивается не только на цене, но и на неценовых факторах.

Ценовая конкуренция – это вид конкурентной борьбы посредством изменения цен на товары. Фирмы-продавцы двигаются по кривой спроса, снижая или увеличивая цену. Основной условие ведения успешной конкурентной борьбы с помощью цен - постоянное совершенствование производства и снижение себестоимости. Выигрывает только тот предприниматель, который располагает реальными шансами снижения издержек производства.

При неценовой же конкуренции роль цены нисколько не уменьшается, однако на первый план выступают уникальные свойства продукта, его техническая надежность, высокое качество. Именно это, а не снижение цены, позволяет привлечь новых покупателей и повысить конкурентоспособность товара.

Существованию конкуренции угрожает монополия. В широком понимании монополия - это такая ситуация, за которой продавцов (производителей) настолько имело, что каждой из них может влиять на общий объем предложения и цену продукции, которая реализуется.

Практика удостоверяет, что в зависимости от характера и причин, являются такие виды монополии: естественная, легальная и искусственная.

Естественная монополия существует в областях, которые вырабатывают редчайшие металлы и прочие элементы производства, а также в областях инфраструктуры, которые имеют важное и стратегическое значения.

Легальная монополия получается на законных основаниях для предоставления особых услуг (связь, органы, которые предоставляют авторского права и т.п.).

Искусственная монополия возникает вследствие особого положения предприятий для получения монополистических преимуществ.

Угроза монополии состоит в том, что там, где властвуют монополисты, исчезает свободная конкуренция, то есть прекращается общественное влияние на производство. Монополисты получают возможность манипулировать ценами для собственной выгоды и в ущерб обществу в целом.

Нечестная конкуренция – это деятельность хозяйственного субъекта, которая направленная на получение коммерческой выгоды и обеспечение доминирующего положения на рынке, обманом потребителей, партнеров, других хозяйственных субъектов и государственных органов. Методы осуществления нечестной конкуренции такие.

Во-первых, дезинформация со стороны производителя потребителей - покупателей и хозяйственных субъектов о товаре и услугах. Она оказывается в неправильных сведениях о потребительских свойствах товара: класс, сорт, качество изготовления.

Во-вторых, использования товарного знака, фирменного наименования или маркирование товара без разрешения хозяйственного субъекта, на имя которого они зарегистрированы. Как правило, используются товарные бланки, маркирования тех фирм, продукция которых пользуется большим спросом.

В-третьих, распространения неправдивых сообщений о товарах своих конкурентов. Такая информация, конечно, наносит ущерб деловой репутации конкурентов и отрицательно отбивается на результатах их коммерческой деятельности.

В-четвертых, старания некоторых фирм влиять на поставщиков ресурсов и банки для того, чтобы они отвечали отказом конкурентам в снабжении сырья, материалов, а также в предоставлении кредитов.

В-пятых, переманивания ведущих специалистов конкурентов подкупом, установлением более высоких окладов и разных льгот.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: